Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физические характеристики населения




Только в Румынии было исследовано 80 скелетов из захоронений ямной культуры, что позволяет сде­лать некоторые заключения по поводу их антропо­логического типа. Носители ямной культуры в Румы­нии отличались высоким ростом и крепким сложе­нием, в основном имели долихоцефальные черепа


*



Гимбутас М. Цивили з аця и Великой Богини


Рис. 10-32

f


1 - Курганная культура ок. 3000-2900 гг. до н. э. и ее распространение по Восточной и Центральной Европе

- Культура шаровидных амфор и ранней шнуровой керамики до прихода третьей волны курганной культуры. Вучедольская культура и ее передвижение к западу и к югу в начале III тыс. до н.э. Стрелки указывают направление распространения

 


 


 


 


 


Рис. 10-32 Третья волна курганной культуры ок. 3000 г. до н. э. (или чуть позже) и ее последствия. Поздняя куль­тура шаровидных амфор и ранняя культура шну­ровой керамики передвигаются на запад, север и северо-восток. Вучедольская культура смешается в Западную Боснию и к побережью Адриатики и в конечном итоге достигает Пелопоннеса.


 


Г лав а X. Конец Древней Европы: вторжени е скотово дов из южнорус ских степей и преображ ение Европы



 



Рис. 10-33


Рис. 10-33 Третью волну курганной культуры можно просле­дить по огромному коли­честву невысоких курга­нов, под которыми нахо­дятся могильные ямы (отсюда название культу­ры - «ямная») и дере­вянные постройки. План и поперечный разрез кургана «ямного» типа из Северной Югославии (Войновица, г. Панчево к востоку от Белграда). Де­ревянный «домик мерт­вых» в могильной яме имел 6 деревянных стол­бов, которые поддержи­вали поперечные балки, пол был покрыт деревян­ным настилом. В «доми­ке мертвых» находились останки мужчины, кото­рый лежал на правом боку в скорченной позе, головой на запад. У его головы найдено два се­ребряных кольца для во­лос. Ок. 3000-2900 гг. до н.э.; диаметр кургана 8 м.


 

 


Рис. 10-34


 


 



 
!

С


 


 

о


 

Рис. 10-34 Захоронение (вид сверху и сбоку) из кургана ям-ной культуры в Юго-За­падной Югославии. Ске­лет с поджатыми ногами лежал на спине. У его го­ловы найдены две золо­тые серьги и красная охра. Пленицауг. Край-ова, Южная Румыния. Ок. 3000-2900 гг. до н.э.



Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Боги т


 


средней высоты с закругленной Рис. 10-35 затылочной частью, разнообраз­ный лицевой скелет, с выступаю­щей носовой областью и массив­ной нижней челюстью98. Этот тип соответствует тому, что характерен для захоронений ямной культуры на Украине и в Южной России91'.

Последствия для Балкан и Греции: смещение вучедольской культуры на северо-запад и юг

Перемещение вучедольской культуры от центральных террито­рий ареала к пограничным рай­онам вызвало серьезные измене­ния на всем Балканском полуост­рове, как и в Центральной Европе. Из Венгрии и из придунайских областей Югославии вучедольские поселения практически исчезают. По всей видимости, миграция на северо-запад и на юг началась ок. 3000-2800 гг. до н. э., будучи оче­видным образом спровоцирована наступлением с востока ямной культуры.

В Центральной и Северо-За­падной Богемии новопоселенцы основали целый ряд городищ, одно из которых дало имя всему ком­плексу — рживнак: это поселение в 9 км к северо-западу от Праги, раскопанное в 1882-1884 гг.100 Ос­новным источником информации об этой культуре является городи­ще Гомолка к северо-востоку от Кладно (Центральная Богемия)101.

В Далмацию, Западную Бос­нию и Албанию переселенцы попали из Восточно-альпийского региона. В Западной Боснии по бере­гам реки Сана носители вучедольской культуры за­няли прежде необитаемые территории. Их поселения в этих новых местах — городища, выстроенные в ес­тественно защищенных местах, и по большей части труднодоступные пещеры102. Курганные могильники с каменными цистами были найдены в Румене на реке Цетина неподалеку от города Синь и побережья Адриатики103. У Мала-Груды, Тиват, под курганом обнаружена царская гробница, в которой были сереб­ряный топор, золотой кинжал раннеэлладского II типа (2900-2500 гг. до н. э.) золотые кольцэ мед­ная пластинз. и сосуды вучедольской культуры'" (рис. 10-36) Высота этого ктогана была почти 4 м а ши­рина - 30 м. Основанием ему служила платформа из


 

 

Рис. 10-35 Оружие ямной культуры: брон­зовые и кремневые кинжалы. Городище Михайловка, III уро­вень, район Нижнего Днепра. Бронзовый кинжал (слева) име­ет 19 см в длину.

 

Рис. 10-36 На полпути от Северной Адриа­тики к Восточным Альпам и Пелопоннесу были найдены опоясанные каменными коль­цами курганы с захоронениями в каменных цистах: они принад-лежали к северопонтийской курганной (майкопской)тради­ции. Царские захоронения были снабжены изысканными сосу­дами и другими статусными ар­тефактами. На этом рисунке -погребальный инвентарь из царского кургана в Мала-Груде, Тиват, побережье Адриатики: золотые кольца и кинжал, се­ребряный топор, кубок и блюдо с инкрустированным узором ву-чедольского типа. Начало III тыс. до н.э.

речной гальки, а центральное захоронение - «домик мертвых» из каменных плит - было углублено в зем­лю. Скелет мужчины уложен в скорченной позе, у его пояса положены серебряный топор и золотой кин­жал, у головы - пять золотых колец и медная пла­стина. У его ног стояли кубок и блюдо конической формы. Архитектура и погребальные обряды в Мала-Груде - те же, что в майкопской культуре Северопон-тийского региона. Заметим, что Мала-Груда располо­жена на полпути между Северо-Западной Югослави­ей и Западной Грецией, где курганы этой культурной традиции появились в начале III тыс. до н. э.

Миграция носителей вучедольской культуры на юг, в гористые местности и на неприветливое каме­нистое побережье Далмации не может быть объясне­на обычной территориальной экспансией, вызванной


 


Глава X . Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Евро пы _______________ 429



Рис. 10-36

и & О


ростом численности населения. Ее причиной было вторжение носителей ямной культуры на территорию Юго­славии и Венгрии. Об этом красноре­чиво свидетельствует заселение ряда пещер как на континенте (Груштова-ца, Дабар-Печина, Зелена-Печина в Далмации и Герцеговине), так и на ад-риатических островах (Грапчева-Спи-ля на о. Хвар, Ямина-Среди на о. Крес, Вела-Спиля на о. Корчула). Много-численные материалы с о. Лефкас и Северо-Западного Пелопоннеса ука­зывают на то что носители курганной культуры прибывшие в Грецию (воз-можно через Албанию и Алоиатику) в начале III тыс до н э были потом­ками индоевропеизированных обита­телей Восточной и Центральной Евро-пы т е представителямибаденско-ву-чедольской культуры.

Прекрасный образец перемены в обычаях Греции - могильник Стено на о. Лефкас, куда входят 33 курга­на105. Они представляют несколько фаз культурного развития, начиная с раннеэлладских II и III периодов (ок. 2900-2250 гг. до н. э.); погребенные в них вожди и воины, скорей всего, принадлежали к правящей династии острова. Самый древний и большой по размерам курган обнесен камен­ной стеной и стоит в стороне от дру­гих (рис. 10-37.2); его погребальная камера необычайно просторна и хо­рошо сделана, а стены сложены из больших круглых камней. В ней най­дены скелеты мужчины и женщины а посреди пепла — остатки овцы и яг­ненка — по всей видимости следы погребального пиршества.,

В других древних курганах были ин-гумационные шахтовые захоронения, покрытые каменными плитами, поверх которых возведены каменные и земля­ные насыпи. В ряде случаев под курга­нами были каменные цисты. Этот тип погребальной архитектуры и обычаев восходит ктрадициям майкопской куль­туры, распространившейся по Восточ­ной и Центральной Европе вместе со второй волной курганной культуры. Их аналоги — великолепные курганы к се­веро-западу от Черного моря (см. рис. 10-10), тарнавские курганы Северо-За­падной Болгарии (см. рис. 10-11) и кур­ган Белотич в Сербии. Кроме того, близ-



Гим Гп та с М. Шк и маиции Ве ш кой Боги т






Рис. 10-37

(1) Кинжал, алебарда, копье и тонкие кинжальные лезвия i з курганов в Стено, масштаб 1:2.

(2) Характерный курганный могильник в Греции, по кото­рому можно наблюдать измене­ния, происходившие в Стено на о. Лефкас, к западу от Пело­поннеса. Раннеэлладская И III культура, начало III тыс. до н.э. Курганы (круглые мо­гильные насыпи) имели камен­ные каирны и кольца, каквСе-веропонтийском регионе. Захо­ронения в каменных цистах были углублены в землю. Сле­ва, отдельно от остальных, рас­положена царская гробница. Кроме того, обозначены конту­ры 33 круглых курганов (белы­ми кружками обозначены раз­рушенные курганы).



 

 


Глава X . Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Е в ропы



 


кие аналоги им можно найти в Албании106 и Далма­ции107. На принадлежность ранней группы (или R-rpyn-пы) кургана Стено к раннеэлладскому II периоду ука­зывают характерные сосуды с птичьими очертаниями («соусники»). По резным изображениям на стелах в Вал-камонике нам известно о существовании медных тре­угольных лезвий для кинжалов - с прожилкой посере­дине или без нее и с двумя отверстиями для заклепок, — а также алебард (см. рис. 10-41, 10-42, 10-43). Кроме того, были обнаружены наконечники копий с проре-зями и тонкие кинжалы. Однако наиболее престижным оружием знатных людей оставался кинжал который не-пременно сопровождал их в могилу (обычно его вкла­дывали покойнику в правую dvkv! и потому может быть найден во всех богатых курганах (рис. 10-37. 2).

Окруженные каменными кольцами курганы на круглых каменных платформах зафиксированы с конца раннеэлладского периода в Олимпии и продол­жали существовать в более поздний среднеэлладский период; то же самое можно сказать и об апсидных до­мах. Многие курганы Западного Пелопоннеса отно-


сятся к раннеэлладскому III или среднеэлладскому периоду, т. е. ко второй половине III — началу II тыс. до н. э.108 По всей видимости, к середине — концу III тыс. до н. э. традиции курганной культуры можно считать уже прочно устоявшимися. Разрушенные поселения раннеэлладского II периода в Арголиде говорят о том, что здесь имел место насильственный захват. Следы разрушений также заметны в Лерне, Тиринфе, Асине, Зигуриесе и Агиос-Космасе. Так, сожженный дом Тила в Лерне не был отстроен, вме-сто него появились апсидные дома и изменился план поселения.

Судя по всему, завоевание Греции было аналогич­но завоеванию Восточной и Центральной Европы и повлекло за собой кардинальное изменение базовой общественной структуры и системы управления, ко­гда укрепленные городища стали местом обитания правящего класса. Изучение антропологических типов населения показывает, что группы воинов курганной культуры были не слишком многочисленными и что туземные жители не были подвергнуты истребле-


Рис. 10-38



^ШйМя^штш

 



Рис. 10-38 Курганы культуры колоколо-видньис кубков в Централь­ной и Западной Европе явля­ются продолжением погре­бальной традиции курганной культуры. (1) Поперечный разрез кургана с окруженной изгородью могильной ямой. Смолин у г. Бржецлав, Мора­вия. (2) Курган культуры ко-локоловидных кубков; лежа­щий в центре в скорченной позе скелет окружен дере­вянными столбами. Ланге-дийк, Фрисландия, Нидер­ланды. Диаметр курганов (1) 11м;(2)9м.



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини


 


нию"10. Завоеватели приходили малыми отрядами и силой утверждались в качестве правящего сословия.

Последствия для Западной Европы: носители культуры колоколовидных кубков — амальгамы ямной и вучедольской культур в бассейне Среднего Дуная - и их исход на запад

Западноевропейская культура колоколовидных кубков, в 2500-2100 гг. дон. э. распространившаяся по территории между Центральной Европой, Британски­ми островами и Иберийским полуостровом, не могла возникнуть на пустом месте. Эти подвижные племена конных воинов, которые погребали своих покойни­ков в курганах того же типа, что представители ямной культуры, не могли быть потомками какой-либо из западноевропейских культур. Необходимо понять, ка­кова была породившая их природная и идеологическая среда и где следует искать источник их погребальных обычаев и атрибутов. По моему мнению, в культуре колоколовидных кубков сочетались элементы курган­ной (позднеямной) и вучедольской традиций.

Особую соотнесенность этих комплексов — ямно-го, поздневучедольского и культуры колоколовидных кубков — можно проследить на примере погребальных обычаев, которые включали в себя ямные захороне­ния под круглыми курганами, сосуществовавшие практики кремации и ингумации, а также построение «домиков мертвых» (рис. 10-38). В оружейный набор входили треугольные кинжалы — черешковые или с заклепками — из мышьяковистой меди или кремня, треугольные кремневые наконечники стрел —череш­ковые или с выемкой в основании, — а также «выпря­мители стрел». Среди украшений встречались оже­релья из собачьих зубов, медных трубочек или птичь­их костей а также подвески в форме полумесяца напоминающие нагрудные пластины111. Солярная символика представлена солнечными и звездными мотивами в виде выемчатого орнамента с белой ин­крустацией, которые фигурируют на внутренней сто­роне жаровен или могут быть вырезаны на пуговице-образных бусинах из кости или янтаря Среди спосо­бов декорирования керамики необходимо назвать штамповку или прочерчивание в зональных метопах инкрустацию белой пастой тонких геометрических мотивов зипагон черточек сеток ромбов точек или окружностей (баденско-костолацко-вучедольская традиция} Некоторые разновидности керамики та­кие как присутствующие в гробницах жаровни и куб­ки пришли из курганной традиции Куда бы ни про­никали носители культуры колоколовидных кубков они сохраняли свое керамическое^Гкусство имев шее непосредстмнное^ошение Гих верованиям ^шГоитуальная i3^vm^^«c^K^^^oi^' сивыхолно^

родньЕмест сохраняли на про™


Связи между культурой колоколовидных кубков, ям­ной и вучедольской прослеживаются в их вооруже­нии, нарядах, погребальных обрядах, формах веры в загробное существование и в используемой ими сим­волике и говорят об очень многом. Можно предпо­ложить, что культурный комплекс колоколовидных кубков сформировался при слиянии ямных и вуче-дольскихтрадиций, произошедшем после вторжения носителей ямной культуры в ареал вучедольской культуры, т. е. где-то через 300-400 лет после 3000— 2900 гг. до н. э.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.