Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На эстраде основной вид зрелищных мероприятий — концерт, состоя­щий из номеров, но иногда имеющий и свой пролог, и финал, как первого отделения, так и всего концерта




ЭПИЗОД не эквивалентен НОМЕРУ, это отличные одна от другой формы. И в этом нет никакого противоречия. ЭПИЗОДЫ представления могут сменяться НОМЕРАМИ, НОМЕРА - ЭПИЗОДАМИ.

Художественное качество и профессиональный уровень эстрадного искусства в целом во многом зависят от профессионализма и таланта эстрадного драматурга.

Таким образом, произведениями эстрадного искусства являются эстрад­ное представление и эстрадный номер.

Создание эстрадного номера — один из самых сложных видов деятельности режиссера. «Сделать хороший номер, даже если он идет всего несколько минут, очень трудно. И мне кажется, что эти труд­ности недооцениваются. Может быть, поэтому я так уважаю и ценю искусство тех, кого иногда несколько пренебрежительно кличут эстрадниками, отводя им не очень почетное место в неписаной шка­ле профессий»5. Эти слова С. Юткевича можно отнести не только к номеру, но и к эстрадному представлению во всех его разновид-

Стр. 17

Для того чтобы в дальнейшем детально и внятно говорить об эстраде и ее драматургии, следует уточнить некоторые термины, многие из которых, как и вообще часто бывает у гуманитариев, име­ют не совсем четкие границы и довольно расплывчатое содержание.

В кино основная «единица измерения» — КИНОФИЛЬМ, ко­торый делится технически на несколько частей, а драматургически -на ЭПИЗОДЫ.

Большое синтетическое массовое ЭСТРАДНОЕ ПРЕДСТАВ­ЛЕНИЕ тоже часто делят на ЭПИЗОДЫ. Но так как любой эстрад­ный концерт состоит из НОМЕРОВ, то приходится оговаривать:

В театре используют термины ПЬЕСА, СПЕКТАКЛЬ, ПОСТА­НОВКА, и все это делится на СЦЕНЫ, которые в свою очередь, как раньше иногда говорили, подразделяются на ЯВЛЕНИЯ.

Цирковое зрелище называется ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ, оно со­стоит из АТТРАКЦИОНОВ и НОМЕРОВ.

Кроме ПРОЛОГА, — который разыгрывается в концертном зале, может иметь место ПРЕДПРОЛОГ — то или иное сценическое действо, проте­кающее в фойе концертного зала или вообще — на улице, перед вхо­дом в зал...

Если эстрадный концерт делится антрактами на несколько частей, при­нято употреблять именно термин ОТДЕЛЕНИЕ, а не ДЕЙСТВИЕ (первое, второе...).

И точно так же, как бойцы пожарной охраны не любят, когда их называют «пожарниками», так и работники упомянутых видов ис­кусств не любят, когда их называют «киношниками», «циркачами» и «эстрадниками». Хотя в начале XX века и даже в середине 30-х го­дов (а советская эстрада стала государственной именно в 1930 году, когда появилось ГОМЭЦ — Государственное объединение музыки,

Стр.18

эстрады и цирка) эти термины были официальными и употреблялись в печати и даже в официальных документах.

В последние годы эстраду активно теснит явление, которое тер­минологически определяется как ШОУ-БИЗНЕС. Шоу-бизнес име­ет своей первой, главной, а зачастую и единственной целью именно БИЗНЕС, то есть деланье ДЕНЕГ с помощью музыки, танцев, пе­сен, юмора и сатиры. Но в то же время у эстрады остались еще до­статочно важные художественные, воспитательные цели, разумная, эстетическая (а не только техническая) организация досуга много­миллионного населения страны. Поэтому рано отказываться от это­го традиционного термина, обозначающего такой древнейший и важ­нейший вид искусства, — каким является ЭСТРАДА.

Тем более что в словосочетаниях ЭСТРАДНЫЙ СПЕКТАКЛЬ -по отношению к программе ТЕАТРА МИНИАТЮР или ЭСТРАД­НОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ по отношению к СТАДИОННОМУ ПРАЗДНИКУ нет ничего противоестественного, всем понятно, о чем именно идет речь.

В цирке программу ведут ШПРЕХШТАЛМЕЙСТЕР и КОВЕР­НЫЕ КЛОУНЫ. На эстраде - ВЕДУЩИЙ или КОНФЕРАНСЬЕ. Шоу ведет ШОУМЕН. В театре для ведения спектакля иногда при­бегают к роли, называемой ЧЕЛОВЕК ОТ ТЕАТРА.

Проблемы, стоящие перед исполнителями этих ролей, очень схо­жи, но не тождественны и диктуются характером того, что происхо­дит на сцене, эстраде, манеже. Тут и так называемое «создание теп­лой, дружеской, а иногда и торжественно-приподнятой атмосферы в зале», и «заполнение пауз» между номерами и аттракционами, и исполнение сатирических, юмористических, публицистических но­меров, затрагивающих какие-то общественно-важные или злободнев­ные темы. Здесь и заботы о том, чтобы концерт, спектакль, представ­ление не теряло свой темп, «катилось» от ПРОЛОГА к ФИНАЛУ без пауз, остановок, затяжек. И все это заботы не только режиссера-постановщика и исполнителей, но и ЭСТРАДНОГО ДРАМАТУРГА. Далее мы подробнее коснемся всех этих проблем.

