Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководитель как гарант стабильности редакционного коллектива




В условиях рынка важнейшими требованиями к менеджеру-журна­листу становятся не только способность к анализу, лидерство, оператив­ность, коммуникабельность, но и предприимчивость, независимость, уме­ние рисковать. Последние три качества особенно нужны, поскольку редак­ция сталкивается с постоянным дефицитом средств на издание и проблемой стабильного спроса на газету. Это вызывает необходимость искать спонсо­ров, развертывать рекламную деятельность и внежурналистскую коммер­ческую работу. Стремясь уйти от финансового банкротства, редакции мо­гут использовать самые неожиданные, иногда остроумные методы добыва­ния денег и пополнить тем самым пестрый опыт российской прессы по выживанию в условиях рынка.

Редакция «Московского комсомольца» на паях с небольшим строи­тельным кооперативом (70% пая принадлежит редакции) получила в одном из подмосковных районов в аренду землю, закупила оборудование и пост­роила... кирпичный завод, на котором помимо кирпича наладила выпуск монолитных блоков. Появились у газеты и собственные магазины, через которые реализуется часть тиража. Что же касается доходов от рекламы, то большой тираж и популярность «Московского комсомольца» позволили редакции диктовать условия рекламодателям и не заботиться об их поиске. Здесь впервые в Москве стали заниматься рекламой на профессиональном уровне: организовали при редакции малое предприятие — рекламное аген­тство, которое к тому же создало обширную базу данных о коммерческих структурах столицы и продает эти данные. А редакция «Вечернего Екате­ринбурга» в рамках программы «Екатеринбург — XXI век» участвует в создании в городе... сети пельменных.

Психологи рассматривают три этапа деловой активности человека. Первый период функционирования — время начального освоения профес­сии, трудовой адаптации. Второй — профессиональный, когда профессия становится формой собственной жизни, когда в отрыве от профессиональ­ной среды, любимого дела, человек «чахнет», «гаснет», теряет интерес к жизни. И третий — предпринимательство, когда человек становится твор­цом собственного дела [33]. Сегодня возрождается российская традиция предпринимательства в журналистском бизнесе. Одним из первых стал заниматься этим новым в современной России делом Владимир Яковлев, основатель газеты «Коммерсант», ставший президентом издательского дома «Ъ». К сожалению, в июле 1999 г. он уехал в США и продал принадлежа­щий ему контрольный пакет акций Дома американской фирме, затем па­кет перекупил Б. Березовский. Бизнесменом стал и отец Владимира — Егор Яковлев, учредивший «Общую газету».

Интересен опыт предпринимательства в региональных журналистских организациях. Так, в Петербурге еще в 1989 г. супруги Тамара и Владимир Максимовы (телеведущая и режиссер телевидения) создали одну из первых в стране независимых частных телекомпаний — «ТВ-Нева». Владельцы на­чали с проведения телевизионных благотворительных марафонов. Первый был посвящен проблемам материнства и детства, продолжался 24 часа и был вписан в книгу рекордов Гиннеса. Темой второго была трагедия Черно­быля, третьего — возрождение Петербурга. На разные благие дела были собраны от пожертвователей сотни миллионов рублей. В 1992 г. Максимовы сделали 24 серии видеопрограммы «Кто с нами?», призванные поддержать российское фермерство. Целью сериала стала их идея провести Всемирную ярмарку «Российский фермер». В сентябре 1992 г. на эту ярмарку в город на Неве прибыли представители 146 крупнейших зарубежных фирм, 247 фирм из стран СНГ. В 1995 г. «ТВ-Нева» начала транслировать по 5-му каналу петербургского телевидения программу «Вкус жизни», а в 1998 г. — по рос­сийскому — «Музыкальный ринг». Не менее яркие примеры есть и в газет­ном бизнесе Петербурга. Марк Монусов создал издательскую фирму «Дом Натали», которая выпускает газету «Натали», журнал того же названия, а также газету «Аномалия» для любителей непознанного. Выпускник факуль­тета журналистики Санкт-Петербургского университета Константин Сухен-ко до 1991 г. работал в многотиражке объединения «Светлана», был некото­рое время корреспондентом газеты Выборгского района города, а затем стал издавать рекламное издание «Реклама-шанс». Последнее быстро набрало тем­пы, и после накопления определенного капитала Сухенко решил выпускать еще две газеты — дочерние. Это привело к образованию издательской фир­мы «Шанс», которую он и возглавил, став ее президентом.

За долгие годы российские журналисты привыкли к облегченным заданиям: «если на Западе 50 — 60 полос делают 5 — 6 человек, то у нас четырехполосную газету — 10—12» [34]. Важно сломать стереотип оттор­жения ответственности, преодолеть боязнь перегрузки в работе. Это су­лит, как показывает опыт, несомненную выгоду.

В Ростове Великом Ярославской области администрация города отка­залась стать учредителем еженедельника «Провинция», не веря в перспек­тивность издания. Тогда в ролях учредителя, издателя и редактора высту­пил журналист В. Подшивалов, который добился успеха «Провинции»: ее тираж реализуется довольно быстро. А в «Вечернем Ярославле» вообще остался один человек — А. Голицын, редактор, издатель и корреспондент в одном лице. До него газету делали 6 журналистов. Оставшись в одиноче­стве, Голицын поднял тираж в пять раз. Популярность издания достигается содержанием полос: публикуются судебные очерки, репортажи из тюрем, моргов, психиатрических больниц, необычные кроссворды, анекдоты, час­тушки. Кстати, А. Голицын и распространяет газету сам: у заводских про­ходных, в электричках.

Эти примеры, число которых можно продолжить, свидетельствуют о потаенных резервах журналиста, который в силу жизненных обстоятельств может освоить незнакомое ему доселе дело — менеджмент.

Рассуждая о взаимоотношениях между издателем и редактором в бри­танской прессе, С. И. Беглов пишет: «В случае, когда газете долгое время сопутствует коммерческий успех и от ее хозяина требуется лишь твердо держаться взятого курса в финансовых делах, от главного редактора ожи­даются, прежде всего, хорошее чутье и прямые прочные связи с различны­ми звеньями механизма власти и общественного мнения. И, наоборот, ког­да конъюнктура газетного бизнеса испытывает частые колебания, и к тому же углубляемые, скажем, вторжением новой технологии в сферу произ­водства, то владелец газеты уже явно предпочитает видеть на посту главно­го редактора человека, способного мобилизовать все средства так называ­емой популярной прессы» [35]. Эти требования применимы и к менедже­рам современной российской журналистики, с той лишь разницей, что у нас в большинстве случаев издателями (учредителями) являются сами ре­дакционные коллективы. Будучи учредителями, они рискуют вместе с глав­ными редакторами, вместе с ними ищут пути не только сохранения, но и процветания своих изданий. При этом ответственность ложится на все уров­ни редакционного менеджмента: высший (редакторат и секретариат), сред­ний (руководители отделов редакции, технических, коммерческих служб, временных групп, создаваемых для выполнения конкретных творческих или организационных заданий: газетных кампаний, акций, целевых номе­ров и т.п.) и низший (корреспонденты, дежурные по номеру и т.д.). Успех возможен, однако, при условии нормального социально-психологического вектора журналистского менеджмента, если к тому же в коллективе нет конфликтов, и царит творческая обстановка.

Это бывает далеко не всегда. Новые условия жизнедеятельности средств массовой информации не могли не привести к многочисленным конфликтам в редакциях. Конфликт как предельный случай обострения противоречий возникает между политически и творчески раскрепощен­ным журналистом и находящимся в плену прежних догм руководителем, не умеющим преодолеть инерцию мышления; между интенсивностью тру­да работника редакции и уровнем его оплаты; по причине неравных прав участников общего дела — членов акционерного общества или издательс­кого дома и т.д. Но особенно часты столкновения из-за вмешательства в кадровую политику спонсоров и соучредителей изданий.

