Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV.Тестирование особых популяций




III.Сообщение результатов теста.

II.Конфиденциальность.

I. Защита неприкосновенности личной жизни.

Довести до сознания тестируемого будущее использование результатов теста (например, подписанное согласие). Если мы исследуем личностные особенности, то мы уже вторгаемся в личностные границы, и уже нужно личное согласие.

- Запрашиваемые сведения должны быть релевантными заявленным целям исследования.

- Осведомленное согласие.

(от кого тайну храним, доступность третьим лицам)

- мы не раскрываем без ведома и согласия испытуемого результаты (исключение: решение суда, запрос официальных инстанций),

- контроль доступа к архивным данным.

Доступный язык изложения, учитывать уровень образования, эмоциональное состояние того, кому сообщаем.

Это дети, люди с ограниченными способностями, этнические меньшинста. Важно соблюдать этические принципы.


 

 

32. Требования к разработчикам тестов. Профессиональная ответственность издателей тестов.

Право на приобретение тестов обычно представляется лицам, имеющим определенную квалификацию. В каталогах основных издателей тестов приводятся те требования, которым должны удовлетворять их покупатели, обычно правомочными признаются или профессиональные психологи, или специалисты, чье образование может быть приравнено к психологическому. Некоторые издатели распределяют тесты в зависимости от уровня квалификации использующих их людей, начинают с тестов достижений в учебной деятельности и тестов профессиональной пригодности, затем помещают тесты интеллекта и опросники по интересам и заканчивают клиническими методиками типа индивидуальных тестов интеллекта и основных личностных тестов. Меры по ограничению распространения тестов преследуют двоякую цель: неразглашение тестовых материалов и предупреждение их неправильного применения.
<Этические нормы> гласят: <Доступ к таким методикам ограничивается людьми,
чьи профессиональные интересы гарантируют их правильное использование>; <Тестовые результаты, как и материалы теста, передаются только тем лицам, чья квалификация позволяет их интерпретировать и использовать надлежащим образом.
Следует отметить, что хотя распространители тестов прилагают все
усилия к выполнению этих требований, контроль, который они в состоянии осуществить, неизбежно ограничен. Основная ответственность за надлежащее использование тестов лежит на использующих их лицах и организациях. Очевидно, например, что степень магистра или даже доктора психологии, государственные лицензии и дипломы, выданные
Советом по профессиональной психологии, не обязательно означают,
что индивид достаточно квалифицирован для того, чтобы использовать
какой-то конкретный тест, или что его подготовки достаточно для правильной интерпретации его результатов.
Профессиональная ответственность связана также с распространением психологических тестов, осуществляемым авторами и издателями.
Не следует выпускать для общего применения неподготовленные тесты.
Недопустимы какие-либо заявления о достоинствах теста при отсутствии
достаточно объективных оснований. Когда тест распространяется только
с исследовательскими целями, это условие должно быть оговорено, а распространение теста соответственно ограничено. В руководстве по использованию теста следует приводить как данные, позволяющие оценить тест сам по себе, так и полную информацию о проведении, способах вычисления показателей и нормах теста. Руководство должно давать фактическое представление о том, что известно о тесте, а не быть средством его рекламы, представляющей тест в выгодном свете. Обязанностью автора и издателя тестов является достаточно частая перепроверка тестов и их норм с тем, чтобы предупредить их старение. Разумеется, время, за которое тест устаревает, весьма различно и зависит от природы теста,Тесты или большую их часть не следует печатать в газетах, популярных журналах или брошюрах ни в целях описания, ни для использования их при самооценке. В этих условиях самооценка может не только привести к признанию бесполезности теста, но и оказаться для индивида психологически вредной.

 

Разработчик и пользователь методик взаимо­действуют между собой прежде всего посредством методической ли­тературы. Стандартные требования к оформлению руководства, ме­тодических указаний, писем и другой методической литературы при­няты в качестве директивных документов обществами психологов ряда стран.

