Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н. Погодин




ДРАМА 30-Х ГОДОВ

 

1. Публицистическая драма. Н.Погодин. 2. Героическая и историко-революционная драма. Вс.Вишневский «Первая Конная» (1929); «Оптимистическая трагедия» (1932); Историко-революционная драматургия Н.Погодина. 3. Психологическая драма. А.Корнейчук «Платон Кречет» (1934). А.Афиногенов «Машенька» (1940). А.Арбузов «Таня» (1939). 4. Философская драма. Е.Шварц «Голый король» (1934); «Тень» (1940)

 

  1. Публицистическая драма

Драматургия должна была решать новые задачи, которые ставило перед ней время: она должна была дать нового, современного героя, изобразить новую, революционную и послереволюционную действительность, воплотить и выразить новые ценности.

Каковы должны быть принципы художественного изображения и выражения всего этого?

В.Вишневский, Н.Погодин ("новаторы") выступали за разрыв со старой драматургической традицией, сосредоточивавшей все внимание на разработке характера и действия. По их мнению, спецификой новой драмы должны были стать монументальность, героика, глобальный охват событий. В определенной мере это было связано с особенностью тогдашнего общественного сознания: это была эпоха коллективизма. "Единица – вздор, единица – ноль" (В.Маяковский) – эти слова точно выражали настрой эпохи.

Задача драматургии, с точки зрения "новаторов", агитационность, массовость воздействия. Материал – героика войны и труда. Средства – свободная композиция, многоэпизодность, сцены, динамически сменяющие одна другую. Жизненная достоверность и полнота впечатлений достигаются не традиционными драматургическими средствами (три единства, острота конфликта, антитезы, индивидуализация характеров и речи героев, столкновение воль, вызывающее напряженное действие), а документальностью, опорой на реальные факты и события. Николай Погодин даже называл свои произведения "пьесами-очерками".

 

 

Первая его пьеса – " Темп " (1929 г.). Автор говорил о ней: "Почти очерк".

Тема – стройка, борьба за темпы, изменение сознания строителей.

Герои – рабочие, вчерашние крестьяне. Героев много, с каждым связана определенная сюжетная линия. Широкий охват событий.

Это признаки эпической формы.

Внимание к подробностям, деталям трудового процесса. Слабая типизация, слабая разработка индивидуальных характеров. Это признаки публицистического очерка. Практически от драмы остается только диалогическая форма речи. Реплики и ремарки еще не создают драмы.

Произведение несценично.

Здесь свою роль сыграл прежний опыт Погодина-очеркиста, журналиста; в некоторой степени – еще и влияние лефовской теории "литературы факта". В документальности Н.Погодин видит залог правдивости.

 

" Поэма о топоре " (1931) – это пьеса, также построенная на документальной основе.

Тема: первая плавка нержавеющей стали. Драматург встречался со златоустовскими рабочими-металлургами, и впечатления от этой встречи отразились в сюжете, в системе образов, в фигуре главного героя – Степана.

Проблематика здесь уже не столько производственная, сколько нравственно-психологическая: отношение человека к труду, взаимоотношения личности и коллектива. Есть и социально-политический конфликт – борьба с замаскировавшимися классовыми врагами.

Система образов слабо разработана. Пьесе свойственна "одновершинность". Кроме характера Степана, ни один другой не получился сколько-нибудь полнокровным и ярким – это при большом количестве действующих лиц. Композиция: пьеса строится как ряд быстро сменяющих друг друга эпизодов.

Жанр "пьесы-очерка" привлекал Н.Погодина в начале 30-х гг., т.к. он считал необходимым отказаться от художественного вымысла в пользу факта. По его мнению, любой факт эпохи настолько ярок и интересен, что вымысел не нужен. Но очеркизм таит в себе опасность натурализма и иллюстративности, кроме того, он разрушает драматургическую форму, в чем и убеждается вскоре сам Н.Погодин.

 

А.Афиногенов. Пьеса "Страх" (1930)

 

Это представитель "консерваторов" в тогдашней драматургии (к "консерваторам" в драматургии, безусловно, относили себя и М.Булгаков, ориентировавшийся на классические традиции, а также М.Горький как драматург).

Для пьесы "Страх" при всей её публицистичности характерны ослабленность чисто событийной линии, повышенное внимание к интеллектуально-нравственным противоречиям и проблемам, к внутреннему миру героев. Конфликт проявляется прежде всего в действии, в противоборстве характеров, а не в спорах и дискуссиях. Для пьесы Афиногенова свойственна глубокая разработка характера. Массовые сцены, "панорама" эпохи отсутствуют.

В пьесе "Страх" (1930) конфликт построен на противоречии и противостоянии разных жизненных позиций. Тема – наука и политика. Главный герой – профессор Бородин – человек незаурядных качеств: мужественный, благородный, темпераментный. Он ставит себя в оппозицию к режиму, т.к. считает, что наука должна быть вне политики. У него своя точка зрения на человека: поступки его определяются физиологическими стимулами: голодом, страхом, любовью, гневом. Нет каких-то особых мотивов, классовых, например, или социально-исторических. Отсюда его вывод: "Способы управления и руководства людьми в социалистической стране неприемлемы". Бородин – приверженец "чистой" науки, но в обществе, тотально политизированном, таковая невозможна. Уже сама аполитичность волей-неволей ставит Бородина в оппозицию к режиму. "Кто не с нами – тот против нас", – доказывает автор, ставя Бородина в такую ситуацию: под прикрытием его аполитичности в институте его же ученики и сотрудники образуют контрреволюционную организацию. Осознавая это, Бородин переоценивает свою позицию и начинает понимать, что нельзя быть "ни на чьей стороне"; нейтралитета не может быть в стране, где всё определяет классовая борьба. Следует раскаяние; возникает у героя и стремление "работать для народа".

Антитеза: Бородин – Клара Спасова, большевичка, помогающая молодым ученым усваивать нравственные принципы социализма. Эта антитеза играет ведущую роль в раскрытии идеи пьесы.

Кульминация – доклад Бородина и ответное выступление Клары.

Жанр – социально-психологическая драма, но в то же время она отличается открытой публицистичностью и в проблематике, и в способах её разработки. Иногда сцена просто превращается в трибуну, разворачивается бурная дискуссия по социально-политическим или философским вопросам. Часто используется прием прямого обращения в зрительный зал, монолог призывающий, убеждающий, обличающий. Например, речь Клары о страхе и бесстрашии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.