Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий 2 страница




[lxvi] украшенная полумесяцем. (cаndrа – rеkhа – vibhUSаnА) – полумесяц обозначает контроль над умом (Шивананда, с. 29).

[lxvii] стала известной в этом мире [под именем] Шивадути. (zivаdUtItilоkе smiMs tаtаН sа khyАtim Аgаtа) – zivadUti это сложное слово, состоящее из двух простых ziva Шива и dUti ж. р. слова dUta «посланник», поэтому оно значит «Та, у которой Шива посланник». По мнению П. Д. Сахарова, это имя является нарочитой ассоциацией Богини с Шивой и демонстрирует тесную взаимосвязь шиваизма и шактизма (Сахаров, с. 55).

[lxviii] щит, на котором было изображено восемь лун (cаrmа – аSTа – cаndrаkаm) - согласно разъяснению Ерченкова О. Н. и Лобанова С. Н., луны изображены на щите, потому что культ Шакти как никакой другой является лунным. С Луной связано множество представлений о цикличности, ритмичности и др. Женские циклы связаны с луной, также одна из тридцати шести таттв, составляющая канчуки майю, именуется калА таттвой. КалА (часть) также обозначающее лунную фазу, является принципом, согласно которому неограниченное творение сознания становится ограниченным, порождая относительность явлений. Существует особая мандала, изображающая цикл из шестнадцати лунных фаз, расположенных по кругу. По всей видимости, данная сокращенная мандала изображена и на щите. Восемь (и иногда больше) лун указывают на особые проявления Богини, связанные с т.н. Нитья-шакти, соответствующими определённым фазам луны. Принципиально важными и исходными являются именно 8 таких богинь, в то время как остальные обозначают более "развёрнутые" аспекты и субаспекты. Также 8 лун указывают на 8-й лунный день - аштами (Дургаштами), который посвящён воинственному (и, стало быть, побеждающему) проявлению Богини. Помимо этого 8 лун указывают на "8 Лакшми" и некоторые другие понятия шактизма. Еще число восемь соотносится с мула-пракрити (корневой природой), состоящей из восьми элементов, как об этом сказано в Бхагавад-гите (8. 7): bhUmir Apo nаlo vAyuH khaM mano buddhir eva ca // ahankAro itiyam me bhinnA prakRtir aStadhA.

[lxix] на быка среди дайтьев… (dаytyа – puGgаvаm) - см. примеч. 5.

[lxx] десять сторон света (upаdizо dаzа) – это север, северо-восток, восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад, зенит и надир. Каждая сторона света в индуизме имеет своего хранителя.

[lxxi] изошел другой [асур] … - эта сцена послужила основой для популярной в индуистском искусстве иконографической темы. См. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм., с. 272.

[lxxii] [будучи обрызганными] водой, очищенной мантрой Брахмани. (brаhmАNI – mаntrа – pUtеnа tоyеnа) - согласно разъяснению Ерченкова О. Н., использование воды – очень важная часть любого индуистского ритуала. Приступая к выполнению обряда, индуист обязательно совершает омовение. Перед произнесением мантр совершается ачамана – три маленьких глотка воды с целью ритуального очищения. При обрядах, связанных с такими действиями, как благословение, проклятие, принятие обета, избавление от обета и т. д. в свидетели призываются боги, люди, земля, небо и все элементы и прежде всего вода. Вода – один из символов Брахмана, всепорождающего и разлитого всюду. Это символ жизни и смерти, бытия и небытия. Магически, вода – символ скрытой световой энергии Брахмана – брахма-теджас, проводниками которой считаются мудрецы, брахманы и гуру. В Бхагавад-гите (7, 8) Кришна говорит: «raso ‘ham» («Я вкус воды»), имея в виду прежде всего эту жизненную энергию воды как символа жизни. Эта энергия и призывается через воду при произнесении проклятия и благословения, понимая, что личность проклинающего и благословляющего всего лишь проводник ануграха-шакти – энергия милости и откровения божества. Таким образом вода используется одновременно для проклятия и благословения.

