Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важность социально-художественных потребностей, тем, приоритетов все время меняется, уследить за ними трудно, но к ответам на подоб­ные вопросы сценарист должен быть готов




При желании создать на телевидении ту или иную эстрадную, юмори­стическую, да и просто развлекательную программу, и сценарист и ре­жиссер сталкиваются с необходимостью обосновать тот факт, что дан­ная программа, или тем более — сериал, — являются социально-значи­мыми, общественно-необходимыми и актуальными.

При этом понятия актуальности, современности программы и в особенности ее социальной значимости трактуются очень произ­вольно.

Нужны ли стране, народу, электорату смешные и развлекатель­ные программы? Вроде, да. Чтобы отвлечь... А, может быть, нужнее передачи патриотического свойства? А, может быть, еще нужнее -религиозные?

Недавно в газетах появилось сообщение о том, что правительство Индии, озабоченное растущей рождаемостью в стране, издало телеви­дению указ, предписывающий их индийскому телевидению выводить на экраны в вечерние часы побольше музыкальных и развлекательных передач. Задача — заставить молодежь сидеть у телевизоров и таким образом отвлечь от секса. Тоже проблема! Постановили с этой целью даже цены на телевизоры значительно снизить...*

· · · · · ·

Занимаясь сценарными разработками разного рода эстрадных программ для телевидения, надо всегда учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, протяженность по времени. Эстрадная программа в зрительном зале может продолжаться один час с небольшим, если это программа в одном отделении. Или — около двух часов, если речь идет о двух отделениях. Хотя есть программы, которые растягива­ются и на три часа, и даже более.

* Может быть, в целях исправления демографической ситуации в России, следует в вечерние часы убрать с экранов ужасающую телерекламу?

Стр. 282

Например, театрализованный концерт, посвященный 60-летнему юбилею народного артиста России Е. Петросяна в ГКЗ «Россия», на­чавшись в 19 часов вечера, закончился в 2 часа 30 минут ночи...

И тем не менее, кроме некоторых материальных, проблем, свя­занных с арендой зала, в данном случае не возникло. Другое дело -телевидение, с его достаточно жесткой «сеткой». Тут только какой-нибудь очень важный правительственный концерт может выйти за отведенные ему временные рамки, естественно, если это прямой эфир. А если это запись, то телевидение «нарежет» столько, сколько ему нужно. Да еще и аплодисменты, и «смех в зале» у кого-то «при­берет», а кому-то добавит...

Очень часто для той или иной юмористической передачи на телевидении бывает отведено 26 минут. Почему такая странная ци­фра? Она — удобна. 26 минут юмора, 4 минуты рекламы — итого 30 минут. Уж куда удобнее!

Соответственно, в данном случае из этих параметров и следует исходить. Если это чисто текстовая передача, значит, сценарий ее должен состоять из 13 страниц машинописного текста (30 строк на страницу, 60 знаков в строке, всего 1800 знаков). Практикой прове­рено, что такая страница текста займет 2 минуты звучания. И не надо пугаться этого «ремесленнического расчета». Такова специфика ра­боты драматурга на телевидении.

Любая эстрадная телепередача, — фрагмент ли это театрализо­ванного, тематического концерта, несколько миниатюр, сюжетная разработка, — должна, как здание, построенное по проекту архитек­тора, быть соразмерна в своих отдельных частях, гармонична в сво­ем построении. Тот или иной Пролог не должен сразу же переходить в Эпилог, заявленная тема должны иметь свое развитие. В основа­нии даже короткой 26-минутной телепередачи всегда должна лежать какая-то четкая мысль, посыл. Вы должны знать, а зритель понимать, что именно вы хотели бы всем этим сказать.

Ответственность и мастерство драматурга имеют на телевидении очень большое значение. Ведь любому из нас выключить телевизор гораздо проще, чем встать и выйти из зрительного зала...

Еще очень важно при сценарных разработках для телевидения помнить о тех его возможностях и приемах, которых в помине нет и ве может быть в реальном концертном зале. Это и стоп-кадр, кото­рый может возникнуть в любом нужном вам месте, и рапид, то или

Стр. 283

иное укрупнение кадра, та или иная деталь, возможность совмеще­ния двух разных планов, двух и более игровых площадок, создание полиэкрана. А также включение в сюжет прямой трансляции с ули­цы, из другого концертного зала, с места событий. Все это открыва­ет широчайшие возможности для тех или иных сюжетных поворо­тов и юмористических построений в подготовке эстрадного сцена­рия для телевидения. Естественно, этим не следует чересчур увлекаться, смысл происходящего не должен уж очень мелко дро­биться на те или иные трюки.

Более того, эстрадный драматург, даже достаточно опытный и хорошо ориентирующийся в том, что должно и может происходить на эстраде в реальном концертном зале, при работе для телевидения, тем более при разработке самостоятельного сюжета, очень часто ост­ро нуждается в консультациях и поддержке режиссера. При этом часто именно режиссера телевизионного. И в этом, как бы вынуж­денном соавторстве нет ничего зазорного.

И наконец, может быть, несколько спорное положение или, ско­рее, деловой совет. При работе с телевидением полезно учитывать характер зрительской аудитории. Это аудитория не просто массо­вая. Она еще и структурированная. Юмористическую передачу для детей смотрят преимущественно детишки и мамы с бабушками. Новогодний ночной театрализованный концерт — взрослые и ча­сто уже пригубившие пару рюмок люди. Соответствующим обра­зом должен быть структурирован и образный строй передачи, и речь персонажей, выбран доступный ряд упоминаемых событий, характер юмористических и сатирических реприз. В любом слу­чае не следует допускать как излишней развязности, так и чрез­мерной заумности текстов и ситуаций, явной тенденциозности в освещении даже общеизвестных фактов. Любой намек, особенно насмешка, каламбур, сравнение, иносказание никоим образом не должны никого обижать. А юмористу, в особенности сатирику, удержаться от острого словца бывает порой достаточно сложно. Но именно в чувстве такта, чувстве меры, наличии хорошего вкуса -не просто залог успеха, но и важнейший показатель профессио­нальности.

Артисты эстрады хорошо знают, что микрофон не только уси­ливает звук, но и подчеркивает все речевые и вокальные недостатки исполнителя.

Стр. 284




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.