Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллигенция и интеллигентность 2 страница




Любой человек, где бы он ни работал и какой бы пост не занимал, должен быть профессионалом «с большой буквы», то есть специалистом высокого уровня, знатоком своего дела. Но при этом не следует забывать известные слова Козьмы Пруткова2: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя». Только тот человек добивается наивысших результатов в своей деятельности и с полным правом может называться культурным, кто сочетает профессионализм с высокой общей культурой.

Древнеримский писатель и агроном Л.Колумелла в своем обширном научном труде «Об агрикультуре» говорил, что человек, занимающийся сельским хозяйством, должен быть не только знатоком своего дела, но и философом. А российский ученый А. Чаянов полагал, «что для будущего участкового агронома внимательное посещение Румянцевского музея3 даст, пожалуй больше, чем лекции по земледельческой механике».

На первый взгляд, эти заявления могут показаться неожиданными и весьма спорными, однако вдумчивый подход позволит понять их разумность и правильность. Философское отношение к миру и своей деятельности, интерес к искусству и духовной культуре в целом способствуют умению обобщать, глубоко и широко мыслить. Это позволяет подойти к любой производственной проблеме комплексно, с различных сторон, а значит, более успешно ее решить. Вместе с тем, всесторонне развитый человек является интересным собеседником, обладает хорошими манерами и потому всегда привлекателен для окружающих. А это важнейший залог и профессионального, и личного успеха.

Итак, мы выяснили, каким должен быть современный культурный человек или человек высокой культуры. Однако далеко не все люди соответствуют этому образцу или же стремятся быть высококультурными людьми. Означает ли это, что они находятся за рамками культуры? Нет, не означает. Безусловно, люди в культурном отношении неравны, что обусловлено разными природными задатками, социокультурной средой и их личными устремлениями. Но как бы все они не различались по уровню культуры, абсолютно некультурных среди них нет и быть не может. Почему? Как было сказано ранее, каждый человек, начиная с детства, включается в процессы социализации и инкультурации. Это означает, что он в той или иной степени усваивает духовные и социальные нормы, ценности, знания и представления, выработанные обществом.

1 Тип низкой культуры. К нему относятся «малообразованные» люди, невзирая на то, что они могут иметь среднее образование. К данному типу можно причислить и специалистов, которые обладают дипломом об окончании среднеспециального или высшего учебного заведения, но при этом мало развиты духовно.

Представители типа низкой культуры ценят только себя и не уважают других людей. Они неприязненно, а нередко и агрессивно воспринимают взгляды, несовпадающие с их собственными представлениями. Эти люди, как правило, не ведают сомнений, всегда убеждены в своей правоте и непогрешимости. В связи с этим в возникших у них неприятностях они всегда винят обстоятельства и окружающих, но почти никогда самих себя. Они меркантильны (т.е. мелочно расчетливы), лишены богатого воображения и не склонны к творчеству. Искусство и красота природы мало затрагивают их душу. Люди низкой культуры отличаются плохими манерами и отсутствием чувства такта. Они не умеют понять внутренний мир другого человека.

Произведение известного французского писателя Г. Флобера (1821-1880) «Лексикон прописных истин» содержит 700 изречений, отражающих мировоззрение филистера – бездуховного и самодовольного обывателя. Многие из них не потеряли своей актуальности и могут быть использованы в качестве характеристики взглядов современного человека низкой культуры. Вот некоторые из них: «Богатство». - Заменяет все, даже уважение; «Гений». - Не следует им восторгаться, это невроз; «Должность». - Должности надо всегда просить; «Знаменитость». - Интересоваться малейшими подробностями частной жизни знаменитых людей, чтобы потом иметь возможность их поносить; «Идеал». – Совершенно бесполезен; «Оригинальное» - Смеяться над всем оригинальным, ненавидеть, ругать и, если можно, истреблять; «Поэзия». - Совершенно не нужна, вышла из моды»1.

2 Развлекательный тип. Представители этого типа встречаются среди людей, принадлежащих к разным социальным группам, но наиболее часто – в молодежной среде. Они безоговорочно принадлежат миру массовой культуры, которая понятна, доступна и носит развлекательный характер.

Увлечение эстрадной музыкой, чтение глянцевых журналов и непритязательных книг, просмотр развлекательных и спортивных телепередач, компьютерные игры, легкое и бессодержательное общение – таковы контакты с культурой человека данного типа.

