Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Драматургия эстрадного обозрения




Характерной особенностью большинства тематических концертных программ является то, что при создании сценария приходится пред­усматривать и отводить соответствующее место выступлению каких-то официальных лиц.

Это могут быть чиновники из президентской администрации, от руководства города или отрасли, депутаты различных уровней. Вы­ступление может происходить и, что называется, «в живом плане», и в фирме специально записанного телевизионного обращения в зал с укрупненного телеэкрана.

Что именно будут говорить в момент своего выступления на­чальственные лица, всегда непредсказуемо. Бывают случаи, что го­ворится как раз то, что после выступления должен был бы сказать конферансье или ведущий. И если конферансье еще может что-то сымпровизировать, то для ведущего, который чаще всего произно­сит заученный текст, а то и вовсе произносит его «по бумажке», -такая ситуация является просто катастрофической.

Хорошо еще если удается через многочисленных посредников договориться об общей продолжительности этого «вкрапления», которое никак не должно превышать одну-две-три минуты, если это не президент страны...

Более того, разного рода начальство сегодня предпочитает вы­ходить на сцену не коротким путем, из-за кулис, а непременно из

Стр.220

зала, в свете прожекторов, чтобы все видели, да еще требует, чтобы звучали фанфары, особый сигнал...*

Еще одна сложность возникает при работе над сценариями по­добных тематических концертных программ, когда кроме обычной художественной части существует еще и техническая, связанная с на­граждениями орденами, медалями, грамотами, конвертами с деньга­ми, букетами цветов, путевками за границу, ордерами на квартиры, и т. д. и т. п.

Конечно, это бывает важно. Это и радостно и приятно — для на­граждаемых и их родственников и друзей, сидящих в зале. Но это останавливает концертную программу, «разваливает» ее, «сажает» темпоритм представления.

Характерным в этом отношении примером могла бы служить те­матическая концертная программа-церемония награждения лау­реатов премии Всероссийского конкурса «Надежда России» в БКЗ «Октябрьский» осенью 2006 года.

Нужно было провозгласить со сцены фамилии более 100 (!) на­гражденных, назвать города, откуда они приехали, что и за что полу­чили, а потом еще и вернуться к концертной программе. Плюс к тому следовало назвать фамилии тех, кто награждает лауреатов. Приходи­лось и разбивать саму церемонию на эпизоды, и «вывозить» самих награждаемых на транспортере из-за кулис, а награждающих «выкли­кать-доставать» из зала. В подобных случаях сценарист должен сутка­ми находиться рядом с режиссером, имея при себе ноутбук, и тут же, по-ходу дела, придумывать реплики, остроумные ответы, переписывать четверостишия для изменившейся ситуации... Таковы условия этой «железной игры».

· · · · · ·

Еще одной характерной проблемой, не столько для тематиче­ских концертов, сколько для юбилейных, — является непременное застолье.

* Мало кто знает об этом, и хотя тут нет государственной тайны, но у президента, например, существует свой особый артист, которому доверено из-за кулис четко и ясно произносить его имя, отчество, фамилию и занимаемую должность... Нет уверенности в том, что его возят за главой страны по всему миру, но что он летает с этой целью по всей России, — несомненно. Тут можно удивляться, но спорить с «протоколом» бессмыслен­но. Его надо выполнять.

Стр. 221

Оно всегда существует, но это счастье, если застолье вынесено «за скобки» самого юбилейного концерта и происходит после него. Хотя и в этих случаях часто просят это застолье как-то театра­лизовать. И приходится придумывать интермедии «На вынос хо­лодных закусок» и на «Внос горячего блюда», и «создавать» смеш­ные и торжественные тосты в стихах и в прозе, и согласовывать все это с кинороликами, специально подготовленными к этому случаю...

Сейчас на юбилейных театрализованных программах часто де­монстрируются специальные телесюжеты, созданные на основе мас­сива в 100-150 различных фотографий юбиляра, от первых пеле­нок — до сегодняшнего дня процветания и торжества. Все это сопро­вождается более или менее остроумными репликами закадрового ведения и музыкой*.

 

В завершение главы можно констатировать: тематические, юбилейные, корпоративные концертные программы имеют много общего, часто похожи друг на друга по своей структуре; поэтому круг встающих пе­ред сценаристом и режиссером проблем по сути заключается в созда­нии особых форм театрализованных сборных концертов, которым при­дается особый колер и ряд смысловых акцентов, соответствующих дан­ному конкретному случаю.

Иногда имеющие место в реальной жизни отдельные случаи, когда концертная бригада, едущая на юбилей одного лица или пред­приятия, по ошибке попадает к другому лицу или на другое пред­приятие, — прекрасный драматургический ход и для сценки, и для смешного монолога, и для целого пародийного блока в программе. Вопрос, как всегда, — в профессиональной разработке этого «хода». Только и всего.

При этом, конечно же, следует учитывать, что тема и смысл праздника диктуют его форму.

Примером может служить своеобразный «Праздник Самого длинного в мире шарфа», проведенный несколько лет назад Россий­ским этнографическим музеем в Петербурге.

* Чаще всего эта задача встает на так называемых корпоративных мероприятиях разного уровня. О них мы поговорим отдельно несколько позже.

