Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древняя Греция. Древний Рим. Византия 7 страница




с ними в связь, в то время как он стал своим человеком при дворе. В 117 г.

он, будучи в то время легатом Сирии, получил письмо о своем усыновлении, а

сразу вслед за тем известие о кончине Траяна. Было распространено мнение,

что Траян хотел оставить своим преемником Нератия Приска, а не Адриана.

Имеется также сообщение о том, что Адриан был признан усыновленным уже после

смерти Траяна интригами Плотины, причем вместо Траяна слабым голосом

говорило подставное лицо.

Достигнув власти, Адриан объявил, что будет действовать согласно

заветам первого Августа, который завещал своим преемникам не стремиться к

расширению империи, а лишь охранять уже завоеванное. Все свои усилия он

направил к тому, чтобы установить мир по всему кругу земель. Ведь не только

отпали парфяне и армяне, но производили нападение мавры, шли войной сарматы,

нельзя было удержать под римской властью британцев, был охвачен мятежами

Египет, наконец проявили непокорный дух Ливия и Палестина. Поэтому все земли

за Евфратом и Тигром, завоеванные Траяном, он тотчас покинул и провозгласил

их свободными. Беспорядки же в Иудее и Мавритании он распорядился подавить

вооруженной рукой. Вслед за тем он выехал из Анти-охии, чтобы встретить

останки Траяна, и прибыл с ними в Рим.

В письме к сенаторам он просил извинения за то, что не дал сенату

высказать суждение по поводу перехода к нему императорской власти, -- потому

что спешно был провозглашен воинами, так как государство не могло оставаться

без императора. Поднесенное ему сенатом имя отца отечества Адриан отложил на

более поздние времена. Похоронив Траяна, он отправился в Мезию против

сарматов и роксоланов и успешно заключил с ними мир. Возвратившись в Рим, он

обратился к текущим делам, в частности занялся устройством казенной почты,

нужда в которой давно назрела. Он простил недоимки частным должникам и

провинциям, долговые расписки велел сжечь на форуме. Пособия, введенные

Нервой на воспитание детей бедняков, он удвоил, многим сенаторам выдал

крупные денежные суммы и вообще поднял значение и престиж сенаторского

звания на огромную высоту. В Риме он часто присутствовал при исполнении

преторами и консулами их служебных обязанностей, принимал участие в пирах

друзей, посещал больных по два и по три раза в день, в том числе некоторых

всадников и вольноотпущенников, утешал их, поддерживал своими советами,

всегда приглашал на свои пиры. В сущности, он во всем поступал как частный

человек. Своей теще он оказывал исключительный почет.

Отправившись после этого в Галлию, он облегчил положение всех общин,

даровав им разные льготы. Оттуда он перешел в Германию и сделал смотр

легионам. При посещении лагерей, он питался на глазах у всех обычной

солдатской пищей. Подобно Августу, которому он старался во всем подражать,

Адриан с большой тщательностью вникал в армейские дела. Он точно определил

служебные обязанности и расходы, строго спрашивал с провинившихся и щедро

награждал достойных. Таким рбразом ему удалось восстановить воинскую

дисциплину, пошатнувшуюся при прежних принцепсах. В своих поездках он носил

самую простую одежду, встречался и общался с людьми самыми незнатными и

держал себя с ними просто без всякой кичливости. Затем он поехал в Британию,

где провел много полезных улучшений, в том числе распорядился построить

стену на протяжении восьмидесяти миль, чтобы она отделяла владения римлян от

варваров. На обратном пути он заехал в свою родную Испанию и провел здесь

зиму. В Тар-раконе его едва не убил какой-то сумасшедший раб, бросившийся на

него с мечом. Адриан сумел его обезоружить и передал подбежавшим слугам

Потом он по очереди посетил и многие другие провинции. Пожалуй, ни один

император не объехал столько земель с такой быстротой. Вторая поездка его

была в Ахайю и Сицилию, третья -- в Африку. Потом он поехал в Азию, в

Кападокии встретился с парфянским царем Осдроем, вернул ему дочь,

захваченную в плен Трая-ном, и вообще постарался заручиться его дружбой.

Повсюду он разбирал жалобы на прокураторов и наместников и сурово карал их,

если обвинения оказывались справедливы. По пути в Египет он посетил Аравию,

а затем совершил плавание вверх по Нилу.

