Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слияние древнеевропейской и курганной культур




ШЫ

As


Об


 

□ 7

^fc


 


«Wffiu!



 

Глиняная обмазка

а

Земляная насыпь

Каменные кольца

£

Могилы

Камни

N B^5355s!*«pr ми. t

Рис. 10-11 Северопонтийский курган (план и разрез) с небольшим внутренним могильным холмом, обложенным камнем, и большой внешней насыпью, также основатель­но обложенной камнем. Круглая платформа в середине обмазана глиной. Ранние захоронения (1—4) были ниже уровня земли. Все остальные захоронения, распо­ложенные над центральным холмиком, имеют более поздний характер. Царева Могила у Херсона, Северо-Западное Причерноморье. Вторая половина IV тыс. до н. э.; диаметр 34 м.


Рис. 10-12 Курган северопонтийсшо| типа, характерный для В точной и Центральной Ев­ропы: Тарнава у г. Враца, Северо-Западная Болгария. Он состоит из нагроможде­ния нескольких могильнш насыпей и более поздних дополнительных захороне­ний разных фаз. (1) Попе речный разрез, (2) план,

(3) центральное захороне­ние под второй могильнс! насыпью с двумя шахтовы­ми могилами, окружении массивной каменной стеной (могила № 5 - кремацион­ное мужское захоронение, могила № 6 — ингумацион-ное женское захоронение),

(4) сосуды выделки культу­ры коцофени. Вторая поло­вина IVтыс. до н.э.; диа­метр 26 м.


ЫваХ. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы



 



 



Гимбутас М. Цивилизац и я Великой Богини


Рис. 10-13



Северное море

 


 


Яывая культура волго-донского бассейна и северопон-тийские курганные группы Курганизированные территории Центральной Европы

Границы ареала курганной культуры в Северном При­черноморье и бассейне Волги

Распространение влияния второй волны курганной куль­туры из Северопонтийского региона Числами отмечены субстраты культурных групп: I. кукутени; 2. воронковидных кубков; 3. михельсберг


Рис. 10-13 Культурные группы ок. 3500-3000 гг. до н.э. Новые культур­ные образования в Центральной Европе, сформировавшиеся под влиянием северопонтийской культуры.


fmaX. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы



 



Рис. 10-14

^'Ъ

Царские гробницы выполнены в общем монумен­тальном стиле: могильный холм окружен ортостата- т и стелами, затем каменным кольцом; под холмом и внутри него расположена облицованная камнем или деревом могильная яма («домик мертвых»), свер­ху закрытая каменными плитами, над которыми вы­строен каменный купол. Захоронения знатных муж­чин снабжены моделями повозок и кинжалами из твердого металла. К числу архитектурных нововве­дений следует отнести большие апсидные дома, ко­торые возводили только на вершинах холмов.

Городища с их гигантскими укреплениями и впе­чатляющими могильными холмами, под которыми были отлично сложенные усыпальницы из каменных плит, предполагают существование иерархического общества, образованного из отдельных племен и управвяемого несколькими родами. Значительное единообразие обнаруженных к северу и северо-запа­ду от Черного моря укреплений, погребальных обря­дов, керамических, каменных и металлических арте­фактов говорит о том, что унификация этого региона происходила за счет не только торговых контактов, но иполитической силы. На данном этапе развития севе-ропонтийская культура пошла по несколько иному пути, нежели родственная ей курганная культура Вол­ги. Проявившиеся к западу от Черного моря черты кур­ганной Kv/ibTVDbi очевидным образом связаны с северо-Шуйскими, а не с волжскими степями; их аналоги искать в Закавказье, в долине Куры и Аракса.

Майкопская царская гробница в бассейне реки Кубань (Северо-Западный Кавказ) известна с конца XIX в. и является богатейшим и наиболее часто упо­минаемым памятником данной культуры. Хотя она датируется началом III тыс. до н. э., ее название дало имя всей северопонтийской культуре, чьи истоки сле­дует отнести приблизительно к 3500 г. до н. э.

На Нижнем Днепре ранний период майкопской культуры лучше всего представлен нижними слоями городища Михайловка, опоясанного несколькими стенами из известняковых валунов: нет сомнения, что оно играло роль стратегического центра48. Материа­лы Михайловки I обнаруживают близкое сходство с находками, сделанными в крымских и северокавказ­ских каменных цистах и усатовских курганах в окрестностях Одессы. Эта фаза приходится на вто­рую половину IV тыс. до н. э., а ее хронология осно­вана на полученных в Михайловке радиоуглеродных данных (Табл. 25). В городище Михайловка I было две мазанки с апсидными торцами, одна 5 на 16,5 м, летая частично углубленная в землю - 5 7 на 12 м Посередине каждой постройки располагался круглый каменный, обмазанный глиной очаг В рабочей час-ти северной апсиды были найдены кремневые нако­нечники стрел острия и скребки а также костяные шилья и керамика.

