Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Святилища как таковые




Полноценное двухэтажное святилище приблизи­тельно 5000 г. до н.э. было найдено и раскопано в Ра-динграде в окрестностях Разграда (Северо-Восточная Болгария)26. Благодаря ему стало очевидно, что ми­ниатюрные модели храмов были весьма точны. На его нижнем уровне был обнаружен полный набор инст­рументов, характерный для керамической мастер­ской: на платформе были разложены инструменты для нанесения орнамента, стояли небольшие тарел­ки, в которых измельчали охру, палитры для красок, а также большая печь. На верхнем уровне распола-гался алтарь, рядом с ним — ткацкий станок для из­готовления церемониальных одеяний, что, возмож­но, указывает на сакральный смысл самого ткачест­ва. Эта практика изготовления священных одеяний в


I



Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Бо я»



Рис. 7-53


Рис. 7-54


Рис. 7-53

(1) Глиняная модель святилища в виде тела Бо­гини. Породин, неподалеку от Битолы, Западни Македония. В каждой стене - широкий вход! виде перевернутой буквы «Т», на цилиндриче­ской трубе дымохода - маска Богини, на кры­ше — ее ожерелье. Высота ок. 35 см.

(2) Еще одна модель святилища с цилиндриче­ским «дымоходом» с маской Богини; выотт! 20,8 см. Породин. Ок. 6000 г. до н.э.

 

Рис. 7-54 Модель святилища с бюстом Богини на крыше цокольного этажа (или мастерской) с круглыми окнами. Нос и брови, возможно, должны напо­минать букранию, один из регенерационньа символов. Македония, Южная Югославия. При­близительно 5500 г. до н. э.; высота ок. 30 см.

.


Гию VII. Религия Богини



 



 

Рис. 7-55

Рис. 7-55 Глиняная модел ь святилища с имитирующи м птичье оперение узором, схематически обо­значенной головой, под которой расположе­но круглое отверстие: возможно, что оно предназначалось для птичьей ипостаси Бо­гини. Ранний период культуры винча, Тур-даш у г. Клуж, Западная Трансильвания. Ок. 5200—5000 гг. до н. э.; высота 20 см.


стенах самого храма продолжала оставаться акту­альной в классическую эпоху, меж тем как самые ранние свидетельства ее существования восходят к VII тыс. до н.э.: к ним относятся дискообразные грузила для ткацкого станка, обнаруженные в свя­тилищах Ахиллейона.

Некоторые святилища были посвящены Боги­не-змее: одно из хорошо сохранившихся найдено в поселении Сабатиновка (Молдавская ССР) ку-кутенской культуры, приблизительно 4800-4600 гг. до н.э. Это конструкция в форме дома пло­щадью около 70 кв. м. У одной из ее внутренних стен находился алтарь в виде скамьи, на котором обнаружено 16 статуэток со змеиными головами, сидящих на стульях с рогатыми спинками. Только у одной из них есть руки: она держит то ли змее­подобного младенца, то ли фаллос (рис. 7-59). Рядом с алтарем стоял стул со спинкой, украшен­ной рогами. Скорей всего, он предназначался для жрицы, которая руководила церемониями. Непо­далеку находилась печь для выпечки хлеба, сбоку от нее — горшки, в одном из которых были кости сожженных животных. Кроме того, статуэтки были обнаружены возле печи и на мощеном полу рядом с входом. В общей сложности — 32 статуэт­ки в одном святилище, все без исключения пред­ставляющие Богиню-змею.

Совсем другой характер был у святилищ, в которых проводились регенерационные ритуалы. Так, при раскопках поселения Кэшиоареле, в более раннем слое, нежели уже упомянутый, было обнаружено святилище с двумя колоннами, приблизительно 5000 г. до н.э. Колонны были сделаны из дерева, покрыты слоем глины и рас­писаны символическим узором из квадратных меандров, а стены украшены орнаментом из красных яиц, концентрических кругов и спира­лей27. Все перечисленные мотивы связаны с иде­ей регенерации.

Особый интерес представляют деревянные ко­лонны, поскольку они, по-видимому, символизи­руют древо жизни. Как известно, жизненный столп может быть представлен растением, дере­вом (или деревом, обращенным в колонну, как это произошло в святилище Кэшиоареле), поднимаю­щейся вверх змеей или фаллосом, или же сталаг­митом, таинственным образом произрастающим в пещере. Многие сталагмитовые пещеры на бе­регах Греции, Югославии и Италии использова­лись в качестве святилищ: на протяжении многих веков там совершали регенерационные обряды и мистерии. Что касается вышеперечисленных стран, то их пещеры-святилища восходят к эпохе неолита, а критские — к медному веку.

