Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скальные гробницы и гипогеи




Пещерные святилища

Хронология

В настоящее время принята семичастная класси­фикация неолитических пещер, гробниц и храмов Мальты VI-III тыс. до н.э. Мальтийские храмы да­тируются V, IV и началом III тыс. до н.э. Хронологи­ческую последовательность культур см. в приведен­ной выше таблице, а радиоуглеродные данные — в Табл. 17 (правая колонка).

Первыми обрядовыми центрами на Мальте были пещеры. Ко времени прибытия сюда первопоселенцев древняя Европа уже достигла больших высот в спосо­бах выражения человеческой духовности, и пещеры прочно ассоциировались со святилищами. Возможно, этим объясняется тот факт, что над некоторыми при­родными пещерами (такими как Гайн-Абул в западной части Гоцо или Микста в центральной части этого же острова) возводились куполообразные своды.

Один из древнейших храмов - пещера Гар-Далам в юго-восточной части Мальты. В ней были обнару­жены коричневые, серые и желто-коричневые чаши с круглым дном и шаровидные горшки с тиснением илинейным орнаментом — полосами из диаагналь­но или крест-накрест заштрихованных 2—4 парал­лельных линий или заштрихованными треугольни­ками с простыми шевронами. Многие сосуды были инкруссированы белым гипсом. Здесь также было найдено немало фаллообразных сталактитов и ста­лагмитов, которые, видимо, почитались как наделен­ные таинственной силой священные символы. Не исключено, что в этой пещере проводились регене-рационные ритуалы.

Древнейшие на Мальте каменные гробницы яй­цевидной или почкообразной формы находятся в Ксемксийе и Цеббуге. Цеббугские гробницы невели­ки - около 1,9 м в диаметре, тогда как ксемксийские намного крупней, в среднем около 3,5 м в ширину (рис. 5-21). В общем и целом эти скальные гробницы родственны тем, что встречаются на Сардинии и в Южной Италии. Однако на Мальте эти почковидные или яйцевидные могилы сыграли особую роль, по всей видимости, повлияв на внутреннюю форму бо­лее поздних храмов.

В Цеббуге среди погребального инвентаря, куда входили куски красной охры, раковины и пугови­цы, была найдена известняковая голова в барельеф­ной маске (рис. 5-22). Это одно из ранних изобра­жений могильного божества, Богини смерти и воз­рождения, которая в более поздний период на Сардинии и на Кикладах обретет черты столбооб­разного типа. Ее маска имеет сходство с хищной


птицей. Кроме того, здесь были обнаружены фраг­менты керамики с нарезным орнаментом в виде че­ловечков-палочек с большими треугольными голова­ми (рис. 5-23). Покойники были уложены в позе эм­бриона, на них и вокруг них — значительное количество красной охры.

Самое крупное скопление подземных гробниц яйцевидной формы - знаменитый гипогей Халь-Сафлиени в восточной части Мальты, неподалеку от храма Тарксиенны (см. рис. 7-104); здесь погребали мертвых начиная с IV тыс. до н.э. и вплоть до заката мальтийской культуры, т.е. приблизительно до 2500 г. до н.э. (регенерационная символика этих гробниц будет рассмотрена в главе VII в разделе о погребениях).

Мальтийские храмы

Дж.Д.Эванс был первым, кто заметил связь меж­ду гробницами и храмами: это действительно решаю­щий фактор для интерпретации их назначения.

Закругленные формы гробниц в храмовой архи­тектуре стали апсидами. Некоторые древнейшие хра­мы имеют тройную структуру (таков, например, храм в Та-Хаграте), но в большинстве случаев у них 4-5 ап­сид и антропоморфный силуэт, очертаниями напо­минающий скульптуры тучных мальтийских богинь. Это сходство отнюдь не случайно. Однако первые храмы формами напоминали яйцо или лоно Богини, сходство с человеческой фигурой появилось позднее, в IV тыс. до н.э.

Как и яйцевидные скальные гробницы (например,
гробница в Ксемксийе), мальтийские храмы симво­
лически отождествлены с телом Богини, в особенно­
сти с ее ягодицами. Вход обычно смотрит на юго-вос­
ток: учитывая, что прецессия земной оси равна по­
ловине градуса в столетие, можно предположить, что
первоначально они были ориентированы с севера на
юг. Их внешние дворы образовывали крут или эллипс,
а основным отличительным элементом были вогну­
тые фасады и трехарочные входы. Хотя внешние сте­
ны по большей части не сохранились, многое указы­
вает на то, что они были характерны для этого типа
построек, предназначавшихся для народных собра­
ний. Правомерно предположить, что во время подоб­
ных сборов там устраивались жертвоприношения,
проводились религиозные церемонии и пиршества,
что естественно подразумевало музыку и пляски. Во
многих внешних дворах, в частности в храмах Тар­
ксиенны ХаraD-КимаиМнашгаы у входа в хшм сто­
ял большой камень с отверстиями, который, по не-
которым предположениям использовался в качест­
ве столба для привязи. Если это действительно так,
то супя по его рэ.змеоэ.м в жертву приносили кпуп-
ный рогатый скот.,

Храмы чаще всего стоят парами, причем один все­гда крупней другого. Судя по всему, в это вкладывал-



Гчмбутас M. Цивилиза ция Великой


I

fa.;-.


 



ся некий смысл: в терминах боже­ственного семейства, больший храм - материнский, а мень­ший - дочерний, или же можно считать их сестринскими храма­ми, — вспомним двухголовых бо­гинь из Чатал-Хююка (ок. 6500 г. до н.э.) и таких же богинь-птиц из Гомолавы (культура винча, ок. 4800 г. до н.э.). Конечно, нельзя исключить, что они представляют два разных лика Богини, симво­лизируя, скажем, юность и зре­лость или смерть и возрождение.

Поскольку восток символиче­ски связан с началом жизни, а за­пад — с ее концом, последняя ги­потеза нам кажется особенно со­блазнительной. В более крупных западных храмах больше культо­вых материалов и обстановки, из чего можно заключить, что в них в основном проходили обряды, связанные со смертью и возрож­дением. Они были оштукатурены или выкрашены красной краской, от которой, конечно, ничего не осталось; их возводили из более темного коричнево-красного из­вестняки Возможно что церемо-нии связанные с празднованием рождения, были поделены между меньшими храмами в то время как весенние ритуалы проводили в больших храмах или в гробни­цах. Восточные храмы, судя по всему были менее замкнуты про-странственно и выстроены из бо­лее светлого известняка.

Сделаем краткий обзор основ­ных мальтийских храмов.

Насколько можно предполо­жить, каждый храм обладал соб­ственной спецификой. Один из древнейших, красный храм в Скорбе, датируется V тыс. до н.э., однако он слишком сильно разру­шен, чтобы можно было составить ясное представление о его архи­тектуре. Больший интерес пред­ставляют найденные в нем глиня­ные и каменные статуэтки с тре­угольными масками на лицах, у которых намечен нос и точка вме­сто рта. Кроме того, у них длин­ные шеи, большая грудь, задняя часть похожа на птичью и выда-


Рис. 5-22

Рис. 5-23


 


Рис. 5-22 Известняковая скул» тура из скальной роб-ницы. Цеббуг, мопш №5. Конец Vтыс.» н.э.; высота 18,5 см.

 

 

Рис. 5-23 Вырезанные на сосуда из скальных гробнш фигурки«ппалочки*с большими треугшыш-ми головами, инкру* стированные бело! пастой. Цеббуг, мопш № 4. Конец Утыс.: н.э.


men V. Неолит и ческие ку.гьтуры Адриатик и и Центральног о Средиземно м орья



 



Рис. 5-24

i

Рис. 5-24 Террркотовая статуэтка с большой головой, неестест­венно огромной вульвой и выстууающим птичьим за­дом, в треугольной маске и 1юлсе-«подпруге». Найдена в храме Скорбы, Мальта. Середина Утыс. до н.э. Масштаб 1:1.


ется ступенечкой, а пол обозначен крупным треуголь­ником; они носят пояс-подпругу и ожерелья (рис. 5-24). Их черты явным образом свойственны Богине-птице, а позы и атрибуты имеют немалое сходство с ранним периодом культуры винча.

