Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние темперамента человека на его речь

О.Ю. Пентегова

 

Личность, вступая в общение, принимает на себя те или иные коммуникативные роли, выбирает определенные речевые приемы, задает тему или тон. В дискурсе воплощаются присущие его субъектам темпераменты, доминирующие чувства и мотивы деятельности.

Исследованию влияния темперамента на речь человека посвящена работа Т.И. Ерофеевой “Биопсихологические характеристики говорящего” [1991]. Она рассматривает, как влияет темперамент на интонацию, которая является одним из элементов экспрессии. Экспрессия во многом индивидуальна, т.е. использование экспрессивных средств зависит от личностных характеристик человека.

“С экспрессивной точки зрения речь сангвиника интонационно более выразительна, чем речь флегматика. С помощью голосовых модуляций сангвиник выражает разнообразные свои чувства и мысли. Именно интонация делает его речь более выразительной и эмоциональной”.

Для сангвиника характерно большое число восклицательных и побудительных предложений (из 85 записанных 50 оказались побудительными и восклицательными). Речь его ритмична, интенсивна, темп речи обычно быстрый, паузы между речевыми отрезками невелики.

Речь флегматика более плавна, медлительна, амплитуда колебаний интонационных параметров невелика. Речь часто прерывается паузами. Он старается подыскать соответствующие слова, точно передать свою мысль, свое состояние. Интонация его всегда менее экспрессивна. Логическое ударение — единственное интонационное средство, которое создает экспрессивность речи. Восклицательных предложений мало — 30 из 80. Но нельзя говорить о монотонности речи.

С.А. Сухих [1993] считает, что интенциональный уровень дискурса включает аспект отношения, который состоит из экзистенциональной (отношение к теме), интеракциональной (отношение к партнеру) и эгоцентрической (отношение к себе) разновидностей модальности диалога. Измерение речевого поведения личности через отношение к теме диалога позволяет выделить две черты: “юмористичность” как склонность и способность интерпретировать тему. Данная черта может свидетельствовать о языковой креативности, тогда как противоположная ей черта “буквальность” указывает на ограниченность коммуниканта в способности интерпретировать.

В статье Н.В. Витт, А.В. Чупиной “Индивидуальный стиль речи и эмоциональные особенности человека” [1989] приводятся данные, свидетельствующие о том, что в устных речевых высказываниях средний объем текстов, как и среднее число незаполненных пауз, больше у эмоционально устойчивых испытуемых, чем у эмоционально неустойчивых. Но в их речи меньше среднее число эмоциональных слов и повторов.

Степень эмоциональной устойчивости — одна из основных характеристик свойства личности — эмоциональности. Она обнаруживает себя в характере реагирования человека на значимые ситуации и в его большей или меньшей подверженности эмоциональным переживаниям. Обусловленная индивидуальным сочетанием основных свойств нервной системы, типом темперамента, реактивностью, эмоциональная устойчивость непосредственно связана с потребностями, целями и мотивами личности. Это определяет важную роль эмоциональной особенности в формировании индивидуального стиля речи.

Рассмотрим, как влияет темперамент, направленность эмоциональность человека на его речь на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.

Доминирующий темперамент и экстра-интровертированность я определяла, используя концепцию Генри Айзенка [1993] и по его тесту. Этот тест выявляет людей 4 типов темперамента: уравновешенный, созерцательный интроверт-флегматик, уравновешенный, активный тип, экстраверт — сангвиник, неуравновешенный, эмоциональный интроверт — меланхолик, неуравновешенный, быстрый тип, экстраверт — холерик.

Исследование проведено на материале магнитофонной записи спонтанной устной разговорной речи (далее — РР) и монологической речи (пересказ фабулы романа). Для того, чтобы максимально исключить действие других факторов, я записывала речь всех информантов в обстановке неофициального общения, все информанты-студенты, в основном филологи, примерно одного возраста. Объем записей примерно 10000 словоупотреблений, записанных от 11 информантов (6 сангвиников, 2 флегматика, 1 меланхолик, 2 холерика), объем записей монологов 8300 словоупотреблений.

Каковы же основные различия в речи информантов разных типов темперамента?

На лексическом уровне различия прослеживаются в общем количестве и качестве оценок, способах оценивания, в объеме употребления сниженной и некодифицированной лексики.

В РР информантов-сангвиников в диалоге количество оценок в среднем меньше (36 на 900 слов), чем в речи флегматика (46) и меланхолика (50).

