Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сопоставление грамматических форм слов




Методические указания. К работе по сопоставлению различных слов рекомендуется приступать в том случае, если в активном словарном запасе детей имеется достаточное количество названий предметов (не менее 100-150 су-

ществительных) и названий действий (не менее 20-40 глаголов). Весь речевой материал логопед подбирает с учетом возможностей каждого ребенка. В итоге проделанной работы дети должны научиться изменять существительные, используя окончания единственного (-у, -а, -е(-и), -ом, -ой) и множественного числа (-ы(-и), -ов, -ах, -ами), а также иметь следующий запас глагольных форм:

1) повелительное наклонение 2-го лица единственного числа;

2) инфинитив;

3) изъявительное наклонение настоящего времени (3, 1, 2-е лицо единственное число; 3, 1-е лицо множественное число);

4) прошедшее время 3-го лица единственного и множественного числа. (На данном этапе обучения совершающиеся действия не сопоставляются во времени.)

При подборе глаголов нужно учитывать чередования в основах. Если чередование стойко не усваивается, следует взять в работу только формы, доступные для усвоения.

Задание 15. Предложить детям подобрать к картинке, изображающей один предмет, картинку с изображением нескольких таких же предметов, после чего правильно назвать пары отобранных картинок и сказать, чем они отличаются.

Например: шар — шары мяч — мячи муха — мухи

Задание 16. Предложить детям назвать картинки и сказать, чем они отличаются:

дом — домик мяч — мячик шар — шарик еж — ежик

ягода — ягодка лопата — лопатка стол — столик стул — стульчик

нос — носик — носище

глаз — глаза — глазищи — глазки рука — руки —• ручищи — ручки нога — ноги — ножки — ножищи

кот — слон — рот — ротик —

котик слоник ротище

Задание 17. Провести занятие на сопоставление сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов:

а) 2-е лицо единственного числа повелительного наклонения;

б) 3-е лицо единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения;

в) 1-е лицо единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения:

лежи — лежит — лежу сиди — сидит — сижу пиши — пишет — пишу неси — несет — несу дыши — дышит — дышу пей — пьет — пью лей — льет — лью лепи — лепит — леплю

иди — идет — иду беги — бежит — бегу спи — спит — сплю шей —шьет — шью читай — читает — читаю рисуй — рисует — рисую бей — бьет — бью мой — моет — мою

Задание 18. Научить детей изменять формы глаголов, используя сюжетные картинки с конкретным изображением действий. Игровой прием: "Догадайся, что сказала мама дочке и что та ответила":

На сюжетной карЧто сказала мама Ответ

тинке: дочке: девочки:

Девочка спит. Спи. Я сплю.

Девочка пьет. Пей. Я пью.

Девочка идет. Иди. Я иду.

Девочка сидит. Сядь. Я сижу.

Девочка ест. Ешь. Я ем.

Девочка стоит. Стой. Я стою.

Задание 19. Научить детей одни и те же предложения употреблять в утвердительной и отрицательной форме.

Я пойду гулять. — Я не пойду гулять.

Он поедет на машине. — Он не поедет на машине.

Дети пойдут в лес за грибами. — Дети не пойдут в лес за грибами.

Замечание к проведению задания. Это задание лучше проводить в форме вопросов к детям. Один ребенок должен ответить на вопрос утвердительно, а другой отвечает на этот же вопрос отрицательно.

— Петя, ты хочешь пить?

— Да, хочу.

— А ты, Вова, хочешь пить?

— Нет, не хочу.

Задание 20. Научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица един-стенного числа этих же глаголов.

Вова идет. — Я иду. Таня читает. — Я читаю.

Нина шьет. — Я шью. Катя бежит. — Я бегу.

Таня пьет. — Я пью. Толя рисует. — Я рисую.

Вова льет. — Я лью. Оля ест. — Я ем. Катя спит. — Я сплю.

Задание 21, Научить детей одни и те же глаголы настоящего времени единственного числа употреблять в 1-м лице множественного числа (можно без местоимений).

Я пью. — Я гуляю. —

Мы пьем. Мы гуляем.

Задание 22. Научить детей видоизменять глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени в инфинитив с помощью вопроса что делать!

Предлагаемый лексический материал

Дети собирают грибы. И нам надо (что делать?)... (собирать грибы).

Мальчик копает песок, и нам надо... (копать песок). Мальчик убирает комнату, и нам надо... (убирать комнату).

Девочка моет руки, и нам надо... (мыть руки). Мальчик пьет чай, и нам надо... (пить чай).

Ната шьет платье, и нам надо... (шить платье). Вова идет в школу, и нам надо... (идти в школу).

Задание 23. Сопоставить глаголы единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м1.

Я пью. — Ты пьешь —

Он пьет.

Я ем. — Ты ешь. —

Он ест.

Я иду. — Ты идешь. —

Он идет.

Я несу. — Ты несешь. —

Он несет.

Я стою. — Ты стоишь. —

Он стоит.

Я сплю. — Ты спишь. —

Он спит.

Я иду гулять. — Ты идешь гулять. — Он идет гулять. Я мою руки. — Ты моешь руки. — Он моет руки. Я строю дом из кубиков. —

Ты строишь дом из кубиков. —

Он строит дом из кубиков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.