Из-за разного отношения к иностранному спонсору еще в 1993 г. возникла напряженность в коллективе «Правды»: конфликт закончился выборами нового главного редактора, который выступал за то, чтобы конт­рольный пакет акций газеты находился у греческого миллиардера. После­дний через два года, недовольный сменой ориентации газеты: на более умеренное крыло коммунистической партии, потребовал обновить руко­водство. В итоге издание распалось на три «Правды»: «Правду», «Правду-5» и «Правду России». В 1997 г. реакцию распада пережил коллектив пе­тербургской газеты «Час пик», входящий в газетный холдинг «Московский комсомолец»: несогласные с решением Павла Гусева (редактора «Москов­ского комсомольца») сменить руководителя петербургского издания, боль­шинство сотрудников основало параллельную газету, добавив к логотипу «Час пик» уточнение «Петербургский».

Роль главного редактора в судьбе и успехах коллектива велика. Лю­бая редакция может рассматриваться в двух планах: как формальная и как неформальная организация. Соответственно можно говорить о двух типах отношений в коллективе: формальных — должностных, функциональных, и неформальных — психологических, эмоциональных. В первом случае мы встречаемся с социальным феноменом — руководством, во втором — с феноменом психологическим — лидером. Идеальный вариант, когда ре­дактор, менеджер, является одновременно и лидером, и руководителем. Однако так бывает не всегда, что и становится источником многих внутри-редакционных коллизий. Здесь многое зависит от стилей руководства. Пси­хологи делят их на директивный (авторитарный), коллегиальный (демокра­тический) и попустительский (нейтральный).

Авторитарный (директивный) стиль имеет такие признаки: с фор­мальной точки зрения — деловые краткие распоряжения; запреты без снис­хождения, с угрозой; похвала и порицание субъективны; эмоции в расчет не принимаются; показ приемов — не система; позиция руководителя — вне группы; а с содержательной стороны — дела в группе планируются руководителем заранее; определяются лишь непосредственные цели, а даль­ние — неизвестны; голос руководителя — решающий. Демократический (коллегиальный) стиль руководства характерен следующим: формальная сторона — инструкции в виде предложений; не сухая речь, а товарищес­кий тон; похвала и порицание — с советами; распоряжение и запреты — с дискуссиями; позиция руководителя — внутри группы; содержательная сторона — мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализа­цию предложений отвечают все; разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. Особенности нейтрального (попустительского) стиля: формальная стороны — отсутствие похвалы и порицаний; никакого со­трудничества; позиция руководителя незаметна, в стороне от группы; со­держательная стороны — дела в группе идут сами собой; руководитель не дает указаний; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп [36].

То есть для авторитарного стиля характерно жесткое единоличное принятие руководителем решений, касающихся группы (редакции), и сла­бый интерес к работнику как личности; при демократическом стиле управ­ления руководитель стремится к выработке коллективных решений, прояв­ляя при этом интерес к неформальному, человеческому аспекту отношений. Нейтральный стиль означает полную отстраненность руководителя от дел коллектива. Конечно, все эти стили далеко не всегда выступают в чистом виде да и форма и содержание действий руководителя порой не совпадают между собой. Скажем, авторитарный по сути своей руководитель внешне ведет себя достаточно демократично. В совершенстве владея техникой об­щения, он приветлив и вежлив, но советов подчиненных не примет. Однако вероятен и обратный вариант: демократичный по внутреннему содержанию руководитель внешне выглядит автократом. Он недостаточно воспитан, не приобрел соответствующих манер, часто грубоват в общении с коллегами.

Поводом к расколу в «Комсомольской правде» стали претензии к коммерческой службе газеты. Сочетание в одном коллективе двух групп — журналистов и финансистов — вызывает нередко неприятные коллизии потому, что редакционный бухгалтер начинает зарабатывать значительно больше, чем журналист. В «Комсомолке» коммерческая служба разрослась и стала как бы параллельной структурой. Постепенно число сотрудников коммерческих служб превысило количество журналистов, низкая оплата труда последних явилась одной из причин внутриредакционного конфлик­та. Вдобавок рядовые корреспонденты здесь были недовольны отсутствием демократических выборных начал. Газета давно перестала быть органом ЦК комсомола (за отсутствием последнего), но состав редколлегии, утвер­жденный еще ЦК ВЛКСМ, не изменился, не было ни выборов, ни переста­новок. Главный редактор вместо того, чтобы проявить объективность, такт, волю, поддался влиянию одной из сторон в конфликте. И тогда (в 1992 г.) на его стол легло коллективное письмо: «Настоящим извещаем, что мы не считаем возможным работать с Вами в качестве главного редактора...» За­явления об увольнении подали 40 человек: 6 ведущих редакторов из б, сотрудники отделов науки, морали, образования в полном составе. Ушед­шие, выдержав месяцы безработицы и безденежья, в конце концов, созда­ли собственное издание — «Новую ежедневную газету», которая уже в 1994 г. расходилась тиражом четверть миллиона экземпляров. В 1995 г. из «Комсомолки» ушел и сам главный редактор.