Уравновешенные сангвиники чаще оценивают свое состояние и ситуацию как “все нормально”, “хорошо”. Положительные и отрицательные оценки преобладают над сильноположительными и сильноотрицательными. Способы оценивания отличаются разнообразием: это стилистически окрашенные слова, эмоциональные релятивы, интонация. Меньшая степень экстравертированности информантов вызывает появление в речи большего количества оценок собственного состояния, чем оценок окружающего мира. Так, в речи информантов-флегматиков с большей степенью интровертированности, отличающихся замкнутостью, закрытостью, на 4 оценки внешнего мира приходится 1оценка себя, в речи информантов с меньшей направленностью на себя это соотношение одинаково (7:7).

Информанты-сангвиники и меланхолик могут употреблять сниженную и некодифицированную лексику в небольшом объеме, но ее использование во многом зависит от общего уровня их культуры общения.

Флегматики в устной речи отдают предпочтение описательным оценкам (с ее голосом только сказки на ночь детям читать), но много и стилистически окрашенных слов. Свое состояние и окружающий мир они обычно оценивают как “нормально”, “бодро себя чувствую”. В речи флегматика в монологе много речевых клише, количество оценок не отличается от их количества у сангвиника, но флегматики в значительно меньшей степени склонны к употреблению сниженной и некодифицированной лексики, чем информанты других типов. Большая степень интровертированности вызывает большее количество оценок внешнего мира, чем своего состояния, так как закрытый тип не склонен говорить о себе.

В речи информанта-меланхолика, как типа неуравновешенного, присутствует наибольшее количество оценок, с преобладанием сильноотрицательных (подлая-подлая) над отрицательными (ворона, талия метра полтора). Собственное состояние и ситуация чаще оценивается как “мрачно”, “плохо”. Среди способов оценивания меланхолик предпочитает стилистически окрашенные слова. Информант этого типа в большем объеме, чем другие, употребляет сниженную лексику, может употреблять некодифицированную лексику, но это зависит от общей культуры общения.

Различия на морфологическом уровне тоже заметны. Различно соотношение частей речи:

 

Психол. тип части речи в процентах:
  СУЩ. ПРИЛ. ГЛАГ. МЕСТ. ЧАСТ.
Сангв. 11% 1,6% 24% 28.2% 5,6%
Флегм. 16% 4,3% 16% 24,6% 4,8%
Меланх. 12% 1,9% 16% 17,5% 5,6%

 

Сангвиник в диалогической, монологической и в стилизованной речи употребляет наибольшее количество глаголов, предпочитая глаголы со значением конкретного действия (на 100 слов глаголов со значением конкретного действия — 13, глаголов со значением мышления, чувств, говорения — 1). Количество существительных и прилагательных в его речи меньше, чем в речи информантов других типов. Исключение составляет монологическая речь сангвиника, которая не уступает речи информантов других типов по количеству существительных и прилагательных. В этом типе речи заметнее всего проявляется влияние образования и стремление к выразительности.

Еще одной характерной чертой речи наших сангвиников является употребление в большем количестве модально-волевой частицы “ ну ”: ну /это мы знаем/ это мы знаем //; я-то впишу / ну вот понимаешь.

Флегматики употребляют наибольшее из всех типов информантов количество прилагательных и существительных. В речи наших флегматиков больше, чем в речи сангвиников, глаголов со значением мышления, чувств, говорения (23 на 100 слов). Флегматики-женщины склонны к употреблению в речи актуализаторов (8 на 900 слов; у меланхолика — 4, у сангвиника — 2): Ты принесла, да?; Завтра одна пара, да?.

Информант-меланхолик по количеству употреблений слов разных частей речи стоит ближе к флегматику, здесь фактор экстра /интроверсии важнее, чем эмоциональность / уравновешенность.

Сангвиники предпочитают простые и составные глагольные сказуемые, а в речи флегматиков и меланхоликов больше именных сказуемых, пассивных конструкций и страдательных причастий, как в диалогической речи, так и в монологической и стилизованной речи. Значительное влияние на речь оказывают такие черты характера человека, как активность, деятельность или пассивность, созерцательность.

По причине быстрого темпа речи сангвиников у них чаще возникают уточнения: мы с ним занимались математикой со слезами на глазах / на его!, неправильность в сочетаемости слов (всякие рода истории) и автокоррекция: Вы должны знать / познакомить нас с портретом / интерьером и одеждой (то же можно наблюдать и в речи холерика). У сангвиников наиболее разнообразен состав вводных элементов, среди них чаще всего появляются такие элементы метаязыка, как короче, в общем. Мало заботясь в устной диалогической речи о средствах выражения, сангвиники употребляют наибольшее количество сорных слов (Ну вот / вообще короче / / я не знаю / что с этой библиографией делать). При ровном, спокойном настроении сангвиников в их речи часто возникают повторы для усиления, подчеркивания значения: В графе родители — пусто! Год рождения — пусто! Место работы — пусто! В речи флегматиков повторы чаще передают протяженность действия во времени или возникают при паузе размышления: Буду спать, спать, спать…; Он пошел… пошел он. В речи меланхолика количество повторов возрастает из-за свойственного им большого количества эмоционально-окрашенных ситуаций.

