КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физические характеристики населения
Только в Румынии было исследовано 80 скелетов из захоронений ямной культуры, что позволяет сделать некоторые заключения по поводу их антропологического типа. Носители ямной культуры в Румынии отличались высоким ростом и крепким сложением, в основном имели долихоцефальные черепа * Гимбутас М. Цивили з аця и Великой Богини Рис. 10-32 f 1 - Курганная культура ок. 3000-2900 гг. до н. э. и ее распространение по Восточной и Центральной Европе - Культура шаровидных амфор и ранней шнуровой керамики до прихода третьей волны курганной культуры. Вучедольская культура и ее передвижение к западу и к югу в начале III тыс. до н.э. Стрелки указывают направление распространения
Рис. 10-32 Третья волна курганной культуры ок. 3000 г. до н. э. (или чуть позже) и ее последствия. Поздняя культура шаровидных амфор и ранняя культура шнуровой керамики передвигаются на запад, север и северо-восток. Вучедольская культура смешается в Западную Боснию и к побережью Адриатики и в конечном итоге достигает Пелопоннеса.
Г лав а X. Конец Древней Европы: вторжени е скотово дов из южнорус ских степей и преображ ение Европы
Рис. 10-33 Рис. 10-33 Третью волну курганной культуры можно проследить по огромному количеству невысоких курганов, под которыми находятся могильные ямы (отсюда название культуры - «ямная») и деревянные постройки. План и поперечный разрез кургана «ямного» типа из Северной Югославии (Войновица, г. Панчево к востоку от Белграда). Деревянный «домик мертвых» в могильной яме имел 6 деревянных столбов, которые поддерживали поперечные балки, пол был покрыт деревянным настилом. В «домике мертвых» находились останки мужчины, который лежал на правом боку в скорченной позе, головой на запад. У его головы найдено два серебряных кольца для волос. Ок. 3000-2900 гг. до н.э.; диаметр кургана 8 м.
Рис. 10-34
С
о
Рис. 10-34 Захоронение (вид сверху и сбоку) из кургана ям-ной культуры в Юго-Западной Югославии. Скелет с поджатыми ногами лежал на спине. У его головы найдены две золотые серьги и красная охра. Пленицауг. Край-ова, Южная Румыния. Ок. 3000-2900 гг. до н.э. Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Боги т
средней высоты с закругленной Рис. 10-35 затылочной частью, разнообразный лицевой скелет, с выступающей носовой областью и массивной нижней челюстью98. Этот тип соответствует тому, что характерен для захоронений ямной культуры на Украине и в Южной России91'. Последствия для Балкан и Греции: смещение вучедольской культуры на северо-запад и юг Перемещение вучедольской культуры от центральных территорий ареала к пограничным районам вызвало серьезные изменения на всем Балканском полуострове, как и в Центральной Европе. Из Венгрии и из придунайских областей Югославии вучедольские поселения практически исчезают. По всей видимости, миграция на северо-запад и на юг началась ок. 3000-2800 гг. до н. э., будучи очевидным образом спровоцирована наступлением с востока ямной культуры. В Центральной и Северо-Западной Богемии новопоселенцы основали целый ряд городищ, одно из которых дало имя всему комплексу — рживнак: это поселение в 9 км к северо-западу от Праги, раскопанное в 1882-1884 гг.100 Основным источником информации об этой культуре является городище Гомолка к северо-востоку от Кладно (Центральная Богемия)101. В Далмацию, Западную Боснию и Албанию переселенцы попали из Восточно-альпийского региона. В Западной Боснии по берегам реки Сана носители вучедольской культуры заняли прежде необитаемые территории. Их поселения в этих новых местах — городища, выстроенные в естественно защищенных местах, и по большей части труднодоступные пещеры102. Курганные могильники с каменными цистами были найдены в Румене на реке Цетина неподалеку от города Синь и побережья Адриатики103. У Мала-Груды, Тиват, под курганом обнаружена царская гробница, в которой были серебряный топор, золотой кинжал раннеэлладского II типа (2900-2500 гг. до н. э.) золотые кольцэ медная пластинз. и сосуды вучедольской культуры'" (рис. 10-36) Высота этого ктогана была почти 4 м а ширина - 30 м. Основанием ему служила платформа из
Рис. 10-35 Оружие ямной культуры: бронзовые и кремневые кинжалы. Городище Михайловка, III уровень, район Нижнего Днепра. Бронзовый кинжал (слева) имеет 19 см в длину.
Рис. 10-36 На полпути от Северной Адриатики к Восточным Альпам и Пелопоннесу были найдены опоясанные каменными кольцами курганы с захоронениями в каменных цистах: они принад-лежали к северопонтийской курганной (майкопской)традиции. Царские захоронения были снабжены изысканными сосудами и другими статусными артефактами. На этом рисунке -погребальный инвентарь из царского кургана в Мала-Груде, Тиват, побережье Адриатики: золотые кольца и кинжал, серебряный топор, кубок и блюдо с инкрустированным узором ву-чедольского типа. Начало III тыс. до н.э. речной гальки, а центральное захоронение - «домик мертвых» из каменных плит - было углублено в землю. Скелет мужчины уложен в скорченной позе, у его пояса положены серебряный топор и золотой кинжал, у головы - пять золотых колец и медная пластина. У его ног стояли кубок и блюдо конической формы. Архитектура и погребальные обряды в Мала-Груде - те же, что в майкопской культуре Северопон-тийского региона. Заметим, что Мала-Груда расположена на полпути между Северо-Западной Югославией и Западной Грецией, где курганы этой культурной традиции появились в начале III тыс. до н. э. Миграция носителей вучедольской культуры на юг, в гористые местности и на неприветливое каменистое побережье Далмации не может быть объяснена обычной территориальной экспансией, вызванной
Глава X . Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Евро пы _______________ 429 Рис. 10-36 и & О ростом численности населения. Ее причиной было вторжение носителей ямной культуры на территорию Югославии и Венгрии. Об этом красноречиво свидетельствует заселение ряда пещер как на континенте (Груштова-ца, Дабар-Печина, Зелена-Печина в Далмации и Герцеговине), так и на ад-риатических островах (Грапчева-Спи-ля на о. Хвар, Ямина-Среди на о. Крес, Вела-Спиля на о. Корчула). Много-численные материалы с о. Лефкас и Северо-Западного Пелопоннеса указывают на то что носители курганной культуры прибывшие в Грецию (воз-можно через Албанию и Алоиатику) в начале III тыс до н э были потомками индоевропеизированных обитателей Восточной и Центральной Евро-пы т е представителямибаденско-ву-чедольской культуры. Прекрасный образец перемены в обычаях Греции - могильник Стено на о. Лефкас, куда входят 33 кургана105. Они представляют несколько фаз культурного развития, начиная с раннеэлладских II и III периодов (ок. 2900-2250 гг. до н. э.); погребенные в них вожди и воины, скорей всего, принадлежали к правящей династии острова. Самый древний и большой по размерам курган обнесен каменной стеной и стоит в стороне от других (рис. 10-37.2); его погребальная камера необычайно просторна и хорошо сделана, а стены сложены из больших круглых камней. В ней найдены скелеты мужчины и женщины а посреди пепла — остатки овцы и ягненка — по всей видимости следы погребального пиршества., В других древних курганах были ин-гумационные шахтовые захоронения, покрытые каменными плитами, поверх которых возведены каменные и земляные насыпи. В ряде случаев под курганами были каменные цисты. Этот тип погребальной архитектуры и обычаев восходит ктрадициям майкопской культуры, распространившейся по Восточной и Центральной Европе вместе со второй волной курганной культуры. Их аналоги — великолепные курганы к северо-западу от Черного моря (см. рис. 10-10), тарнавские курганы Северо-Западной Болгарии (см. рис. 10-11) и курган Белотич в Сербии. Кроме того, близ-
Гим Гп та с М. Шк и маиции Ве ш кой Боги т Рис. 10-37 (1) Кинжал, алебарда, копье и тонкие кинжальные лезвия i з курганов в Стено, масштаб 1:2. (2) Характерный курганный могильник в Греции, по которому можно наблюдать изменения, происходившие в Стено на о. Лефкас, к западу от Пелопоннеса. Раннеэлладская И III культура, начало III тыс. до н.э. Курганы (круглые могильные насыпи) имели каменные каирны и кольца, каквСе-веропонтийском регионе. Захоронения в каменных цистах были углублены в землю. Слева, отдельно от остальных, расположена царская гробница. Кроме того, обозначены контуры 33 круглых курганов (белыми кружками обозначены разрушенные курганы).