Стр.222

Идея праздника была, можно сказать, «импортная» и завезена к нам из «Туманного Альбиона». Это англичане первыми стали общими усилиями вязать шарф, растянув его на несколько сухопутных миль и мало заботясь о том, где они найдут такой длины шею для подобного шарфа. Нашим сотрудникам Этнографического музея британская за­тея понравилась. Было сделано объявление, и наши старушки несколь­ко месяцев, сменяя друг друга, из принесенной с собой шерсти вязали этот предмет, превзойдя жительниц Объединенного королевства. Это был символ служения общему делу, трудолюбию, уважения к капри­зам погоды, и т. д. Наконец настал торжественный день окончания кол­лективного труда. На ступенях Этнографического музея состоялась торжественная презентация небывалого изделия народных промыслов, костюмированные персонажи вынесли его из дверей дворца, грянул ор­кестр, прозвучали речи, стихи. Процессия с ряжеными, костюмиро­ванной охраной на лошадях обнесла Шарф вокруг квартала Русского и Этнографического музеев, а затем была устроена «Народная диско­тека»*.

* По поводу этого события можно вспомнить хороший лозунг, висящий у входа в Петербург-концерт: «Мы празднуем все, что только можно отпраздновать!». Что ж, со­всем не так плохо!


ГЛАВА 1 5

ЧТО ТАКОЕ ЭСТРАДНОЕ ОБОЗРЕНИЕ (РЕВЮ). - ИЗ ИСТОРИИ ОБОЗРЕ­НИЙ. - ТРАДИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В ЭСТРАДНЫХ ОБОЗРЕНИ­ЯХ. - ДВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТА ЭСТРАДНО­ГО ОБОЗРЕНИЯ. - ОБОЗРЕНИЕ-ПУТЕШЕСТВИЕ. - ОБОЗРЕНИЕ С ФИГУ­РАМИ ОБОЗРЕВАТЕЛЕЙ. - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВА КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЮЖЕТОВ ЭСТРАДНЫХ ОБОЗРЕНИЙ. -АВТОРСКИЕ ЭСТРАДНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ.

Один из самых простых способов организации эстрадных номе­ров с целью превращения их разумной последовательности в еди­ную театрализованную программу состоит в создании того или иного ОБОЗРЕНИЯ. Музыкальное обозрение в России иногда еще называют РЕВЮ.

«ОБОЗРЕНИЕ (франц. Кемие) — вид представления, объединяющий раз­личные эстрадные формы — сценки, куплеты, пародии, песенки, цир­ковые номера и другие, при помощи несложного сюжета (обычно свя­занного с путешествием) или постоянных персонажей-обозревате­лей. <...> В Европе в конце XIX в. развиваются два вида обозрений — 1) сатирическое злободневное обозрение, 2) эффектное зрелище с ба­летом, хором, цирковыми номерами в программах театров варьете, мюзик-холлов, цирков»1

Эстрадные обозрения, особенно в прошлом, часто были полем для политической сатиры.

По свидетельству Е. Д. Уваровой, в России обозрения появились в 70-80-х годах XIX века. Одно из первых политических обозрений было поставлено В. М. Лентовским в 1877 году. Оно называлось «Ба, в Москве знакомые все лица». Большой популярностью пользова­лись они и в Петербурге: «обозревали» Неметти, Тумпаков,

Стр.224

Павловский театр, «Олимпия», «Аркадия» и др. В веселой и остроумной форме подавалось сатирическое содержание.

Например: «На площади перед Думой, вокруг большой лохани, сидели гласные и пускали мыльные пузыри с надписями „Троицкий мост»", „Городской трамвай", „Всеобщее образование". Поднявшись в воздух, пузыри лопались...». Или: «Двадцать пять актеров, изо­бражавших банковских деятелей, выходили друг за другом. Из кар­мана первого содержимое перекладывалось в карман второго, и т. д. „Что это такое?" — спрашивал Обозреватель. — „Это? Это же взаим­ный кредит"»*.

В обозрении «Русский бес» («Оперетта в Пассаже», 1906) шла сце­на о возвращении цензуры: шестеро актеров, изображающих редакто­ров разных изданий, с завязанными ртами, в саванах и кандалах, не­сли стяг с надписью «129-я статья». Номер имел шумный успех.

Наиболее популярные обозрения того времени — «Комета Галлея» («Аквариум». Москва, 1910), «Петербургская Кармен» (Екатеринин­ский театр. СПб, 1906), «Дни свободы» («Зимний фарс». СПб., 1905) и другие. В различных эстрадных жанрах — пантомиме, скетче, куплете, пародии — поднимались самые злободневные политические темы: кон­ституция, расправа над студентами, продажность депутатов, и т. д.

Широко распространенные в молодой Советской России полит -обозрения, появившиеся по инициативе Л. Д. Троцкого, возникли не на пустом месте, а подхватили уже существующую традицию. Есте­ственно, изменились темы, стала другой политическая направленность, но форма политобозрения в России родилась гораздо раньше2.

Родина обозрений — Франция, где они появились в драматичес­ких театрах в 30-х годах XIX века. Но сам принцип обозрения -очень древний, можно сказать, классический. В литературе он, в ча­стности, определяется термином «роман-путешествие». Так что к обозрениям можно отнести и древние религиозные «Жития святых», с их передвижениями по дорогам, проложенным «по земле, в небе­сах и на море». Сюда же относятся «Одиссея», «Дон-Кихот», «При­ключения Ходжи Насреддина», «Кому на Руси жить хорошо?», «Пу­тешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «12 стуль­ев» и еще многие другие классические произведения.

Стр.225




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.