В жизни Адриан бывал всяким: и строгим, и веселым, и приветливым, и

грозным, и необузданным, и осмотрительным, и скупым, и щедрым, и

простодушным, и притворщиком, и жестоким, и милостивым. С женой он не ладил

и поэтому имел много связей на стороне с замужними женщинами и юношами. Из

последних более всего он любил Антиноя, и когда тот погиб во время

путешествия по Египту, император оплакал его словно женщина. К друзьям он

был очень щедр, но со многими из них впоследствии рассорился, так как охотно

слушал наговоры. Некоторых он даже разорил или довел до самоубийства. В

науках, в поэзии, литературе он был очень сведущ, прекрасно рисовал, играл

на цитре и пел. После него осталось множество стихов о предметах его

страсти. Но столь же прекрасно владел он и оружием, причем самым разным. К

холоду и жаре он был привычен настолько, что никогда не покрывал головы. Он

отличался замечательными ораторскими способностями и необыкновенной памятью.

Многих людей он называл по именам без помощи номен-клаторов, хотя слышал их

имена только раз, а книги, однажды прочитанные, затем свободно цитировал по

памяти. Некоторые даже сообщают, что он мог одновременно писать, диктовать и

разговаривать с друзьями. Всю государственную отчетность он знал

досконально. В его правление бывали голод, эпидемии, землетрясения; во всех

этих несчастьях он проявлял заботливость и многим городам, опустошенным

этими бедствиями, пришел на помощь.

Под конец жизни Адриан стал страдать от болезней и тогда задумался о

своем преемнике. Между тем характер его под влиянием немочей стал гораздо

хуже. Многих своих друзей, которых прежде очень отличал, он заподозрил в

претензиях на власть и подверг опале либо умертвил. Наконец в 136 г. он

усыновил Элия Вера, но тот умер два года спустя. Тогда, незадолго до смерти,

он объявил сыном Аррия Антонина, который и наследовал ему (Спартиан:

"Адриан"; 1-- 7, 9-- 15, 17, 20-21, 23-24).

АЕРОП I

Легендарный царь, правивший в Македонии в VII в. до Р.Х. Сын Филиппа I

(Геродот: 8; 137--139).

Царь Македонии в 396--393 гг. до Р.Х.

Аероп, сын Арравея, происходил из рода князей Линкистиды (Дройзен: 1;

1; 2). Согласно Диодо-ру, он был опекуном малолетнего царя Ореста, но убил

его и сам захватил власть (Диодор: 14; 39--40). После его смерти власть

захватил Аминта II.

АКРОТАТ

Царь из рода Агидов, правивший в Лаконике в 265--262 гг. до Р.Х. Сын

Арея I.

Последние годы правления Агидов прошли под знаком борьбы между старшей

и младшей ветвями этого рода. Отец Акротата Арей I получил власть в обход

дяди своего Клеонима. Клеоним затаил в своей душе обиду на всех сограждан.

Кроме того, он уже в старости женился на Хилониде, дочери Ле-онтихида,

женщине красивой и царского рода. Но она влюбилась в цветущего юношу

Акротата, так что любившему ее Клеониму этот брак принес только горе и

позор, ибо ни для кого из спартанцев не осталось тайной, как презирает его

жена. И вот, когда к прежним обидам присоединились эти домашние

неприятности, Клеоним, разгневанный и удрученный, привел в Спарту Пирра с

20-тысячным войском (в 272 г. до Р.Х.).

В эти годы Спарта жила лишь воспоминаниями былой славы. Сил не хватало

ни для завоевательных, ни для оборонительных войн. К тому же царь Арей с

лучшими воинами находился на Крите, и прекрасному войску Пирра противостояла

лишь горстка бойцов. Было решено провести вдоль вражеского лагеря ров, а

справа и слева от него расставить колесницы, врытые в землю до ступиц, чтобы

они прочно стояли на месте и не давали пройти слонам Пирра.

Утром Пирр со своими гоплитами ударил на спартанцев, которые

оборонялись, выставив щиты, и пытался преодолеть ров, непроходимый потому,

что рыхлая почва на краю его осыпалась под ногами воинов, не давая им твердо

ступить. Сын Пирра Птолемей с двумя тысячами галатов и отборными воинами из

хаонов двинулся вдоль рва, стараясь прорваться через ряд колесниц. Галатам

удалось вырвать колеса из земли и стащить колесницы в реку. Акротат, заметив

опасность, с тремя сотнями воинов бегом пересек город, обошел Птолемея,

скрывшись от него за склонами холмов, и, напав с тыла, заставил врагов

повернуться и разделить свои силы. Солдаты Птолемея толкали друг друга,

падали в ров, меж колесниц и, наконец, были отброшены, понеся большой урон.