Целесообразно различать круг требований к документам раз­ного типа: 1) к исследовательской литературе, публикуемой в на­учных журналах, сборниках и монографиях, 2) к обзорно-анали­тическим руководствам и справочным изданиям, освещающим процедурные и количественные, а также содержательно-теорети­ческие аспекты применения какой-то методики или какого-то класса методик, 3) к «подручным методическим материалам», непосред­ственно инструктирующим пользователя в применении методики и содержащим стимульный материал, инструкции, тексты заданий, ключи, нормы, правила интерпретации, 4) к популярным издани­ям по психодиагностике.

1. Научные сообщения. Должны освещать: теоретические осно­вания методики (концепт и методический прием), способы разра­ботки и эмпирического обоснования, исследовательские данные о репрезентативности, надежности, валидности шкалы тестовых по­казателей (коэффициенты корреляций, регрессионные и факторные веса). Для читателей в научном сообщении могут быть даны «об­разцы» отдельные примеры тестовых заданий, позволяющие про­иллюстрировать принципы, на которых построена методика. В на­учных сообщениях не должны освещаться: для методик с профес­сиональными ограничениями («п-методик») - полный текст заданий ключи, тестовые нормы, детальные инструкции по проведению и интерпретации. Обо всей этой информации автор научного сообще­ния должен говорить лишь косвенно, используя ссылки на распрос­траняемую среди специалистов «инструктивную» литературу В на­учном сообщении могут быть приведены исчерпывающие описания методик, знание которых (и их возможное применение) непрофес­сионалами не может принести ущерба конкретным людям или пси­ходиагностическому потенциалу самой методики Этот класс мето­дик предлагается условно обозначить термином «открытые методи­ки» («о-методики»).

Автор научного сообщения имеет право определить статус разра­ботанной им методики как открытой методики, но любые модифика­ции или адаптации методики, уже определенной как профессиональ­ная «п-методика», должны освещаться в научных сообщениях в соот­ветствии с указанными требованиями. :

2. Справочно-методические издания. В этих изданиях могут быть приведены инструктивные материалы, включая текст заданий (воп­росов ключи, нормы, но при одном принципиальном условии: изда­нию придается статус издания для специалистов, обеспечивающий ему распространение среди читателей, имеющих необходимую пси­хологическую подготовку. Авторский коллектив такого издания лич­но отвечает перед Обществом психологов за распространение тира­жа этого издания по назначению.

3. Инструктивные документы. Содержат описание методики, обеспечивающее ее адекватное использование в точном соответ­ствии со стандартами: предмет диагностики, сфера применения, контингент испытуемых, процедура применения. Описание обяза­тельно должно снабжаться подробными сведениями о процедуре разработки методики и полученных при этом данных о надежнос­ти и валидности. Приведенные тестовые нормы должны сопровож­даться однозначным описанием выборки стандартизации и харак­тера диагностической ситуации в обследовании: добровольное участие испытуемых, бескорыстно сотрудничающих с психологом в: целях помощи исследованию («научное сотрудничество»), участие платных испытуемых («платное участие»), использование методи­ки в ходе запроса испытуемого на получение консультативной по­мощи («ситуация клиента»), использование методики в ходе при­нудительного (сплошного) административного обследования («си­туация экспертизы»).

Справочно-методические издания и инструктивные документы должны периодически (с определенным интервалом, зависящим от типа методики) пересматриваться, так как условия применения мето­дик со временем неизбежно меняются, а следовательно, изменяются психометрические свойства.

В справочных и инструктивных материалах должны быть одно­значно сформулированы требования к профессиональному статусу пользователя методики.

Инструктивные документы должны пройти объективные испыта­ния на однозначность указанных в них предписаний: пробная группа пользователей методики (теста) должна направлять автору докумен­та копии протоколов по результатам обследования, на основании ко­торых автор должен обеспечить идентичность стандартов авторского варианта методики и тех характеристик методики, которые выявля­ются при ее использовании. Последнее требование имеет принципи­альное значение для методик, предполагающих значительное учас­тие «экспертной» оценки (инструкции к контент-анализу, к интерпре­тации результатов проективной техники, полустандартизованного интервью и т. п.).