Среди наскальных рисунков в Каменной Могиле неподалеку от Мелитополя (север Приазовья) есть


/1Г"" lit

/(["•■Ti'i

Рис. 10-14 Вырезанные на камнях изо­бражения воловьей упряж­ки, тянущей за собой повоз­ку или плуг, ок. 3500-3000 гг. до н.э., Северопонтийский регион и Центральная Гер­мания. (1) Цюшен, Цен­тральная Германия. (3, 4) Валкамоника, Северная Италия. (2) Каменная Мо­гила, Северное Приазовье.



Гимбутас М. Цив м изаця я Великой Боги т


I




Рис. 10-15

Рис. 10-15 Жаровни с солярным орнамен­том на внутренней стороне: (1) Леонтьевка; (2) Микильское. Нижний Днепр, Северное При­черноморье. Северопонтийсш культура, фаза михайловка I. Ок, 3500-3000 гг. до н.э.; высота 6 см.


Рис. 10-16



щ^^^т


 


 

)

Рис. 10-16 Символическая сцена, изобра­женная на серебряном сосуде из г. Майкопа, расположенно­го к северо-западу от Кавказ­ских гор. Начало III тыс. до н.э.; масштаб 1:3.


аХ. Конец Древней Европы: вторжение скотоводо в us южнорусскх х степей и преображ ение Европы



 


силуэтные изображения людей, коней, впряженных втелегу волов49 (рис. 10-14.2). Большерогие быки, мнущие за собой плуг, также фигурируют на настен­ных изображениях каменной цисты в Цюшене (Цен­тральная Германия)50 и на скалах Валкамоники (Се­верная Италия)51 (рис. 10-14.1; 10-14.3 и 4). Это-очевидные свидетельства существования плужного земледелия и использования быков как для перево­зок, так и для пахоты. После 3500 г. до н. э. парные упряжи быков, вместе с большим количеством дру­гих элементов курганной культуры, начинают встре­чаться в Центральной Европе в мужских могилах ба-денской культуры и культуры шаровидных амфор (см. следующий раздел).

Для керамики Михайловки I характерны шаро­видные амфоры с закругленными или плоскими ос­нованиями и цилиндрическими горлышками, укра­шенные шнуровидными оттисками; встречаются так­же полукруглые супницы. Среди орнаментов есть гребенчатый, накольчатый, ямочный, с «бусинами» вокруг края, горловины и плечиков; жаровни на че­тырех ножках украшали солярные мотивы (рис. 10-15). Обычные горшки были грубой лепки и не имели крашений, зато для высококачественной керамики ирактерны примесь толченых раковин или извест­няка и песка, коричневый или черноватый цвет и Шрное или гладкое лощение. Такая керамика встре­чается в понтийских курганах которые сосредоточе-ны к югу от реки Кубань на Западном Кавказе где археологи насчитали около 1500 построек-«домиков» юкаменных плит52. Эти в значительной степени еди­нообразные потебения есть и в Крыму53 на Ниж­нем Доне Нижнем Днепре Ингуле и в Ингулецких шинах54' Везде каменные цисты окружены орто-птами. а по внешней стороне - каменным кольцом. На стенах цист бьтяют вырезаны изобпяжения mvtk- т и мужских особей животных или красной охрой нарисованы узоры из зигзагов, крестови солярных

Царские захоронения и сокровищницы поздне-майкопских поселений в бассейне реки Кубань (Се­веро-Западный Кавказ) говорят о баснословном бо­гатстве племенных вождей и об их контактах с Месо­потамией, восходящих к началу III тыс. до н. э. Наибольшей роскошью отличаются гробницы Май­копа и станицы Царской (теперь Новосвободной), которые были раскопаны Н.И.Веселовским в конце ЩХ. Эти примечательные курганы и их сокрови­ща помогают пролить свет на общественное устрой­ство, систему правления, религию и искусство дан-то периода. Майкопский курган, как и аналогич­ные ему курганы Северного Кавказа57 и Южного Касспи58 говорят о военных кампаниях и набегах на ши, лежащие к югу от Кавказских гор и Каспий­ского моря.


Слияние традиций курганной и кукутенской культур: комплекс Усатово к северо-западу от Черного моря

Курганы в этих местах обычно тянутся вдоль рек по высокому гребню возвышенностей. Самые при­мечательные - усатовский комплекс вблизи Одес­сы59 и Тудорово в Молдавии60. В одном кургане усатовской культуры обнаружены циста из одина­ковых ортостатов, входной коридор, а над централь­ным захоронением — куполообразная: насыпь; рядом с ним полукругом стояли стелы с резьбой и релье­фами, имелось внешнее и внутреннее каменное кольцо. Самые богатые гробницы принадлежали предводителю племени и его спутнице (обычай сати) меж тем как остальные взрослые и детские захоронения заметноскромнее Рядом с усатовским поселением и курганами расположен грунтовый могильник того же времени принадлежавший ме-

стным нОСиТЕлЯМ кукутенсKOH куJIbTурbT" он СОСТО-

ит из обычных расположенных рядами и ничем не отмеченных ямных захоронений

У носителей кукутенской и курганной культур раз­личались не только погребальные обычаи, но и по­селения. Жилища кукутенской культуры стояли на просторных речных террасах, а полуземлянки курган­ной — на отрогах, дюнах и обрывистых возвышенно­стях вдоль рек. Так, в Городище на берегу реки Тете­рев (Западная Украина) дома были небольшие - око­ло 5 м в длину, — с круглыми очагами посерединее61 близкие аналоги им можно видеть в бассейне Ниж­него Днепра.

Датировки усатовского комплекса, полученные в результате радиоуглеродного анализа древесного угля и останков животных из Усатово и Маяков, представ­лены в Табл. 26. С определенной корректировкой, они относятся к XXXIV—XXIX вв. до н. э.

Культуры курганного типа Центральной и Воаочной Европы: культурные группы баден-вучедол и эзерская

Второй наплыв курганной культуры шел в южном направлении, от северопонтийских областей - к Нижнему Дунаю и далее. Радиоуглеродные датиров­ки второй фазы холма с городищем в Чернаводэ (До-бруджа) дают приблизительно 3400-3200 гг. дон. э.62 К этому времени вдоль Дуная, в долине реки Мари-цы (Болгария) и к северу от Эгейского моря уже воз­никла сеть акрополей, признак распространения сильной власти. Преобразование теллей в укреплен­ные городища лучше всего можно проследить на при­мере недавно раскопанных поселений Эзеро (Цен­тральная Болгария)63 и Ситагрой в долине Драмы (греческая Македония)64. Их радиоуглеродные дати­ровки приведены в Табл. 27 и 28.



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бог иш


 


Многие карановские телли в долинах Нижнего Дуная, Марицы и Македонии свидетельствуют о том, что жившее здесь туземное население было потрево­жено, поскольку поверх них были выстроены крепост­ные укрепления (это относится к поселениям Эзеро, Ситагрой IV, Караново VII, Нова-Загора, Веселино-во и Биково). В других местах правящий класс изби­рал для своих резиденций крутые берега рек и труд­нодоступные возвышенности.

Культурный сдвиг такого рода заметен не только в бассейне Дуная, но и в западных областях, вплоть до альпийских долин Италии и Швейцарии и бассей­на реки По (культурная группа ремеделло), где на крутых возвышенностях также встречаются городи­ща (к примеру, Колумаре к северу от Вероны)65. Это изменение общественной структуры сопровождалось изменением религии. В альпийских долинах начало эры новых религиозных идей ознаменовано стелами с вырезанными на них символами, чуждыми тузем­ным культурам кортайо и лагоцца. К ним мы еще вер­немся в конце главы.

Насколько можно судить, на протяжении IV тыс. до н. э. новый режим успешно покончил с остатками прежней организации общества или в корне их из­менил. Вся власть и культурное бытие были сконцен­трированы в городищах, в то время как окрестные земли давали пропитание скотоводам или — в зави­симости от природных условий и количества остат­ков туземного населения — земледельцам. Поселения отличались малыми размерами, дома были полузем­лянками. Эта система хозяйства очевидным образом представляла результат смешения традиций древне-европейской и курганной культур. В ряде мест, к при­меру, в Центральной Болгарии, по-прежнему продол­жали выращивать эммер, ячмень, вику и горох, воз­можно это следует отнести за счет деятельности остатков местного населения. На других территори­ях возобладали сезонные стоянки скотоводов.

Новая металлургия, изначально связанная с око-лопонтийским регионом, теперь стала общим достоя­нием всей Восточной и Центральной Европы, при­чем на первом месте стояло производство кинжалов, проушных топоров, плоских топоров из мышьякови­стой бронзы; в городищах были обнаружены мастер­ские для работ по металлу (включавшие двустворча­тые литейные формы)66. Однако в керамических из­делиях по-прежнему ощущались древнеевропейские традиции: судя по всему, антропоморфные, зооморф­ные и орнитоморфные сосуды прекрасной работы были изготовлены уцелевшими древнеевропейскими мастерами. Эти великолепные артефакты обычно находят в городищах и в богатых гробницах под боль­шими курганами (ср. сосуды изТарнавы, рис. 10-11)


хотя в обычных поселениях и могилах их уже не бы­вает. Эта ситуация, по всей видимости, похожа на положение вещей в микенской Греции, когда уцелев­шие минойские мастера продолжали изготавливать из глины, золота и камня истинные шедевры для сво­их новых властителей. Древнеевропейская символи­ка практически исчезла с самых ходовых артефактов, а ее место занял вездесущий солярный орнамент.

К концу IV тыс. до н. э. остались лишь изолиро­ванные островки древнеевропейских традиций. Та­ков комплекс коцофени дунайской долины Ожении, Западной Мунтении, Южного Баната и Трансиль-вании67 (Табл. 29). Носители этой культуры были оседлыми земледельцами, которые жили в крепкш домах, использовали медные орудия и по-прежнему производили красную керамику с узорным лощени­ем и белой росписью. Большое количество сосудовв форме птиц говорит о том, что здесь продолжали по­клоняться Богине-птице.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.