На подвиг Акротата смотрело множество стариков и женщин, и когда залитый

кровью, гордый победой и всеми восхваляемый он возвращался через город, то

казался спартанкам еще прекраснее, и они завидовали любви Хилониды. А

некоторые старики, следуя за ним, кричали: "Ступай, Акротат, взойди на ложе

Хилониды, чтобы подарить Спарте достойных потомков!"

На следующий день вернулся Арей с войском, и Пирр отступил от Спарты,

так и не добившись успеха (Плутарх: "Пирр"; 26--29).

Приняв власть после гибели отца, Акротат в 262 г. до Р.Х. был разбит

тираном Аристодемом в сражении при Мегалополе и погиб, оставив жену

беременной (Плутарх: "Агис"; 3).

АЛЕКСАНДР

Византийский император Македонской династии, правивший в 912--913 гг.

Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г.

Александр царствовал с Константином, сыном своего старшего брата Льва,

один год и двадцать два дня. По словам своего жизне-описателя, у него и

раньше только и было дела, что, пользуясь небрежением брата, жить в неге и

заниматься охотой. Исполнению царских обязанностей он предпочитал беспутство

и роскошь, а уж воцарившись единолично, и вовсе не совершил ничего

доблестного и достойного упоминания. Он низложил с большим поруганием

почтенного патриарха Евфимия и вновь возвел низложенного братом Николая.

О смерти его рассказывается следующее. Однажды он пошел поиграть в мяч

и вернулся весь в крови, текшей из носа и детородного члена (Продолжатель

Феофана: 6, 2; 1--2, 7). Страдая от гниения и болезни, он призвал к себе

Николая, передал ему опеку над малолетним Константином и вскоре умер

("Псамафийская хроника"; 21).

АЛЕКСАНДР I

Царь Македонии, правивший в 495--450 гг. до Р.Х. Сын Аминты II.

Геродот рассказывает о следующем подвиге молодого Александра, бывшего

тогда еще царевичем и наследником Аминты. После покорения фракийских пеонов

полководец Дария Мегабаз отправил в Македонию послов -- семь персов,

наиболее важных после него людей в войске. Их отправили послами к Аминте с

требованием земли и воды царю Дарию.

Аминта обещал дать то и другое и пригласил послов на угощение. Он

устроил роскошный пир и любезно угощал персов. Послы безудержно бражничали и

когда напились сверх всякой меры, то принялись хватать сидящих рядом

македонских женщин за груди, а некоторые пытались даже целовать их.

При виде этого Аминта, хотя и возмущался, но все же старался сохранить

спокойствие, так как сильно боялся персов. Александр же не смог смолчать и с

негодованием сказал Аминте: "Отец! В твои годы тебе лучше отдохнуть и больше

не пить".

Когда Аминта ушел, Александр сказал послам, что женщины всецело в их

распоряжении. Надо только отпустить их совершить омовение, а потом по

желанию можно спать со всеми или только с некоторыми из них. Персы

согласились, и Александр отослал македонок в женский покой. Вместо них он

велел переодеть в женские одежды столько же безбородых юношей и, дав им

кинжалы, ввел в покой. Когда персы стали хватать юношей, те перебили их.

Чтобы замять это дело, Александр подкупил перса Бубара, главу

персидских должностных лиц, посланных на поиски пропавших послов, отдав ему

огромную сумму денег и свою сестру Гигею (Геродот: 5; 18--21).

В дальнейшем, когда Ксеркс готовился вторгнуться в Элладу, эллинское

войско прибыло в Тем-пейскую долину и встало на защиту пути между горами

Олимпом и Оссой, ведущему из Нижней Македонии в Фессалию. Но, по совету

Александра, эллины отступили, так и не дав сражения (Геродот: 7; 173).

После вторжения персов, Александр был вынужден признать полную власть

Ксеркса и вместе со своей армией участвовать в походе на Элладу. Во время

Саламинской битвы македонская армия стояла гарнизонами в Беотии. Уже после

отступления Ксеркса оставшийся вместо него главнокомандующим Мардоний

отправил Александра вести переговоры с афинянами. Мардоний знал, что

Александр был гостеприимцем афинян и имел почетное звание благодетеля города

(Геродот: 8; 136).