Подобный попустительский (нейтральный) стиль был свойственен и «Смене» (Санкт-Петербург). Вот что пишет Наталья Курапцева, бывшая до 1994 г. заместителем ответственного секретаря этой газеты: «Навстречу демократии, гласности «Смена» рванулась, как и многие, словно в свой последний и решительный бой. Начали робко, а затем все активнее, все острее стали выступать против тоталитарного режима, против наследия сталинизма, против плановой экономики. В этой борьбе газета стала неза­висимой, и мы смогли впервые сами выбрать редактора. Им стала Галя Леонтьева, которая в этой газете прошла путь от девочки-юнселькора до штатного корреспондента и заведующей отделом. Но для того, чтобы стать редактором, недостаточно хорошо писать и обладать женской привлека­тельностью и непосредственностью. Для этого пути нужны совершенно иные качества, которых у Гали, к сожалению, не оказалось.

...В это время многие «старики» ушли из «Смены» во «взрослые» газеты. Им на смену пришли новые. Новыми оказались и отношения в редакции — раскрепощенные, но непроизвольно переходящие то в хам­ство, то в пьянство. Один из составов информационной службы пришлось уволить: в три часа ночи в бывшем музее газеты пьяные молодые люди занимались сексом. А редактор заявляла на общих собраниях, что все люди взрослые, и она не может запретить им пить. Естественно, бутылка посте­пенно стала на редакционном столе таким же необходимым предметом, как и пишущая машинка» [37].

В итоге Леонтьева вернулась в свой бывший отдел, ушел и сменив­ший ее главный редактор, а его преемнику пришлось немало поработать, чтобы наладить нормальную творческую атмосферу в редакции.

Не меньшую опасность для коллектива редакций таит и другой стиль — авторитарный. Характерный его представитель — Павел Гусев, главный редактор «Московского комсомольца», ставший практически его владель­цем. Когда-то первого секретаря Краснопресненского райкома ВЛКСМ Гу­сева, не имевшего ни журналистского образования, ни опыта работы в га­зете, Московский горком партии направил руководить молодежным изда­нием. Новому главному партийные идеологи второй половины 80-х годов разрешили писать о сексе, рок-музыке, неформалах и прочих проблемах, интересующих советского обывателя. Привлеченные невиданной свободой творчества, в «Московском комсомольце» собрались талантливые молодые журналисты столицы. За считанные месяцы они создали изданию скан­дальную славу, сделали «Московский комсомолец» самой информирован­ной газетой Москвы. К середине 1993 г. тираж издания вырос в 20 раз и достиг почти двух миллионов экземпляров — абсолютный рекорд для го­родских газет. Но со временем властный стиль работы Гусева стал подав­лять любую инициативу работников редакции. «В конце 1990 г. после встречи с главой правительства Москвы Ю. Лужковым «Московский комсомолец» прекратил критику московской мэрии. Все недовольные столь резкой сме­ной курса быстро вылетели из газеты. Их попытки качать права были бе­зуспешны. Гусев переводит большую часть сотрудников на краткосрочные договоры и после приватизации становится фактически единоличным хо­зяином "Московского комсомольца"» [38].

А как сам «Московский комсомолец»? Сохранил ли он былую попу­лярность: «С уходом всех ведущих журналистов начался неизбежный от­кат. Но П. Гусев не растерялся. Газета стала раскованной до предела. На страницах появились фотография обнаженной сотрудницы, реклама ин­тимных услуг и призывы к физической расправе с политическими против­никами. Два года (1993—1994 — В. В.) стоили газете 700 тысяч подписчи­ков. И хотя тираж «Московского комсомольца» и сейчас больше, чем у «Советской России», «Известий», «Правды» вместе взятых, не исключено, что звездный час газеты уже позади» [39].

Бесспорно, самым продуктивным для журналистских коллективов явля­ется демократический стиль руководства. Его можно заметить в редакциях «Московских новостей», «Новых "Известий"», «Санкт-Петербургских ведомо­стей» и многих других газет, телевизионных и радиовещательных компаниях. Внутриредакционные конфликты, конечно, роняют авторитет газеты или радио-телекомпании, не способствуют их экономике. Однако порой, по­терпев поражение и вынужденные уйти из редакции, журналисты органи­зуют собственное дело и добиваются успеха. Так, Игорь Голембиовский, покинув редакцию «Известий» с группой своих сторонников, в 1997 году создал «Новые "Известия"». По инициативе журналистов, которые ушли из «Московских новостей», возникла «Независимая газета». Было это в сен­тябре 1991 года. Но вскоре у главного редактора «Независимой» Виталия Третьякова появилась «звездная болезнь», он перестал уважать другие точ­ки зрения помимо собственной, прислушиваться к ним. Перед коллективом встал вопрос: «либо разбегаться, либо сохранить команду». И тогда возникла идея создания нового издания — газеты «Сегодня», которая стала выходить с февраля 1993 года. В новую газету перешла половина журналистов «Неза­висимой», а также бывшие сотрудники газет «Мегаполис-экспресс», «Ком-мерсантъ», журнала «Столица».

А в 1995 году в «Независимой газете» вновь вспыхнул конфликт — из-за финансовых трудностей. В. Третьякову редакция выразила недове­рие, был избран новый руководитель коллектива. Через 3 месяца, однако, В. Третьяков внезапно появился в редакции в сопровождении нанятых им вооруженных охранников, отобрал у преемника печать и занял кабинет главного редактора. Так, была силой восстановлена монополия на власть в редакционном коллективе. Но вряд ли с помощью охранников можно уста­новить здесь нормальный микроклимат.

Управление для подлинного менеджера-журналиста — не должность и не ответственный пост, смещение с которого может привести к личной трагедии, а специальность. Он обязан быть меньше всего ориентирован на карьеру, чистую анкету, лояльность к вышестоящим инстанциям, а боль­ше — на интересы дела, свою профессиональную репутацию, на автори­тет в глазах подчиненных. Внутриредакционные конфликты и дальше бу­дут возникать, если не преодолеть или не устранить противоречий между свободой творчества сотрудников редакции и их экономической зависимо­стью, между потребностью в демократическом содержании жизни коллек­тива и старыми, отжившими формами структурирования этой жизни, между возросшими интересами рядовых журналистов и амбицией их руководите­ля, не желающего или не умеющего перестраиваться. Слабое владение ис­кусством межличностного общения, если этот просчет дополняется тем, что редактор недостаточно компетентен и неопытен в журналистском биз­несе, может привести не только к конфликту в редакции газеты или радио-и телекомпании, но и к их банкротству.

Выводы

Информационный рынок вынуждает журналиста максимально раскрывать свои творческие способности, приобретать навыки самоконтроля и саморегулиро­вания. Важным инструментом в ускорении развития журналистской карьеры мог бы стать самомаркетинг, когда работник СМИ точно сегментирует рынок труда, выбирая и средство массовой информации, и тематику, и жанр, в котором намерен работать, добивается успехов в избранной нише, чутко реагирует на колебания спроса массовой аудитории на его произведения.

В последние годы возросла текучесть журналистских кадров, медленно адап­тируются в редакционных коллективах молодые сотрудники. Одной из причин этих явлений является уравнительный подход к оценке труда, независимо от трудоемко­сти произведения. Следовало бы провести в отношении журналистского труда та­кое же разделение, как между качественной и массовой прессой. Принадлежность к качественной журналистике могли бы определять сами редакции совместно с твор­ческими Союзами журналистов.

Устойчивое положение СМИ на рынке во многом зависит от качества редак­ционного многоуровневого менеджмента. Его функции — финансовая, производ­ственная (содержание журналистских произведений), маркетинговая и кадровая. В числе его актуальных проблем находятся оплата труда журналистов, порядок при­ема их на работу, (в частности, по контракту).

Избирать руководителей в редакциях впервые стали на конкурсной, альтер­нативной основе. Избежать при этом возможных ошибок помогло бы использова­нии деловых игр, таких, как «Вакансия».

Весьма частыми в последние годы стали внутриредакционные конфликты из-за вмешательства в кадровую политику спонсоров и соучредителей изданий, нерав­ноправия участников общего дела — членов акционерного общества или издатель­ского дома, в результате противоречий, возникающим между творчески раскрепо­щенным журналистом и находящимся в плену прежних догм руководителем, между интенсивностью труда работника редакции и уровнем его оплаты. И здесь гарантом стабильности коллектива выступает его руководитель, особенно, если он придержи­вается демократического (коллегиального), а не авторитарного (директивного) или нейтрального (попустительского) стиля руководства.

Журналистский менеджмент из должности становится профессией, актуаль­ной и перспективной. Это ведет к корректировке в системе подготовки кадров на факультетах журналистики российских университетов, на разного рода курсах, пе­реключению внимания на овладение знаниями журналистского бизнеса, социоло­гии и психологии журналистики, профессиональной и служебной этики. Становле­ние и развитие журналистского менеджмента в России, подготовка квалифициро­ванных специалистов в этой области уменьшит число конфликтов в СМИ, что приведет к более плодотворной работе редакционного коллектива.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные факторы формирования профессиональной карьеры в журналистике?

2. В чем суть самомаркетинга журналиста?

3. Что такое социожурналистика?

4. Какова специфика работы журналиста в газетах разного типа, а также на телевидении и радио, в информационных агентствах и службах «паблик рилейшнз»?

5. Проведите в группе деловую игру «ПАТ» (профессиональный анализ текста).

6. Какие проблемы возникали у Вас в ходе производственной практике в СМИ? Довольны ли Вы помощью редакции?

7. Можно ли ускорить подготовку журналистского выступления без ущерба для его качества?

8. В главе приведены данные опроса о затруднениях при профессиональных операциях. А возникают ли у Вас проблемы при анализе и осмыслении фактов, подборе аргументов, поиске композиции и т.п.?

9. При опросах о привлекательности жанров журналисты ставят на первое место интервью. А как бы Вы построили рейтинг газетных жанров в газете, на радио, на телевидении?

10. В чем специфика менеджмента в газете, на радио и телевидении?

11. Раскройте содержание экономического и социально-психологического векторов менеджмента СМИ.

12. Проведите в группе деловую игру «Вакансия».

13. В чем причины внутриредакционных конфликтов?

14. Каким образом на микроклимат редакционного коллектива и на творче­ство журналиста может повлиять тот или иной стиль руководства?

Примечания:

1. Ученова В. В. Основные направления разработки теории публицистики. — М, 1978. С. 43-44.

2. Введение в теорию журналистики: Учеб. мет. пос. / Сост. Е. П. Прохо­ров — М„ 1993. С. 126-131.

3. Корконосенко С. г. Основы теории журналистики. — СПб., 1995. С. 43-48.

4. См. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования /Под ред. Л. Г. Свитич и А. А. Ширяевой. — М., 1994; Вилъчик В. Умерьте амби­ции // Журналист. 1995. № 7; Колесник С., Свитич Л., Ширяева А. Белый, протес­тант, бакалавр... Русский, женат, беспартийный // Журналист. 1994. № 10. С. 18-21.

5. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М., 1995. С. 105.

6. Вилъчик В. Умерьте амбиции // Журналист. 1995. № 7. С. 61.

7. Федотов М. Пришествие свободы печати в России пока откладывается // Международная жизнь. 1994. № 10. С. 17.

8. Бовин А. Хорошо, что я сменил профессию // Журналист. 1994. № 10. С 2.

9. Шостак М. И. Качественное издание в системе периодики // Журналис­тика в переходный период. В 5 ч. — 1997. Ч. 5. С. 4.

10. Ю.Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. — М.; 1992. С. 13-17.

11. И. Ширшин Н. С. Социально-профессиональное самоопределение личности // Автореф канд. дис. — Нижний Новгород. 1995. С. 11.

12. Колесник С., Свитич Л., Ширяева А, Белый, протестант, бакалавр...Рус­ский, женат, беспартийный. С. 18-21.

13. Вильчик В. Умерьте амбиции. С. 60.

14. Варшавчик С. Без средств нет массовой информации // Общая газета. 1998. 29 января — 4 февраля.

15. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования. С. 131.

16. Кузнецов г. Семь гномов // Журналист. 1993. № 3. С. 12-15.

17. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования. С. 63.

18. Маринович В. В. Роль ведущего в структуре имиджа коммерческой радио­станции // Журналистика в переходный период. В 5 ч. — М., 1997. Ч. 4. С. 46-47.

19. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М., 1991. С. 648.

20. Реснянская Л. Л., Свитич Л. г., Фомичева И. Д., Ширяева А. А. Перспек­тивы развития региональной прессы // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналисти­ка. 1996. № 3. С. 14. 21. См.: Романенкова В. М. Формирование издания качественного типа в сред­ствах массовой информации России // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1994. № 1. С. 3

21. Олешко В. Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование тех­нологий массово-коммуникационной деятельности — Екатеринбург, 1996. С. 8.

22. Корконосенко С. г. Социожурналистика: понятие и структура // Социо­логия журналистики. Очерки методологии и практики. — М., 1998. С. 47

23. Толстенко В. Без менеджеров газетам — крышка // Журналист. 1993. № 3.

24. Лошак В. Издание газеты в России // Международная жизнь. 1993. № 10. С. 78.

25. См.; Мескон М., Альберт М., Ходоури Ф. Основы менеджмента — М., 1995; Санталайнен Т и др. Управление по результатам. — М., 1993.

26. Словарь делового человека. — М., 1992. С. 157.

27. Там же. С. 122-123.

28. Мартынов С. Профессионалы в управлении. — М., 1991. С. 30.

29. Гусев П., Гачос Т. Ну, комсомольцы! Беспокойные сердца // Журналист. 1993. № 3. С. 16-17.

30. Дзялошинскшг И. М., Никитин М. Н. Деловые игры в журналистском кол­лективе. — М., 1990, С. 15-18

31. Коно Т. Стратегия и структура японского менежмента. — М., 1987. С. 21-27.

32. Мусаэлян Н. Э., Сливницкий Ю. О. Психология предпринимательства — новая область отечественной психологической науки // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 1. С. 12-14.

33. Федотов М. Как сложится в ближайшем будущем судьба местной прес­сы // Журналист. 1992. № 1. С. 11.

34. Беглов С. И. Синдром хозяйского влияния // Вестник Моск. ун-та. 1994. 3 1.

35. Кричевский Р.Д.. Если Вы — руководитель. Элементы психологии менед­жмента в повседневной работе. — М., 1993. С.39.

36. Курапцева Н. Как был закрашен «очаг папы Карло» // Журналист. 1994. № 5. С. 38-30.

37. Нерсепов Ю. Главный журналист Москвы // Санкт-Петербургские ведо­мости. 1994. 10 сент.

38. Там же.

ЛИТЕРАТУРА

1. /. Ворошилов В. В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. — СПб., 1997.

2. Ворошилов В. В. На рынке журналистского труда не все благополучно // Невский наблюдатель. 1997. № 2.

3. Гуревич С. Редакционный менеджмент. — М., 1997.

4. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. — СПб., 1995.

5. Кричевский Р. Д. Если Вы — руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М., 1993.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1995.

7. Радугин А. А., Радупш К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и уп­равления. — Воронеж, 1995.

8. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М., 1995.

9. Энн Мари Бэрри. Карьера в рекламном агентстве. — М., 1997.

10. Якокка Ли. Карьера менеджера. —М., 1991.

Глава 8.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.