Потребность человека в том, чтобы развлечься, является естественной и понятной. Более того, современным людям просто необходимо периодически снимать высокое психическое напряжение, которое они постоянно испытывают, и на время уходить от жизненных проблем. Однако, если человек ориентируется на культуру только как на развлечение и выбирает из ее богатых и разнообразных достижений только самые простые формы, он перестает размышлять, глубоко переживать, а значит – расти духовно.

3 Смешанный тип. Он довольно распространен в современном обществе, в котором царит плюрализм – многообразие взглядов, мнений, вкусов, ценностных ориентаций и течений в искусстве. Представители смешанного типа как бы находятся на границе двух культур - массовой и элитарной. Наряду с потреблением образцов массовой культуры они испытывают интерес к серьезной литературе, музеям, театрам и познавательным телепередачам. А компьютер для них является не только средством развлечения, но и важнейшим источником полезной информации.

Эти люди, как правило, умеют позитивно общаться, достаточно воспитаны и весьма цивилизованы. Однако они нередко не имеют прочной системы ценностей, твердых убеждений, и потому их поведение может находиться в сильной зависимости от жизненных обстоятельств и других людей.

4 Тип высокой культуры. Высококультурные или интеллигентные люди, относящиеся к данному типу, обладают богатой внутренней культурой и хорошими манерами. Они в первую очередь ориентируются на духовные ценности, которые позволяют им выдержать любые жизненные испытания, сохранив при этом достоинство и человечность.

Представленные типы, как и любые другие, схематичны, условны и не учитывают все многообразие культурных обликов людей, живущих рядом с нами. Однако они показывают, что существуют разные уровни культуры личности, среди которых наиболее предпочтительным является высокий. Он служит ориентиром для всех образованных и мыслящих людей, стремящихся к духовному совершенствованию.

Великий немецкий поэт Г. Гейне сказал: «Каждый человек есть вселенная, которая с ним рождается и с ним умирает». Наша задача – относиться уважительно к различным «вселенным» - внутренним мирам других людей и сделать все, чтобы собственная «вселенная» была яркой, содержательной и человечной. И тогда мы будем знать, что не зря существовали на этой земле, что часть нашей вселенной не уйдет вместе с нами, а останется в памяти многих людей.

 

 

Слова «интеллигенция» и «интеллигентность» имеют общее происхождение от латинского intelligentia –понимание, познавательная сила, знание. Обозначенные этими словами понятия не только близки, но и различаются по своему содержанию.

Единого подхода к понятию «интеллигенция» не существует. Одни ученые полагают, что это социальная группа, объединяющая профессионалов, людей умственного труда. Другие рассматривают интеллигенцию как совокупность наиболее развитых в интеллектуальном, нравственном и эстетическом отношении людей. Для них интеллигенция – духовная элита, а не социальный слой.

Культуролог А.И.Арнольдов определяет интеллигенцию как социокультурную общность, соединяя тем самым тот и другой подход. Итак, интеллигенция – это социокультурная общность, в которую входят люди, профессионально занимающиеся умственным трудом, развитием и распространением культуры. А интеллигентность представляет собой совокупность целого ряда качеств и черт личности, которыми должен обладать интеллигент.

На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции. В западном употреблении понятие «интеллектуал» имеет в основном профессиональный смысл. Характерные черты интеллектуала – образованность, компетентность1, прагматизм и деловитость. А в традиционном российском понимании интеллигент – это скорее духовная, нравственная категория. Недаром в Британской энциклопедии словарная глава на понятие «интеллектуал» имеет специальную подглавку – «русский интеллигент».

Принято считать, что термин «интеллигенция» был введен в широкий обиход писателем П.Д.Боборыкиным (1836-1921) в 60-е гг. XIX в. Затем из русского он перешел в другие языки. Вместе с тем интеллигенция как общественное явление появляется гораздо раньше. Если под интеллигенцией понимать людей умственного труда, то она зародилась в эпоху Древних цивилизаций и получила значительное развитие в индустриальных и постиндустриальных обществах. Корни отечественной интеллигенции можно обнаружить в деятельности духовенства. А оно, как известно, появилось еще в Древней Руси. Однако как социально-культурный слой с четкой системой ценностей интеллигенция складывается в XIX веке. Безусловно, она не возникла внезапно, а выросла постепенно на почве вековых духовных традиций нашей культуры.

Взгляды на основополагающие черты интеллигенции и ее социальные функции в ходе исторического развития российского общества менялись. Но именно в XIX – начале ХX вв. был заложен фундамент тех представлений, на которые мы опираемся и сегодня.

В это время сложилось устойчивое мнение о том, каким должен быть русский интеллигент. Интеллигент – это не только человек образованный, мыслящий, но и нравственный, то есть честный, порядочный, благородный. Он ориентируется на высокие идеалы и беззаветно служит им. Интеллигент критически относится к себе, окружающий действительности и находится в оппозиции к власти. Его отличает чувство вины перед народом, сочувствие к его тяжелой судьбе и стремление изменить ее к лучшему. Важнейшая черта интеллигента – осознание своей ответственности за состояние российского общества и его культуры.

Вместе с тем многие представители интеллигенции не умели или не могли реализовать свои высокие идеи, претворить слова в реальные дела. Это было обусловлено как самой российской действительностью, так и огромными задачами, которые интеллигенция ставила перед собой.

В советское время отношение властей к интеллигенции было двойственным. С одной стороны, они всячески поддерживали интеллигенцию. Без ее всесторонней деятельности успешное развитие советского общества было просто немыслимым. С другой стороны, относились к ней настороженно и были убеждены, что интеллигенция нуждается в твердом и постоянном руководстве. Последнее объясняется тем, что критичность ума, присущая интеллигентам, представляла угрозу для официальной идеологии. Идеи социализма следовало принимать на веру, отвергая малейшие сомнения в правильности выбранного пути.

В 20-50-е гг. многие интеллигенты подверглись гонениям и репрессиям. В эти и последующие годы творческая деятельность советской интеллигенции ограничивалась жесткой цензурой. Немало интеллигентов, начиная с 70-х гг., были вынуждены эмигрировать из СССР. Впрочем, отъезд представителей отечественной интеллигенции из России, или так называемая «утечка мозгов», продолжается и сегодня.

В непростых условиях большая часть интеллигенции осталась верна нравственным идеалам и добросовестно служила своей профессии, людям и Отечеству. Тем самым духовные традиции российской интеллигенции не только не иссякли, а сохранились и продолжились в советское время.

Сегодня некоторые ученые и публицисты считают, что российское понятие «интеллигент» постепенно утрачивает свое прежнее содержание и сужается до западного понятия «интеллектуал». По их мнению, этот процесс является закономерным. Интеллигенция сложилась в российском обществе в то время, когда в нем отсутствовали политические права и свободы. Поэтому она вынуждена была брать на себя функции, которые в демократической стране выполняют политические партии и свободная пресса. Вместе с тем современные интеллигенты, особенно молодые стали более рациональными и прагматичными. Их мало привлекают духовно-нравственные ценности и высокие идеалы.

Эти взгляды во многом верны, но полностью согласиться с ними нельзя. Как уже было сказано, в российской культурной традиции понятие «интеллигенция» всегда имело более широкий смысл, чем на Западе. Интеллигенты это не только профессионалы, занятые умственным трудом, но и всесторонне развитые, нравственные личности. Без этой духовной составляющей вместо интеллигенции неизбежно появляется то, что известный писатель А.И.Солженицын назвал «образованщиной».

Современное российское общество опирается на демократические ценности, но в нем, как и в любом другом, существует множество социальных и нравственных проблем. Их решение зависит от всех людей и, прежде всего – от интеллигенции.

Безусловно, интеллигенция изменилась. Сегодня её представители в большей степени, чем раньше, настроены на достижение профессионального успеха и материального благополучия. Они более трезво оценивают действительность и решительнее идут к намеченной цели. Эти ориентации и черты соответствуют духу времени и несут положительный заряд. Однако снижение нравственных требований к интеллигенции и отказ от высокого образца, на который ей следует ориентироваться, неминуемо приведет к негативным последствиям. А именно – к дальнейшему снижению уровня духовных потребностей общества и торжеству прагматического и утилитарного подхода к жизни.

Главная задача интеллигента сегодня – самоотверженно, честно и достойно делать свое дело. Проявляя не только компетентность, но и лучшие человеческие качества, интеллигент будет являться нравственным примером для окружающих: преподаватель для студентов, врач для больных, специалист сельского хозяйства для тружеников села и так далее. Тем самым он сможет положительно влиять как на внутренний мир этих людей, так и на духовное развитие нашего общества в целом. Подобные мысли высказывали многие участники II съезда Конгресса российской интеллигенции (М.С.Каган, В.Е.Триодин, А.С.Запесоцкий и др.), состоявшегося 2 декабря 1999 г.