Один из важнейших парных храмов - располо­женный в центральной части Гоцо комплекс Гжан-тийя (рис. 5-25). Оба храма окружены стеной высо­той в 6 м из грубых необработанных глыб коралло­вого известняка. Вес некоторых плит достигает 50 тонн: это самые крупные из тех, что использова­лись для строительства храмов на Мальте. Внутрен­ние стены и входы сделаны из обработанного извест­няка.

Большой храм отличался весьма изысканным уб­ранством: в апсиде № 2, первой комнате справа от вхо­да в святилище, имелась выкрашенная в красный цвет ниша из плит, по-видимому, обрядового назначения или использовавшаяся для хранения священных пред­метов. Ближе к задней части комнаты — несколько плит с барельефным орнаментом из соединенных вме­сте спиралей. В апсиде № 5 (восточный отсек) найден неглубокий каменный резервуар диаметром около 1 м, который, по всей видимости, служил ритуальным оча­гом. Напротив юго-восточной стены — колонна с рез­ным барельефным изображением змеи (см. рис. 7-61). Апсида JVs 6 заключала в себе тройное святилище (см. dhc 5-25 2) В ней было tdh жертвенных стола и уста­новленная вертикально как колонна трапециевидная плита. В апсиде № 7 были высокие известняковые плиты главный алтарь стоял в передней части и был украшен ямками.

Другие храмы Гоцо также принадлежат к фазе гжан-тийя. В общей сложности на каждый храм приходи­лось по 7,4 кв. км.

Хагар-Ким расположен на южном побережье Мальты: это наиболее примечательный храм периода тарксиенны (рис. 5-26; цветная вклейка 20). У него хорошо сохранилась внешняя опоясывающая стена из известняка, фасад из вертикальных плит, десять ап­сид, внутренние плиты с похожими на окна прямо­угольными отверстиями и каменный алтарь. Кроме того, он знаменит каменными изображениями сидя­щих — просто или на корточках — и стоощих тучных женщин. Это статуэтки высотой около 20 см со следа­ми охряной окраски (цветная вклейка 21). Сам храм стоит на холме лицом к морю, возвышаясь над распо­ложенным ниже храмом Мнайдра.

Посвоим очертаниям Хагар-Ким отличается от хра­мов Гжантийя и Мнайдра: нельзя исключать, что это был комплекс из трех двухапсидных святилищ. Основ­ной вход располагался на юго-востоке, однако запад­ное и северное святилища также имели отдельные вхо­ды. В толще восточной стены из вертикальных плит выдолблена небольшая полукруглая ниша, в которую был доступ как изнутри, так и снаружи. Там был уста­новлен каменный алтарь треугольной формы: лобко-



Пш бутас М. Цивилизаця я Великой Еш \


Рис. 5-25 (1) Двойной хап Гжантийя,Гоцо.П? вая половина IVп до н.э. (2) Тройное святил-ще внутри апсшш

Рис. 5-25.1


 


а V. Неолити ческие к кльтуры Адр иатики и Цен трального Средиземном о рья



Ряс. 5-26


10 м


Рис. 5-26 План храма Хагар-Ким. Южное побе­режье Мальты. Ко­нец IVтыс. до н.э.


 


ш й треугольник — символ возрождения. К ссверу о т этого святилища и от апсиды № 5 вертикально постав­лен очень высокий камень, возвышающийся над все­ми прочими храмовыми постройками: этот башнеоб­разный менгир, по-видимому, представляет саму Бо­гиню. В глубине, слева от главного (южного) входа, располагался жертвенник в виде стола, увенчанный сосудом, на его лицевой части - изображение древа жизни, произрастающего из горшка. Поверхность жертвенника была декорирована характерным для мальтийских храмов ямочным узором. Рядом с ним была обнаружена стоячая плита с изображением двой­ной спирали или «глазкового мотива». В каждой из двух ниш центрального двора находился известняко­вый алтарь грибовидной формы с вогнутым верхом. Расположенные в этой же центральной части храма две комнаты были оснащены жертвенными столами с канавками и одной каменной колонной. Еще одна колонна располагалась у апсиды комнаты 10 юго-вос­точного святилища.

Типичный пример двойного храма периода тар-ксиенны с полукруглым внешним двором из корал-


лового известняка - святилище Мнайдра на южном побережье Мальты в 60 м к морю от стоящего выше храма Хагар-Ким. В наше время оно обращено на восток и юго-восток, хотя скорей всего его изначаль­ная ориентация — юго-восток и юг (рис. 5-27: вос­точный храм, с очертаниями трилистника, относит­ся к более раннему периоду гжантийя). Эти парные храмы в меньшей мере отличаются друг от друга раз­мерами, нежели прочие мальтийские храмы, одна­ко у западного храма более сложное внутреннее уст­ройство, в нем много ниш, а в главной комнате -остатки твердого торбанитового пола. По обеим сто-ронам одного из наиболее тщательно отделанных входов стоят камни треугольной и фаллической фор­мы (см. рис. 7-64).

Слева от входа установлен конический каменный фаллос 75 см высотой. А в апсиде № 4 (вторая «вос­точная») в большом количестве обнаружены стран­ные глиняные предметы и скрученные комки глины, весьма напоминающие человеческий эмбрион. Воз­можно, что некоторые из отправлявшихся в Мнайд-ре обрядов были связаны с лечением и деторождени-



 


Гимбутас М. Цивилизация Великой Бк


Рис. 5-27


Рис. 5-27 Двойной храм Мнайдра, южное побережье Мальты. Конец IV-начало III тыс. до н.э. Маленький восточный храм с тремя апсидами относится к периоду гжантийя.


 


 

 

Рис. 5-29 Предположиеельная ре. конструкция фасада Трр-ксиенны.

 


 


ем: на это указывают статуэтки в позах рожениц (см. рис. 7-64).

Три храма в Тарксиенне (восточная часть Маль­ты) неподалеку от гипогея Халь-Сафлиени много раз перестраивались, поэтому об их назначении судить трудно. Тарксиенна, как и Гжантийя, имеет простор­ный центральный двор (рис. 5-28, 5-29). По счастью, тарксиеннские храмы украшает сложный и вырази­тельный символический рисунок. Каменные блоки испещрены рельефно вырезанным спиральным и растительно-спиральным орнаментом. Эти прони­занные энергией знаки связаны с силой растущего растения и змеи, что напоминает о принципе цикли­ческого возрождения.


Кроме того, здесь было найдено много керамики, рогов животных, каменных и глиняных резервуарм и алтарей. В первой западной апсиде № 3 на верхней части того, что осталось от тщательно отделннного алтаря, видны следы огня: по-видимому, здесь про­водились какие-то церемонии. На одной из его си­рон изображены идущие друг за другом баран, сви­нья и четыре козы (цветная вклейка 19). Баран -свя­щенное животное Богини, изображение его загнутш рогов постоянно повторяется в виде змеевидных спи­ралей на колоннах и плитах всего комплекса. Ворра! западная апсида № 5 была заполнена костями и ро­гами крупного рогатого скота, а также коз или овса В расположенной между первым и вторым хр;

 


Глав а V. Неолити ческие кул ьтуры А д риатики и Це нтрального Средиземном о рья



Рнс. 5-28



Рис. 5-28 Храмы Тарксиенны. На­чало IIIтыс. до н.э.

 


Рис.5-29




 
i , i. i г ^тт

fi?

^xrA
TIT

^fe

<. —г


^^

п—г


 



 



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Ьж,


 


комнате № 13 обнаружена куча костей животных. На восточной стене - два быка, один из которых смот­рит вправо, а другой - влево; под ними - релььф,,н котором сука с тринадцатью сосунками (см. рис. 7-62.3). Количество алтарей и останков животных указывает на то, что в Тарксиенне часто проводились жертвоприношения, возможно — с целью обожеств­ления. На небольшой площадке к востоку от второго храма было найдено 50 каменных чаш, вероятно, предназначавшихся для ритуальных пиршеств и воз­лияний; а еще дальше к востоку — тринадцать пере­вернутых чаш.

Домашних животных приносили в жертву изо­бражению Богини. В западном храме Тарксиенны во дворе № 2 находится то, что можно считать древ­нейшим образцом монументальной скульптуры. Фигура Владычицы Тарксиенны высечена из извест­няка и установлена на резном постаменте. К несча-


стью, ее верхняя часть давно разобрана, хотя ее пер-воначальная высота должна была достигать овд 2,5-3 м (см. рис. 7-64).