В 1980-1985 гг. Г.Лазаровичи провел раскоп­ки поселения Парца в 15 км к юго-западу от Ти-мишоары (Западная Румыния). При этом было



Гимбутас М. Цивилизация Великой Бо на


 





 
Рис. 7-56.2

Рис. 7-56 Л

 

 


Рис. 7-56

(1) Глиняная модель святилища, представляют царство Богини в виде водной сферы, символ. чески обозначенной меандрами; внизу - вил него, наверху — три ожерелья, голова реконстру!-рована. С задней стороны модели — круглое Ш' верстие (для Богини, являющейся в образе ш цы?). Поверхность покрыта выемчатым орнамен-том и белой инкрустацией. Группа вэдэстш ранней культуры винча Вэдэстра Юго-Загташ Румыния. 5200-5000 гг. до н.э. (2) Открытая(fa BCDX3.1 модель святилишэ. с головами божеств и

ЧСТЫОСМ VTJ1ам И нИСКОЛЬКО мОЖНО СУЛИТЬ изо-

бражением верховного божества с коылъя» клювом и тоемя линиями на каждом 6okv Все*

Болгария Ок 5000-4500t^rn до н э"; вПл

14,5 см.

Рис. 7-57 Глиняная модель храмовой постройки из Кэш№ ареле, островного поселения к западу отОлте-ницы, Южная Румыния. Модель представляя большую цокольную конструкцию с круглыш отверстиями, на которой стоят четыре храма. Ка можно предположить, в нижней части была 01-1 ромная храмовая мастерская. Артефакт датир^ ется серединой V тыс. до н. э. и так же постраи от пожара, как и святилище, в котором он бш | обнаружен; высота 24,2 см, длина 51 см.


Ime VII. Религия Богини



 




Рве. 7-57

Рис. 7-58

Рис. 7-58 Глиняная модель двухэтажного святилища, най­денная к югу от Киева в Рожочуватке. У обоих эта­жей просторные входы, а перед большим порта­лом и по периметру второго этажа — балкон. На зашей стенке - маленькое круглое окошко. Вы­сота ок. 30 см. Кукутенская (трипольская) куль­тура, ок. 4300-4000 гг. до н. э. Раскопки двухэтаж­ных святилищ культур кукутени, петрешти и ка-раново показали, что они похожи на эту модель.


 

 


найдено несколько святилищ приблизи­тельно 5000 г. до н.э. с колоннами из дерева и глины, скульптурные изображения в на­туральную величину и связанные с ними бычьи головы28. Заключительный отчет об этих раскопках еще не опубликован. Одна­ко известно, что в комплекс построек цен­тральной части поселения последовательно входили два святилища: оба были выстрое­ны из вертикальных бревен, переплетенных прутьями и покрытых глиняной обмазкой. Внутри них находились земляные и глиня­ные столообразные алтари, передвижные очаги на трех или четырех ножках, а также монументальные скульптуры, стоявшие во внутренних углах, отделенных низкими пере­городками. Размеры более раннего святили­ща равнялись 12,5 м на 7 м, а более поздне­го — 11,6 м на 6 м. Колонны шли по западной и восточной стороне храма группами по ЛВС"— тdh В перBOM по времени храме глиняный постамент крупной статуи имел 60 см по диаГОНДЛ и Сама статуя сгорела, однако со­хранилась женская глиняная статуя ИЗ вто-рого более позднего храма с двумя голо-вами и двумя плечами. Она,стояла на воз-вышении из земли и песка гтокрытом счоем глинкг Возле одного гтдрмя была ппикпёгт ­ленГбычьяТоловГе^ ей Сбою en нее стоял ^овородообразный коооё1дпГпо7ношений На, одном из тоёх ™ейТ1иной более5м нмо^съпепе-лвижныГочаги чаши исо™ с ™п«ан ньш нГгорловине ликом Богини напол ненные костями животныхнТлт^гом ал

IТоипвГзепнами^ ГампТвя^пишё пыло попепено пепегопопкой^

п^^пчаг™^Хопые^пГ,иг^еж^ гS чгпрЛпугпор mяе^гти^I™

п^^тпп«мгтояпГч^иГ^гев^

Sm nr^^r ™пJS,„ 15 Ы сI

pS Зернотерокобмазанных глиной

Есть много поселений, особенно в Се­верной Греции, Пелагонии и Македонии, в которых были обнаружены следы построек с алтарями, огороженными коробами для приношений, моделями святилищ, миниа­тюрными столами, треножниками, керно-сами, антропоморфными и зооморфными статуэтками, а также сосудами. Одни из них не считаются святилищами, другие были обнаружены в результате слишком локаль-



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо ат\


 


 

Рис. 7-59


 


Рис. 7-59 (а) Святилище в Сабатинови,] Молдавия, первая полоиит! V тыс. до н. э. Его общая плои»! 70 кв. м, а среди деталей обета-1 новки стоит отметить (1) вымо-1 щенный камнем пол, (2) печь I (3) платформу, (4) глиннный стул, (5) статуэтки и (6) некооль-1 ко сосудов у печи. (Ь) Несколш статуэток из святилища Сб(й- I тиновки (всего их найдено 32).1 Средняя в нижнем оялу држикт i змею или фаллос остальные!»

DVKU (ВОзмоЖНО ЧТО ЭТО — ПОЛО-1

 

бия Богини-змеи).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.