[lxxiii] царем зверей (mRgа – аdhipа) – см. примеч. 5.

[lxxiv] входящие в меня мои проявления. (vizаntyо mаd – vibhUtаyаH)
– см. примеч. 10.

[lxxv] щит, на котором было изображено сто лун. – сто лун символизирует бесконечное множество форм, частей и явлений.

[lxxvi] пылали [священные] огни (jаjvаluN cа аgnаyаN) – в индуистском ритуале насчитывается пять священных огней, три основных (гархапатья, ахавания и дакшина) и два дополнительных (авасатхья и сабхья-агни). Огонь гархапатья постоянно поддерживается домохозяином (грихапати) и передается из поколения в поколение по мужской линии, от него возжигаются другие священные огни. Огонь ахавания, посвященный богам, расположен в восточной части алтаря. Огонь дакшина («южный») посвящен Яме и предкам. Авасатхья не принимает непосредственного участия в жертвенном ритуале, он называется также грихья-агни, домашний огонь, на котором приготовляется ритуальная пища. Сабхья-агни также не принимает непосредственного участия в жертвенном ритуале, это «огонь собрания» или семейный очаг.

[lxxvii] Индра среди великих асуров (mаhАsurеndrе) – см. примеч. 51.

[lxxviii] Все науки твои проявления… и все женщины в мирах … (vidyАН sаmаstАs tаvа … bhеdАН striyаН sаmаstАН sаkаlА jаgаtsu) - см. примеч. 10. Эту половину шлоки цитирует С. Радхакришнан в своем труде, посвященном индийской философии (Радхакришнан, т. 2, с. 662).

[lxxix] Обрызгивающая водой, смешанной с [травой] куша… (kаuzАmbhаН – kzаrikе) - см. примеч. 72.

[lxxx] супруга Вишну – здесь bAbhravi.

[lxxxi] Темная – tAmasi.

[lxxxii] Благодаря многочисленным образам, размножившим твой образ … (rUpаir аnеkаir bаhudhА Аtmа – mUrtim kRtvА) - см. примеч. 10.

[lxxxiii] речениях (vAkyeSu) – то есть афоризмах, встречающихся в священных индуистских текстах. Наиболее знамениты четыре речения из упанишад: ПРАДЖНЯНАМ БРАХМА («познание – Брахман», Айтарея-упанишада, 3. 1. 3), АХАМ БРАХМАСМИ («я есть Брахман», Брихадараньяка-упанишада, 1. 4. 10 и др.), ТАТ ТВАМ АСИ («те есть то», Чхандогья-упанишада, 7. 8. 7), АЙАМ АТМАН БРАХМА («этот Атман Брахман», Мандукья-упанишада, 2 и др.).

[lxxxiv] светильниками различения (vivеkа – dIpеSu) – см. примеч. 44.

[lxxxv] вырастающие из зловещих знамений. (utpАtа – pАkаjаnitАn) – в древности индийцы придавали большое значение разного рода приметам и знамениям, добрым и недобрым. Целые главы в Вамана-пуране, Матсья-пуране и других книгах представляют собой списки примет. Например, увидеть луну в четвертый день полнолуния – значит поссориться, услышать рев слонихи при начале путешествия означает несчастье, падение гирлянды или цветка с изображением божества означает успех (Чондимонгол, с. 229).

[lxxxvi] Появившаяся на свет из утробы Яшоды в доме пастуха Нанды
И обитающая на горах Виндхья, я уничтожу их. (nаndа – gоpа – gRhе jАtА yаzоdА – gаrbhа – sаmbhаvА tаtаs tаu nАzаiSyАmi vindhyАcаlа – nivАsinI) – Богиня родилась девочкой в семье царя пастухов Нанды и Яшоды в ту же ночь, когда родился Кришна, и Васудева подменил ею новорожденного в темнице Кансы Кришну. Затем Канса схватил новорожденную девочку, которой подменили Кришну, и хотел размозжить ей голову о камень, думая, что это Кришна. Тогда она превратилась в восьмирукую Дургу, которая вознеслась ввысь и возвестила о том, что Кришна родился, чтобы умертвить Кансу (Вишну-пурана, 5. 1 – 3). В шактистских упапуранах миф о рождении Кришны трактуется так, что активным и главным началом выступает уже не Вишну, а Богиня (Брихаддхарма-пурана 3. 16). А в Махабхагавата-пуране сама супруга Шивы в ипостаси Кали рождается Кришной (Чондимонгол, с. 224, 239). Что касается словосочетания «Обитающая на горах Виндхья…», то это один из эпитетов Богини. В некоторых редакциях Книги о Вирате (Махабхарата) встречается гимн Юдхиштхиры супруге Шивы, считающийся вставкой в основной текст, и в этом гимне супруга Шивы отождествляется с богиней-девственницей, живущей в горах Виндхья (Чондимонгол, с. 226).

[lxxxvii] данавов, порожденных Випрачитти. (vаiprаcitаMs tu dАnаvАn) - Випрачитти один из великих асуров,являвшихся в одну из предыдущих кальп. Историю конкретно о нем найти не удалось, но повсюду он упоминается в списках имен великих асуров: например, в Сканда пуране 1.2.21.270-272. приводится такой список:Хираньякашипу, Хиранйакша, Прахлада, Намучи, Випрачитти, Вирочана, Кирти, Шура, Ватапи, Илвала, Ашвагрива, Шамбара, Пулома, Мадху, Кайтабха, Вишваджит, и как сказано: "и другие". Повсюду говорится, что он был отцом Раху и Майи - асура,строителя Трипуры. Майа считается архитектором асуров, подобно тому как Вишвакарман – архитектор богов.

[lxxxviii] подобно цветкам гранатового дерева. (dАDimI – kusumоpаmАN) – гранатовое дерево, или Рunica grantum произрастает по всей Индии, а также в Иране и Афганистане. Большой кустарник или иногда маленькое дерево с многочисленными восходящими ветвями. Цветки имеют форму воронки. Плоды тяжелые, сферические и желтые, по мере созревания приобретают красноватый оттенок.

[lxxxix] Всякий раз, как будут случаться бедствия, вызванные данавами, Я, снизойдя [на землю], буду творить истребление [ваших] недругов. (iThаm yаdА yаdА bАdhА dАnаvоThА bhаviSyаti tаdА tаdА аvаtIryа аhаm kаriSyАmy аri – sаMkSаyаm) – ср. Бхагавад-гита, 4:7-8. Здесь Богиня выступает в той же роли, которую Вишну играет в вишнуизме.

[xc] На восьмой, девятый и четырнадцатый день [светлой половины месяца] (аSTаbhyАM cа cаturdаzyаM nаvаmyАm) - согласно разъяснению Ерченкова О. Н. и Лобанова С. Н., восьмой, девятый и четырнадцатый дни светлой половины месяца являются особыми священными днями для шактистов. Восьмой и девятый лунные дни любого месяца сами по себе посвящены Богине и к ним приурочены особые обряды поклонения ей. Естественно, весьма благоприятным считается чтение и слушание Деви-махатмьи и Девибхагавата-пураны в эти дни. Четырнадцатый лунный день, переходящий в полнолуние (равно как и само полнолуние), связан с аспектом Трипурасундари, в котором вся слава, красота и величие Богини считаются наиболее проявленными (что, как раз и символизирует полная луна). Вообще числа восемь, девять и четырнадцать обладают сложным символизмом. Восьмерка обозначает равновесие мужского и женского начал, практически все шактистские ритуалы выполняются на восьмой день (аштами) светлой или темной половины месяца, в том числе и эзотерические ритуалы тантры «левой руки». Восьмерка – это половина от числа шестнадцать, являющегося символом полноты проявления Шакти как высшая фаза Луны (парамА калА), а также символ корневой природы (мула-пракрити), состоящей из восьми элементов. Санскритский алфавит (матрика) состоит из восьми рядов слогов (ашта варга) с отдельным девятым, состоящим из одного слога КШАМ (т. н. кута биджа). Самая знаменитая шактистская янтра, Шри Янтра, представляет собой сложную фигуру последовательно разворачивающихся восьмо чакр, комбинаций из сложно переплетенных треугольников и лепестков лотоса. Ассоциативный ряд числа восемь составляют: слоны, направляющие восемь сторон света, восемь тел Шивы, восемь сиддхи, восемь благоприятных предзнаменований (мангала), восемь видов змей, восемь богов васу, восьмисложный размер ануштубх. Число девять соотносится с числом девяти Дург, девятью месяцами беременности, также слово nava “девять” ононимично слову nava “новый”. Девятка играет огромную роль в индивидуальном мистическом опыте. Ассоциативный роль числа девять таков: девять планет (граха), девять отверстий тела, девять сокровищ Куберы. Четырнадцатый день (чатурдаши) светлой или темной половины месяца – эта точка предществующая кульминации творения или разрушения, поэтому этот день наиболее священный для почитателей Шивы. Для них этот день так же священен, как для вишнуитов экадаши. Этот день шиваиты проводят в интенсивном посте, медитации, аскезе и молитве. В этот день почитаются, как правило, гневные проявления Шивы и Шакти. С числом четырнадцать соотносятся четырнадцать миров, четырнадцать ману, четырнадцать Индр. В зависимости от того, каков ход месяца, по светлой или темной половине, сам ход ритуала движется по пути творения или растворения (сришти крама или самхара кала). Поскольку сама структура глав и разделов Деви-махатмьи построена по принципу сришти крама, вполне логично ее чтение наиболее благоприятно в соответствии с порядком творения, т. е. в светлую половину месяца.

[xci] несчастья, вызванные великим мором (upаsаrgАn … mаhАmАrI – sаmudbhаvАn) – эпидемии холеры, оспы, дизентерии, а также других инфекционных заболеваний, в условиях общей антисанитарии часто случались в Индии. Эти эпидемии считались грозными проявлениями Богини-Матери. В индуистской мифологии есть даже отдельные богини, олицетворяющие инфекционные заболевания: например, бенгальская богиня оспы Шитала или дравидская Мариямма.

[xcii] страдания трех видов (tri – vidhаm utpАtаm) - то есть порожденные самим собой, живыми существами и богами. Ср. Вьяса-бхашья, комментарий на Йога-сутры Патанджали: «Страдание (бывает трех видов): вызываемое внутренними (причинами), вызываемое другими существами и вызываемое сверхъестественными (причинами)» (Классическая йога, с. 100), а также ср. Санкхья-карика-бхашья Гаудапады (комментарий на Санкхья-карику Ишваракришны): «Тройственное страдание – страдание от себя, от живых существ и от божеств» (Лунный свет санкхьи, с. 111).

[xciii] Тот мой храм (yаtrа Аyаtаnе) – ведийские арии не строили храмов, местом для совершения обрядов для них служили открытые алтари. Первые индуистские (вишнуитские) храмы стали возводить, по-видимому, в 3 – 2 вв до н. э. В архитектурном отношении предшественниками индуистского храма были пещерные буддистские храмы и монастыри. Шакти посвящены храмы в Калькутте, Варанаси, Мадураи, Мадрасе и др. городах Индии, но наиболее древний из сохранившихся – это храм Дурги в Айхоле (500 – 550) (Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. С. 442 – 445).

[xciv] Осенью каждого года совершается мне великая пуджа… (zаrаt – kАlе mаhАpUjА kriyаtе yа sа vАrSikI) - имеется в виду пуджа, совершающаяся во время осеннего Наваратри, в светлую половину осеннего месяца ашвина (сентябрь – октябрь). Наваратри отмечается и весной, в светлую половину месяца чхайтра (апрель – май), но осенний праздник отличается наибольшей пышностью.