В речи флегматика могут возникать паузы размышления и поиска слов. Это является причиной появления в диалогической и монологической речи заполнителей пауз: Флегматик: Ты видела, нам трамвай новый пустили? — Какой? — Он идет… ну …от конечной до Радищева. Заполнители пауз присутствуют в речи информантов всех типов темперамента, но наиболее часто они встречаются у флегматиков и меланхолика (Сегодня у моего мужа вечерние занятия // А вы видите вот это? — 3: А что это? — 2: Это то / что это …Люди сейчас отрабатывают // Сельхозработы какие-то).

Флегматики и меланхолики чаще, чем сангвиники, выражают в речи свою неуверенность, в основном, вербально: может быть, не знаю, по-моему. Сангвиники чаще употребляют глаголы повелительного наклонения, что свидетельствует о их уверенности в себе, в своем праве повелевать.

Характерной чертой речи флегматиков является возможность отступления от темы для дополнения своего высказывания: я у него специально спросила… я к нему с другой темой ходила, но я у него спросила….

Таким образом, среди всех факторов, оказывающих влияние на речь человека, заметное место занимают темперамент, фактор экстра /интроверсии, эмоциональности. Эти факторы воздействуют на речь на всех ее уровнях.

 

ЛИТЕРАТУРА

Айзенк Г. Количество измерений личности: 16, 5 или 3 // Иностранная психология, 1993. Т.1, №2.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб., 1992.

Витт Н.В., Чупинина А.В. Индивидуальный стиль речи и эмоциональные особенности человека // Психология студента как субъекта учебной деятельности./ Сборник научных трудов. МГИИЯ им. Мориса Тореза, 1989, вып.327.

Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопросы психологии.1981, №4.

Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. — Москва,1985.

Ерофеева Т.И. Опыт исследования речи горожан. — Свердловск, 1991.

Ермакова О.П. Вербализованная ирония в естественном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. — Екатеринбург, 1996.

Залевская А.А. Психолингвистические проблемы семантики слова: Учебное пособие. — Калинин, 1982.

Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование. — Воронеж, 1990.

Зачесова И.А., Павлова Н.Д. Подход к оценке содержательности текста // Психологические и психофизиологические исследования речи. — М., 1985.

Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова И.И. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. — М., 1993.

Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. — М., 1981.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — Москва,1987.

Кожевникова Кв. Спонтанная устная речь в эпической прозе. — Praha, 1970.

Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. — Москва, 1976.

Личностные аспекты языкового общения. — Калинин, 1989.

Ляпон М.В. Картина мира: языковое видение интроверта // Русский язык в его функционировании./ Тезисы докладов международной конференции. — М., 1998.

Мерлин В.Ф. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.,1986.

Основы теории речевой деятельности. — М., 1974.

Полищук Г.Г., Сиротинина О.Б. Разговорная речь и художественный диалог // Лингвистика и поэтика. — М., 1979.

Психолингвистические проблемы семантики. — М., 1983.

Речь, эмоции и личность. Всесоюзный симпозиум / Тезисы и аннотации докладов и сообщений всесоюзного симпозиума “Речь, эмоции и личность”. — Л., 1978.

Седов К.Ф. Типы языковых личностей и стратегия речевого поведения // Вопросы стилистики. — Саратов, 1996, вып. 26.

Сиротинина О.Б. Разговорная речь в системе литературного языка и разговорность в истории русской художественной речи // Stylistyka IV. Opole, 1995.

Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. — М., 1977.

Сиротинина О.Б. Человек и его язык // Вопросы стилистики, 1996, вып.26.

Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики: Сборник научных трудов. Тверь, 1994.

Сухих С.А. Черты языковой личности // Коммуникативно-функциональный аспект языковых единиц. — Тверь,1993.

Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика // Психологический журнал, 1991, т. 12, №6.

Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. — М., 1989.

Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Психологические исследования семантики речи // Психологические и психофизиологические исследования речи. — М., 1985.

Функционирование языка в разных видах речи. — Саратов, 1986.

Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. — М., 1991.

Язык и личность. — М., 1989.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приемы снижения напряжения, освобождения от раздражения и гнева | Введение. Распад СССР и последовавшие вооруженные конфликты и межэтнические столкновения в ряде стран СНГ вызвали крупномасштабные сложные и недобровольные перемещения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 6515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.