Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Без эстрадных звезд и рядовых исполнителей, без артистов эстрады се­годня немыслим ни один настоящий народный праздник




Массовые праздники и театрализованные представления имеют к эст­раде самое прямое отношение, так как непременной — а нередко и са­мой главной частью массового праздника и, естественно, представле­ния является та или иная форма концерта.

ПРАЗДНИКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ МАССОВЫХ

СВЯЗЬ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСКУССТВОМ ЭСТРАДЫ. - КОНЦЕРТ КАК НЕПРЕМЕННАЯ ЧАСТЬ МАССОВОГО ПРАЗД­НИКА. - ТЕМАТИЗМ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА. - ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ЛАНДШАФТ КАК МЕСТА ДЕЙСТВИЯ В СЦЕНАРИИ МАССОВОГО ТЕАТРА­ЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. - СОЕДИНЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЭСТРАДЫ И СПОРТА В МАССОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ. - МАС­СОВАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ДЛЯ МАСС. - ОСТРЫЕ, ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЦЕНАРИСТА.

На тему сценарной разработки и постановки массовых праздни­ков и театрализованных представлений сегодня есть достаточно много добротной учебной литературы. Этому направлению в разно­образии эстрадных жанров, если можно так сказать, повезло. Здесь можно выделить книги Б. Петрова, И. Шароева, А. Рубба, которые указаны в библиографии.

Но и в данном учебнике, думается, этой темы надо коснуться. Во-первых, время идет вперед, происходят определенные изменения, которые накладывают отпечаток на эстраду, в том числе и в такой ее области, как массовые праздники. Во-вторых, на отдельных пози­циях драматургии массовых праздников, которые кажутся принци­пиально важными, хотелось бы особенно заострить внимание, чему и посвящена данная глава.

В-третьих, наш обзор эстрадных сценарных разработок был бы не полон, если бы мы не коснулись такой столь важной сейчас, по­пулярной и любимой народом формы, как массовые праздники.

Стр.253

В Москве сейчас существует подразделение, которое гордо име­нуется Театр масс. Есть Комиссия по массовым праздникам, орга­низованная почему-то не при Союзе концертных деятелей, не при Петербург-концерте, а при Союзе театральных деятелей. Но это все «структурные игры» эпохи шоу-бизнеса, не более того.

Для нас принципиально важно другое. У любого массового пред­ставления всегда есть свой сценарий, по которому оно развивается*.

Любое массовое представление включает в себя не только мас­совые сцены, спецэффекты, лазерные шоу, выступления разного рода начальства, салюты, фейерверки, фонтаны, но и непременно вы­ступления со своим привычным репертуаром (реже — специально созданным к этому случаю) популярных артистов и коллективов, точно так же, как и в любом эстрадном концерте.

Это с одной стороны. А с другой, естественно, мы сталкиваемся с действием общего закона природы, гласящего о переходе количе­ства в качество.

Являются ли массовые праздничные представления какой-то особой, автономной по отношению к остальной эстраде областью? Вряд ли... Это, как поется в одной прекрасной старой песне, «братья по крови, горячей и густой». «Бригантина» у нас общая. И на мас­совом праздничном представлении «Алые паруса» весной на на­бережных Невы, и на концерте в анфиладе комнат Петербург-концерта...

Реально, после того как через несколько лет будет перестроен знаменитый Кировский стадион в Санкт-Петербурге, когда он по­лучит современное световое, звуковое и прочее оборудование, а глав­ное, — раздвижную крышу, — разница в тех задачах, которые стано­вятся перед режиссером и сценаристом в создании театрализован­ной программы для Ледового дворца и этого дворца спорта под полуоткрытым небом, будет просто минимальной.

Любой, самый современный танк, все равно танк, а не самолет, любой самолет это самолет, а не подводная лодка, любой слон, -

* И если публика и пресса, как правило, не знают имени сценариста, автора этого сценария, то и в непременно существующей общей смете массового праздника графа «Оплата сценария» обычно тоже присутствует. Как говорится, «уж так сложилось!». Сценарий есть, но автор неизвестен. Это такой своеобразный «человек-невидимка».

Стр.254

большой или маленький, все равно слон. А люди — везде люди, зрители, слушатели, участники представления.

