КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Слияние древнеевропейской и курганной культур
ШЫ As Об
^fc ^У
«Wffiu!
2м Рис. 10-11 Северопонтийский курган (план и разрез) с небольшим внутренним могильным холмом, обложенным камнем, и большой внешней насыпью, также основательно обложенной камнем. Круглая платформа в середине обмазана глиной. Ранние захоронения (1—4) были ниже уровня земли. Все остальные захоронения, расположенные над центральным холмиком, имеют более поздний характер. Царева Могила у Херсона, Северо-Западное Причерноморье. Вторая половина IV тыс. до н. э.; диаметр 34 м. Рис. 10-12 Курган северопонтийсшо| типа, характерный для В точной и Центральной Европы: Тарнава у г. Враца, Северо-Западная Болгария. Он состоит из нагромождения нескольких могильнш насыпей и более поздних дополнительных захоронений разных фаз. (1) Попе речный разрез, (2) план, (3) центральное захоронение под второй могильнс! насыпью с двумя шахтовыми могилами, окружении массивной каменной стеной (могила № 5 - кремационное мужское захоронение, могила № 6 — ингумацион-ное женское захоронение), (4) сосуды выделки культуры коцофени. Вторая половина IVтыс. до н.э.; диаметр 26 м. ЫваХ. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы
Гимбутас М. Цивилизац и я Великой Богини Рис. 10-13
Яывая культура волго-донского бассейна и северопон-тийские курганные группы Курганизированные территории Центральной Европы Границы ареала курганной культуры в Северном Причерноморье и бассейне Волги
Распространение влияния второй волны курганной культуры из Северопонтийского региона Числами отмечены субстраты культурных групп: I. кукутени; 2. воронковидных кубков; 3. михельсберг Рис. 10-13 Культурные группы ок. 3500-3000 гг. до н.э. Новые культурные образования в Центральной Европе, сформировавшиеся под влиянием северопонтийской культуры. fmaX. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы
Царские гробницы выполнены в общем монументальном стиле: могильный холм окружен ортостата- т и стелами, затем каменным кольцом; под холмом и внутри него расположена облицованная камнем или деревом могильная яма («домик мертвых»), сверху закрытая каменными плитами, над которыми выстроен каменный купол. Захоронения знатных мужчин снабжены моделями повозок и кинжалами из твердого металла. К числу архитектурных нововведений следует отнести большие апсидные дома, которые возводили только на вершинах холмов. Городища с их гигантскими укреплениями и впечатляющими могильными холмами, под которыми были отлично сложенные усыпальницы из каменных плит, предполагают существование иерархического общества, образованного из отдельных племен и управвяемого несколькими родами. Значительное единообразие обнаруженных к северу и северо-западу от Черного моря укреплений, погребальных обрядов, керамических, каменных и металлических артефактов говорит о том, что унификация этого региона происходила за счет не только торговых контактов, но иполитической силы. На данном этапе развития севе-ропонтийская культура пошла по несколько иному пути, нежели родственная ей курганная культура Волги. Проявившиеся к западу от Черного моря черты курганной Kv/ibTVDbi очевидным образом связаны с северо-Шуйскими, а не с волжскими степями; их аналоги искать в Закавказье, в долине Куры и Аракса.
Майкопская царская гробница в бассейне реки Кубань (Северо-Западный Кавказ) известна с конца XIX в. и является богатейшим и наиболее часто упоминаемым памятником данной культуры. Хотя она датируется началом III тыс. до н. э., ее название дало имя всей северопонтийской культуре, чьи истоки следует отнести приблизительно к 3500 г. до н. э. На Нижнем Днепре ранний период майкопской культуры лучше всего представлен нижними слоями городища Михайловка, опоясанного несколькими стенами из известняковых валунов: нет сомнения, что оно играло роль стратегического центра48. Материалы Михайловки I обнаруживают близкое сходство с находками, сделанными в крымских и северокавказских каменных цистах и усатовских курганах в окрестностях Одессы. Эта фаза приходится на вторую половину IV тыс. до н. э., а ее хронология основана на полученных в Михайловке радиоуглеродных данных (Табл. 25). В городище Михайловка I было две мазанки с апсидными торцами, одна 5 на 16,5 м, летая частично углубленная в землю - 5 7 на 12 м Посередине каждой постройки располагался круглый каменный, обмазанный глиной очаг В рабочей час-ти северной апсиды были найдены кремневые наконечники стрел острия и скребки а также костяные шилья и керамика. Среди наскальных рисунков в Каменной Могиле неподалеку от Мелитополя (север Приазовья) есть /1Г"" lit /(["•■Ti'i Рис. 10-14 Вырезанные на камнях изображения воловьей упряжки, тянущей за собой повозку или плуг, ок. 3500-3000 гг. до н.э., Северопонтийский регион и Центральная Германия. (1) Цюшен, Центральная Германия. (3, 4) Валкамоника, Северная Италия. (2) Каменная Могила, Северное Приазовье. Гимбутас М. Цив м изаця я Великой Боги т I
Рис. 10-15 Жаровни с солярным орнаментом на внутренней стороне: (1) Леонтьевка; (2) Микильское. Нижний Днепр, Северное Причерноморье. Северопонтийсш культура, фаза михайловка I. Ок, 3500-3000 гг. до н.э.; высота 6 см. Рис. 10-16 щ^^^т
Рис. 10-16 Символическая сцена, изображенная на серебряном сосуде из г. Майкопа, расположенного к северо-западу от Кавказских гор. Начало III тыс. до н.э.; масштаб 1:3.
аХ. Конец Древней Европы: вторжение скотоводо в us южнорусскх х степей и преображ ение Европы
силуэтные изображения людей, коней, впряженных втелегу волов49 (рис. 10-14.2). Большерогие быки, мнущие за собой плуг, также фигурируют на настенных изображениях каменной цисты в Цюшене (Центральная Германия)50 и на скалах Валкамоники (Северная Италия)51 (рис. 10-14.1; 10-14.3 и 4). Это-очевидные свидетельства существования плужного земледелия и использования быков как для перевозок, так и для пахоты. После 3500 г. до н. э. парные упряжи быков, вместе с большим количеством других элементов курганной культуры, начинают встречаться в Центральной Европе в мужских могилах ба-денской культуры и культуры шаровидных амфор (см. следующий раздел). Для керамики Михайловки I характерны шаровидные амфоры с закругленными или плоскими основаниями и цилиндрическими горлышками, украшенные шнуровидными оттисками; встречаются также полукруглые супницы. Среди орнаментов есть гребенчатый, накольчатый, ямочный, с «бусинами» вокруг края, горловины и плечиков; жаровни на четырех ножках украшали солярные мотивы (рис. 10-15). Обычные горшки были грубой лепки и не имели крашений, зато для высококачественной керамики ирактерны примесь толченых раковин или известняка и песка, коричневый или черноватый цвет и Шрное или гладкое лощение. Такая керамика встречается в понтийских курганах которые сосредоточе-ны к югу от реки Кубань на Западном Кавказе где археологи насчитали около 1500 построек-«домиков» юкаменных плит52. Эти в значительной степени единообразные потебения есть и в Крыму53 на Нижнем Доне Нижнем Днепре Ингуле и в Ингулецких шинах54' Везде каменные цисты окружены орто-птами. а по внешней стороне - каменным кольцом. На стенах цист бьтяют вырезаны изобпяжения mvtk- т и мужских особей животных или красной охрой нарисованы узоры из зигзагов, крестови солярных Царские захоронения и сокровищницы поздне-майкопских поселений в бассейне реки Кубань (Северо-Западный Кавказ) говорят о баснословном богатстве племенных вождей и об их контактах с Месопотамией, восходящих к началу III тыс. до н. э. Наибольшей роскошью отличаются гробницы Майкопа и станицы Царской (теперь Новосвободной), которые были раскопаны Н.И.Веселовским в конце ЩХ.!б Эти примечательные курганы и их сокровища помогают пролить свет на общественное устройство, систему правления, религию и искусство дан-то периода. Майкопский курган, как и аналогичные ему курганы Северного Кавказа57 и Южного Касспи58 говорят о военных кампаниях и набегах на ши, лежащие к югу от Кавказских гор и Каспийского моря.
Слияние традиций курганной и кукутенской культур: комплекс Усатово к северо-западу от Черного моря Курганы в этих местах обычно тянутся вдоль рек по высокому гребню возвышенностей. Самые примечательные - усатовский комплекс вблизи Одессы59 и Тудорово в Молдавии60. В одном кургане усатовской культуры обнаружены циста из одинаковых ортостатов, входной коридор, а над центральным захоронением — куполообразная: насыпь; рядом с ним полукругом стояли стелы с резьбой и рельефами, имелось внешнее и внутреннее каменное кольцо. Самые богатые гробницы принадлежали предводителю племени и его спутнице (обычай сати) меж тем как остальные взрослые и детские захоронения заметноскромнее Рядом с усатовским поселением и курганами расположен грунтовый могильник того же времени принадлежавший ме- стным нОСиТЕлЯМ кукутенсKOH куJIbTурbT" он СОСТО- ит из обычных расположенных рядами и ничем не отмеченных ямных захоронений У носителей кукутенской и курганной культур различались не только погребальные обычаи, но и поселения. Жилища кукутенской культуры стояли на просторных речных террасах, а полуземлянки курганной — на отрогах, дюнах и обрывистых возвышенностях вдоль рек. Так, в Городище на берегу реки Тетерев (Западная Украина) дома были небольшие - около 5 м в длину, — с круглыми очагами посерединее61 близкие аналоги им можно видеть в бассейне Нижнего Днепра. Датировки усатовского комплекса, полученные в результате радиоуглеродного анализа древесного угля и останков животных из Усатово и Маяков, представлены в Табл. 26. С определенной корректировкой, они относятся к XXXIV—XXIX вв. до н. э. Культуры курганного типа Центральной и Воаочной Европы: культурные группы баден-вучедол и эзерская Второй наплыв курганной культуры шел в южном направлении, от северопонтийских областей - к Нижнему Дунаю и далее. Радиоуглеродные датировки второй фазы холма с городищем в Чернаводэ (До-бруджа) дают приблизительно 3400-3200 гг. дон. э.62 К этому времени вдоль Дуная, в долине реки Мари-цы (Болгария) и к северу от Эгейского моря уже возникла сеть акрополей, признак распространения сильной власти. Преобразование теллей в укрепленные городища лучше всего можно проследить на примере недавно раскопанных поселений Эзеро (Центральная Болгария)63 и Ситагрой в долине Драмы (греческая Македония)64. Их радиоуглеродные датировки приведены в Табл. 27 и 28. Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бог иш
Многие карановские телли в долинах Нижнего Дуная, Марицы и Македонии свидетельствуют о том, что жившее здесь туземное население было потревожено, поскольку поверх них были выстроены крепостные укрепления (это относится к поселениям Эзеро, Ситагрой IV, Караново VII, Нова-Загора, Веселино-во и Биково). В других местах правящий класс избирал для своих резиденций крутые берега рек и труднодоступные возвышенности. Культурный сдвиг такого рода заметен не только в бассейне Дуная, но и в западных областях, вплоть до альпийских долин Италии и Швейцарии и бассейна реки По (культурная группа ремеделло), где на крутых возвышенностях также встречаются городища (к примеру, Колумаре к северу от Вероны)65. Это изменение общественной структуры сопровождалось изменением религии. В альпийских долинах начало эры новых религиозных идей ознаменовано стелами с вырезанными на них символами, чуждыми туземным культурам кортайо и лагоцца. К ним мы еще вернемся в конце главы. Насколько можно судить, на протяжении IV тыс. до н. э. новый режим успешно покончил с остатками прежней организации общества или в корне их изменил. Вся власть и культурное бытие были сконцентрированы в городищах, в то время как окрестные земли давали пропитание скотоводам или — в зависимости от природных условий и количества остатков туземного населения — земледельцам. Поселения отличались малыми размерами, дома были полуземлянками. Эта система хозяйства очевидным образом представляла результат смешения традиций древне-европейской и курганной культур. В ряде мест, к примеру, в Центральной Болгарии, по-прежнему продолжали выращивать эммер, ячмень, вику и горох, возможно это следует отнести за счет деятельности остатков местного населения. На других территориях возобладали сезонные стоянки скотоводов. Новая металлургия, изначально связанная с око-лопонтийским регионом, теперь стала общим достоянием всей Восточной и Центральной Европы, причем на первом месте стояло производство кинжалов, проушных топоров, плоских топоров из мышьяковистой бронзы; в городищах были обнаружены мастерские для работ по металлу (включавшие двустворчатые литейные формы)66. Однако в керамических изделиях по-прежнему ощущались древнеевропейские традиции: судя по всему, антропоморфные, зооморфные и орнитоморфные сосуды прекрасной работы были изготовлены уцелевшими древнеевропейскими мастерами. Эти великолепные артефакты обычно находят в городищах и в богатых гробницах под большими курганами (ср. сосуды изТарнавы, рис. 10-11) хотя в обычных поселениях и могилах их уже не бывает. Эта ситуация, по всей видимости, похожа на положение вещей в микенской Греции, когда уцелевшие минойские мастера продолжали изготавливать из глины, золота и камня истинные шедевры для своих новых властителей. Древнеевропейская символика практически исчезла с самых ходовых артефактов, а ее место занял вездесущий солярный орнамент. К концу IV тыс. до н. э. остались лишь изолированные островки древнеевропейских традиций. Таков комплекс коцофени дунайской долины Ожении, Западной Мунтении, Южного Баната и Трансиль-вании67 (Табл. 29). Носители этой культуры были оседлыми земледельцами, которые жили в крепкш домах, использовали медные орудия и по-прежнему производили красную керамику с узорным лощением и белой росписью. Большое количество сосудовв форме птиц говорит о том, что здесь продолжали поклоняться Богине-птице.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |