Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Минойский Крит




На острове Крит древнеевропейская культура просуществовала на несколько тысячелетий дольше, нежели на материке, достигнув поразительного рас­цвета в первой половине II тыс. до н.э. Сэр Леонард Вулли говорил, что минойская культура — это «оча­рование волшебного мира» и «самое полное приятие благодати жизни, когда-либо достигнутое в нашем мире»™.

Минойские общины в целом отличались неболь­шим размером, хотя к концу III тыс. до н.э. населе­ние Кносса приближалось к 18 О00 человек. Управ­ление страной было теократическим (т.е. подчинен­ным Великой Богине). После середины II тыс. до н.э. минойская культура начала приходить в упа­док — не из-за внутренних конфликтов, но в резуль­тате природного катаклизма и набегов на остров патриархальных микенцев, говоривших на индоев­ропейском языке.

Раннеминойские (III тыс. до н.э.) погребения на Крите имеют много общего с западноевропейски­ми захоронениями культуры мегалитов. Здесь так­же практиковались общинные захоронения в круг­лых гробницах, называемых «толосами», и, судя по тому, что перед их тщательно отделанными входами оставлялось особое церемониальное пространство, здесь, как и внутри гробниц, также могли происхо­дить погребальные обряды и пиршества. Исследо­вание К.Брэнигана показало, что это были усыпаль­ницы больших семей, количество живых членов ко­торых приблизительно равнялось двадцати. Большая (расширенная) семья была важной единицей этого общества, поэтому во многих местах можно видеть сразу две—три выстроенные рядом гробницы. По­скольку возведены они в один и тот же период, по­хоже, что это — усыпальницы такого же количества больших семей. Гробницы были связаны с поселе­ниями и отстояли от них на 10—15 м. Отмечено, что среди этих гробниц всегда есть одна, отличающаяся большим архитектурным совершенством: ЭТО ГОВО-рит о том что одна из больших семей претенловала на первенство в общине те о существовании зачат­ков социальной иерархии71..

Хотя эта культура и называется минойской, ее расцвет в начале II тыс. до н.э. не имеет никакого отношения к царю Миносу, чье легендарное прав­ление как раз совпало с порой ее упадка. Не цари воздвигли знаменитые дворцы, которые были не административными центрами единовластного правления, но дворцами-храмами, местами проведе­ния сложных религиозных ритуалов, обусловленных существованием теократической системы. В отличие от пришедшей ей на смену микенской культуры, вдохновительницами минойской были женщины.

Начиная с момента открытия минойской культу­ры в начале XX в., исследователи обратили внимание



Гимбутас М. Цивили зация Ве ш кой Богини


 


на необычайную уверенность и независимость ее женщин. К великому удивлению научного мира, на фресках были представлены прекрасные женщины в изящных одеяниях, нередко с обнаженной грудью. На них можно видеть, как, наравне с мужчинами, жен­щины принимают участие в празднествах, ездят на колесницах, управляемых возничими-женщинами, и в качестве атлетов участвуют в ритуальных состяза­ниях с быком. На фресках с острова Тира (60 км к се­веру от Крита) женщины председательствуют на большом морском празднестве, с балкона наблюдая за шествием юношей, несущих жертвенное животное (рис. 9-16). Существует большое количество приме­чательных женских изображений, на которых они являются в виде жриц или богинь, и не подлежит сомнению, что в религиозной сфере вплоть до ми­кенской эпохи женщины продолжали занимать цен­тральное положение. Почетное место в тронном зале Кносского двооиа скорее всего предназначалось вер-ховной представительнице Богини. Сам трон был уKD3IHCH изобрз.жени£М Kovra. и полумесяца. а по его бокам на стене были изображены грифоны.'Судя по оЪреске с остова Тира (см рис 7-8) грифоны слу-жили стражами Богини.

В минойском искусстве есть изображения муж­чин, но те никогда не бывают представлены жреца­ми или царями, и лишь в нескольких случаях можно счесть, что это - изображения богов. Как правило, мужские персонажи фресок заняты каким-нибудь делом: это чашеносцы, пажи, музыканты, жнецы, ремесленники и корабельщики. На представляющей морское празднество миниатюрной фреске с остро­ва Тира среди находящихся на корабле людей мож­но различить несколько категорий: простые гребцы, капитан, его помощники и сидящие в кабине важ­ные мужи в длинных плащах (рис. 9-17). На этой миниатюрной фреске также есть изображение сель­ского люда в одежде из меха или кожи и молодых людей, которые, обнаженные или в набедренной повязке, принимают участие в ритуале Похоже что мужские длинные одеяния указывали на преклон­ный возраст и на общественный статус. Уважаемые женщины и взрослые жрицы на о. Тира, как и на Крите, всегда носили длинные юбки с оборками.

Браки на Крите были матрилокальными: этот обычай долго сохранялся уже в историческую эру Матрилокальный брак описывал Страбон (I в. до н.э.); о его существовании также свидетельствуют законы, запечатленные на стенах храма в Гортине. Благодаря им мы знаем, что женщина при замуже­стве сохраняла полную власть над своим имущест­вом и могла требовать развода. Кроме того, важную роль играл брат матери, на котором лежала ответст­венность за воспитание ее детей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.