Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством




Слово «цивилизация» происходит от латинского civilis – гражданский, государственный. Латинские корни данного слова подсказывают нам обратиться за разъяснениями к представителям античной эпохи. Древние греки и римляне противопоставляли созданное ими общество, которое они считали цивилизованным, варварскому. К варварам они относили все народы, находящиеся за пределами античного мира. Эти народы не только говорили на непонятных древним грекам и римлянам языках, но и обладали чуждой им культурой. Данная культура опиралась на иные ценности и воспринималась жителями античных полисов как примитивная, отсталая. Причина отсталости заключалась в отсутствии у варваров гражданских прав и связанных с ними высоких человеческих качеств. А именно они создавали основу для благоустроенной цивилизованной жизни.

В культурологии существуют различные подходы к проблеме соотношения культуры и цивилизации. Прежде чем проанализировать эти подходы, необходимо выяснить, что же следует понимать под «цивилизацией». Ответить на этот вопрос весьма непросто, ведь среди культурологов на сей счет нет единого мнения. Так же как и «культура», понятие «цивилизация» многозначно и насчитывает большое количество определений.

Понятие «цивилизация». Проблема соотношения культуры и цивилизации

Москва, ул. Профсоюзная, д. 82

Усл. печ. л. 60,48. Уч-изд. л. 37,7. Тираж 1500 экз. Заказ № 1751

ЛР № 066009 от 22.07.1998. Подписано в печать 17.08.2005.

Учебное издание

Мария Пнибутас Цивилизация Великой Богини

Компьютерная верстка и иллюстрации: В .Д.Лавреников

Формат 84x108/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная.

Издательство «Российская политическая энциклопедия»

(РОССПЭН)

Тел. 334-81-87 (дирекция) Тел./факс: 334-82-42 (отдел реализации)

Отпечатано в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

Принято считать, что термин «цивилизация» был введен в научный обиход французскими просветителями[1] в XVIII веке. Уже тогда он имел различный смысл:

1. Цивилизация – это общество, базовыми ценностями которого являются разум, наука, свобода и социальная справедливость. Таким образом, цивилизация в понимании философов - просветителей должна была воплотить в жизнь те идеи, которые составляли краеугольный камень Просвещения.

2. Под цивилизацией или цивильностью понималась совокупность качеств личности, включающая знание правил приличий, вежливость и учтивость. Данное толкование цивилизации в немалой степени соответствует понятию «цивилизованность», столь распространенному сегодня. И хотя ныне это понятие имеет более широкий смысл, его прежнее базовое значение остается неизменным. Цивилизованность – умение усмирять свои страсти, желания и поступать в соответствии с установленными обществом нормами и правилами.

Интересно то, что в России слово «цивильный» использовалось ранее в значении гражданский, штатский (например, цивильная одежда) и теперь является устаревшим. А вот молодежь включила это слово в свой жаргон, где оно означает общепринятый, то есть соответствующий нормам доминирующей культуры (цивильная квартира, цивильный костюм).

Сегодня в культурологии имеется множество определений понятия «цивилизация». Вот основные из них:

Этот взгляд на историю человечества установился в европейской науке в XVIII-XIX вв. и был серьезно обоснован американским этнографом Л. Морганом (1818-1881гг.), а затем принят Ф. Энгельсом (1820-1895гг.).

У Моргана термины «дикость» и «варварство» обозначали два этапа в развитии первобытной культуры, которые предшествовали цивилизации как более развитому обществу. «Дикость» продолжается до изобретения человеком гончарства. Это период присвоения готовых продуктов природы и полной зависимости человека от нее. Следующий этап - «варварство». Он начинается с изобретения гончарного дела и завершается появлением письменности. В это время человек переходит к земледелию и скотоводству, то есть производящим формам хозяйственной деятельности.

Данная периодизация первобытной истории ныне является устаревшей. Термины «дикари» и «варвары» по отношению к людям доцивилизованной эпохи или народам и теперь находящимся на уровне первобытности в науке не используются. К ним применяются более корректные обозначения «первобытные люди», «естественные» или «примитивные племена», «традиционные» или «доисторические общества». Слова же «дикость» и «варварство» не ушли из повседневной речи, но имеют в ней другой смысл. Дикость – крайняя степень некультурности, а варварство - это грубость, жестокость, разрушение того, что произвел человек – созидатель, или – антикультура. Сегодня дикарями и варварами называют людей, которые живут в цивилизованном мире, но не хотят следовать его нормам и принципам.

Вместе с тем концепция Моргана оказала влияние на взгляды современных учёных. Большинство из них считают, что цивилизация сложилась лишь на определенном этапе развития общества. В первобытную эпоху зародилась и развивалась культура, но еще не было цивилизации. При этом последняя не возникла в одночасье, а постепенно вызревала в недрах предшествующего периода.

Наиболее важными признаками цивилизации считаются:

- отделение ремесла от земледелия;

- классовое общество;

- наличие государства, городов, частной собственности и денег;

-монументальное строительство, «достаточно» развитая религия и письменность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.