Иногда делаются усиленные попытки поставить знак равенства между ЭСТРАДНЫМ НОМЕРОМ и ЭПИЗОДОМ ЭСТРАДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, но это не совсем верно. В частности, по той простой причине, что по законам жанра, условиям той неизбежной «игры», которую с самого начала ведут между собой зрители и испол­нители, один ЭПИЗОД эстрадного представления может органично,

Стр. 19

непосредственно и плавно, незаметно для зрителей перейти в дру­гой. Напротив, — эстрадный номер всегда должен иметь свой финал, свою «точку», свое логическое завершение, свои зрительские апло­дисменты в конце... Забегая вперед, отметим, что именно поиск фи­нала номера — важнейшая и труднейшая задача и режиссера-поста­новщика на эстраде, и, разумеется, работающего с ним или без него сценариста.

Да, зрители могут устроить овацию и оперному певцу в середи­не спектакля, но это другое... Артист эстрады не может уйти после исполнения своего номера, что называется, «под стук собственных каблуков»...

Те глубочайшие изменения, которые произошли в нашей стра­не за последние полтора десятка лет, естественно, отразились и на жизни эстрады.

И дело не только в том, что в творческих и прокатных организа­циях исчезли художественные советы, о чем порой, при разгуле по­шлости и непрофессионализма, похоже, во многих случаях следует и пожалеть.

Дело даже не столько в том, что монопольно владевшая всеми концертными площадками государственная эстрада в значительной мере потеснена различными фирмами, компаниями, агентствами и мелкими «конторами» системы шоу-бизнеса. Государственные орга­низации, такие как Москонцерт или Петербург-концерт, сохранились, хотя масштаб их деятельности не сравним с прошлыми временами.

Во всяком случае, недавно работавшая в Петербурге специаль­ная комиссия, исследовавшая работу Петербург-концерта, после дли­тельных размышлений пришла к выводу о том, что в нашей Куль­турной столице государственная концертная организация, несмот­ря ни на какие коммерческие веянья времени и рыночные новации, нужна. Ибо совсем не все важные и широкие, ответственные меро­приятия можно поручить коммерческим структурам, которых в об­ласти эстрады в городе развелось несметное количество. Причем это количество совсем не всегда переходит в надлежащее качество, ибо те, кто занимаются шоу-бизнесом, в первую очередь преследуют со­вершенно иные цели. Но это одна сторона вопроса.

Другая его сторона заключается в том, что в результате демо­кратизации общественной и культурной жизни в области эстрады стали проводиться самые разнообразные мероприятия, немыслимые, казалось бы, ранее, в так называемый «период застоя». Появились

Стр.20

разного рода клубы, и не только просто ночные, студенческие, мо­лодежные, но и, например, клубы сексуальных меньшинств, и в них проводятся те или иные концертные мероприятия, мало похожие на те, которые предлагались уважаемой публике на концертной эстра­де всего 10-15 лет назад.

И тем не менее, кроме этой неизбежной «пены перестройки куль­туры», есть и другие изменения, которые следует считать полезны­ми и положительными.

Кроме ранее существовавших традиционных, классических форм эстрадных мероприятий, таких как сборный или дивертисментный концерт, театрализованная тематическая программа, театр мини­атюр, так называемое «спецмероприятие», в последние годы по­явились разного рода эстрадные программы совершенно новой, сво­бодной формы, посвященные многочисленным новым праздникам, юбилеям, презентациям. Появилась и окрепла так называемая «кор­поративная культура» со своими правилами и требованиями к сце­наристам, писателям-юмористам, эстрадным драматургам, режис­серам-постановщикам, и мы коснемся в данной работе ряда вопро­сов, связанных с этими сторонами нашей сегодняшней концертной жизни.

Впрочем, взаимоотношения между «новым» и «старым» на эст­раде бывают очень причудливы и порой иллюстрируют известную фразу о том, что «любое новое — это хорошо забытое старое».

Некоторое время назад появилась идея провести в Америке, в од­ном из гигантских залов Атланты, программу «Живые шахматы», во время которой на расчерченной на 64 клетки сцене живыми фигурами играли бы в «быстрые шахматы» наш гроссмейстер Анатолий Карпов, предварительная договоренность с которым была достигнута, и какой-то чемпион Соединенных Штатов. При этом за «черных» должны были играть негры, а за «белых», естественно, «белые» исполнители. И, по­нятное дело, предполагался красочный пролог, «жеребьевка», парад участников, поднятие флага, представление судейской коллегии, олим­пийская клятва и еще многое другое...

Предложение поражало своим размахом, необычностью и новизной, оказавшейся, впрочем, кажущейся... В 30-х годах прошлого столетия в Ленинграде на Дворцовой площади проводился именно такой театрали­зованный матч. Правда, за «белых» играл Краснознаменный Балтийский флот, а за «черных» — наша доблестная Красная Армия.

Стр. 21

И это совсем не единственный случай, доказывающий, что и до нас на Земле жили талантливые люди и они тоже много чего инте­ресного напридумывали... Шутка ли, в древнеримском Колизее раз­ного рода игры, театрализованные спортивно-концертные програм­мы, как известно, бывало, шли по 100 дней подряд и никогда не по­вторялись.

Какой фантазией должны были обладать в те годы сценаристы и режиссеры-постановщики!

Обратимся к не столь давней истории. Вспоминается одна, чис­то петербургская традиция, имевшая место в первой четверти ныне уже ушедшего XX века.

Тогда существовал такой особый термин — «садово-парковая эстрада».

Дело обстояло таким образом. В Петербурге и его окрестностях в конце XIX — начале XX века начала бурно развиваться промыш­ленность — заводы, фабрики, разного рода предприятия. Начался мощный приток рабочей силы из деревень. Эти массы вчерашних крестьян, вырванные из привычной среды, еще сохраняли с ней связь по своим привычкам, художественным запросам, вкусам, тре­бованиям.

Эти люди должны были как-то проводить свой досуг, свое сво­бодное время, добровольно тратя при этом честно заработанные «трудовые рубли». Трудно представить себе, что вчерашний пахарь, ставший молотобойцем на Путиловском заводе, в воскресенье со своей барышней, такой же вчерашней крестьянкой, пойдет вечером в Александрийский театр, или даже в Мюзик-холл, или Театр-фарс, названия которых он даже не в силах пока выговорить. Он будет искать что-то попроще, какое-нибудь уличное гулянье, пивную с выступлениями оркестра народных инструментов или цыганским хором, а летом он пойдет в один из многочисленных городских са­дов и парков. Там играли духовые оркестры, продавались недорогие угощения, там можно было покачаться на качелях, или покататься на лодке, или посмотреть выступления артистов цирка... Тысячи, десятки тысяч молодых людей каждую субботу и воскресенье запол­няли городские сады и парки.

Почему этого почти не происходит сегодня? Этого не знает ни­кто... И гремящий бешено-громкой музыкой «Чудо-остров» в При­морском парке Победы, основанный на заграничных аттракционах типа «Американских горок», не меняет общего положения. Это -

Стр.22

открытая сегодня «ниша» на общем, достаточно полно забитом фоне вечерних городских увеселений, да и дневных, субботних и воскрес­ных, тоже...

Как показывает практика, дело может начаться с инициативы того или иного предприимчивого человека, не знающего точно, куда именно вложить свои деньги. Но проблема может сдвинуться с мер­твой точки и в том случае, если тот или иной режиссер-постанов­щик, вкупе со сценаристом, художником и еще какой-то группой единомышленников, будут готовы начать разработки в этом направ­лении.

И регулярные Праздники открытия фонтанов Петергофа, и то, что происходит в культурной программе Выставки «Российский фермер» в петербургском Экспоцентре в Гавани, и натужные уси­лия что-то сделать на Елагином острове — не меняют общего поло­жения в этой области...

С чего тут мог бы начать молодой режиссер или сценарист? С по­сещения Театральной или Публичной библиотеки, с изучения того, что было сделано в этом направлении в былые годы, с придумки той или иной программы для бывшего так называемого Сада-Буфф на Невском проспекте, напротив Елисеевского магазина, в свое время любимого места отдыха горожан. С желания что-то сочинить для простаивающего Таврического или Летнего сада, где, в конце кон­цов, казалось бы, сам Бог велел проводить Дни поэзии, Дни музыки и песни... С разработки сценария хотя бы «Праздника осеннего бу­кета»...

Да мало ли что еще можно придумать и провести в нашей Се­верной столице.

 

· · · · · · · · ·

 

Мы начнем рассмотрение драматургических основ эстрады с но­мера, а эстрадных программ, — с относительно простых примеров, с традиционных форм эстрадных мероприятий, таких как обыкно­венный сборный концерт, тематическая и театрализованная концерт­ная программа. Разобравшись в их драматургических основах, будем двигаться дальше — к рассмотрению так называемых больших эстрадных программ, идущих на открытых многотысячных стадионах, площадях, в наших огромных дворцах спорта, типа Олимпийского комплекса в Москве или Ледового дворца в Петербурге, то есть - имеющих место в наши дни.

Стр.23

Тем более что многочисленные наблюдения подсказывают — се­годня многое возвращается, как говорится, — «на круги своя»».

Хорошо это или плохо — второй вопрос, но факт остается фак­том.

1 Уварова Е. Д. Эстрада // Эстрада России. XX век: Энциклопедия. С. 767.

2 Анастасьев А, Эстрадное искусство и его специфика // Русская советская эстрада. 1917-
1929. М., 1978. С. 9.

3 Шароев И. Профессия: режиссер! // Советская эстрада и цирк. 1989. № 10. С. 2.

4 Анастасьев А. Эстрадное искусство и его специфика. С. 8.

5 Юткевич С. Благодарность вдогонку // Миронова М., Менакер А....В своем репертуа­
ре. М., 1984. С. 303-304.

Стр. 24


ГЛАВА 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.