Прибыв в Афины, Александр к официальным речам присоединил свои уговоры

и, пугая афинян могуществом Ксеркса, советовал им стать его союзниками.

Однако миссия его не увенчалась успехом, афиняне остались верны союзу с

лакедемонянами и в следующем году сражались вместе с ними в битве при

Платеях.

В ночь перед решительным сражением Александр прискакал к афинской

страже и сообщил о намерении Мардония дать завтра генеральное сражение

(Геродот: 9; 44--45).

Ксеркс даровал Александру власть над всей областью между горами Олимпом

и Гемом, но Александр увеличил свои владения не в меньшей степени благодаря

своей доблести, чем щедрости персов (Юстин: 7; 4).

АЛЕКСАНДР II

Царь Македонии в 370--369 гг. до Р.Х. Сын Аминты III.

В 369 г. до Р.Х. Александр начал войну с братом Птолемеем. Оба они

посылали в Фивы за Пелопидом, чтобы тот примирил их, рассудил и оказал

поддержку тому, кого сочтет обиженной стороной. Пелопид уладил раздоры,

вернул изгнанников и, взяв в заложники Филиппа, брата царя, вернулся в Фивы.

Но некоторое время спустя Птолемей убил Александра и сам захватил власть

(Плутарх: "Пелопид"; 26--27). По свидетельству Юстина, Александр пал жертвой

козней своей матери Евридики, которую Аминта III некогда пощадил ради своих

детей от нее (Юстин: 7; 4).

АЛЕКСАНДР III МАКЕДОНСКИЙ

Царь Македонии в 336--323 гг. до Р.Х. Сын Филиппа II и эпирской царевны

Олимпиады. Род. в 356 г. до Р.Х. Умер 13 июня 323 г. до Р.Х. Ж: 1) Роксана;

2) Статира.

По свидетельству Плутарха, Александр еще в отроческом возрасте проявлял

редкий здравый смысл: неистовый и неудержимый в остальном, он был равнодушен

к телесным наслаждениям и очень в них умерен. Честолюбия же и благородной

гордости он был преисполнен не по возрасту. Дорожил он, однако, не всякой

похвалой и не от каждого. Всякий раз при известии о том, что Филипп взял

знаменитый город или одержал славную победу, Александр мрачнел и говорил,

обращаясь к сверстникам: "Отец все забирает себе сам. Мне с вами не

достанется совершить ни одного великого, блистательного дела". Уже с раннего

детства он ревновал к отцовской славе и старался соперничать с ним. В связи

с этим рассказывают такую историю. Однажды Филоник привел Филиппу Букефала,

предлагая его за 13 талантов. Спустились на равнину испытать лошадь -- она

оказалась норовистой и совершенно неукротимой: сесть на себя она не давала,

не слушалась никого из спутников Филиппа и перед каждым взвивалась на дыбы.

Филипп рассердился и приказал уже увести коня, потому что он совершенно дик

и необъезжен, но Александр, находившийся здесь, воскликнул: "Какую лошадь

теряют по своему неумению обращаться с лошадьми". Филипп заметил ему: "Ты

порицаешь старших, будто сам знаешь и умеешь больше!" "Конечно, -- ответил

тот, -- я с ней лучше справлюсь, чем кто-нибудь другой!" "А если нет, то как

наказать тебя за дерзость?" -- спросил Филипп. "Я заплачу цену лошади", --

сказал Александр. Поднялся смех; отец с сыном точно условились насчет денег.

Александр тут же подбежал к лошади, взял ее за узду и повернул к солнцу:

по-видимому, он заметил, что конь начинает беспокоиться при виде собственной

двигавшейся перед ним тени. Немного пробежав с ним рысью, Александр вскочил

на Букефала и крепко уселся верхом. Конь помчался вперед. Спутники

Александра сначала замерли от страха и молчали; когда же Александр повернул

прямо к ним, гордый и ликующий, все подняли радостный крик; отец же,

говорят, прослезился от радости, а когда сын сошел с коня, поцеловал его в

голову и сказал: "Дитя мое, поищи царства по себе; Македония для тебя

тесна".