Процедуры подсчета тестовых баллов и интерпретации должны быть описаны с однозначной ясностью, позволяющей получать иден­тичные результаты при обработке одинаковых протоколов разными пользователями.

Предпочтительно включение и использование пользователями тестов локальных тестовых норм (по сравнению с не специализиро­ванными по популяции).

4. В популярных изданиях авторы-психологи не имеют права раз­глашать профессиональную тайну: описывать смысл диагностичес­ких приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит валидности методики.


 

 

33. Оценка квалификации пользователей и профессиональная компетентность.

Требования к психологу-пользователю.

Требование, чтобы тесты использовались только достаточно квалифицированными экспериментаторами, является первым шагом по защите индивида от неправильного использования тестов. Конечно, нужная квалификация меняется в зависимости от типа теста. Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов требуется относительно длительный период интенсивного обучения и наблюдения за процессом тестирования, в то время как для тестирования учебных достижений или профессиональной умелости нужна минимальная специальная психологическая подготовка. Следует также заметить, что студенты, участвовавшие в учебном тестировании, обычно не готовы к самостоятельному проведению тестов с другими людьми или к правильной интерпретации тестовых показателей. Хорошо подготовленный экспериментатор выбирает тесты, которые подходят как для той цели, с которой он проводит тестирование, так и для человека, которого он тестирует. Он знаком с литературой по выбранному тесту и способен оценить технические параметры таких его характеристик, как нормы, надежность и валидность. Он чуток к тем условиям, которые могут влиять на выполнение теста. Он делает выводы или дает рекомендации, только связав рассмотрение тестового результата (или результатов) с другой имеющей отношение к тесту информацией об индивиде. Главное же, он должен быть достаточно осведомлен в науке о человеческом поведении, что позволит ему избежать неоправданных выводов при интерпретации тестовых результатов. Если тесты проводятся лаборантами,или ассистентами, или людьми других профессий, для обеспечения необходимых условий правильной интерпретации выполнения тестовых заданий важно, чтобы их по крайней мере консультировал квалифицированный психолог. Неверным представлением о природе и цели тестов, а также неправильной интерпретацией результатов теста объясняются многие из распространенных критических замечаний в адрес психологических тестов. Отчасти трудности возникают из-за отсутствия понимания между специалистами по психометрии и заинтересованными в ней людьми-преподавателями, родителями, юристами, поступающими на работу и т.д. Вероятно, больше всего критикуются необоснованные выводы из IQ.Впрочем, не все неверные представления о тестах можно отнести за счетнепонимания между психологами и непсихологами. Психологическое те-стирование само по себе постепенно отделяется от основных направле-ний развития науки о поведении (A. Anastasi, 1967). Возрастающая слож-ность психологии неизбежно приводит к увеличению специализациипсихологов. В этом процессе специалисты по психометрии все большеи больше сосредоточивают свое внимание на техническом совершенство-вании тестов и незаметно теряют представление о том, что происходитв смежных областях, таких, как педагогика, детская психология, психологические аспекты построения теста исподволь сужают психологический кругозор тестолога, хотя тестовые показатели могут быть правильно поняты только в свете соответствующих знаний относительно поведения,которое тест предназначен измерять.Кого считать квалифицированным психологом? Очевидно, из-за разнообразия областей исследования и, следовательно, специализаций в подготовке ни один психолог не может быть сведущим во всех областях. Как признание этого факта, <Этическими нормами> установлено:<Психолог осознает границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не предлагает своих услуг, а также не использует методов, если они не удовлетворяют профессиональным стандартам, установ-ленным в конкретных областях исследования). Полезно различать психологов, работающих в системе учреждений,например в школе, университете, клинике или государственных органах,и психологов, занимающихся частной практикой. Поскольку практикующий психолог менее зависим от оценок и суждений квалифицированныхколлег, чем психолог, работающий в учреждении, он должен отвечать более высоким требованиям профессиональной квалификации. Это же справедливо в отношении психологов, осуществляющих контроль за ра-ботой психологов в различных организациях или консультирующих ихперсонал.Значительным шагом, повысившим профессиональные нормы и дав-шим общественности критерий для определения уровня квалифицированности психолога, было принятие штатами законов о лицензиях и аттестации психологов.

Пользователь-психолог:

а) должен знать и применять на практике общие теоретико-ме­тодологические принципы психодиагностики, владеть основами диф­ференциальной психометрики, должен следить за текущей методи­ческой литературой по психодиагностике, самостоятельно вести кар­тотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной об­ласти;

б) отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики. Он предупреждает возможные ошибки, допус­каемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в исполь­зовании того или иного теста;

в) пользуется преимущественным правом по сравнению с непро­фессионалами на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-эти­ческими принципами и интересами психологии. Он пользуется пре­имущественным правом получения методических материалов, в том числе приобретения их в качестве индивидуальной профессиональ­ной собственности.

Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диаг­ноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизо­ванные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

г) в подборе методик в комплексную программу обследования не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждения­ми в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффек­тивности диагностики: максимум надежности при минимуме затрат;

д) параллельно с использованием методик ведет научно-методи­ческую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-ме­тодической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего и в исследовательских, и в лечебных учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с голов­ной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы;

е) обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для про­ведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интер­претация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;

ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической ин­формации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать эту информацию. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;

з) психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструк­тивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуе­мыми секрет той или иной психодиагностической методики, на кото­ром основана его валидность;

и) обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и аль­тернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «пре­зумпции невиновности» в судопроизводстве;

к) сообщает в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному при­менению психодиагностики.


34. Требования к специалистам-непсихологам

Если тесты проводятся лаборантами,или ассистентами, или людьми других профессий, для обеспечения необходимых условий правильной интерпретации выполнения тестовых заданий важно, чтобы их по крайней мере консультировал квалифицированный психолог.

Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснован­ные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей: учи­теля, врачи, социологи, инженеры, экономисты. При этом специалист-смежник (пользователь) должен выполнять следующие требования:

а) предварительно проконсультироваться с психологами, работа­ющими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При на­личии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими;

б) если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;

в) пользователь, получающий доступ к «п-методикам», автоматически берет на себя обязательство по соблюдению профессиональной тайны;

г) пользователь соблюдает все этические нормативы в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он, так же как психолог, не имеет права злоупотреблять дове­рием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет исполь­зована информация;

д) методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требу­ющие параллельного использования высокопрофессиональных экс­пертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами;

е) пользователь содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвраще­ния некорректного использования методик.

Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, приняты­ми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответ­ственность, 2) компетентность, 3) этическая и юридическая право­мочность, 4) квалифицированная пропаганда психологии, 5) конфи­денциальность, 6) благополучие клиента, 7) профессиональная коо­перация, 8) информирование клиента о целях обследования, 9) мо­рально-позитивный эффект исследования, 10) гражданственность и патриотизм.


35. Защита неприкосновенности личной жизни.

Довести до сознания тестируемого будущее использование результатов теста (например, подписанное согласие). Если мы исследуем личностные особенности, то мы уже вторгаемся в личностные границы, и уже нужно личное согласие.

- Запрашиваемые сведения должны быть релевантными заявленным целям исследования.

- Осведомленное согласие.


 

 

36. Конфиденциальность.

(от кого тайну храним, доступность третьим лицам)

- мы не раскрываем без ведома и согласия испытуемого результаты (исключение: решение суда, запрос официальных инстанций),

- контроль доступа к архивным данным.

Так же как и сохранение тайны, связанная с ней проблема конфиденциальности тестовых данных многоаспектна. Основной ее вопрос: <Кто будет иметь доступ к тестовым результатам?> Ответ на него в конкретных ситуациях определяется такими соображениями, как неразглашение содержания теста, опасность неверного понимания показателей теста и заинтересованность разных лиц в его результатах.

Растущее понимание права индивида на получение доступа к данным своего тестирования, а также осознание, что он должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости пояснить или исправить фактическую информацию, заставляет консультантов все больше делать клиента активным участником

собственного обследования. Для этих целей тестовые результаты должны быть представлены в удобной для понимания форме, свободной от специальных терминов или профессионализмов и ориентированной на непосредственные задачи тестирования. Против неправильного использования и неверной интерпретации тестовых данных должны быть приняты соответствующие меры предосторожности.

При тестировании несовершеннолетних следует также принимать во внимание право родителей на получение тестовых данных ребенка. Такое право может означать конфликт с собственным правом ребенка, особенно старшего возраста, на сохранение этих сведений в тайне.


37. Сообщение результатов теста.

Доступный язык изложения, учитывать уровень образования, эмоциональное состояние того, кому сообщаем.

Психологи много размышляли над тем, как сообщать результаты теста в доступной и пригодной для использования форме. Ясно, что информация в том виде, в каком она получена, нуждается в пояснении психолога-профессионала. Например, когда родителям сообщают тестовые показатели их детей, рекомендуется устроить встречу с ними, на которой консультант или школьный психолог объяснит цель и характер тестов,

тип выводов, которые действительно следуют из полученных результатов, и границы их использования. Затем записи данных можно раздать родителям и с теми из них, кто пожелает обсудить эти записи подробнее, провести соответствующую беседу. Независимо от вида сообщаемых тестовых данных, важно представить их в терминах описания уровней выполнения, а не только в виде числовых показателей. Это особенно

справедливо для тестов интеллекта, которые по сравнению с тестами достижений чаще интерпретируются неверно.

Сообщая результаты учителям, школьному руководству, работодателям и другим лицам, следует принимать те же меры. Сведения об общем уровне выполнения и качественные описания, приводимые на доступном языке, предпочтительней специфических числовых данных, за исключением тех случаев, когда результаты сообщаются психологу-профессионалу. При сообщении информации о любых тестах желательно учитывать особенности того человека, которому она передается. Эмоциональная причастность родителей или учителей к жизни ребенка может препятствовать разумному пониманию фактической информации.

Последней, но никак не самой незначительной является проблема

сообщения тестовых результатов самому индивиду, ребенку или взрослому. В этом случае применяются те же меры предосторожности против неправильной интерпретации, что и при сообщении данных третьему лицу. Конечно, в этом случае индивидуальная эмоциональная реакция на информацию особенно важна, если индивида интересуют собственные достоинства и недостатки. Когда индивиду сообщают его тестовые результаты, их должны интерпретировать достаточно подготовленные люди, при этом важно обеспечить индивидуальную консультацию каждого,

кого такая информация эмоционально обеспокоит. Например, студент колледжа может быть серьезно озадачен, узнав о том, что он плохо выполнил тест способности к обучению. Одаренный школьник может приучиться к лености и безынициативности или может стать упрямым и плохим товарищем, если обнаружит, что он гораздо способнее своих сверстников. Серьезные нарушения в развитии личности могут быть усугублены, если больному сообщить результаты его личностного теста.

Столь нежелательные воздействия не зависят, конечно, от правильности или неправильности самого показателя. Даже если тест тщательно про-веден и верно интерпретирован, знание тестовых результатов без возможности обсудить его более подробно может повредить индивиду.

Консультирующие психологи особенно заинтересованы в поиске эффективных способов передачи тестовых данных своим Есть два ведущих подхода. При первом сообщение результатов тестирования рассматривается как неотъемлемая часть сложного процесса консультирования и соответственно включается в общие отношения консультанта и клиента. При втором результаты теста предлагается, на-сколько это возможно, сообщить в виде ответов на специфические вопросы консультирующегося. Важным моментом консультирования является восприятие клиентом предоставляемой ему информации, если он по какой-либо причине отвергает сообщаемую ему информацию, она, по-видимому, была получена впустую.


