Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронология. Носители культурылинейно-ленточной керамики хоронили покойников в 100-500 м от границ поселе­ния, причем практиковалась как ингумация




Захоронения

Носители культурылинейно-ленточной керамики хоронили покойников в 100-500 м от границ поселе­ния, причем практиковалась как ингумация, так и кре­мация. Археологам удалось обнаружить и изучить око-


ло двух десятков могильников, в некоторых из них было более 100 могил42. Захоронения в могильниках представляли собой ямы овальной формы, стены ко­торых обмазывали глиной или облицовывали камнем. Покойников укладывали в вытянутой или слеш скорченной позе; возле них помещали один или два сосуда, каменное тесло, кремневые наконечники стрел, каменные палетки, бусы и браслеты из рако­вин спондилус (рис. 2-34). (В главе IX мы вернемся к погребальному инвентарю и к тому, каким образом захоронения отражают общественные структуры куль­туры линейно-ленточной керамики.)

По своим типологическим характеристикам куль­тура линейно-ленточной керамики делится на три ос­новных периода: ранний — вторая половина VI тыс. до н. э. — с орнаментом из спиралей, меандров и шевро-


 



Imall Неолитические культуры Юго-Восточнойи ЦентральнойЕвропы

S 3

нов (см. рис. 2-29,2-30); средний -конец VI - начало V тыс. до н. э. — появляется «нотная» роспись (рис. 2-34, верхний рисунок, и 2-35.1); поздний, с середины V тыс. до н.э., ассоциирующийся с накольчатым орнаментом (рис. 2-35.2,3). (Радио­углеродные датировки см. в Табл. 4.)

Максимальное распростране­ние культура линейно-ленточной керамики получила на среднем этапе развития. Если говорить о восточных областях, то поселе­ния средней фазы имелись к се­веру от Карпатских гор, в доли­нах Днестра, Сирета, Прута и Буга (Северо-Восточная Румы­ния) и даже в районе Нижнего Дуная. Осевшие в этих областях носители культуры линейно-лен­точной керамики оказали суще­ственное влияние на дальнейшее развитие Румынии и Западной Украины где по всей видимости она слилась с буго-днестровской культурой. В Молдавии и на За­падной Украине ктаьтура линей­но-ленточной керамики легла в основу кукутенской (триполь-ской) культуры.

Ближе к концу Утыс. до н.э. (4300-4200 гг.) центральные рай­оны распространения культуры ли­нейно-ленточной керамики - бас­сейны Среднего и Верхнего Дуная, Эльбы, Одера и Вислы - были ко­лонизированы пришедшими с юга носителями культур лендель и ти-сапольгар: не исключено, что их приход объясняется своеобразной цепной реакцией, вызванной на­ступлением первой волны курган­ной культуры в Восточную и Цен­тральную Европу. Западное крыло культуры линейно-ленточной ке-

Рис. 2-35 Средняя и поздняя культу­ра линейно-ленточной ке­рамики: (1) чаша с «нот­ным» орнаментом, начало Утыс. до н. э., Богуславице, Моравия; (2,3) сосуды с на­кольчатым орнаментом из окрестностей Брно, XLVII-XLV1 вв до н э



Рис. 2-36 Поселения культуры бюкк (фазы тисадоб и собственно бюкк) в бассейне Верхней Тисы, ок. 5500-5200 гг. до н. э.

ливая региональная специфика, вследствие чего она известна под разными названиями, данными по ос­новным местам раскопок. В парижском регионе их последовательность такова: вилльнев — сен-жермен (три фазы), д'ожи - сент-палей, серии, рессен III ((заметным рейнским влиянием) и эпирессен. В про­винции Эно культура, существовавшая параллельно вилльнев — сен-жермен, но несколько от нее отли­чавшаяся, получила название «блик». Любопытной особенностью заключительной фазы культуры линей­но-ленточной и постлинейно-ленточной керамики западных районов является наличие в глиняных из­делиях примеси толченых обожженных костей43. Культура бюкк в бассейне Верхней Тисы Наименование «бюкк» происходит от названия одноименных гор на севере Венгрии: мы его исполь­зуем для обозначения культуры бассейна Верхней Тисы VI тыс. до н.э. Иногда ее еще именуют восточной куль­турой линейно-ленточной керамики44. Первые связан­ные с ней находки были сделаны в 1876 г. в пещере

рамики какое-то время продолжало существовать, од­нако между концом V тыс. до н.э. и около 3500 г. до н.э. его также постигли глубинные изменения. Поселения стали располагаться за пределами свойст­венной им экологической ниши - низинных долин, вокруг многих из них появились бревенчатые изгороди. Это говорит об изменении образа жизни: на смену мирному существованию без оборонитель­ных сооружений пришла необходимость защищать себя от захватчиков. Недавние исследования, проводившиеся в Гол­ландии, Германии и Франции, показали, что среди населявших долины Рейна и Восточную Францию (районы Парижа и Эно) потомков носителей культу­ры линейно-ленточной керамики почти тысячу лет, вплоть до середины IV тыс. до н. э., сохранялась пре­емственность традиции. В Рейнском бассейне на сме­ну собственно культуре линейно-ленточной керами­ки пришли фазы хинкельштейн, гроссгартах, рессен и эпирессен. Для культуры постлинейно-ленточной керамики района Парижа и Эно (именуемой воФран­ции постленточной [Post-Ruband]) характерна отчет-

 


       
   
 
 

Гл ет II. Неолит и ческие куль туры Ю го- Восточной и Цен тральной Европы

ham_

Агпе

Агггелекна границе Северной Венгрии и Восточной Словакии. Наименование «бюкк» закрепилось в 1921 г., после выхода в свет в Будапеште труда Й.Хиллебранда и Л.Белла «Люди и культура первобыт­ной эпохи» (DerMenschund die KulturderUrzeit). Кро­ме того, богатые материалы по этой культуре есть в книге Ференца Томпы «Линейно-ленточная керами­ка в Венгрии, культуры бюкк и тиса» (Die Bandkeramik in Ungarn. Die Biikkerund Theiss-Kultur//Archaeologia Hungarica V-VI. Budapest, 1929). В ней, в основном, описаны керамические изделия разных фаз развития. Поселения, мастерские, захоронения и пещеры куль­туры бюкк стали объектом систематических раскопок лишь после Второй мировой войны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.