Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 27: Движение бабидов в Иране в 1848-52 гг. Бехаизм как идеология и практика




Вопрос 26: Основные центры, руководители восстания 1857-59 гг. и требования повстанцев.

Казалось, никогда еще международное положение Великобритании не было столь прочным, как в начале 1857г. Парижский мир ослабил Россию и утвердил британскую гегемонию. На Ближнем Востоке, в Иране и Афганистане английское влияние стало преобладающим. В Китае англичане в союзе с французами вели легкую захватывающую войну. Однако под покровом внешнего процветания назревал серьезнейший кризис.

В это время Индия была под покровительством лорда Дальхузи, который попытался централизовать разрозненные части Индии. Но ряд нововведений был не по нраву индийским народным массам: жизнь перевелась на христианский лад, внешнюю торговлю в обход Ост-Индской компании запретили, непосильные налоги, превращение со временем наемных военных сипаев в «пушечное мясо».

Само восстание началось из за того, что в армии вводились пули, которые необходимо было откусывать перед тем как использовать и они были смазанны свинным и говяжим жиром. Это вызвало недовольствия и отказ пользования(на территории Индии проживали как представители индуистской веры так и мусульманской). Англичане жестоко подавляли такие недовольста, но недовольных становилось все больше и больше.

Основными центрами восстания была территория между Бенгалией и Пенджабой, а также города Дели, Кампур, Лакхнау и Мирут, а также Центральная Индия.

В Дели осталось правительства во главе с Бахадур – шахом 2. Его заставили подписать воззвание, в котором сообщалось о восстановлении имперской власти и призывал всех индусов объединиться для борьбы за родину и веру.

В Кампуре находились войска под предводительством Тантия Топи, Нана Сахиба и Лакшми Бай. Они ввели меры по организации аппарата управления. Обеспечения и снабжения войск и населения производством.

Крестьянство имело целью избавиться от налоговой и ростовщической эксплуатации. Феодалы, игравшие большую роль в руководстве восстанием, стремились к изгнанию англичан только для того, чтобы восстановить утерянное ими монопольное право на эксплуатацию индийского народа.


Неустойчивость внешнеполитического положения, поражения в войнах с Россией и в «битве за Герат» свидетельствовали о политическом кризисе в Иране. Военные экспедиции требовали огромных денежных затрат. Иранское правительство было не в состоянии само формировать и распределять бюджетные средства. Откупная система стала нормой. Это привело к финансовому кризису 1837-1838 гг. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета, увеличивая налоги, что усиливало эксплуатацию податного населения. В сложившейся ситуации правящие круги Ирана не имели продуманной концепции общественно-политического развития. Это спровоцировало идеологический кризис. В среде иранцев-шиитов большим влиянием стала пользоваться секта шейхитов.

Чем отличалось учение шиитов от учения шейхитов?

Шииты считают, что после смерти Пророка законными наследниками являются только потомки его двоюродного брата Али и его жены, дочери Пророка Фатимы. Они придерживаются пяти, по их мнению, главных принципов веры: 1. Вера в Аллаха. 2. Вера в единство Бога. 3. Вера в справедливость Бога. 4. Вера в Пророка. 5. Вера в имама, т.е. Махди. Шейхиты полагали, что люди постоянно нуждаются в руководстве. Поэтому Аллах не отказывает людям в своей милости, и среди верующих мусульман всегда должен быть некто, кто мог бы служить посредником между имамом и его народом. Шейхиты признавали главными только четыре «столпа» веры: 1. Вера в Аллаха. 2. Вера в Пророка. 3. Вера в имама Махди. 4. Вера в посредника (Баба) между имамом и верующими

Одним из руководителей секты шейхитов был Али Мохаммад. Он родился в 1820 г. в Ширазе в семье торговца хлопчатобумажными тканями. В 1844 г. Али Мохаммад объявил себя Бабом, т.е. «вратами» в постижение Бога. Первыми сочинениями Баба были «Комментарии к суре об Иосифе» (1844) и «Беян» (1847). Слово «беян» означает «откровения». Баб считал, что человеческое общество развивается последовательно, сменяющими друг друга эпохами. Сами люди не могут изменить существующий порядок вещей. Бог делает это через пророка, которого он посылает людям в каждую эпоху. Баб объявил Коран и шариат устаревшими, отменил молитву, пост, паломничество, закят. Сторонники Баба (бабиды) проповедовали аскетизм, широко использовали суфийско-дервишескую терминологию, придавали мистическое значение отдельным словам, буквам, цифровым сочетаниям. Кроме религиозной реформации, бабиды планировали создание нового общества – царства справедливости на земле. Первоначально такое общество предполагалось учредить в пяти провинциях: в Азербайджане, Мазендеране, Ираке Персидском, Фарсе и Хорасане, то есть в наиболее экономически развитых районах страны. В новом обществе должна развиваться торговля, в том числе и с иностранными государствами, улучшаться дороги и коммуникации, действовать единые деньги и т.д. Баб выступал за гарантии защиты собственности, прав личности, проповедовал равенство мужчин и женщин, большое значение придавал просвещению.

Движение бабидов можно условно разделить на три периода:

1. 1843-1848 гг. – мирное развитие событий, попытки бабидов привлечь на свою сторону шаха и его правительство;

2. 1848-1852 гг. – разрозненные восстания в городах Ирана;

3. после 1852 г. – религиозный раскол в лагере бабидов: бабизм и бехаизм.

В 1844 г. Баб начал свои проповеди в Ширазе. Вскоре он предстал перед судом улемов и был приговорен к тюремному заключению. Он сбежал и скрывался, но в 1848 году его вновь поймали.

в Тебризе, где его приговорили к смерти, Баб объявил себя Махди. Осенью 1848 г. умер Мохаммад-шах, в стране началась борьба за власть, ею и воспользовались бабиды для начала восстания против Каджаров. В 1848-1852 гг. по Ирану прокатилась волна народных выступлений. В них участвовали горожане («люди базара»), крестьяне, средние землевладельцы. Во главе движения стояли представители низшего духовенства. Ремесленники, купцы, представители духовенства (примерно 2000 человек) выступили против правительственных войск. В 1849 г. они были разбиты шахскими отрядами. Центр движения сместился в город Зенджан. Несколько месяцев продолжалось зенджанское восстание. Только в конце 1850г. правительству удалось подавить движение в этом районе. Но через некоторое время вспыхнуло восстание в Йезде. Одно за другим происходили восстания в других частях страны. Дважды восставали жители Нейриза.

В 1850 г. Баб был расстрелян солдатами христианского полка, шах не рискнул доверить казнь солдатам-мусульманам. К 1852 г. правительству удалось подавить очаги сопротивления в Нейризе, Ширазе и других местах. Восставшие потерпели поражение.

Большая часть бабидов после восстаний была физически уничтожена. Оставшиеся в живых повстанцы ушли в подполье. Некоторые из них стали приверженцами тактики индивидуального террора. В 1852 г. они даже совершили покушение на шаха, в результате которого он был ранен. Другая часть бабидов, во главе с Бехауллой создала новое сектантское учение – бехаизм. Бехаиты были сторонниками ненасильственных действий, выступали против войн, за терпимость, равноправие, проповедовали идею всемирной общности людей.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.