38.

38. Тестирование особых популяций.

Это дети, люди с ограниченными способностями, этнические меньшинства. Важно соблюдать этические принципы.

После 50-х гг. возрос интерес общественности к правам

меньшинств, в связи с поиском способов улучшения образовательных и профессиональных возможностей меньшинств специалисты по психологическому

тестированию уделяют этому вопросу особое внимание. И хотя женщин, согласно статистике, никак нельзя отнести к национальным меньшинствам, но в правовом отношении, по роду своих занятий и т. п. они разделяют с меньшинствами многие из их проблем.

Много внимания в исследованиях уделяется снижению тестовых результатов из-за возможного влияния культурных условий, отражающихся на развитии способностей, интересов, мотивации, установках и других психологических особенностях представителей меньшинств. На некоторых из предложенных решений этой проблемы сказывается неверное понимание природы и функций психологических тестов. Различия прошлого опыта групп или отдельных индивидов неизбежно проявляются при

выполнении тестов. Каждый психологический тест измеряет выборку поведения. Поскольку культура влияет на поведение людей, ее влияние будет и должно обнаруживаться тестами. Если мы исключим из теста все культурные различия, мы тем самым можем уменьшить его валидность в той области поведения, для оценки которой он предназначен. В этом случае тест не сможет обеспечить нас информацией, необходимой для исправления тех условий, которые ухудшили его выполнение.

При тестировании лиц с различной культурой важно разделять межкультурные факторы, влияющие как на сам тест, так и на критериальное поведение, и факторы, влияние которых

ограничивается лишь тестом. Последние снижают валидность теста.

В качестве примера таких факторов можно назвать опыт участия в тестах, стремление хорошо выполнить тест, отношения с экспериментатором и другие влияющие на выполнение конкретного теста перемены, не связанные с используемым критерием. Если тестируются лица с несхожими культурами, то необходимо сделать все, чтобы уменьшить действие относящихся к тесту факторов. Желательно создать сходные отношение к тесту и степень знакомства с ним. Для испытуемых с низкими тестовыми результатами, имевшими незначительный опыт в тестировании или не имевшими его вовсе, рекомендуется повторное тестирование с помощью параллельной формы.

Содержание теста также может повлиять на тестовые показатели

способами, которые не связаны с критерием выполнения. Например,

в тесте на арифметическое рассуждение использование названий или изображений предметов, неизвестных в какой-либо культурной среде, разумеется, затруднит его выполнение представителем этой культуры. Способность выполнять счетные операции не зависит от знакомства с и нназваниями. Вместе с тем, если само развитие арифметических способностей больше поощряется в одной культуре, чем в другой, разницу в результате по арифметическому тесту не следует преуменьшать или скрывать. Еще менее заметные способы, которыми содержание конкретного теста может повлиять на его выполнение, связаны с эмоциональными и установочными реакциями испытуемого. Например, рассказы или картинки, изображающие типичные для людей среднего класса семейные

сцены, могут насторожить ребенка, живущего в необеспеченной семье. Изображение в тестовых рисунках физических черт только одной расы может также сказаться на их восприятии этническим меньшинством. По этой же причине женские организации протестовали против ставшего стереотипным изображения в тестах мужчин, например, врачами или должностными лицами, а женщин-медицинскими сестрами или секретаршами. Также могут показаться обидными для представителей меньшинств значения некоторых слов. Как справедливо заметил один издатель тестов, <до недавнего времени большинство стандартизованных тестов создавалось представителями среднего класса белых, которые, сами того не ведая, иногда грубо оскорбляли чувства тестируемых. Следует сказать, что мы никогда бы не стали столь тенденциозны в своей

культуре, если бы не были <культурно слепы> (T.J. Fitzgibbon, 1972.

