Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношения между городами и поселениями




Двухэтажные святилища

В каждом поселении имелась центральная по­стройка, нередко двухэтажная, которая примыкала к другим домам (см. рис. 3-50, нижний ряд справа). Как показали раскопки в Радинграде, подобные двухэтажные сооружения — святилища, на первом этаже которых располагались мастерские. Их кера­мические модели представляют собой реплики ре­альных строений (рис. 3-52). У некоторых моделей окна нижнего этажа имеют круглую форму, а на их поверхности заметны остатки красных, желтых и белых росписей. Самая крупная была найдена в сго-ревшем святилище в Кэшиоареле на одном из дунайских островов Южной Румынии (см. рис. 7-57). Раскопки святилищ и изучение их моделей по­могли установить, что двухэтажные постройки были не домами вождей или старейшин как предполага­ли археологи но общественными храмами и мастер-скими. Модели с открытым верхом как например


Самые крупные телли Центральной Болгарии,™ торые могли вмещать до 5 тыс. обитателей, раскоп ны еще не полностью, поэтому говорить об ихвн реннем устройстве пока рано. Скорее всего, этоо рода, бывшие центрами тех или иных районов.! Болгарии и Румынии общее число теллей серед Vтыс. до н.э. превышает тысячу (в Болгарии их он ло600, в Румынии - не менее 500), и недалеко то в мя, когда с помощью магнитометра, воздушнойс ки и других приспособлений мы придем к новомуш! ниманию связей между городами и поселениям В Центральной Болгарии в окрестностях крп жилых холмов могильники пока не обнаружены,он нако в Северной Болгарии вокруг таких теллей, l Виница, Голямо-Делчево, Поляница и Овчаром найдено немало захоронений. По ним можно судну о том как было устроено это общество (об этомс_ главу IX). В данный период у жителей Чернммором


[.т а III. Зенит европейской ци циви зации: Центральная я Восточная Европа, 5500-3500гг. до н.э. _______________________ 105

го побережья происходят ссрьееные изменения в оо­щественном устройстве.
 
Керамика
Как в городах, так и в поселках основным заняти -ем носителей культуры караново было изготовление керамики. Судя по постоянному эстетическому и тех­нологическому росту этого искусства, оно требовало огромных затрат времени и творческих усилий. Если даже большая часть керамики была предназначена для сакральных нужд, люди ежедневно соприкаса­лись с изделиями тончайшей работы: иначе говоря, обогащение культуры охватывало все общественные проявления. Для искусства культуры караново первых веков Утыс. до н.э. характерны серые сосуды с белой инкру­стацией. Исчезают типичные для раннего периода культуры караново высокие тюльпанообразные кув-

шины с полыми основаниями, выходят из моды кан­нелюры, ранее украшавшие их поверхность. Середи­на У-гыс. до н.э. - время горшков с цилиндрически­ми горловинами, чаш, блюд и сосудов бочковидной формы (рис. 3-54). Продолжалось и развитие симво­лической системы, порожденной уже известным нам культом Богини, что в итоге привело к единству сим­волической и эстетической системы выразительности. Для культуры караново VI характерны орнаментиро­ванные графитом блюда, внутренняя поверхность ко­торых поделена на четыре части и бывает украшена динамичным узором со спиралевидными, яйцеобраз­ными и серповидными элементами (рис. 3-54, верх­ний ряд). Кроме того, часто встречаются и такие мо­тивы, как шевроны, ряды треугольников, шахматный узор, параллельные линии и ряды неглубоких отпечат­ков, сделанных раковинами.

Особый интерес с технологической точки зрения представляет керамика с графитной и золотой рас-



Рис. 3-49 Культура караново-гумельница и культуры Черноморского побережья середины Утыс. до н.э. Упоминающиеся в тексте места отмечены черными точками.

 



Рис. 3-51 Реконструкция дома из телля Азмак, Центральная Болгария, культура караново VI, середина Утыс.дон.э.

 



hmalll. Зенит европейской цивилизации: Центрыьная и Восточна» Европа, 5500-3500 гг. до н.э.

 

 


Рис. 3-52 Реконструкция модели двух­этажной постройки из Русе, Северная Болгария. Судя по сохранившимся фрагментам, у нее была цокольная часть с круглыми окнами. Верхний этаж был выстроен из горизон­тальных бревен, уложенных между вертикальных столбов. Культура караново VI (гумель-ница), середина V тыс. до н. э.

 

 

Рис. 3-53 Глиняная модель святилища с открытым верхом, с печью в виде дома, глиняной скамьей (алтарем) и толстой каменной стеной по краю платформы. На внешней части стен роспись в виде шевронов, тройных ли­ний и других знаков. Овчаро-во I, Северо-Восточная Болга­рия, период караново VI, сере­дина V тыс. до н. э.



 

Рис. 3-54 Формы и виды росписей (включая роспись графитом - черные узоры) керамики периодов караново IV, Уи VI, ок. 500DJ4500 гг. до н.э., найденной при раскопках телля Азмак, г. Стара-Загора, Центральная Болгария.

 


hm III. Зенит европейской цив иви зации:: ентраль ная и Восточная я вропа,, 500-3500 гг. до н.э.



 


краской, производившаяся цивилизацией караново вначале и в середине Утыс. до н.э. О том, что ее уровень был высок, свидетельствуют найденные в Варнском могильнике керамические изделия с зо­лотой росписью (рис. 3-55). По-видимому, золотой порошок наносили уже после обжига. Раскраска гра­фитом появилась во время караново V, вышла на первое место в эпоху караново VI. Ею графически декорировали черную или темно-коричневую кера­мику узорного лощения, иногда добавляя белый, желто-коричневый или желтый цвет. В числе ис­пользуемых мотивов—спирали меандры завихрен-нш и косые линии, треугольники, правильные и яйцевидные окружности. Для графитной орнамен­тации сосуды до обжига покрывали ангобом, затем, когда они отвердевали до состояния кожи полиро-вали и после полной просушки наносили графит Далее их. обжигали при умеренной температуре в 850— 1000"С, поместив в некоторое подобие печи для обжи­га, чтобы помешать окислению гоасЬита Графит есть в метаморфиччских скалах Родопских и Балканских ran немалое количество рожков с графитом было найдено в жилых холмах вокруг города Стара-Заго-

ю Можно ППСЛПОЛОЖИТь ЧТО ИТ БоЛГЯПИИ ОН ПЯС-

шешнился потероитории Югославии и Чехосло-шии поскольку изпелия с графитной ппгписып ктречаются также в культурах винча и линейно

ленточной





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.