Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Великие киевские князья в исmории древнерусского государства




Изучая историю Киевского государства, необходимо знать великих киевских князей, поскольку каждый из них, являясь личностью неординарной, знаменовал новую ступень в развитии средневекового киевского общества, внес самобытный колорит в историю событий.

Итак, мы выше напомнили, что первым, «некоронованным» князем града Киева, а затем и всей земли русской стал варяжский конунг Олег, сильный человек «со стороны». Летописные данные свидетельствуют, что Олег нахо­дился у власти с 882 по 912 гг.

Академик Б.А. Рыбаков, сторонник анти-норманнской линии в истории, подчеркивал мимолетную роль Олега в жизни Руси, да и о Рюриковичах отзывался определенно, величая в тексте с маленькой буквы [8, с.49-50]. Однако нельзя забывать, что на том конкретном отрезке русской истории лич­ность Олега сыграл созидательную роль. Утвердившись в Киеве, Олег подчинил своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны «великого водного пути»*. Распространив влияние на финские и славян­ские племена, он, тем самым, освободил последних от обязательной дани ха­зарам. Олегу удалось объединить новгородский север и киевский юг

 

 

под од­ной властью киевского князя, заложив тем самым первый камень в основа­ние древнерусского государства.

Некоторые племена и города сохраняли своих местных князей, князь­ков, но все они были теперь под рукой киевского великого князя.

Основным средством напомнить о себе и добиться определенных прав или уступок в торговле с Византией была организация во­енных экспедиций на Царьград. В результате успешных походов в 907 и 911 гг. Олегу удалось урегулировать русско-византийские отношения на выгод­ных для Руси условиях - ее купцы беспошлинно ввозили свои товары в Ви­зантию.

Об Олеге осталось несколько легенд. Так, по преданию, он предрек Киеву судьбу матери русских городов, на главных воротах Царьграда прибил свой щит, показав, тем самым силу русского оружия. О его исчезновении из политической жизни имеются спорные мнения. По одной из древних былин он умер от укуса змеи, притаившейся в останках Олегова старого коня, по другим источникам он отбыл в родные северные края. Очевидно одно - Олег своей семьи или потомства в Киеве не оставил. Если очень кратко определить суть его деяний как князя, то, по мнению многих историков, можно о нем сказать - «государственный муж», так как Олег повел себя как дальновидный политик, обеспечив земле русской выгодное политическое положе­ние в тот период времени. В нашей истории он носит имя «Вещего».

В истории не сохранилось сведений о каких-либо ритуалах возведения князей на великое княжение в начальный период Киевской Руси. Так, мы не знаем, в какой обстановке Игорь и Ольга, Святослав и Владимир становили

великими князьями. Видимо, такое право последним давало их рождение, а также уход из жизни предыдущего старшего в роду. Судя по ле­тописным рассказам, в более поздний период сформировались прочные традиции возведения князя на Киевский Стол*.

Сначала киевские князья приступали к своим обязанностям в «рабочем порядке», как это пришлось делать Игорю Рюриковичу (912-946 гг.)* и его жене Ольге (946-964 гг.).

К сожалению, нет точных сведений об этническом и социальном происхождении княгини Ольги. Имеется лишь краткое упоминание, что она из Псковской земли, где они встретились с Игорем случайно, полюбилась она киевскому князю, и увез он ее в Киев.

Княжение Игоря происходило в сложной обстановке постоянных печенежских вторжений, что значительно отвлекало его силы. В византийских хрониках и первых русских летописях упоминаются несколько походов Игоря в Малую Азию и Царьград с целью поживиться - в 941 и 944 гг., послед­ний поход был неудачным. В договоре 945 г. между Византией и Русью по­следней пришлось расстаться с правом беспошлинной торговли.

-------------------------------

* Одним из атрибутов великой княжеской власти надолго стала шапка Мономаха, которой венчались на власть Иван Грозный и первые Романовы.

* Здесь и в дальнейшем указываются даты княжений, а не всей жизни.

 

Не сложилось у Игоря княжение и дома. В силу традиций князь с дружиной сам ходил за данью по своим землям. В 946 г. такой поход закончился трагически для Игоря - он был убит древлянами. Историки считают очень показательным этот эпизод: в любое время князь и его дружинники, имевшие тогда самостоятельное мнение (среди них были и

варяги) могли запросить столько дани в городах и селах, сколько могли унести. Далее, князь настоль­ко докучал своей корыстью, что простой древлянский люд и более знатные жители Искоростеня - центра древлян, решили убить его. На это в любое время потребовалась бы немалая смелость, но и наказаны были жители древнего Искоростеня княгиней Ольгой без меры. Она, как свидетельствуют летописцы, истребила многих древлян, сожгла их поселения, а лучшие мужи обманом были собраны в ладье и живыми погребены в земле.

..,. Увы, Игорь вошел в историю как князь, искавший поживы, и поплатился жизнью за это.

Ввиду малолетства Святослава, сына Игоря, долго княжила Ольга, ставшая единственной из женщин правящей княгиней, главой русских земель Как отмечают историки, из смерти мужа Ольга извлекла тяжкий для се­бя урок. Насладившись местью, она провела ряд важных реформ, из которых самая значительная - административно-налоговая реформа: полюдье, прежде повсеместно распространенное, было заменено систематической уплатой дани, которая собиралась в административных центрах - погостах – специальными чиновниками правительства – тиунами. И эта новая практика просуществова­ла на Руси столетия (перейдя затем в «повозы» -

доставку дани в Киев, затем - в Москву). Кроме того, Ольга прекратила внешние походы за добычей, сто­ившие огромных людских потерь, а самый буйный элемент, заинтересован­ный в таких походах (прежде всего наемных варягов), отправляла в качестве вспомогательных отрядов в Византию, где они сражались с арабами и про­чими врагами империи. Но вошла в историю княгиня Ольга как первая хри­стианка на Руси. По всей вероятности, княгиня рассчитывала, что ее примеру последуют сын и другие знатные люди. Но этого не случилось. Святослав, любивший мать, наотрез отказался креститься, сославшись на свою дружину, которая в массе была языческой, хотя среди дружинников были и христиане.

Согласно летописи, Святослав «возмужал» и в 964 г. отстранил мать от власти.

Святослав Игоревич (964-972 п.) прочно вошел в русскую историю как князь-воитель. Основной его заслугой в ратных делах являлась борьба с кочевниками. Именно Святослав в 60-е гг. Х в. покончил с хазарским каганатом, подчинил также северо-кавказские племена ясов и касогов, волжских болгар. Успешно отражал Святослав с дружиной набеги печенегов, с побе­дой возвращался из Византии.

Святослав вел смелую внешнюю политику, пытаясь действовать по своему усмотрению. Так, по военному договору с Византией Святослав водил свою дружину на Балканы, в царство Дунайских болгар и подчинил их.

 

 

Но проявил большую самостоятельность в этом вопросе, решил прочно обосно­ваться на Балканах, чем вызвал крайнее недовольство Византии, которая из союзника стала опять врагом. Возвращаясь в Киев из очередного похода не сухопутным путем, а днепровскими порогами, был застигнут врасплох коварными печенегами и убит.

Святослав тяготился киевской государственной деятельностью, предпочитал походы, облюбовал для княжения другой русский город - Переяславец.

В летописи сохранился рассказ о любви Святослава и Малуши (якобы дочери древлянского князя Мала из Искоростеня), которую в услужение себе взяла княгиня Ольга. У Малуши от Святослава родился сын, названный Владимиром, ставший затем великим князем киевским. По преданию, он был любимым внуком Ольги (у Святослава были еще дети от жены).

Видное место в когорте киевских князей занимает великий князь Владимир Святой (980-1015 п.). Молодость Владимира прошла бурно. То, что не покорялось, брал силой, в том числе и любовь женщин. Летописный факт взятия в жены полоцкой княжны Рогнеды в изложении С.М. Соловьева и других авторов показывает одновременно и нрав самого Владимира, и языческие обряды того времени [9, c.241}. По преданию, у Владимира было не­сколько жен и восемьсот наложниц, после его смерти осталось 12 сыновей от разных жен.

Владимир расширял границы своей державы до Балтийского моря. Он вел удачные войны с поляками и волжскими болгарами. В первый год правления он приказал поставить на берегу Днепра вырезанных из дерева богов, которым поклонялись тогда русские: Перуна с серебряной головой и

золотыми усами, Хорса, Дажбога, Стрибога. Идолам приносили жертвы, а в

особо важных случаях - даже человеческие. В каждом племени были свои верования; но государство, объединявшее различные племена, нуждалось в едином боге, который бы сплотил народы и служил государственной власти.

Не сразу, исподволь, Владимир склонялся к необходимости отказаться от старых обычаев, принять такую веру, которая бы позволила и разговаривать на равных с иноземцами, и сердцу русскому по душе пришлась. Влади­мир решил принять православие. В 988 г. он разрушил греческий город Кор­сунь на побережье Черного моря и пригрозил Византии, что сделает то же с Царьградом - Константинополем, если греки не крестят его, а император не отдаст ему в жены свою сестру. Император, в надежде, что крещенная Русь будет менее опасным соседом, выполнил требование киевского князя. Кре­стившись на развалинах Корсуня, Владимир вернулся в Киев, крестил всех горожан в Днепре и заложил каменную церковь. Идолов, установленных раньше, порубили и сожгли.

Имя князя Владимира Святого - Владимира Крестителя - Владимира Красное Солнышко - навсегда связано с крещением Руси. На caмом высоком холме Киева ему воздвигнут памятник, а сам князь Владимир причислен к лику святых.

 

 

Своего расцвета Киевская Русь достигла во времена князя Ярослава Мудрого (1015-1054 гг.). Равным ему по масштабу государственной деятельности и мудрой политике был его внук - Владимир Всеволодович Мономах (l113-1125 гг.).

Ярослав Мудрый сумел заложить правовые основы жизни средневекового русского общества. Сборник первых правовых актов (гражданского и уголовного характера) - «Правду» Ярослава - вскоре назвали «Росськой (или Русской) Правдой». Она была составлена и переплетена в Новгороде в 1015-­1016 п. В этом городе после смерти Владимира было отведено княжение Ярославу. «Правда» Ярослава, затем дополняемая Ярославичами (его сы­новьями) в XI веке, - уникальный документ, отразивший живые процессы складывающегося древнерусского государства. В нем российские историки почерпнули основную информацию о социально-политических, культурно­-бытовых, экономических устоях Руси X-XI вв.

Ярослав Мудрый покончил раз и навсегда с печенежскими набегами. Судя по разветвленному в иноземных странах генеалогическому древу Ярослава, он уделял самое серьезное внимание династическим бракам. Так, сам он был женат на дочери шведского короля Олафа, дочерей своих выдал замуж за французского, венгерского и польского королей.

Княжение Владимира Мономаха завершает величие Киева в условиях растущей разобщенности Ярославичей и их двоюродной и троюродной княжеских ветвей, а также набегов половцев. Доброта и политическая мудрость сочетались у Владимира с суровостью к врагам. При нем были отменены за­коны, разрешавшие трижды брать проценты с должников и отдавать в рабст­во за долги. Мономах щедро одаривал монастыри, построил множество ка­менных церквей, заложил много новых городов. Он же построил и первый в Киеве мост через Днепр.

При Мономахе началось составление первой русской летописи - «Повести временных лет» и житий русских святых. Вместе с летописцем Несто­ром Владимир Мономах был первым русским писателем. На закате жизни он создал свое знаменитое «Поучение», в котором не только рассказывал о сво­ей трудной, полной опасностей жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми, дал практические советы. Это был последний киевский князь, при котором поддерживался относительный покой на Руси. Но древо киевское уже было расшатано его детьми-князьями в бесконечных междоусобицах. После Владимира Мономаха более 100 лет русские князья боролись за право княжить в Киеве, дело доходило до разо­рения стольного града, пока Киев усилиями самих же князей не перестал яв­лять собой «матерь городов русских».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.