р. 2-3).

Большинство издателей тестов теперь прилагают специальные усилия, чтобы очистить тест от неподходящего содержания. Их собственный персонал, занимающийся разработкой тестов, специально тренируется на умении выявлять материал, задевающий национальные чувства, рассчитанный на определенную культуру или в чем-то стереотипный. Представители разных этнических групп принимают участие в создании тестов либо как постоянные служащие, либо как консультанты. Проверка содержания теста с точки зрения возможного участия меньшинств является

непременным этапом в процессе создания теста.

Одной из наиболее важных проблем в тестировании лиц с различной культурой, как и вообще в тестологии, является проблема интерпретации тестовых результатов. Наиболее часто нарекания в применении тестов к представителям меньшинств вызывает неправильная интерпретация показателей. Если представитель национального меньшинства получает низкий показатель по тесту способностей или отклонение в показателе по личностному тесту, важно выяснить, как это получилось.

Например, низкий показатель в арифметическом тесте мог быть результатом нежелания выполнять тест, неумения хорошо читать или, среди прочих причин, неадекватного знания арифметики. Следует также обратить внимание и на тип нормы, используемый при оценке индивидуальных результатов. В зависимости от цели тестирования за соответствующую норму могут быть приняты общие нормы, нормы для

подгруппы, состоящей из лиц с одинаковым опытом в тестировании, или

полученные ранее показатели данного индивида.


 

39. Структура психологического заключения.

1. Заголовок: заключение по психологическому обследованию ФИО (иногда не указывается, или анонимно), пол, возраст (кол-во лет), образование.

2. Причина обращения или мотивы направления на обследование. Тестирование (обследование) проводилось по инициативе… Есть еще подпункт, где приводятся жалобы, относящиеся к целям и содержанию обследования.

3. Характеристика отношения к обследованию. Эти данные определяют уровень валидности и достоверности результатов. Обследование начинается с момента, как испытуемый вошел в кабинет (например, отношение к обследованию было негативным). Здесь выделяют три вида отношения: адекватное, неадекватное, формальное.

Признаки адекватного отношения к обследованию:

- сформированность мотива экспертизы;

а) адекватность эмоциональных реакций на успех и неуспех,

б) адекватность реакции на коррегирующее замечание экспериментатора,

в) заинтересованность в результатах обследования (прямые вопросы по поводу успешности/ неуспешности выполнения задания), уточнение неясных аспектов инструкции (со стороны испытуемого), аккуратность и старательность выполнения задания.

- отсутствие признаков установочного поведения. Под установочным поведением понимается: симуляция, аггравация, дисиммуляция.

Симуляция – это намеренное предъявление жалоб на психологические проблемы и затруднения, отсутствующие у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждении с последующим получением каких-либо выгод

Аггравация – намеренное преувеличение серьезности психологических проблем и затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением каких-либо выгод. (LFK в тесте MMPI если воронка, то симуляция, а если гора, то аггравация)

Дисиммуляция - намеренное отрицание либо преуменьшение значимости психологических проблем и затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением каких-либо выгод.

- отсутствие признаков психической патологии, препятствующей формированию мотива экспертизы.

Признаки неадекватного отношения к обследованию

- несформированность мотива экспертизы (то, что выше, но с обратным знаком)

- наличие признаков психической патологии, препятствующих формированию мотива экспертизы.

Признаки формального отношения к обследованию

Те же, что и при неадекватном отношении, отличаются только тем, что наблюдаются в ситуации принуждения к обследованию.

4. Характеристика контакта с испытуемым:

- свободный (задаем вопросы, пациент свободно отвечает),

- затрудненный (например, человек плохо слышит),

- нарушенный,

- формальный (если человек по принуждению).

5. Основной раздел – заключение. Здесь психолог максимально свободен в выборе «композиции», обязательно указывается, какие диагностические методики были использованы при обследовании. Как правило, используются более, чем одна методика, что требует совмещать результаты нескольких методик. Неверным является последовательное описание результатов каждой методики по отдельности. В итоге, должно сложиться целостное представление о личности испытуемого. Планируя исследование и подбирая психодиагностический инструментарий, специалист учитывает пересечение характеристик, выявляемых каждой методикой. Такой подход позволяет повысить валидность и достоверность выводов. Ведь тогда результаты разных методик подтверждают друг друга. Пересечение характеристик позволяет объединить результаты в целое. Помимо пересечений каждая методика имеет свои уникальные характеристики, которые также должны быть учтены при составлении заключения.

6. Резюме. Обычно выделяется в отдельный абзац. Начинается обычно вводными словами: итак, таким образом. Это краткое и сжатое изложение результатов обследования.

Задачи резюме:

- обобщить выводы анализа, проделанного в основной части заключения,

- подчеркнуть самые важные моменты и результаты обследования,

- сделать последнюю попытку разъяснить неспециалисту, читающему заключение, его основной смысл. Если перед психологом ставились специальные вопросы, на которые он должен был ответить в результате обследования, то они тоже выносятся в резюме.

Важное правило. В резюме недопустимы рассуждения и анализ, но только изложение уже полученных результатов. Поэтому в нем не может быть ничего нового, то бы не присутствовало в основной части заключения.

3 стилистических приема при написании резюме:

- использует метафору фигура-фон: таким образом, на фоне того-то и того-то на первый план в исследовании выступило нечто. В качестве фона выбирают особенности личности, так или иначе оказавшие влияние на большую часть результатов обследования(тревожность, неустойчивость самооценки, астения)

- если нет возможности применения 1-го приема, то 2 стилистический прием – подчеркнуть главное. Итак, на первый план в исследовании выступило то-то и то-то.

- используется в комбинации с предыдущими для дополнительной информации. Таким образом, исследование выявило сочетание того-то с тем-то.

40. Характеристика отношения к обследованию. Характеристика контакта с испытуемым.

Характеристика отношения к обследованию. Эти данные определяют уровень валидности и достоверности результатов. Обследование начинается с момента, как испытуемый вошел в кабинет (например, отношение к обследованию было негативным). Здесь выделяют три вида отношения: адекватное, неадекватное, формальное.

Признаки адекватного отношения к обследованию:

- сформированность мотива экспертизы;

а) адекватность эмоциональных реакций на успех и неуспех,

б) адекватность реакции на коррегирующее замечание экспериментатора,

в) заинтересованность в результатах обследования (прямые вопросы по поводу успешности/ неуспешности выполнения задания), уточнение неясных аспектов инструкции (со стороны испытуемого), аккуратность и старательность выполнения задания.

- отсутствие признаков установочного поведения. Под установочным поведением понимается: симуляция, аггравация, дисиммуляция.

Симуляция – это намеренное предъявление жалоб на психологические проблемы и затруднения, отсутствующие у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждении с последующим получением каких-либо выгод

Аггравация – намеренное преувеличение серьезности психологических проблем и затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением каких-либо выгод. (LFK в тесте MMPI если воронка, то симуляция, а если гора, то аггравация)

Дисиммуляция - намеренное отрицание либо преуменьшение значимости психологических проблем и затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением каких-либо выгод.

- отсутствие признаков психической патологии, препятствующей формированию мотива экспертизы.

Признаки неадекватного отношения к обследованию

- несформированность мотива экспертизы (то, что выше, но с обратным знаком)

- наличие признаков психической патологии, препятствующих формированию мотива экспертизы.

Признаки формального отношения к обследованию

Те же, что и при неадекватном отношении, отличаются только тем, что наблюдаются в ситуации принуждения к обследованию.

Характеристика контакта с испытуемым:

- свободный (задаем вопросы, пациент свободно отвечает),

- затрудненный (например, человек плохо слышит),

- нарушенный,

- формальный (если человек по принуждению)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.