Александр упорствовал в споре, если его принуждали. Насилие его

возмущало, а убеждением легко было направить его на должный путь. Филипп и

сам старался скорее убеждать его, а не приказывать. Не особенно доверяя

надзору и влиянию учителей, обучавших Александра, он пригласил Аристотеля,

самого знаменитого философа и ученого. Под его руководством Александр изучал

не только этику и науку об управлении государством, но был также приобщен к

учениям сокровенным и более глубоким, которые именовались "изустными и

тайными". Аристотель также привил Александру любовь к медицине. Позже

Александр не раз рекомендовал в письмах своим друзьям способы лечения и

образ жизни. Он вообще любил науку и был любознателен. Считая, что "Илиада"

возбуждает к воинской доблести, он взял ее экземпляр, исправленный

Аристотелем, и, по сообщению Окесикрита, держал его всегда под подушкой

вместе с кинжалом. Аристотелем он вначале восхищался и любил его, по

собственным словам, не меньше отца. Впоследствии он стал относиться к нему

подозрительно; зла не делал, но в отношениях не было прежней горячей любви:

они охладели друг к другу. Однако любовь к философии, врожденная и

возрастающая с годами, не иссякла в его душе.

Когда Филипп отправился в поход против греков, Александру было 16 лет.

Оставшись полноправным распорядителем македонских дел и государственной

печати, он покорил отпавших мэдов, взял их город, выгнал варваров и поселил

здесь пришельцев из разных городов, а сам город назвал Александ-рополем. Он

лично принимал участие в битве против эллинов при Херонее и, говорят, первый

бросился на "священный" отряд фи-ванцев. Филипп после этого особенно полюбил

сына и радовался, когда македонцы называли Александр царем, а его

полководцем. Однако домашние неурядицы, вызванные браками и любовными

похождениями Филиппа, привели к тяжелому раздору, который Олимпиада, женщина

с тяжелым характером, ревнивая и раздражительная, еще более обостряла,

подстрекая Александра против отца. В полной мере этот раздор выявился на

свадьбе Филиппа с Клеопатрой, молоденькой девушкой, в которую Филипп

страстно влюбился. Ее дядя Аттал, подвыпивши, предложил македонянам

помолиться о том, чтобы от Филиппа и Клеопатры родился законный наследник

царства. Александр рассердился и крикнул: "А, по-твоему, болван, я

незаконный?" -- и швырнул в Ат-тала чашей. Филипп бросился на Александра с

мечом, но, к счастью для обоих, споткнулся, раздраженный и пьяный, и упал.

"Вот человек, -- сказал Александр, -- который собирается перешагнуть из

Европы в Азию, а свалился, шагая от ложа к ложу!"

После этой пьяной дерзости Александр взял с собой Олимпиаду и, устроив

ее в Эпире, жил сам У иллирийцев. В это время коринфянин Демарат, друг

царского дома, привыкший говорить с царем откровенно, приехал к Филиппу.

После первых приветствий Филипп спросил, в согласии ли живут между собой

эллины. "Тебе, Филипп, как раз и пристало заботиться об Элладе, когда в

твоем собственном доме такая распря по твоей вине", -- заметил Демарат.

Филипп одумался, послал в Иллирию и при посредничестве Демарата убедил

Александра вернуться. Но вскоре между отцом и сыном произошла новая ссора

из-за планов Филиппа женить своего сына Арридея на дочери карийского сатрапа

Пиксодара. Александр был встревожен этим, так как опасался, что Филипп

передаст престол Арридею, и сам захотел жениться на этой девушке. Когда

Филипп узнал об этом, он осыпал Александра бранью и горькими упреками, а

друзей его -- Неарха и Птолемея -- выслал из Македонии.

Когда Филипп был убит Павса-нием, то вина за это преступление пала

главным образом на Олимпиаду, которая подговаривала и подстрекала юношу.

Александр тем не менее разыскал участников заговора и наказал их. Он очень

негодовал на Олимпиаду, жестоко расправившуюся в его отсутствии с Клеопатрой

(Плутарх: "Александр"; 2-10).

Так как в войске Филиппа были представители разных народностей, то его

смерть восприняли по-разному. Одни, угнетаемые несправедливым рабством,

стали надеяться на получение свободы; другим надоела долгая служба, и они

радовались тому, что избавились от похода в Азию; друзей царя при столь

неожиданном известии охватил великий страх. Они представляли себе то Азию,

вызванную на бой, то Европу, еще неукрощенную, то иллирийцев, фракийцев,

дарданцев и другие варварские племена, верность которых была сомнительна;

если бы все эти народы одновременно отложились от Македонии, устоять было бы

невозможно (Юстин: 11; 1).

В таких обстоятельствах Александр принял власть. Ему было 20 лет от

роду: великое недоброжелательство, страшная ненависть и опасность окружали

его со всех сторон (Плутарх: "Александр"; 11). Прежде всего он постарался

вселить бодрость в самих македонцев. Он выступил в народном собрании и

своими твердыми речами сразу внушил веру в себя. Всех македонцев он

освободил от государственных повинностей, кроме воинской службы, и этим

поступком заслужил такое расположение со стороны всех окружающих, что стали

говорить: на престоле сменился человек, но доблесть царская осталась

неизменной.

На похоронах отца перед могильным холмом Александр приказал казнить

всех соучастников его убийства, пощадив только Александра Линкеста. Приказал

он также умертвить своего соперника по праву на власть, своего брата Карана,

рожденного от мачехи (Юс-тин: 11; 1--2). Аттал, племянник Клеопатры, второй

жены Филиппа, мог притязать на царский престол, и Александр решил покончить

с ним, тем более что за несколько дней до кончины Филиппа Клеопатра родила

сына. Аттал еще раньше был отправлен во главе войска вместе с Парменионом в

Азию. Своей щедростью и ласковым обхождением с солдатами он приобрел в

лагере большую популярность. У Александра были основания бояться, как бы

этот человек не стал с помощью греков оспаривать у него власть. Поэтому,

выбрав одного из друзей, Гекатея, он послал его с достаточным отрядом в

Азию, поручив ему доставить Аттала живым или, в случае необходимости, убить

его. Подозрения царя были очень основательны. После смерти Филиппа Аттал

сначала задумал переворот и вошел с афинянами в заговор против Александра,

но затем одумался, переслал Александру письмо, полученное от Демосфена, и

пытался дружественными речами рассеять возводимые на него обвинения. Гекатей

хитростью убил Аттала и тем самым прекратил в македонском войске всякие

помыслы о восстании: Аттал был мертв, а Парменион дружественно расположен к

Александру.

После этого Александр обратился к эллинским делам, поскольку они

требовали неотложного решения. Афиняне, которых восстанавливал против

македонцев Демосфен, обрадовались смерти Филиппа и побудили многие города

выступить за свою свободу. Это-лийцы постановили вернуть из Акарнании

изгнанников, отправленных туда по предложению Филиппа. Амбракиоты изгнали

македонский гарнизон и установили демократическое правление. Точно так же

фиванцы постановили выгнать гарнизон, стоявший в Кадмее, и не предоставлять

Александру гегемонии над эллинами. Что касается пелопоннесцев, то тут дела

были еще хуже. Аркадяне и лакедемоняне вообще не признавали гегемонии

Македонии, а аргосцы и элейцы готовы были восстать в любой момент. Едва ли

можно было надеяться и на окружавшие Македонию варварские племена.

Действуя в этих трудных обстоятельствах, угрожавших его власти,

Александр, вопреки ожиданиям, быстро усмирил все враждебные ему силы. Одних

он привлек на свою сторону, действуя словом и убеждением; других смирил

страхом; некоторых покорил и подчинил себе силой.

Фессалийцев первых убедил он вручить ему по всенародному постановлению

гегемонию над Элладой, переходившую к нему от отца. Добился этого он

исключительно лестью и лаской, повсюду произнося дружественные речи и

вскружив им голову широкими обещаниями. После фессалийцев он отправился на

совет амфиктионов в Фокиду и также убедил их с общего постановления вручить

ему гегемонию над Элладой. К амбраки-отам он отправил дружественное послание

и убедил их, что еще немного -- и они получат автономию, которую он сам с

охотой собирается им дать.

Против непокорных он двинул македонское войско во всем его грозном

снаряжении. После трудного перехода Александр явился в Беотию, разбил лагерь

неподалеку от Кадмеи и внушил ужас жителям Фив. Афиняне, узнав о появлении

царя в Беотии, перестали относиться к нему пренебрежительно. Стремительность

юноши и его энергичная деятельность сильно напугала людей, враждебно к нему

настроенных. Афиняне отправили к Александру послов с просьбой простить их,

если они замедлили с предоставлением ему гегемонии. Александр дал ласковый

ответ послам. Избавив афинский народ от великого страха, он отправил в

Коринф приказ послам и членам совета встретить его; когда совет собрался,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.2 сек.