Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Святилища




Захоронения

Столбообразные статуэтки и скульптуры являк ся изображениями могильных божеств. Начинал Утыс. до н.э. и на протяжении всего IV и III тыс. н.э. они присутствуют в Эгейском и Средиземному ском регионах в скальных гробницах, гипогеях, щ-лективных или одиночных захоронениях в эя могильниках (см. рис. 7-29—7-32). Их помет; могилы по одной или по три штуки, а иногда и в боль-шем количестве. В случае западноевропейских мел-литических гробниц Богиня в виде совы можетбыл представлена на менгирах (вертикально стоящи камнях) или стелах; ее достаточно условные иоббр­жения или изображения одних ее глаз или ррун бывают вырезаны на каменных стенах, на косщ цилиндрических камнях и на плоских кусках аппщ-ного сланца.

Я называю святилища «храмами» (temples), по­скольку так принято именовать некое строение т место, отведенное для служения или поклонения од­ному или нескольким божествам. Именно ткково было назначение древнеевропейских и анатолий­ских святилищ эпохи неолита и медного века. Дру­гой термин, который используется в специально! литературе, «shrine», имеет более узкие смысловы! рамки, поскольку обозначает вместилище священ­ной реликвии (ковчег или раку), алтарь или часов­ню какого-либо святого или божества. Святилищ* эпохи неолита и медного века были в первую оче­редь местами для поклонения и проведения ритуа­лов, а отнюдь не только местами хранения священ­ных реликвий.

Святилища и их модели, УП-У тыс. до н.э. Глиняные модели святилищ

Первые глиняные модели, способные дать доста­точную информацию об архитектуре и назначении святилищ, появились ок. 6000 г. до н.э. Обычно они имеют 25—50 см в длину и позволяют составить бо­лее полное представление о конструкции храма. Кро­ме того, их поверхность, как правило, испещрена символическими рисунками, а над входом или на кровле красуются бюст и маска Богини, ее священ­ное животное или просто рога. Благодаря раскопкам были обнаружены сотни подобных моделей разной степени сохранности. Не исключено, что это были дары богине того или иного святилища или же сим­волические изображения той или иной богини: впо-


Насколько можно судить, экскарнация все же не была ни повсеместной, ни общепринятой практикой. Захороненияв позе эмбриона встречались уже у неандертальцев в эпоху верхнего палеолита, что исключает экскарнацию. - Прим. ред.


Ш VII. Религ и я я огин и



 


следнем случае их изготовление следует считать ана­логом создания ее статуэток. Одни модели были най-дены вблизи от алтарей или под полами святилищ, другие - в могилах (см. рис. 3-39: данная модель была найдена в могиле девочки).

Археологи рассматривают их как миниатюрные «копии жилищ». Такого рода интерпретации - след­ствие превалирующей тенденции при изучении куль­турных памятников держаться в стороне от вопросов религии. Я считаю, что все эти модели являются уменьшенными репликами храмов и поистине бес­ценным источником информации для реконструкции неолитической религии24.

Значительная их часть связана с культом Богини-птицы. Одни, с торчащими над кровлей головами, своими очертаниями напоминают птиц; у других имеется круглое входное отверстие, которое говорит отом, что их использовали в качестве птичьих доми­ков. Особенный интерес представляют модели из поселения Породин конца VII тыс. до н.э. (прибли­зительно 6000 г. до н.э.), находящегося в Пелагонии, неподалеку от Битолы (Южная Югославия); в 1952 г. там проводил раскопки М.Грбич и др.25 При этом были обнаружены многочисленные модели святи­лищ, имеющие форму дома с «дымоходом» — полым цилиндром, в верхней части которого можно видеть маску Богини-птицы. Рельефный рисунок вокруг дымохода - воротник или ожерелье Богини (рис. 7-53). У ряда породинских миниатюрных святилищ входные отверстия были в форме перевернутой бук­вы «Т» а в одном из них имелся алтарь с треуголь­ным углублением. Еще одна модель святилища из Южной Югославии представляет собой бюст Боги­ни стоящий на прямоугольной koнctdvkuии с ДВУМЯ округлыми отверстиями. На лице Богини обозначе-ныТ-образныенадбровные дуги глаза большой нос (клюв), но нет рта. Кроме того, у нее обозначены пшь и пупок и по два браслета на обеих согнутых и огшенных вниз руках (рис 7-54) Не исключено что шчоугольная crown™ поставляет собой храмо-в™мастерскую(со соис 7-57 на котором представ -юна модель из Кэшиоареле, Южная Румыния с большим основанием в котором проделаны круглые отверстия). Поселение в Породине относится к кон-

II у VI I TFJtf* ПО н о ПНЯ1^П МОЛРТТН f*RCTTHТ¥И1ТТ K*VTTiVFV—

г винчТпоиолизительно 5300-5000 гГлонэ так и имеют ^т^^и^шГтяк миниатюо ^^lS^^ т^^^яТ^т^п^кя

Kwmmrt укпашена o^ZtZ ^urZ^x^rZв Гс 7 55) А вот мопелькул™ винча из Вэлэстоы


прямоугольной модели святилища из поселения культуры винча в Градешнице (Северо-Западная Бол­гария) нет кровли, но ее стенки богато украшены меандрами, ромбами и параллельными линиями и инкрустированы белым цветом, а по углам располо­жены изображения божества. У главного - крылья и три черты посередине (рис. 7-56.2).

Одна из самых крупных моделей была обнаруже­на при раскопках поселения середины V тыс. до н.э. на дунайском острове (Кэшиоареле, Южная Румы­ния). Ее длина равна 51 см, а ширина — 24,2 см, к тому же у нее два этажа. На первом уровне несколь­ко рядов круглых окон, а на втором — четыре неболь­ших святилища с распахнутым входом, каждое из которых украшено либо рогами, либо стилизован­ным изображением звериных голов (рис. 7-57). Это зенит древнеевропейской культуры - тот период, когда архитектура и керамика достигли настоящего совершенства и предела изощренности. Перед нами модель не какого-то одного святилища, но целого комплекса. Скорее всего, эти четыре святилища принадлежали четырем семьям или группам родст­венников. На нижнем этаже находилась огромная мастерская в которой как можно предположить изготовляли церемониальные сосуды и сотни дру-гих предметов необходимых при совершении тех или иных ритуалов.

О том, что в Vтыс. до н.э. действительно суще­ствовали двухэтажные святилища, свидетельствует значительное число моделей, принадлежащих раз­ным культурным группам. Так, под Киевом, в Ро-жочуватке была найдена модель святилища кукутен-ской культуры. Ее нижний уровень представлял мас­терскую, а верхний - собственно святилище, состоявшее из двух помещений. Вокруг храма была терраса, так что люди могли обойти его кругом: за­метим, что на модели из Кэшиоареле мы тоже ви­дим террасу, которая соединяет все четыре святили-ща (рис 7-58).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.