Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Появление одиночных захоронений под круглыми курганами




Камерные и коридорные гробницы Оркнейских островов

Камерные гробницы и длинные курганы Шотлан­дии и Оркнейских островов были подвергнуты тща­тельному исследованию О.Хеншолл74, которая под­разделяет камерные гробницы на могилы клайд и коридорные гробницы. Могилы клайд есть в Аргай-ле и Арране, на Гебридских островах, в графстве Перт­шир и на юго-западе Шотландии; они схожи с ир­ландскими гробницами с насыпью и двориком. Что касается коридорных гробниц, то они делятся на че­тыре основных категории. 1) Оркнейский — кромар-тийский - гебридский тип (о-к-г) - обычные ккор­дорные гробницы, хотя порой их камеры имеют столь удлиненную форму, что их покрывают уже не круг­лые, а длинные курганы. Больше всего их обнаруже­но на Оркнейских островах. В качестве примера мож­но привести Мидхау на острове Раузи и Айсбистер на острове Саут-Роналдсей (см. рис. 7-115). 2) Барг-реннанский тип - небольшая roупna захоронений местный гибрид ранних гробниц клайд и коридор-ных гробниц типа о-к-г. Их дистрибуция не выходит


за рамки ареала группы клайд. 3) Камерные грббя-цы типа клейва встречаются в округе Инвернессе! прилегающих графствах. Из них приблизительно отличаются от прочих коридорных гробниц тем, я сориентированы на юго-запад, а не на восток. Мол лы этой группы также окружают каменные кали (кромлехи)75. 4) Группа маэс-хоу характерна том для Оркнейских островов и ближе всего к коридор ным гробницам Ирландии. Согласно радиоуглер» ным датировкам, камерные гробницы Оркнййси островов восходят к концу IV— середине III тыс.. н.э. (Табл. 23, справа).

Длинные курганы здесь, как правило, предстаю ют собой каменные, а не земляные насыпи, одна весьма напоминают длинные курганы, встречающк ся в Англии. Полностью были раскопаны курпн Лочхилл в графстве Керкубришир76 и Дэлладил графстве Киркардиншир77. В обоих случаях былин# дены материалы, говорящие о наличии внутри ни погребальных построек. Радиоуглеродная датирои бруса из Лочхилла - приблизительно 3900 г. до н.э.

К середине IV тыс. до н.э. как в Британии, таки Ирландии стал намечаться ряд перемен. Из них,» роятно, наибольшей значимостью обладала традици одиночных захоронений, которые, как и ирландеш гробницы культуры линкардстаун, в первый раз по являются в середине IV тыс. до н.э. Свидетельстваа существования в Британии не столь очевидны,!* нако они есть в таких захоронениях, как Лифф--Ло) (графство Дербишир) и Дагглби-Хау Одно из сами ярких свидетельств изменения погребального рит$1! ла было, по всей видимости, обнаружено в Уайттр ундз-Берроу, Бериторп, где большой круглый курпш с одним центральным захоронением останков ми-чины полностью перекрывает более ранний овал ный курган, под которым находились останки 8ffr ловек. Радиоуглеродная датировка более раннего кур­гана — ок. 3700 г. до н.э. тогда как более поздни! восходит примерно к 3340-3120 гг. до н.э.78 За этим! курганами стоят совершенно различные обществен* ные системы религиозные практики и порребал ы«обычаи. В одном случае подчеркивалось общее во-вращение в царство предков и регенерация в моги* ле - утробе Богини в лпугом — личные езслуги ото дельных мужей (см.,главы VII иX).


 


 

 


 


Глава VII

Религиябогини

*


 


Судя по несметному количеству изобра­жений, доставшихся нам от доисторической Евразии, источником древнейших религиозных переживаний было великое таинство женской животворящей силы созидания. Великая Богиня-Мать, из священного мрака утробы которой исходят все творения, была метафорой самой Природы, вселенского источника лизни и смерти, постоянно обновляющегося в непре­рывной смене жизни, смерти и возрождения.

Археологи находяточеньдревние кремневые изо­бражения женщин и животных, которые датируются ашельским периодом нижнего палеолита, т.е. изго­товлены более 500 000 лет назад'. Начиная с мусть-ерского периода среднего палеолита (от 100 ООО до 40ОО0 лет назад) над заххорнениями стааи устанав­ливать камни треугольной формы и вырезать чаше­видные знаки. Эта древнейшая религиозная симво­лика еще не была систематически изучена; ббльшая часть исследований обращена к периоду верхнего палеолита (от 40 000 до 10 000 лет назад).

На период верхнего палеолита пришелся настоя­щий творческий взрыв - огромный объем наакаал­ной живописи, каменной резьбы и скульптур. Пеще­ры, в которых можно видеть эти изумительные ри­сунки и резные изображения животных, были святилищами; там проходили сезонные и инициаци-онные ритуалы и другие обряды, связанные с сак­ральным циклом бытия2. Между 27000 и 25000 гг. до н.э. появляются миниатюрные скульптуры разнооб­разных божеств из камня, рога или кости. Около трех тысяч подобных статуэток было найдено на про­странстве между Южной Францией и Центральной Сибирью3. Богатство материала позволяет приблизи­тельно установить их символическое значение, а раз­личие (Ьоом жестов и атрибутов в сочетании с дан-юши о месте их обнаружения, - классифицировать их типы отражающие различные ипостаси и функ-

Древнейшие из вырезанных на скалах символов, каки изделия изрога и кости, являются прямым след­ствием глубочайшей веры в Богиню-дарительницу жони, источник всего сущего, которая, однако, мо­жет принимать разные обличия. Начиная с 25000 г. до н.э. ее изображения уже наделены грудью, вуль­вой и ягодицами огромного размера: так выделяются юны излучения ее детородной мощи. Изучение сим-юлики палеолитического искусства показывает, что вэту эпоху созидающее божество было именно жен­ским, а не мужским. Более того, во всем палеолити­ческом искусстве нет ничего, охожего на фигуру |0тца Вынашивание и вскармливание потомства —


первичная модель образа Богини, источника всего живого.

Вырезанные из слоновой кости или мягких камен­ных пород миниатюрные женские статуэтки не были ни «Венерами», хоть их часто так именуют, ни «аму­летами плодовитости», предназначенными для сти­муляции мужской сексуальности. Их роль была на­много важнее: они давали жизнь и оберегали ее, при­носили смерть и обеспечивали возрождение. Богиня олицетворяла собой все формы и проявления посто­янно обновляющегося жизненного цикла. Мы ис­толковываем ее функции, опираясь на тщательное изучение атрибутов этих древних скульптур: их поз, жестов, головных уборов и соответствующей рели­гиозной символики. Многообразие способов репре­зентации женского божества, остававшегося актуаль­ным на протяжении многих тысячелетий хорошо прослеживается на примере сохранившихся верхне-палеолитических артефактов.

Иконография Богини данного периода включает в себя несколько типов символических изображений абстрактного или иероглифического характера: зна­ки в виде «X» и «V», треугольники, меандры и т.д.; более предметные изображения в виде вульвы, гру­дей и птичьих лапок; символические изображения животных, воплощающие различные ипостаси Боги­ни и ее могущества. Эта иконография культа Богини в общих чертах сохранилась и после возникновения земледелия, но, конечно, в более развитом виде что соответствовало изменению экономических: условий.

Эпоха неолита ознаменовала новый расцвет твор­ческого самовыражения. Благодаря изобретению ке­рамики (ок. 6500 г. до н.э.) на свет появились тысячи глиняных статуэток и сосудов, храмы и их миниатюр­ные модели, стенные росписи, рельефы и бесчислен­ные предметы обрядового назначения. Арсенал ре­лигиозных символов стократно возрос, что дает об­ширный материал для дешифровки иконографии Богини. Более того, символические образы Древней Европы (6500-3500 гг. до н.э.) - главный ключ к ре­лигии эпохи палеолита, поскольку для многих из них характерна преемственность традиции. Реконструк­ция этой символической системы была нами пред­принята в книге «Язык Богини»4.

Статуэтки различных воплощений Богини могли быть отчетливо изобразительными, включая деталь­ное воспроизведение ее одеяния и головного убора, или же предельно схематизированными. Не исклю­чено, что последние имели вотивный характер или же служили амулетами. Статуэтки, как правило, на­ходят в святилищах на алтарях, на платформах у пе­чей, в специальных местах для приношений, а также



Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бо т


 


в пещерах и в могилах. Нередко бывает, что археоло­ги обнаруживают целый склад такого рода фигурок, хранившихся в сосуде или же составленных в миниа­тюрную «картину» того или иного аспекта культа. Очевидно, что подобные группы использовались для проведения ритуалов. Непрерывное изготовление статуэток говорит о том, что это был своего рода энер­гетический процесс, в который были вовлечены все участники ритуала.

Среди статуэток можно выделить по крайней мере 20 типов женских и 5 типов мужских как антропо­морфных, так и полуантропоморфных-полузоо­морфных изображений в различных позах и с раз­ными чертами лица, масками, головными уборами и сопутствующими символическими изображения­ми. Подобные образы также можно видеть на стенах храмов и пещер или на стенках сосудов, в виде рель­ефов или рисунков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.