Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 41: Цели и особенности реформаторства в Османской империи в конце XVIII – начале XIX вв




 

Цели: преодолеть явления глубокого и всестороннего кризиса в государстве, зарождавшегося ещё в XVIIв. в виде разложения военно-ленной системы. Султанская власть уже не могла опираться ни на феодалов-ленников, ни на янычарский корпус, давно превратившийся в неуправляемое анархичное войско, опасное, прежде всего для султанов. Также опорой для султанской власти перестают быть феодально-клерикальные круги, которые сопротивлялись всяким переменам.

 

До 1839 г. в результате продолжительных усилий реформаторов были достигнуты некоторые итоги: ликвидированы устаревшие феодально-клерикальные институты, янычарский корпус, военно-ленная система, проведена административная реформа, заложены основы новой современной армии, открыты светские общеобразовательные школы, стали выпускаться правительственные турецкие газеты.

 

Все реформы проводились сверху, от имени султана, без аппеляций к каким-либо слоям населения, методы проведения нововведений иногда бывали чисто средневековыми (например, физическое истребление корпуса янычар в 1826 г.). Традиционность преобразований сказывалась и в том, что реформы предпринимались во имя стабилизации положения государства, его сложного социально-экономического и политического механизма, но не ради улучшения положения подданных, иначе говоря, эти реформы всегда были направлены не на строительство нового общества, а на восстановление прежних, хотя и обновленных, общественно-экономических институтов.

 

Реформы конца XVIII - начала XIX вв, проводились по инициативе и поддержке султанов Селима III и Махмуда II. Реформы конца XVIII – XIX вв. можно условно разделить на два этапа:

  1. Реформы Селима III и Махмуда II (1791-1839);
  2. Танзимат (1839-1871/1876).

 

1839 г. открыл новую эпоху в преобразовательной политике верховной власти империи. Крупный государственный деятель Мустафа Решид-паша подготовил, а султан Абдул-Меджид I утвердил Гюльханейский акт, имевший принципиальное отличие от предыдущих нововведений. По закону, данному 3 ноября 1839 г., султан, впервые в практике Османского государства, взял на себя гарантии обеспечения безопасности жизни, чести и имущества всех подданных. Было гарантировано также обеспечение гласности судебных процессов и справедливое взимание налогов. Явное стремление султанской власти обеспечить себе более широкую общеимперскую поддержку содержалось в необычной для империи декларации равенства всех подданных в их правах и обязанностях без различия вероисповедания, Гюльханейский акт открыл целую серию преобразований в области права, экономики, народного просвещения, получивших общее название танзимата (с арабского «упорядочение»).

 

Кульминацией реформаторского курса Османской империи является принятие конституции 1876г. Одновременно эти акты отразили знаменательные сдвиги в социально-политической сфере Турции - в борьбу за принятие конституции вступила формировавшаяся турецкая интеллигенция, оказавшая гражданское давление на своего монарха с целью принять участие во внутренней и внешней политике государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.