КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хаджилар и после
Хаджилар — город меньших размеров, примерно из 50 домов, расположен в 220 км к западу от Чатал-Хююка; его раскопки также проводил Мелларт16. Его возникновение более или менее совпадает с закатом Ча- Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
тал-Хюкжа, а существование охватывает всю первую половину VI тыс. до н.э. В этот же период происходил подъем неолитической культуры Юго-Восточной Европы — групп сескло, старчево и караново, обладавших собственным стилем в керамике и скульптуре. Мало что известно об анатолийском неолите после Хаджилара, тогда как культура Юго-Восточной Европы процветает и достигает высшей точки развития между 5500 и 4500 гг. до н.э. Развитие этих культур пошло разными путями, и местные культурные сообщества сформировались в разных экологических и географических зонах. Ихдетальному описанию будет посвящена следующая глава: мы начнем с Эгейского бассейна и Балкан, а закончим Центральной Европой. Судя по святилищам с их стенописью и статуарными изображениями, анатолийский неолит был цивилизацией Великой Богини: это подразумевает, что люди в основном поклонялись ей, веря, что она наделена таинственной производительной силой, и первостепенную роль играли святилища — общественные центры, катализаторы творческой активности и религиозного самовыражения, а кроме того, что общество обладало сбалансированной матрили-нейной структурой. Начиная примерно с 6500 г. до н.э. сходные культурные признаки появляются сперва на юго-востоке, а позднее - по всей Европе, и сохраняются вплоть до распада этой цивилизации в 4500-2500 гг. до н.э. Однако на некоторых средиземноморских островах, таких как Крит и Тира, ее существование продлилось вплоть до середины II тыс. до н.э.
Даже если допустить, что в VII тыс. до н.э. Юго-Восточная Европа находилась под анатолийским влиянием, это была не своеобразная «пересадка» дерева, которая имеет свой срок, но плавное течение реки. Кроме того, нельзя ставить знак равенства между этой матриальной цивилизацией, с ее ярко выраженной любовью к искусству, и протоиндоевропейской - колыбелью индоевропейских языков - которая, согласно компаративистским работам по индоевропейской лингвистике и мифологии, была патриархальной, патрилинейной, воинственной, подвижной ( конной) и имела преимлтцественно мужской пантеОН. Когда в 1987 г. Колин Ренфрю17 предложил не д&ЛЭ.ТЪ мвЖЛУ ниМИ различия то он основывался на ис КЭ^1СвННЪ1Х ПОвЛ с ТЙШТ е НИСТХ о KVJfhTVnWTiTY CTOVKTV«д х \ж очевидн Т*ТМ обра "irtiif тт ППТИЙПП^ЧМ ТТ ТТЛ UH ы \х \Л И ПЛР в ПП FIf*Mf*TLf LTLf Глава II Неолитические культуры юго-восточной и центральной Европы
Самые примечательные из европейских неолитических культур сложились в Юго-Восточной и Центральной Европе. И хотя многие из здешних традиций также характерны для Анатолии и Восточного Средиземноморья, искусство и архитектура этих культур поражают оригинальностью, равно как и способностью приспосабливаться к различным природным условиям. Между культурами Эгейской области (Греция) и Анатолии (Турция) существовала теснейшая связь. Не меньшим постоянством отличался культурный обмен между юго-востоком и Дунайской равниной, включая прилегающие к ней с севера и запада районы. Распространение земледелия шло с юго-востока на северо-запад, с отклонениями на запад и на восток. Его можно сравнить с течением реки, которая катит свои волны по плодородным землям и огибает горы, замедляя свой бег у их подножья. Этот процесс происходил поэтапно: сперва, примерно к 6500 г. до н.э., он охватил прибрежные и равнинные районы Эгейского моря и Южных Балкан; затем к 6000 г до н э Нижнедунайскую и Среднедунайс,кую равнины, а примерно к 5500 г. до н.э. дошел до Верхнего Дуная и до лежащих к северу речных долин.
В отличие от анатолийского неолита, известного лишь по нескольким поселениям, неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Европы представлены материалами сотен раскопок. Это позволяет судить о распределении культурных групп и наблюдать развитие их индивидуальных черт на протяжении целого тысячелетия и даже более. Для исследователей доисторической Европы это истинная удача и, одновременно, испытание, поскольку им приходится иметь дело не с монотонно-однообразным, нос поразительно многоликим культурным материалом. В рамках этого разнообразия на всем пространстве между Эгейским морем и Центральной Европой сформировался более или менее устойчивый (для данного периода) образ жизни, система верований, обрядов, символов и общественных структур. Родство различных культурных групп, проживавших на этой территории, объясняется тем, что обитатели южных областей постепенно продвигались вглубь, распространяя свое влияние на местных охотников и рыболовов (сохранившихся в бассейне Верхней Тисы, в районе Железных Ворот и в бассейнах Днестра и Буга), и смешивались с ними. Далее речь пойдет о шести группах: мы начнем с Эгейского региона и будем продвигаться к бассейнам Днестра и Буга в Молдавии и на Украине. Перечислим их: 1. Культура сескло Северной Греции и ее богатейшей житницы, Фессалии. Раскопки здесь проводились в самом начале XX в., затем были продолжены во второй половине этого же столетия. 2. Культура старчево (кёрёш, криш), которая охватывала континентальную Югославию, Юго-Восточную Венгрию и Южную Румынию. Изучена она до сих пор не слишком хорошо, хотя за последние тридцать лет объем сведений о ней значительно возрос благодаря раскопкам. 3. Культура караново Центральной Болгарии, тесно связанная с культурой старчево: она была открыта в конце 1950—1960 гг. в результате интенсивных раскопок крупных теллей («жилых холмов»). 4. Центральноевропейская культуралинейно-лен-точной керамики, характерная для территорий, лежащих между Францией и Румынией. У нее самый обширный ареал распространения; кроме того, в XX в., благодаря усилиям французских, голландских, немецких, чехословацких, польских и румынских археологических экспедиций, она была лучше всего изучена.
5. Культура бюкк бассейна Верхней Тисы (Северо-Восточная Венгрия и Восточная Словакия): священные пещеры в Карпатах были известны уже в 1876 г., их изучение и публикация находок продолжились и в 1920-е гг., и в последние десятилетия. 6. Буто-днестровская культура черноземного региона: была открыта в 1950-1960 гг. Похоже, что одомашнивание крупного скота и свиней, как и измельчение зерен диких зерновых культур появились здесь вне зависимости от общего распространения земледелия по Юго-Восточной Европе, до того, как стало ощутимым влияние культуры старчево-криш. Эгейский неолит: культура сескло Северной Греции Фессалийская и Македонская равнины - плодороднейшие земледельческие области Греции. В наше время, как и на протяжении многих тысячелетий, они служат житницей для всей страны. Обширную Фес-салийскую равнину орошает река Пиньос, а Маке-
Гимбутас М. Цивили з аця я Великой Богини
донскую - Альякмон. Их многочисленные притоки берут начало в горах, сливаются в единое русло и впадают в Эгейское море. Самые ранние неолитические поселения появились здесь на естественных возвышенностях, неподалеку от водных источников — рек или ручьев. Эти области относятся к средиземноморской климатической зоне, для которой характерен сухой и жаркий летний период и холодные, дождливые зимы. 8500 лет назад здешний климат был более влажным, а растительность — богатой; речные дол и н ы были покрыты дубовыми и фисташковыми рощами.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |