Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заключительные замечания




К краткому изложению нашей главной темы я добавлю несколь­ко заключительных замечаний, касающихся более общих ис­следований.

Во-первых, мне представляется чрезвычайно неудачным, что период подросткового кризиса совпадает с возложением на индивида таких требований, как академические достижения в школе и университете, выбор профессии, увеличение социаль­ной и финансовой ответственности в целом. Многих людей постигали неудачи, даже с трагическими развязками, не в свя­зи с их неспособностью как таковой, а потому что требования предъявлялись в такое время жизни, когда вся энергия занята решением других важных проблем, созданных сексуальным ростом и развитием.

Во-вторых, я считаю, что преобладание сексуальных про­блем у подростков не должно затемнять роли агрессии, кото­рая, возможно, имеет большое значение. Интересно, что в стра­нах, которые вовлечены в борьбу за существование — таких,


Подростковый возрост как нарушение развития J29

,жак Израиль, ничего не сообщается о проблемах, связанных с подростками. Основное отличие заключается в следующем:

агрессия поколения подростков не выплескивается на семью и сообщество, а направляется против внешнего врага и проявля­ется в виде социально одобряемой воинственной активности. Так как этот фактор находится вне сферы сексуального разви­тия, то это должно вывести нашу мысль на новый уровень.

И последнее, мне кажется необходимым рассматривать де­тали подросткового бунта как возможные причины нарушений в будущем. Если мы придерживаемся принципа развития, то не так уж важно, как именно подросток ведет себя дома, в школе, в колледже или обществе в целом. Более важно знать, какая фор­ма подросткового кризиса с наибольшей вероятностью приве­дет к формированию наиболее удовлетворительного типа лич­ности взрослого.


330 Раздел V. Детская психопатология

О некоторых проблемах в отношении подростков с родителями1

Применение методов и принципов психоанализа к изучению поведения детей не оставило никаких сомнений в безусловной значимости переживаний раннего возраста и особенностей раз­вития личности ребенка на этом этапе. Следуя новым откры­тиям в этой области, многие родители и работники сферы вос­питания и образования переключились с изучения старших детей на сочувственное и вдумчивое участие в решении про­блем детей младшего и дошкольного возраста.

Сознавая пользу подобной переориентации, мы тем не ме­нее не должны заблуждаться относительно важности более по­зднего периода в жизни ребенка и его значения в окончатель­ном формировании личности и возникновении нарушений развития.

В то время как события первых пяти лет дают начало невро­тическому развитию, именно вторая декада жизни определяет, какая часть детских страхов реактивируется, какие неврозы сохранятся и станут (или останутся) постоянной угрозой пси­хическому здоровью личности.

Поэтому поддержка ребенка при прохождении через трево­ги и конфликты отрочества и юности остается ответственной и благодарной миссией педагогов и психологов — задачей едва ли менее важной, чем помощь малышу в столкновениях с первы­ми трудностями развития его сферы инстинктов и его эго.

Подростковые нарушения нравственного поведения ребенка

Переход от латентного состояния к отрочеству отмечен серией расстройств в детской жизни. Родители и учителя, привыкшие определять состояние ребенка по его поведению, считают эти

' Текст дан но изданию: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. T.II.M., 1999. С. 326-335.


О некоторых проблемах в отношении подростков с родителями 33 1

эпизоды в развитии скорее регрессивными, нежели прогрес­сивными. Они тревожатся, когда результаты кропотливой вос­питательной работы, с таким трудом достигнутые в предыду­щие годы, один за другим подвергаются угрозе. Тогда как в латентном возрасте (от 5 до 11 -12 лет) ребенок начинает про­являть определенный и ясно обозначенный характер с индиви­дуальными чертами, вступая в подростковый период (пример­но с 11-12 до 14 лет), он опять становится непредсказуемым. Если в течение латентного периода ребенок умерен, разумен и умеет вести себя за столом (лучше сказать — приличен), то под­росток жаден и требователен.

Ненасытность, проявляющаяся в этом возрасте, часто тол­кает подростка на воровство. Похожие изменения происходят почти во всех сферах детской жизни. Мальчики — подростки в особенности — отличаются неопрятностью в физиологических отправлениях и неряшливостью в одежде. Жестокость и асоци­альное поведение становятся обычным явлением, так же как и совместная мастурбация, совращение младших детей и сексу­альная уступчивость. В отношениях со старшими товарищами этот список дополняют деструктивные действия, воровство, грабежи, совершаемые в одиночку или в компании. В семье подросток создает дисгармонию своим эгоизмом и невнима­тельностью к окружающим; в школе он часто попадает в за­труднительные ситуации из-за недостатка интереса к школьным предметам, неспособности сосредоточиться, безответственнос­ти и нарушения субординация. РСороче говоря, весь многообеща­ющий процесс адаптации к окружающему миру кажется при­остановленным, и родители и учителя снова сталкиваются с не­ограниченным влиянием инстинктивных сил на ребенка.

Реактивация ранее подавленных инстинктов в подростковом возрасте

Работы Фрейда (Freud, 1905), Джонса (/ones, 1922), Айхорна (Aichhom, 1925), Менга (Meng, 1934, 1943), Фистера (Pfister, 1920, 1922), Заллигера (Zu/liger, 1935, 1950, 1951) г. ознакомили нас с психоаналитической концепцией, согласно которой это мо­ральное падение по мере приближения ребенка к пубертатаому


332 Раздел V. Детская психопатология

периоду есть неизбежное явление, обусловленное процессами развития личности.

На протяжении латентного периода инстинктивная сторо­на детской личности была относительно слабо проявлена бла­годаря обычному снижению либидозпых и агрессивных моти­вов в это время. Данное положение вещей изменяется в подро­стковом периоде, когда увеличивается количество инстинктов, что приводит к реактивации каждого отдельного компонента инстинктивной сферы ребенка, в частности, детской сексуаль­ности и агрессивности. Возникает безудержная жажда реали­зации этих желаний. Эго подростка уже не может справиться с этим увеличивающимся внутренним напором и под их давле­нием теряет способность поддерживать ранее установленный баланс личности. Результатом являются вспышки тревоги с уси­ливающимися попытками защитить эго, которые ведут к не­вротическим реакциям и образованию симптомов, или в случае безуспешной защиты к прорывам подавленной инстинктивной жизни в форме или перверсивных сексуальных проявлений, или асоциальных действий.

Итак, подросток испытывает глубокую внутреннюю дисгар­монию. Это состояние души не только болезненно и нежела­тельно само по себе, но также предвещает возможность на­рушения гармоничного хода развития при прохождении юно­шеского периода. Последнее происходит через установление отношений, которые могут сформировать тенденцию к асоци­альному поведению, гомосексуальную ориентацию и прочее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.