Завод «Балтика» отмечал праздник «День пива» по всему горо­ду — от Дворцовой площади до «спальных окраин» (этот массовый праздник был почему-то совмещен с другим праздником — «Днем города»). Еще один производитель аналогичной продукции, завод имени Степана Разина, поступил скромнее и предпочел отметить свой юбилей шоу-программой в БКЗ «Октябрьский»...

Естественно, что сценарные разработки в этих случаях были з чем-то разными, а в каких-то позициях, что называется, пере­секались.

Например, в БКЗ «Октябрьский», конечно же, главной фигурой эстрадной театрализованной программы был Стенька Разин, бунтарь-волгарь (в современных терминах — экстремист). Его роль с увлече­нием играл артист санкт-петербургского Театра «Балтийский дом» Р. Громадский. А программу «Балтики» вел шоумен С. Прохоров, пе­реодетый в костюм пивовара далеких времен. Он въезжал прямо в во­рота цеха на телеге, полной пивных бочек и запряженной красавцем першероном-тяжеловозом. При этом народная артистка СССР И. Бо-гачева под большой симфонический оркестр приветствовала его бес­смертным классическим произведением со словами «Налей, налей бо­калы полней...».

Тема у этих представлений была одна, даже сценарист оказался один и тот же, некоторые песенки, репризы, фрагменты монологов почти повторяли друг друга, но сами программы были в чем-то раз­ными, а в чем-то — несомненно родственными, что в конечном счете почти неизбежно.

Во всех странах существует масса праздников такого, если мож­но так выразиться, «гастрономического характера». От нашего пра­вославного «Яблочного спаса», или импортного «Дня пива», или «Дня мороженого» — до придуманной недавно «Шашлыкиады» и «Пельмениады». А есть еще и «День русской каши»...

Один из первых в Санкт-Петербурге праздников, посвященный мороженому, был реализован на Невском проспекте, на площадке возле Аничкова дворца, перед концертным залом «Карнавал».

На асфальте были обозначены соответствующие теме праздника «улицы», «проспекты», «площади» и «переулки»: «Улица Сливочная»,

Стр.255

«Проспект имени Крем-брюле» с соответствующими «указателями». Были костюмированные персонажи, представлявшие «в живом плане» любимые сорта этого продукта, — имеются в виду Миша и Маша. Был «Эскимос-на-палочке». Была приглашенная из Университета певица-африканка. Будучи от природы шоколадного цвета, она очень органич­но пела соответствующую песенку «Шоколадницы». Гвоздем програм­мы являлся приезд... Деда Мороза (действие происходило 27 мая!) на велосипеде, в ластах и с удочкой... Новогодний персонаж говорил, что не мог остаться в стороне от такого праздника, прервал свой законный плановый отпуск, который проводил на Северном полюсе, и пожало­вал в свою любимую Северную столицу. А покидал праздник Дед Мо­роз в карете, но... на оленях!

Через год подобный массовый праздник был реализован на пло­щадке у Александрийского театра.

Там было организовано театрализованное костюмированное ше­ствие, в котором шли персонажи спектаклей «близлежащих» театров: Театра Комедии, Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, Кукольного те­атра им. Е. Деммени. От Дома кино подходили киногерои, от Цирка — «Мишка на Севере», со стороны зала «Карнавал» — артисты эстрады. Движение колонны регулировал «палочкой мороженого» милиционер Дядя Степа — естественно, на ходулях.

Со своими отдельными программами работали одновременно три концертные площадки. Главная — у входа в Александринку, вторая на углу у Публичной библиотеки, третья у входа в сквер Аничкова дворца...

На соответствующий лад были подтекстованы популярные пе­сенки.

В целом при разработке сценариев массовых праздников всегда разум­но учитывать «местную географию», «привязываться» к ней. Это отно­сится и к праздникам внутри городской среды, и в парках, и на стадио­нах, и в поле, и в лесу, и на реке... Они должны разворачиваться, что на­зывается, «на земле, в небесах и на море»*.

Вот несколько примеров использования разных пространств и мест действия.

* Хотя в свое время в столице Киргизии городе Фрунзе (ныне Бишкек) День Воен­но-Морского флота весело и шумно отмечался на берегах... городского пруда в Парке культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.