Интеллигент должен не только добросовестно выполнять свою непосредственную работу, но и активно участвовать в общественной жизни учреждения, города, страны. По мнению профессора В.Е.Триодина, проповедь конкретным делом – это единственное, что отличает настоящего интеллигента. Только по конкретному делу можно узнать, насколько ответственным, сострадательным и милосердным является человек.

Интеллигенция всегда была неоднородной по своему составу. Сегодня она включает гуманитарную, научную, инженерно-техническую, художественную, медицинскую, сельскую и другие группы. Интеллигенты имеют разные мировоззренческие установки, различаются по своему общественному положению и уровню доходов.

Выпускники ВУЗов, работающие по специальности, формально пополняют ряды интеллигенции. Однако все ли они являются интеллигентными людьми? К сожалению, нет. Настоящий, а не мнимый интеллигент – это человек, обладающий интеллигентностью. Вместе с тем интеллигентность может практически отсутствовать у некоторых профессионалов, занятых умственным трудом. И напротив, она может присутствовать в людях, принадлежащих к другим социальным группам.

Какие же качества и черты включает в себя это многогранное свойство личности? Интеллигентность – это всестороння образованность, независимость взглядов и суждений, критичность ума, терпимость к инакомыслию, умение восхищаться красотой природы, любовь к искусству.

Важнейшей составляющей интеллигентности являются нравственные качества. Это уважение к человеческой личности и культурам других народов, совестливость, доброта, порядочность, милосердие, тактичность и деликатность.

Интеллигентный человек ценит и уважает каждую личность вне зависимости от ее социального положения, национальности и уровня образованности. Он прост и ровен в общении, никому не навязывает свое мнение, умеет войти в положение другого, не проявит грубости, злорадства и зависти.

Интеллигентный человек – это тот, кто обладает богатой внутренней культурой и достойно ведет себя в различных жизненных ситуациях. По мнению академика Д.С.Лихачева, «интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)»1.

Если человек неинтеллигентен, но старается выглядеть таковым, тогда все его попытки обречены на неудачу. Коли он не обладает необходимыми внутренними качествами, это непременно обнаружится. Маска добропорядочности в какой-то момент будет сброшена, и окружающие увидят истинное лицо ее владельца. Вот почему Д.С.Лихачев утверждал, что интеллигентным человеком притвориться невозможно.

Названные черты и качества интеллигентного человека в совокупности составляют идеал, образец, на который надо ориентироваться. Но это не означает, что людей соответствующих данному идеалу не существует. Можно назвать множество известных личностей, которые являются настоящими интеллигентами. Это академики А.Д. Сахаров и Д.С.Лихачев, культуролог Ю.М.Лотман, писатели А.И.Солженицын и М.Карим, поэт Б.Ш.Окуджава и музыкант М.Л.Ростропович, директор музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина И.А.Антонова, доктор Л.М.Рошаль и многие другие.

Каждый из нас лично знает хотя бы несколько людей, которых с полным правом можно назвать интеллигентными. Они проявляют лучшие человеческие качества в общении с окружающими и самоотверженно служат своему делу. Причем они так поступают не из соображений личной выгоды, а потому что не могут иначе. Таких людей не очень много, но прежде всего, благодаря им функционирует и развивается культура общества.

Интеллигент, живущий в реальном, а не выдуманном мире со всеми его сложностями и противоречиями, нередко в чем-то не соответствует идеалу интеллигентного человека. Однако это не означает, что к данному идеалу не следует стремиться как к чему-то недостижимому. Любому человеку свойственны ошибки и недостатки. Важно, чтобы он их осознавал и стремился исправить. А именно эта черта характерна для интеллигентного человека. Он понимает всю степень своего несовершенства и стремится быть лучше. А пределов для совершенства, как известно, не существует.