Великий храмовый комплекс Тарксиенны знай-нует конец эпохи построения храмов на Мальте. Что случилось с их строителями - неизвестно: скорее: всего, они покинули остров из-за исчезновения!-сов или неурожаев, приведших к голоду, повальнь:' болезней или каких-либо других бедствий. Вмест: них острова были заселены чужаками, принесши» другие традиции. Относящийся к постхрамовому иг-риоду (после 2500 г. до н.э.) Тарксиеннский могш-ник с кремационными захоронениями принадлш: другой культурной группе, которая, впрочем, очевд­ным образом входила в число древнеевропейсюш имела ту же религию. Обнаруженные в этих зххорг-нениях сосуды сродни сицилийским и даже тем, ч:(находят в далекой Западной Югославии.


Глава VI

Западноевропейский неолит


 


 

 


 


 


 

 


Западноевропейский неолит был итогом самостоятельной эволюции туземных эпипалео-литических и мезолитических обитателей Иберии (Португалия и Испания), Франции и Северной Ита­лии (традиций советеррской, тарденуазской и куль­туры кастельновьен). Однако этот процесс шел не без мияния идей, которые, благодаря мореплаванию и местной торговле, циркулировали по всему западно­мупобережью Средиземноморья и Атлантики. Такие творческие проявления, как керамика и религиозное искусство, в какой-то мере возникли здесь в резуль­тате общения с обитавшими по соседству народами. Ни иберийский, ни французский мезолит не был изо-шрован от прочего мира; в эпоху среднего неолита их сообщение через прибрежную зону становится более интенсивным о чем говорht характерное для этого периода распространение мегалитов. Побывав в Боетани или Португалии нетрудно убедиться что первые мегалитические постройки могли возникнуть благодаря тому что эти страны богаты камнем По-скольку сооружения такого типа появляются уже в Утыс, до н э есть основания ПОЛНОСТЬЮ ПРОСТИТЬСЯ стстапевшей точкой зрения что импульсом к сочла-ню дольменов и коридорных гробниц ПОСЛУЖИЛИ египетские пирамиды или критские и восточносое-шемноморские гробницы-толосы.

На Британские острова земледелие пришло при­близительно в середине Утыс. до н.э. вместе с пере-щшлявшимися с континента колонистами; не исклю-


чено, что первоначально они прибывали из Централь­ной Европы позднего периода культуры линейно-лен­точной керамики, поскольку возводимые на островах длинные курганы и «-лагеря с вымостками» имеют близкие аналоги в Центральной Европе. Затем, в IV тыс. до н. э., сюда либо из Бретани, либо из Иберии прибыли строители коридорных гробниц, принеся с собой свои религиозные обычаи. Ко второй половине VI тыс. до н.э. в Ирландии и Англии существовало несколько отличных друг от друга традиций возведе­ния гробниц, в основе которых очевидным образом лежала единая система верований.

Хотя от западноевропейского неолита не осталось ни моделей святилищ и предметов культового назна­чения, ни тысяч глиняных статуэток и расписных сосудов, как это было характерно для Юго-Восточ­ной Европы, до нас дошли почти не поддающиеся разрушению каменные и земляные сооружения, по-видимому, связанные со сложной системой погре­бальных обрядов. Эти великолепные монументы, порой имевшие внешний двор и украшенные рез­ными символами, служили не только хранилищами костей, но и святилищами. Здесь для совершения обрядов собиралась вся община. Мегалитические гробницы, в которых практиковались коллективные захоронения, и гигантские огороженные территории свидетельствуют о том, сколь тесна была связь родо­вых групп с землей предков и с самими предками. Они — главные символы неолитической общины.


 



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо т


 


Ранний неолит Западного Средиземноморья

За последние десятилетия представление о том, как происходила неолитизация западных районов Средиземноморья от Северной Италии до Испании и Португалии (рис. 6-1), претерпело существенные изменения. Ранее считалось, что первоначальный импульс шел из Восточного Средиземноморья, одна­ко на данный момент очевидно, что, по сравнению с восточными, в западных областях неолит появил­ся с небольшим отставанием.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.