Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические материалы для преподавателя

по курсу «Общая методика обучения иностранным языкам»

(3 курс, 6 семестр)

Раздел 1. Пояснительная записка

Данная программа предназначена для факультетов иностранных языков университетов и рассчитана на базовый курс методики. Основной задачей данного курса является формирование базовых методических знаний и умений студентов и подготовка к дальнейшему совершенствованию их профессионально-методической компетенции, а также прохождению педагогической практики в школе. Курсовая подготовке предполагает посещение лекций и семинарских занятий.

Курс лекций рассчитан на 30 часов аудиторных занятий и имеет следующие задачи:

Лекции имеют своей целью:

помочь студентам овладеть суммой знаний, составляющих основу со­держания курса, научить их анализировать и оценивать существующие кон­цепции обучения и применять в практической деятельности;

сформировать у студентов педагогическое мышление и способность применять различные системы обучения в разных условиях преподавания языка;

познакомить студентов с современными методами исследований;

сформировать целостное представление о характере и специфике профессиональной деятельности учителя иностранного языка;

выработать у студентов потребность и готовность совершенствовать свое педагогическое мастерство, умение самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.

Программа семинарских занятий основывается на тематике лекционного курса и рассчитана на 30 часа аудиторных занятий. Семинары ориентированы как на закрепление теоретических знаний, так и на формирование профессионально-методических навыков и умений. Основная задача заключается в том, чтобы подготовить студентов к самостоятельной творческой работе учителя и создать условия для ее реализации в период прохождения педагогической практики. Для этого на семинарских занятиях должны использоваться активные формы работы со студентами. Особое значение в данном контексте отводится системе самостоятельной работы, взаимоконтролю и самоанализу, использованию профессиональной рефлексии. На занятиях моделируются типичные ситуации учебного общения, широко используются видеофрагменты уроков как опытных учителей, так и студентов-практикантов, различные режимы работы: фронтальный, групповой, парный, индивидуальный, что позволяет сделать занятия более конкретными и практически ориентированными.

Формой контроля по курсу «Общая методика обучения иностранным языкам» является зачет.

В основу преподавания дисциплины положен подход к отбору методов обучения, согласно которому основным критерием успешности новых образовательных технологий является обучение студентов умственной самостоятельности, что предполагает формирование:

критического мышления,

инициативности,

умения видеть проблему,

умения задавать вопросы,

умения перерабатывать информацию, разрешать проблемные ситуации,

эрудированности,

умения прогнозировать,

творческого мышления.

 

Раздел 2. Планы лекций (30 ч.)

Лекция 1. Лингводидактика как общая теория обучения иностранным языкам. Место лингводидактики в системе знаний. Методика обучения иностранным языкам: объект, предмет, методы исследования. Взаимосвязь лингводидактики и методики обучения иностранным языкам. Связь лингводидактики и методики обучения ИЯ с другими науками.

Лингвистические основы обучения иностранным языкам. Лингвистика как базовая наука, лингвистические концепции и методы обучения. Языковой материал и единицы методической организации языкового материала.

Психологические основы обучения иностранным языкам. Психологические характеристики устной и письменной, внешней и внутренней, рецептивной и продуктивной речи. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения при обучении иностранным языкам.

Дидактические основы обучения иностранным языкам. Принципы научности, доступности, прочности, преемственности, наглядности, дифференцированного подхода в обучении, управления учебным процессом.

 

Лекция 2. Иностранный язык как объект овладения и обучения. Стили и категории овладения иностранным языком. Факторы, влияющие на специфику процессов овладения ИЯ / изучения ИЯ / обучения ИЯ. Основные закономерности обучения иностранным языкам.

 

Лекция 3. Языковая личность как центральная категория лингводидактики. Лингво-когнитивная структура языковой личности. Условия и закономерности развития билингвальной (полилингвальной) и бикультурной (поликультурной) языковой личности в процессе обучения и преподавания иностранных языков. Вторичная языковая личность.

 

Лекция 4. Взаимосвязанное обучение языку и культуре как основа формирования способности к межкультурной коммуникации. Язык и культура. Влияние культуры на формирование языкового сознания и речевого (неречевого) поведения человека. Аккультурация как процесс усвоения новой культуры. Лингвистические и психологические аспекты межкультурного общения. Формирование межкультурной компетенции.

 

Лекция 5. Языковая политика в области лингвистического образования: цели, принципы, содержание. Социальная востребованность знания иностранного языка в современном мире. Структура, содержание современного лингвистического образования. Особенности изучения иностранных языков в современной России. Проблемы совершенствования российского языкового образования. Модели языковых ситуаций и языковой политики в различных странах мира.

 

Лекция 6. Общеевропейские и российские уровни владения ИЯ. Европейская шкала уровней владения иностранным языком. Стандартизация средств контроля уровня развития коммуникативной компетенции. Европейский языковой портфель.

 

Лекция 7. История развития методов обучения иностранным языкам. Переводные методы; прямой и непрямой методы; аудиолингвальный и аудиовизуальный методы в России и за рубежом; интенсивные методы. Коммуникативный подход к обучению ИЯ.

 

Лекция 8. Принципы обучения ИЯ как концептуальные положения методической системы. Специфика реализации дидактических принципов в учебном процессе по иностранному языку. Общеметодические и частнометодические принципы.

 

Лекция 9. Цель обучения ИЯ как социально-педагогическая и методическая категория. Эволюция характера и содержания целей обучения иностранному языку на различных этапах развития методики. Формулировка целей и задач обучения иностранному языку в школе на современном этапе.Понятие «коммуникативная компетенция». Структура иноязычной коммуникативной компетенции. Понятие «межкультурная компетенция».

 

Лекция 10. Содержание обучения ИЯ: компоненты, их отбор и организация.

Различные подходы к определению содержания обучения иностранным языкам. Компоненты содержания обучения: лингвистический, психологический и методологический. Нормативные документы, регламентирующие содержание иноязычного образования. Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам для школы. Социокультурный компонент содержания обучения иностранным языкам и его междисциплинарные основы.

 

Лекция 11. Иностранный язык как учебный предмет. Предметы языкового цикла в системе школьного и вузовского образования Содержание понятия «языковое образование». Современные тенденции в развитии российского языкового образования.

Основные характеристики и особенности, место в системе современного образования учебного предмета «Иностранный язык». Образовательные, воспитательные, развивающие возможности учебного предмета «Иностранный язык».

Лекция 12. Средства обучения иностранным языкам: классификация, особенности использования в разных условиях обучения предмету. Классификация средств обучения иностранным языкам, особенности использования в разных условиях обучения предмету. Современный учебник иностранного языка: основные концепции, структура, содержание и принципы построения. Требования к учебно-методическим комплектам нового поколения. Отечественные и зарубежные УМК: преимущества и недостатки.

Лекция 13. Упражнение как единица организации учебного процесса. Типология упражнений, различные подходы в определении исходных критериев типологии упражнений. Основные типы и виды упражнений. Система упражнений.

Лекция 14. Контроль в обучении ИЯ: функции, виды и формы контроля. Лингводидактические тесты. Единый государственный экзамен по ИЯ: цели; нормативные документы, определяющие содержание КИМ; структура экзамена; виды контрольных заданий.

Лекция 15. Профессиональная компетенция учителя/преподавателя иностранного языка: учитель ИЯ как субъект образовательного процесса. Педагогическое мастерство, его компоненты.Компетентностный подходи его роль в профессиональной подготовке современного учителя иностранных языков. Основные компоненты профессиональной компетенции учителя/ преподавателя иностранного языка.Взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения ИЯ.

 

 

Раздел 3. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гальскова Н.Д. “Современная методика обучения иностранным языкам”. – М., Аркти-Глосса, 2000.

2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Теория и методика преподавания ин. яз. и культур".- М.: Академия, 2005.

3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. “Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания ИЯ”. – Cambridge University Press. – Блиц, СПб, 2001.

4. E.Н. Соловова. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М. Просвещение, 2002.

5. Е.Н. Соловова. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам. Учебное пособие для вузов. – М., Просвещение, 2004.

6. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е издание. – М.: Филоматис, 2006.

 

Дополнительная:

1. Стандарты по иностранным языкам. – Методическая мозаика. Приложение к журналу «Иностранные языки в школе».- 2004.-№ 4.

2. Гез Н..И., Ляховицкий М.В. и др. “Методика обучения иностранным языкам в средней школе”. – М., Высшая школа, 1982.

3. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. "Лингвистика и межкультурная коммуникация".- М.: ИНФРА-М: СТУПЕНИ, 2002.

4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., Просвещение, 1988.

5. Пассов Е.И. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность [Текст] / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова. - М.: Просвещение, 1993.

6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е. И. Пассов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

7. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., Просвещение, 1991.

8. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе”. – М., 1988.

9. Общая методика обучения ИЯ. Хрестоматия, составитель – Леонтьев А.А. – М., 1991.

10. Соловова, Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка [Текст]: интегративно-рефлексивный подход: монография / Е.Н. Соловова. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004.

11. Harmer J. The Practice of English language teaching. Longman, 2001.

12. Ur P. A Course in Language Teaching: Practice and Theory.-Cambridge University Press, 2006.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Историко-литературная справка | Чёрный снова в моде
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.