[xcv] На обряде умиротворения (zАnti – kаrmаNi) – обряд умиротворения, или шанти-карма - одно из шести магических исскуств (шат карма), способов воздействия на другого человека, духа или даже божество, которые включают в себя шанти карму (умиротворение гнева или агрессии по отношению к себе), вашикарану (приворот, подчинение), стхамбхану (обездвиживание и создание преград), видвешена (вызывание вражды между врагами), уччатана (изгнание), марана (умерщвление). Последние пять относятся к черной магии (абхичара). К этим способам можно прибегать только в крайнем случае, а после совершения подобных церемоний предписываются искупительные практики. Эти ритуалы исполняются тантристами, и за это их часто осуждали последователи ведической традиции. Сами же тантристы утверждают, что к этим ритуалам допускаются лишь посвященные высокой степени, специально подготовленные люди (Пахомов, с. 116).

[xcvi] после того, как увидел дурной сон… (duN – svаpnа – dаrzаnе) - помимо многочисленных примет, индийцы верили и в сновидения. Толкованию сновидений посвящен ряд сочинений, среди которых выделяется «Свапначинтамани» Джагаддевы.

[xcvii] Или при крайне неблагоприятном влиянии планет… (grаhа – pIDАsu cоgrАsu)
– В жизни традиционного индуиста всегда от рождения до смерти большую роль играли астрологические приметы. Для разного рода начинаний, а также религиозных обрядов существовала разработанная система благоприятных и неблагоприятных сочетаний светил (Чондимонгол, с. 218)

[xcviii] Благодаря [принесению в жертву] скота… (pаzu) - в ведийские времена жертвоприношения животных были обычным делом, но в постведийский период стали осуждаться как нечто, противоречащие ахинсе – принципу ненасилия. Однако у шактистов, как и шиваитов, жертвоприношения животных сохранились до сих пор. В Чондимонголе Ганга упрекает богиню Дургу: «Ты же неизменно ешь быков, коз, овец – такой грех тебе по душе! Даже кабаном, презренной тварью не брезгуешь!» (Чондимонгол, с. 144). О жертвоприношениях животных см. также Девибхагавата-пурана, III, 26, 32 – 34.

[xcix] сделав изображение Богини из земли… (dеvyАn kRtvА mUrtiM mаhI – mаyIm) - ведийская религия ариев не знала идолов и идолопоклонства, идолопоклонство пришло в индуизм из религии аборигенов Индии. П. Д. Сахаров предполагает, что аборигенные идолы локальных прототипов Богини могли изготавливаться как на длительный срок, так и на короткое время особых торжеств в ее честь, для чего использовались недолговечные материалы. Наиболее распространенным материалом была, скорее всего, глина (глинистая земля), что и подтверждается настоящим фрагментом текста. Так и во время современного празднования Наваратри каждая семья создает глиняное изображение Богини, которое обряжает в пышные одеяния, освящают, а затем ритуально топят в водоеме. Что касается канона изображения Богини в древности, но устойчивых представлений об ее облике не существовало, о чем свидетельствуют немногие сохранившиеся изображения Богини (Сахаров, с. 52 – 53).

[c] привязанности в образе «я» и «мое». – привязанность в образе «я» – это ментальная способность индивидуализации, чувство двойственности и отдельности от других. Для самости характерно отождествление себя с телом, стремление к своему личному счастью. Привязанность в образе «мое» – это привязанность к вещам, которые человек считает своими.

[ci] Бык среди кшатриев(kSаtriyа – RSаbhаН) - см. примеч. 5.

[cii] стал Ману Саварни. (28) Стал Ману Саварни. (sАvаrNi bhаvitА mаnuN sАvаrNi bhаvitА mаnuN) – повторение слов указывает на завершение текста.

[ciii] КЛИМ – согласно разъяснению Ерченкова О. Н., это биджа-мантра Камараджи, являющаяся также биджа-мантрой Кали и Кришны. Все эти три божества эзотерически тесно связаны между собой. И Кали, и Кришна почитаются каждый в своей традиции как величайшее проявление абсолюта (Парабрахман). Кама – здесь это не просто бог любви, второстепенное божество индуистской мифологии, но и семя изначального желания, возникшего в Брахмане до начала времени как иччха-шакти. Этому посвящены строки в космогоническом гимне «Насадия» в Ригведе (10. 128. 4): «В начале было желание, оно было первым семенем мысли». Каме также посвящен специальный гимн в Атхарваведе, где он выступает в образе персонифицированного космогонического принципа, без котоорого бессильны боги и сама жизнь останавливается. Таким образом он отождествляется с Шивой («Владыкой желания»). Слог КА в биджа-мантре представляет Кали, Кришну, Каму или Калу (Время) как высший трансцендентный апофатический принцип. Слог ЛА представляет проявленный план бытия – противоположный полюс абсолютной реальности – пракрити, майю, землю. Слог ЛАМ представляет землю как господствующий элемент в муладхара-чакре, а слог КА – сахасрару. Иногда высшая точка в сахасраре – брахмарандхра - именуется карандхра (ворота КА). Слог КА в данном случае символизирует Брахмана. Долгое И символизирует иччха-шакти, энергию изначального желания, связывывающую противоположные начала, мужское и женское, дух и материю, небо и землю.

[civ] ОМ ТАТ САТ – великое изречение (см. примеч. 83), предназначенное для медитации на Брахмана во всем. Часто именно этим изречением заканчиваются священные тексты.

СЛОВАРЬ ИМЕН ПЕРСОНАЖЕЙ ДЕВИ-МАХАТМЬИ

Агни (agni) – в индийской мифологии бог огня, одно из важнейших божеств ведийского пантеона, выступает как посредник между богами и людьми. Позднее отошёл на второй план. Агни – один из восьми хранителей мира, считается хранителем юго-востока.

Айндри (aindri, произв. от indra) – одна из матрик, (божественная энергия (шакти) бога Индры.

Айравата (airavata) – белый слон Индры, один из четырёх «слонов сторон света», охраняет восток.

Алакшми (alakSmI) – грозная ипостась Богини; персонификация понятия «несчастье», противоположного Лакшми «счастье», «процветание». Соответствует Дхумавати, седьмой из десяти махавидий.

Амбика (ambikA, букв. «матушка») – одно из имён Богини.

Ананта (ananta, букв. «беспредельный») – здесь одно из имён Вишну.

Андхака (andhaka, букв. «слепец») – асур из войска Махиши.

Анила (anila) – одно из имён Ваю, бога ветра.

Антака (antaka) – бог смерти Яма.

Аруна (aruNa) – асур, умерщвлённый Богиней в её проявлении Бхрамари.

Асиломан (asilomAn, букв. «с волосами, подобными мечам») – асур из войска Махиши.

Ачьюта (acyuta, букв. «непоколебимый»), - имя-эпитет Вишну-Кришны.

Бабхрави (bAbhravi, произв. от babhru)– имя Богини в ее ипостаси супруги Шивы.

Бабхру (babhru, «тёмно-коричневый») – эпитет Вишну или Шивы. В текстах встречается редко.

Башкала (bASkala) – асур из войска Махиши.

Бидала (biDAla, букв. «кот») – асур из войска Махиши.

Благая (bhadrA, zivA) – часто встречающийся эпитет Богини.

Брахма (brahmA) – один из трёх великих богов, входящих в индуистскую троицу – тримурти, бог-демиург, создатель мира. Изображается верхом на гусе или на колеснице, запряжённой гусями, как бородатый человек с четырьмя головами, с жезлом и блюдом для милостыни в руках.

Брахмани (brahmaNI, произв. от brahma) – одна из матрик, божественная энергия (шакти) Брахмы. Соответствует саттва-гуне (иногда раджо-гуне).

Бхавани (bhavAnI, букв. «супруга Сущего») – одно из имён Богини.

Бхагавати (bhagavatI, букв. «изобильная благом») – одно из имён Богини.

Бхадра (bhadrА, букв. «благая») – эпитет Богини. В тексте оставляется без перевода только там, где необходимо избежать повторения.

Бхадракали (bhadrakALI, букв. «благая Кали») - одна из ипостасей Богини. Одна из девяти Кали. В традиции шри-видья почитается в образе Пратьянгиры, богини с ликом льва.

Бхимадеви (bhImadevI, букв. «страшная богиня») – воплощение богини, упоминаемое в Деви-махатмье.

Бхрамари (bhrAmarI, букв. «пчелиная») – воплощение Богини, упоминаемое в Деви-махатмье.

Вайшнави (vaiSNavI, произв. от viSNu) – одна из матрик, божественная энергия (шакти) Вишну. Сочетает в себе три гуны.

Вайю (vAyu) – бог ветра, хранитель северо-запада

Вараха (varAha, букв. «вепрь») – третья аватара Вишну в виде вепря, который клыками поднимает землю, утопающую в мировых водах. Согласно Тодала-тантре и Гухьятигухья-тантре, в аватаре Варахи проявляет себя одна из махавидий – Дхумавати.

Варахи (varAhI, букв. «веприца», произв. от varAha) – одна из матрик, божественная энергия (шакти) Вишну, воплотившегося в образе Варахи.

Варуна (varuNa) – бог вод, одно из важнейших божеств ведийского пантеона. Позднее отошёл на второй план. Варуна – один из восьми хранителей мира, считается хранителем запада.

Вахни (vahni)– бог огня Агни.

Верховная Владычица (paramezvarI) – один из эпитетов Богини.

Вивасван (vivasvant, букв «лучезарный») – эпитет бога Солнца Сурьи.

Випрачитти (vipracitti) – один из великих асуров, являвшихся в одну из предыдущих кальп. Является отцом Раху и Майи – зодчего асуров.

Вишвакарман (vizvakarman, букв. «всесозидатель»), небесный зодчий, мастер богов, славящийся своим искусством.

Вишну (viSNu) – бог хранитель вселенной, второй член индуистской троицы (Брахма, Вишну и Шива). Изображается человеком с телом темно-синего цвета, четырёхруким, на груди у него – знак шриватса и драгоценный камень каустубха, его ездовое животное – птица Гаруда.

Вишнумайя (viSNumAyA, букв. - «майя Вишну») – одна из ипостасей Богини как божественной энергии шакти, эманацией которой является весь мир. В Деви-махатмье выступает как шакти бога Вишну.

Владыка богатства (dhanAdhipa) – Кубера.

Владычица (IzA, IzvarI) – один из эпитетов Богини.

Восседающий на Гаруде (garuDadhvaja) - Вишну, ездовым животным которого служит Гаруда.

Враг Кайтабхи (kaitabhAri) – Вишну, при помощи Богини убивший Кайтабху.

Вритра (vRtra, букв. “затор, преграда”) – могучий асур, враг Индры. Миф о поединке Вритры с Индрой является центральным мифом Ригведы. В ДМ убийство Индры приписывается шакти Индры – матрике Аиндри.

Гаруда (garuDa) – царь птиц, изображается существом с головой и крыльями орла, с туловищем и ногами человека, служит ездовым животным Вишну.

Гаури (gaurI, букв. «светлая») – одно из имён Богини в ипостаси Парвати. Пребывает в саттва-гуне. По мнению Дж. Тивари, имя Гаури может происходить из брахманских кругов, потому что типичный брахман иногда описывается как gaura(светлый). В Сапташати-сарвасвам же сообщается, что это имя дал Парвати дал Шива из-за ее раскаленности добела (gaura) во гневе (2, 4). Согласно другой версии происхождения этого имени, ранее у Парвати была смуглая кожа, и однажды Шива пошутил по этому поводу. Парвати была обижена этим, и она отправилась в Гималаи для совершения подвижничества. Благодаря подвижничеству богиня приобрела светлый цвет кожи (Шивананда, с.62).

Гаятри см. Савитри.

Гуха (guha, букв. «тайно(рождённый)») – одно из имён Сканды, данное ему в связи с обстоятельствами его рождения.

Дану (danu) – дочь Дакши и одна из жён Кашьяпы, прародительница одного из видов асуров – данавов.

Деви (devI, букв. «богиня») – одно из самых распространённых имён Богини. В данном тексте почти всегда даётся в переводе.

Джанардана (janArdana) – имя Вишну-Кришны. Имеет несколько толкований: 1). «побуждающий людей», 2). «уничтожающий (злых) людей», 3). «почитаемый людьми». Каждое из этих толкований основано на различном понимании второго элемента сложного слова ardana.

Джахнави (jAhnavi, букв. «дочь Джахну», произв. от jahnu) – патронимическое имя Ганги, которая получила его потому, что мудрец Джахну выпил реку Гангу за то, что она помешала ему совершить жертвоприношение. Затем, по просьбе мудреца Бхагиратхи Джахну выпустил реку, и она с тех пор считается его дочерью.

Дити (diti, букв. «ограниченность, предел») – дочь Дакши и одна из тринадцати жён Кашьяпы, прародительница одного из родов асуров – дайтьев.

Дурга (durgA) – одна из ипостасей Богини. Существует два толкования этого имени: «устранительница несчастий» и «убийца Дурги» (Дурга – durga – демон-асур, убитый, согласно Сканда-пуране, Богиней). В индуистском тантризме выделяют девять ее аспектов.

Дурдхара (durdhara, букв. «невыносимый») – асур из войска Махиши.

Дурмукха (durmukha, букв. «имеющий безобразное лицо») – асур из войска Махиши.

Дхумралочана (dhUmralocana, букв. «дымчатоокий») – асур, посланец Шумбхи и Нишумбхи, убитый Богиней. Символизирует низший план демонических сил.

Инду (indu) – Сома.

Индра (indra) – бог бури и грома в индийской мифологии. В ведийский период – величайшее божество. В эпосе и пуранах – царь богов, победитель демонов, его образ, однако, уступает по значению Вишну и Шиве, которым передаётся ряд функций Индры. Возглавляет группу хранителей мира, являясь хранителем востока.

Ишана (IzAna, букв. «повелитель») – эпитет Шивы или Вишну.

Йоганидра (yoga-nidrA, букв. «йогический сон») – одно из имён Богини, как олицетворения «йогического сна», в котором пребывает Вишну в водах океана после очередной гибели вселенной перед новым актом творения мира или после него. Это имя встречается, выступая синонимом имён Богини – Вишнумайя, Махамайя и Йогамайя, где оно толкуется как божественная энергия (шакти) Вишну.

Кайтабха (kaitabha, букв. «коварный») – асур, убитый Вишну при помощи Богини. Вместе со своим братом Мадху олицетворяет ложь и коварство и является проявлением зла на уровне ашуддха-майи (грубо-магнетической энергии). В ритуале тантристов левой руки представлен мясом (mAMsa).

Кала (kAla) – персонификация времени в индийской мифологии. Иногда выступает как самостоятельное божество, иногда как воплощение Ямы или Шивы (Рудры). Кала часто представляется неким чудовищем, поглощающим и губящим человеческие существования.

Кали (kALI, букв. «чёрная») – гневная ипостась Богини. В образе Кали воплощается наиболее грозная сторона ее характера. Изображается обнажённой женщиной с телом черного цвета, с гирляндой срубленных голов на шее, с высунутым окровавленным языком и торчащими клыками, с различными видами оружия в руках. В пуранической традиции имя Кали понимается прежде всего как указующее на черный цвет кожи Богини. Возможно, Кали была первоначально Богиней темнокожих аборигенов Индии, и отсюда ее имя. Вторая версия происхождения этого имени состоит в том, что характер образа этой жестокой богини разрушения связывает ее с Калой, или временем, которое часто выступает проявлением Шивы. Именем Кали также называется один из семи языков священного огня в Мундака-упанишад (1. 2. 4). В Сапташати-сарвасвам о происхождении имени Кали сказано: «(Та, которая) принуждает (калайати), мучает дайтьев, понуждает людей, во множестве обрядов проявляется, есть Кали, она же Калика» (2, 21). Кали – основное почитаемое божество в школе кали-кула. В тантрах описывается разное количество форм Кали в зависимости от того, что собой символизируют те или иные ее формы и какие функции выполняют. Например, в Махакала-самхите упомянуто девять ее проявлений. Биджа-мантра Кали – КРИМ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.