От деятельности интеллигенции зависит прогресс в областях науки, техники, искусства, образования, сельского хозяйства и промышленности. Своей энергией, активностью ума и нравственными качествами она призвана способствовать повышению культуры народа, оздоровлению нравов, гуманизации общества. Интеллигенция в ее традиционном российском понимании является нашим национальным достоянием, которое необходимо сохранять и воспроизводить

 


[1] Просветители- идеологи Просвещения. Так именуется общественно-политическое движение в странах Европы и Северной Америки, для которого характерна безграничная вера в разум, науку и прогресс. Хронологические границы Просвещения - конец XVII- XVIII вв.

1 Бернал Дж. Наука в истории общества.– М.: Иностранная литература, 1956. – С. 65.

 

1 Толерантность – терпимость к иным взглядам и представлениям.

2 Локальный – автономный, самодостаточный.

1 Иванов А.Н. Вандемьер композитора. Юность, 1994.-№3.- С.26.

1 Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основу которого составляет материальное производство.

1 Теоретические основы данной типологии были разработаны такими видными западными учеными, как Р.Арон, У.Ростоу, О.Тоффлер, Д.Белл идр.

1 Сегодня конфуцианство, помимо китайцев, исповедуют 3% населения Южной Кореи и 15% - Сингапура. А даосизм – 12 % жителей Вьетнама и 6% жителей Сингапура. В современной Японии приверженцы этих религий не выявлены.

2 Буддисты в Китае сегодня составляют примерно 3% населения.

3 По числу приверженцев индуизм занимает третье место в мире после христианства и ислама.

1 Эллинизм (IV – II вв. до н.э.) – этап в развитии истории и культуры Древней Греции, который характеризуется взаимовлиянием греческих и восточных культурных традиций.

2 Каббала – общее название мистических школ внутри иудаизма.

1 Европоцентризм – мировоззренческая установка, согласно которой Европа является центром мировой культуры и цивилизации.

1 Этноцентризм – склонность считать свою культуру лучшей, отвергая стандарты другой культуры как худшие, неправильные

1 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М.: Академия, 1998. – С.76.

1 Кравченко А.И. Словарь. – М.:Академический проспект,2001. - С.300.

2 У.К.Ясперса протозападный регион включает греко-римский мир, Иран и Палестину

1 Хангтингтон С. Столкновение цивилизаций//Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия//Сост.Б.С.Ерасов. – М.: Аспект – Пресс, 1998. – С.516.

2 Там же. – С.515

1 Конфессия – вероисповедание, церковь.

2 Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.:Олимп,ИНФРА-М, 2001.-С.118.

3 Планетарное мышление заключается в том, что человек воспринимает себя в качестве жителя планеты и ощущает ответственность за ее судьбу.

1 Плюрализм (от лат. рluralis - множественный) – миропонимание, признающее право на существование множества суждений о мире и культуре.

1 Понятия «менталитет» и «национальный характер» тесно взаимосвязаны, близки по смыслу, однако между ними существуют различия. Менталитет – миропонимание народа, а национальный характер – совокупность качеств этого народа, обусловленных менталитетом и выступающих как его выражение.

 

2 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука. – С. 8.

1 Овчинников В.В. – российский журналист, написавший блестящие очерки о Японии и Англии «Ветка сакуры» и «Корни дуба».

1 Благоговейный – исполненный глубочайшего почтения.

1Русский космизм – направление научно-философской мысли России конца XIX – начала XX вв. К этому направлению относят В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.А.Чижевского, М.Ф.Федорова, М.А.Умова и других мыслителей.

 

2Ноосфера – сфера разума, разумной мысли, которая является продолжением и высшей формой биосферы.

 

3Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. – М.: Наука, 1991. – С. 18.

 

1 Лихачев Д.С. Раздумья. М.: Наука, 1991. – С.201-202.

1 От лат. аlter – другой; бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать собой.

2 Дольник В.В. Непослушное дитя биосферы. – М.: Педагогика – Пресс, 1994. – С.56.

1 Толерантность – терпимость к иным ценностям, взглядам, представлениям.

2 Коллективный псевдоним группы русских писателей – А.К. Толстого и братьев А.М. и В.М. Жемчужниковых, - выступавших совместно в 50-60-е гг. XIX в.

3 Культурно-просветительское учреждение Москвы, которое включало библиотеку, картинную галерею и этнографический музей. Открылось в 1861 г. и было расформировано в 1921-1927 гг.

1 Флобер Г. Лексикон прописных истин//Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. – М.: Правда, 1971. – С.398-419.

1 Знания, хорошая осведомленность в какой-нибудь области.

1 Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1987. – С.25.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.