Глава X . Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Е в ропы
кие аналоги им можно найти в Албании106 и Далмации107. На принадлежность ранней группы (или R-rpyn-пы) кургана Стено к раннеэлладскому II периоду указывают характерные сосуды с птичьими очертаниями («соусники»). По резным изображениям на стелах в Вал-камонике нам известно о существовании медных треугольных лезвий для кинжалов - с прожилкой посередине или без нее и с двумя отверстиями для заклепок, — а также алебард (см. рис. 10-41, 10-42, 10-43). Кроме того, были обнаружены наконечники копий с проре-зями и тонкие кинжалы. Однако наиболее престижным оружием знатных людей оставался кинжал который не-пременно сопровождал их в могилу (обычно его вкладывали покойнику в правую dvkv! и потому может быть найден во всех богатых курганах (рис. 10-37. 2). Окруженные каменными кольцами курганы на круглых каменных платформах зафиксированы с конца раннеэлладского периода в Олимпии и продолжали существовать в более поздний среднеэлладский период; то же самое можно сказать и об апсидных домах. Многие курганы Западного Пелопоннеса отно- сятся к раннеэлладскому III или среднеэлладскому периоду, т. е. ко второй половине III — началу II тыс. до н. э.108 По всей видимости, к середине — концу III тыс. до н. э. традиции курганной культуры можно считать уже прочно устоявшимися. Разрушенные поселения раннеэлладского II периода в Арголиде говорят о том, что здесь имел место насильственный захват. Следы разрушений также заметны в Лерне, Тиринфе, Асине, Зигуриесе и Агиос-Космасе. Так, сожженный дом Тила в Лерне не был отстроен, вме-сто него появились апсидные дома и изменился план поселения. Судя по всему, завоевание Греции было аналогично завоеванию Восточной и Центральной Европы и повлекло за собой кардинальное изменение базовой общественной структуры и системы управления, когда укрепленные городища стали местом обитания правящего класса. Изучение антропологических типов населения показывает, что группы воинов курганной культуры были не слишком многочисленными и что туземные жители не были подвергнуты истребле- Рис. 10-38
Рис. 10-38 Курганы культуры колоколо-видньис кубков в Центральной и Западной Европе являются продолжением погребальной традиции курганной культуры. (1) Поперечный разрез кургана с окруженной изгородью могильной ямой. Смолин у г. Бржецлав, Моравия. (2) Курган культуры ко-локоловидных кубков; лежащий в центре в скорченной позе скелет окружен деревянными столбами. Ланге-дийк, Фрисландия, Нидерланды. Диаметр курганов (1) 11м;(2)9м. Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
нию"10. Завоеватели приходили малыми отрядами и силой утверждались в качестве правящего сословия. Последствия для Западной Европы: носители культуры колоколовидных кубков — амальгамы ямной и вучедольской культур в бассейне Среднего Дуная - и их исход на запад Западноевропейская культура колоколовидных кубков, в 2500-2100 гг. дон. э. распространившаяся по территории между Центральной Европой, Британскими островами и Иберийским полуостровом, не могла возникнуть на пустом месте. Эти подвижные племена конных воинов, которые погребали своих покойников в курганах того же типа, что представители ямной культуры, не могли быть потомками какой-либо из западноевропейских культур. Необходимо понять, какова была породившая их природная и идеологическая среда и где следует искать источник их погребальных обычаев и атрибутов. По моему мнению, в культуре колоколовидных кубков сочетались элементы курганной (позднеямной) и вучедольской традиций. Особую соотнесенность этих комплексов — ямно-го, поздневучедольского и культуры колоколовидных кубков — можно проследить на примере погребальных обычаев, которые включали в себя ямные захоронения под круглыми курганами, сосуществовавшие практики кремации и ингумации, а также построение «домиков мертвых» (рис. 10-38). В оружейный набор входили треугольные кинжалы — черешковые или с заклепками — из мышьяковистой меди или кремня, треугольные кремневые наконечники стрел —черешковые или с выемкой в основании, — а также «выпрямители стрел». Среди украшений встречались ожерелья из собачьих зубов, медных трубочек или птичьих костей а также подвески в форме полумесяца напоминающие нагрудные пластины111. Солярная символика представлена солнечными и звездными мотивами в виде выемчатого орнамента с белой инкрустацией, которые фигурируют на внутренней стороне жаровен или могут быть вырезаны на пуговице-образных бусинах из кости или янтаря Среди способов декорирования керамики необходимо назвать штамповку или прочерчивание в зональных метопах инкрустацию белой пастой тонких геометрических мотивов зипагон черточек сеток ромбов точек или окружностей (баденско-костолацко-вучедольская традиция} Некоторые разновидности керамики такие как присутствующие в гробницах жаровни и кубки пришли из курганной традиции Куда бы ни проникали носители культуры колоколовидных кубков они сохраняли свое керамическое^Гкусство имев шее непосредстмнное^ошение Гих верованиям ^шГоитуальная i3^vm^^«c^K^^^oi^' сивыхолно^ родньЕмест сохраняли на про™ Связи между культурой колоколовидных кубков, ямной и вучедольской прослеживаются в их вооружении, нарядах, погребальных обрядах, формах веры в загробное существование и в используемой ими символике и говорят об очень многом. Можно предположить, что культурный комплекс колоколовидных кубков сформировался при слиянии ямных и вуче-дольскихтрадиций, произошедшем после вторжения носителей ямной культуры в ареал вучедольской культуры, т. е. где-то через 300-400 лет после 3000— 2900 гг. до н. э.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |