Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д р е в н и й в о с т о к 2 страница




Солнцепоклоннический переворот Аменхотепа IV (Религиозная реформа Эхнатона). Вступление на престол сына Аменхотепа III и царицы Тэйе юного Аменхотепа IV (1365-1348 гг. до н.э.). Появление добавления “Уа-ен-Ра” – “единственный для Ра” – к тронному имени фараона через год после вступления на престол. Использование имени “царствующий Атон” в титулатуре (Йати – Видимое Солнце) на четвертом году правления фараона с заключением нового имени в царские кольца (картуши). Резкие перемены в изобразительном стиле на шестой год правления фараона (карикатурный, уродливый стиль). Новый образ Солнца – вместо Хора-Сокола, увенчанного солнечным кругом, употребляется солнечный круг и множеством устремленных вниз лучей с кистями человеческих рук на концах. Основание новой столицы – Ахетатона (“Небосклон Солнца”) в Телль-эль-Амарне. Перемена тронного имени царя с Аменхотеп (“Амон доволен”) на Эхнатон (Их-не-Итен, т.е. “Угодный, полезный для Атона”). Опора Эхнатона на незнатных выходцев из низов (“немху” – “сирота”). Подчеркивание личной связи Эхнатона с новым богом Атоном (новое явление для Египта, абсолютизация идеи посредничества между людьми и богами). Проявление религиозной нетерпимости к жрецам старого фиванского культа Амона на девятый год царствования (с 1356 г. до н.э.), полный разрыв со старыми культами с 1353 года до н.э. (запрет упоминания старого имени, уничтожение надписей, гонения на жрецов и вельмож, сопротивлявшихся религиозной реформе Эхнатона, вплоть до казней с последующим сожжением тел). Консерватизм провинциальной знати и глухое неприятие нововведений Эхнатона в провинции (в лучшем случае, почитались и Атон, и Амон; молились старым богам Атуму, Осирису, Птаху, Анубису и местным культам). Необоснованность гипотезы о введении Эхнатоном единобожия (монотеизма). Узость социальной базы религиозной реформы Эхнатона, ее элитарность, ограниченность и условность.

Неудачи во внешней политике Эхнатона: захват царями Митанни египетских владений в Южной Сирии, возрастание угрозы со стороны правителя Хеттской державы Суппилулиумы.

Смерть фараона-солнцепоклонника на семнадцатом году своего царствования (1348 г. до н.э.). Нефернефруатон (“Красиво красотою Солнце”) – преемник мятежного реформатора, “солнечного фараона”. Восстановление почитания Амона на третьем году царствования и принятие им нового тронного имени Анхепрура Семнехкара (“Святой явлениями”); женат на старшей дочери Эхнатона – Меритатон (“Возлюбленная Атона”), также поменявшей имя на Меритамон. Неожиданная смерть Семнехкара в 19-летнем возрасте, останки мумии обнаружены в Фивах в чужой гробнице (условные даты правления Семнехкара – 1348-1347 гг. до н.э.).

Преемник Семнехкара – девятилетний мальчик Тутанхатон (“Живой образ Атона”, правил с 1347 по 1338 гг. до н.э.), зять Эхнатона, женат на третьей дочери Эхнатона Анхесенпаатон (“Живет она для Атона”). Окончательное восстановление культа Амона в стране с переменой тронного имени супругов (Тутанхамон и Анхесенпаамон). Отъезд царской четы из Ахетатона в Мемфис с последующим разрушением новой столицы и проклятием имени Атона. Возрастание политического влияния на молодого фараона верховного жреца Эйе и главного военачальника Хоремхеба. Вынужденный брак вдовы Анхесенпаамон с Эйе после внезапной смерти (вероятного убийства) 20-летнего Тутанхамона в 1338 г. до н.э. Окончательное свертывание религиозных преобразований Эхнатона в правление Эйе (“я уничтожил зло”) – последнего фараона XVIII-й династии (1338-1334 гг. до н.э.). Переход власти в стране к военачальнику Эхнатона – Хоремхебу, командующему египетской армией (1334-1306 гг. до н.э.) и основавшему XIX-ю династию Нового царства. Оценка правления XVIII-й династии в историографии.

Египет Нового царства (XIX-XX династии, 1334-1085 гг. до н.э.). Ухудшение социально-политического положения в стране после краха солнцепоклоннического переворота. Постепенный распад “мировой” египетской державы. Начало правления XIX-й династии (1305-1197 гг. до новой эры): Рамсес I (1305-1304 гг. до н.э.), Сети I (1304-1290 гг. до н.э.) – первые фараоны новой династии. Войны с хеттским царем Муватталисом, возврат Палестины под владычество Египта, присоединение Сирии и Финикии, войны в Ливии и Нубии.

Воцарение на престоле Рамсеса II Великого (1290-1224 гг. до н.э.). Временное восстановление былого могущества египетской “мировой” державы и ее ведущей роли в судьбах Ближнего Востока. Длительные, напряженные войны с Хеттским царством за богатые области Финикии, Сирии, Палестины. Знаменитое сражение под городом Кадеш с войсками хеттского царя Муватталиса (1286 г. до н.э.). Заключение первого в истории древности мирного договора Египта с царством Хатти в 1270 г. до н.э. (серебряная клинописная табличка с текстом договора хранится в ООН). Стабилизация внешнеполитического положения Египта.

Активизация внутренней политики Рамсеса II. Возобновление масштабных ирригационных и строительных работ по всему Египту и в Нубии. Хозяйственное освоение дельты Нила. Храмовое строительство в честь Амона в Луксоре, Карнаке, возведение заупокойного храма Рамессей и новой столицы Пер-Рамсеса (“Дом Рамсеса”), величественного храма в Абу-Симбеле. Широкое привлечение в Египет иностранцев из Сирии и Азии.

Перемены в Египте при преемнике Рамсеса II Великого, его тринадцатом сыне – фараоне Мернептахе (1224-1214 гг. до н.э.). Ориентация фараонов Египта на культ бога Птаха, а не Амона. Усиление напряженности во взаимоотношениях с фиванским жречеством. Нарастание угрозы внешнеполитической безопасности Египта со стороны “народов моря” (ахейцев, ликийцев, этрусков, жителей Сицилии и Сардинии) и ливийцев на западных рубежах. “Двоецарствие” в Египте после смерти Мернептаха: на севере Сети II (1214-1209 гг. до н.э.) и на юге Аменмессу, 1213-1210 гг. до новой эры. Правление Саптаха (Си-Птах) и царицы Таусерт (Та-уасе, 1209-1200 гг. до н.э.). Смута в Египте вследствие восстания сирийского раба Ирсу (середина 1190-х гг. до н.э.). Подавление смуты и свержение Ирсу Сетнахтом (1192-1190 гг. до н.э.). Оценка правления XIX-й династии в науке.

Утверждение у власти в Египте ХХ-й династии Нового царства (правила в 1190-1085 гг. до н.э.). Время наследника Сетнахта – Рамсеса III (1190-1159 гг. до н.э.) – последний период военного могущества Египта. Отражение египтянами второй волны нашествия на Египет “народов моря” (сардинцев, сицилийцев, этрусков, филистимлян, данайцев) с 1185 г. до н.э. “Большой папирус Харрис” длиной в 40 метров как источник по истории правления Рамсеса III. Гибель Хеттского царства и превращение Египта в единственного хозяина Восточного Средиземноморья. Возрастание численности иностранных наемников в египетском войске, уступки жречеству, усиление сепаратизма южных и северных правителей, борьба придворных группировок за власть и собственность (сам Рамзес III на 32-м году царствования был убит в результате придворного заговора) – симптомы надвигавшегося кризиса центральной власти в стране.

Последующие фараоны ХХ-й династии Рамессидов – все носили тронное имя Рамсес (как семейный оберег): Рамсес IV правил 6 лет, Рамсес V – 4 года, Рамсес VI – 7 лет, Рамсес VII – 7 лет, Рамсес VIII – нет сведений, Рамсес IX – 19 лет, Рамсес X – 3 года, Рамсес XI – 27 лет (в сумме не более столетия). Дальнейшее ослабление фараоновской власти в Египте. Упадок храмового строительства. Возрастание роли в стране и влияния на внутреннюю и внешнюю политику жрецов храма Амона. Переход в руки верховного жреца Амона в Карнаке – Херихора – командования войском и заведования государственной житницей. Принятие “первым слугой Амона” Херихором царской титулатуры после смерти Рамсеса ХI. Обособление северной части Египта со столицей Танисом (правитель Несубанебджед) от южной, Фиванской, (под властью Херихора). Выход Сирии, Палестины, Финикии, острова Кипр из-под египетского главенства и влияния. Распад Египта на отдельные номы к концу ХХ-й династии. Прекращение существования Египта как единого государства. Оценка периода в историографии.

Египетское общество во времена Нового царства: экономика, социальные отношения, культурное развитие. Особенности новоегипетского хозяйства: широкое применение меди и ее сплавов с оловом (оловянистые бронзы), крайне редкое употребление железа (как драгоценного металла), в провинции – вкладышевые кремневые орудия. Внедрение ножных мехов для раздувания плавильного горна (ранее – раздували ртом через трубки). Появление вертикального ткацкого станка, управляемого одним работником, вместо старого, горизонтального, на котором трудились два-три ткача. Расширение номенклатуры и количества орудий труда и приспособлений, увеличивавших производительность труда ремесленников. Использование земледельцами плугов с отвесными прямыми рукоятками и перемычками поперек них. Внедрение колодцев-“журавлей” в египетское полеводство. Развитие стеклодувного производства. Искусство литья из меди полых изделий. Успехи в применении различных красителей, позволявших окрасить золото в алый цвет, покрытие бесцветными лаками стенописей. Изумительное совершенство в искусстве бальзамирования мумий. Прогресс в использовании транспортных средств, широкое применение колесных повозок. Особое внимание Тутмоса III и Аменхотепа II развитию коневодства для нужд колесничного войска. Увеличение поголовья крупного и мелкого рогатого скота за счет внешних захватов и дани с подвластных территорий. Рост сырьевых источников Египта за счет ограбления соседних стран (из сиро-палестинского похода Аменхотеп II привез 45,5 тонн меди и 600 кг золота). Увеличение поставок леса в Египет из Эфиопии и Финикии. Широкий дарообмен между Египтом и Вавилонией, Хатти, Митанни, Ассирией. Оживление внешней торговли во второй половине Нового царства.

Высокий уровень развития точных и естественнонаучных знаний – решающий фактор прогресса новоегипетской экономики. Применение водяных часов XVIII-й династией. Очевидные успехи в медицине и врачевании. Разнообразие музыкальных инструментов египтян (гусли, лютни, дудки, трубы, барабаны, арфы, бубны).

Повсеместное распространение рабовладения в эпоху Нового царства. Постепенное вытеснение терминов “бак”, “бака” новыми понятиями “хам”, “хама” для обозначения лиц рабского состояния. Доступность владения рабами для лиц скромного общественного положения (среди рабовладельцев значились пастухи, рядовые ремесленники, садовники, привратники, торговцы, возницы, слуги, певцы, мелкие горожане, рядовые жрецы, иноземцы). Страсть к добыванию рабов в новоегипетском обществе. Частая товарность рабов (смена хозяев в результате сделок купли-продажи). Дань рабами с покоренных территорий – один из источников рабства в эпоху Нового царства. Падение цен на рабов – при XIX-й династии цена рабыни составляла около 370 граммов серебра, при ХХ-й упала до 180 граммов. Преимущественное сосредоточение рабов в храмовых и царских хозяйствах. Широкая дробность рабских профессий: землепашцы, пастухи, ткачи, хлебопеки, ремесленники разных специальностей, каменотесы, носильщики, корабельщики, опахалоносцы, пивовары, плакальщицы по покойникам, водоносы, огородники, рыбаки и т.п. Появление фактов браков рабов или рабынь со свободными, при этом рабы носили египетские имена и отождествлялись после смерти со свободными. Сожительство господина с рабынями – обычное явление новоегипетской эпохи. Тяжелое положение основной массы рабского сословия (обнаружение археологами близ развалин храма царицы Хатшепсут кнута надсмотрщика за рабами, почерневшего от крови). Школьные поучения времен XIX-й династии как источники о нелегком положении подневольного населения Египта. Стенописи и настенные изображения – иллюстрация производственной деятельности трудового люда. Бегство рабов от своих господ как форма социального протеста угнетенного сословия страны. Кладбищенское производство – одна из наиболее изученных отраслей новоегипетского хозяйства. Жестокость “начальников соединений” рабов, повальное воровство ими припасов и пайков, выделенных для кормления ремесленников, занятых на работах. Привилегированные ремесленные профессии: гробничных дел мастера, резчики по камню, живописцы, золотых дел мастера.

Новоегипетское войско: состояло из нескольких воинских соединений по имени главных богов (“Ра”, “Птах”, “Амон”, “Сет”) и делилось на подразделения со своими стягами (по 200 воинов), низшая единица – “пятерка” во главе со своим старшиной. Пешие, корабельные и колесничные рода войск египтян. Покупка колесниц состоятельными египтянами. Палка – основное оружие пехотинцев. Вооружение стрелков-пехотинцев сложными луками, секирами, колющими и рубящими мечами. Защитное оружие: нагрудная броня с нашитыми медными пластинками, головные шлемы. Наказания нерадивых воинов палочными ударами (до 100 ударов). Призыв на службу молодых мужчин из народа, включая людей храмов. Частое использование труда воинов на строительных работах в мирное время. Продовольственный паек воина: ежедневно по 1,8 кг хлеба, кусок жареного мяса, два пучка овощей, две полотняные одежды на месяц. Призыв в ряды новоегипетского войска иноземцев (сирийцев, эфиопов, ливийцев). Колесничные войска – самый ударный род войска египтян.

Храмовые владения и жречество. Торговое сословие Египта. Появление серебряного обращения при XVIII-й династии (соотношение серебра к меди при XIX-й династии 100:1, при ХХ-й династии 60:1; золото и серебро обменивались по курсу 5:3 или 2:1). Эфиопия и Нубия – основные золотоносные источники Египта. Широкое применение золотых изделий в быту новоегипетской знатью.

Областные правители (номархи) – верхушка, элита новоегипетской знати. Придворная и служилая знать, ее статус и привилегии. Храмовая знать. Верховное жречество – самое близкое к царскому дому сословие. Новоегипетская идеология (в центре ее – учение о “всебоге” Амоне – воплощении всех главных богов страны, заступнике и защитнике обездоленных, целителе больных, прогоняющем страх и подающем радость окружающим). Традиция возведения поминальных царских храмов. Скальные гробницы в Долине царей (первую соорудил Тутмос I). Усиление общественного значения храмов во второй половине Нового царства.

Египет Позднего царства (XXI-XXX династии, 1075-525 гг. до н.э.). Приход к власти в Нижнем и Среднем Египте XXI-й династии, основанной правителем города Таниса Несубанебджедом в 1075 г. до н.э. и правившей до 945 г. до н.э. (Южный Египет остался под властью Фив). Правление XXII-й Ливийской династии (или династии Бубастидов), основанной Шешонком в номе Бубастис (дельта Нила) в 945 г. до н.э. и ушедшей в 730 г. до н.э. Возобновление завоевательной политики Египта в Нубию и Палестину. Назревание ассирийской угрозы на границах с Египтом. Нарастание процессов децентрализации в стране. Отделение от ливийского правящего дома XXIII-й династии из города Леонтополь в южной части дельты (обе были законны и правили одновременно друг с другом). Отделение Гермополя и Гераклеополя от правящего дома (в Египте правили сразу четыре царя). Фактическая децентрализация единой страны.

Обособление Нубии из-под власти Египта. Приход к власти XXIV-й Саисской династии, основанной правителем Тефнахтом в 727 г. до н.э., правил до 720 г. до н.э. Законы против долгового рабства Бакенранфа (Бокхориса, 720-715 годы до н.э.). Низложение фараоном Шабакой Бакенранфа (Бокхориса) и основание им XXV-й Нубийской (Эфиопской)_династии (правила в 715-656 гг. до н.э.). Правление царей Шабатаки (702-690 гг. до н.э.), Тахарки (690-664 гг. до н.э.) и Танутамона (664-656 гг. до н.э.). Подчинение Египта Ассирией при царе Ашшурбанапале на 15 лет (с 671 по 655 гг. до н.э.) и вступление Египта в период “додекархии”, т.е. правления 12-ти египетских царей по Геродоту. Нехо I и Псамметих (Псамтик) I. Падение XXV-й Эфиопской династии и установление в Египте власти Псамметиха I (656-610 гг. до н.э.), основателя XXVI-й Саисской династии (656-525 гг. до н.э.). Последний расцвет египетской государственности. Мирная греческая колонизация Египта. Основание колонии Навкратис в дельте. Широкое привлечение в Египет иностранных наемников (эллинов, финикийцев, малоазийских переселенцев из Карии). Воссоединение юга Египта с Фивами. Трехлетнее плавание вокруг Африки царя Нехо II (610-595 гг. до н.э.). Союз Египта с правителями Лидии против могущественной Ассирии. Вытеснение египтян из Восточного Средиземноморья вавилонским царем Навуходоносором II в 605-600 гг. до новой эры. Правление Псамметиха II (595-589 гг. до н.э.) и Уахибра (Априя, 589-570 годы до н.э.). Вспышка междоусобной борьбы в Египте (с 570 г. до новой эры). Победа военачальника Яхмоса II (Амасиса) над Априем в 567 г. до новой эры.

Правление Яхмоса (Амасиса) II (567-525 гг. до н.э.) – по имени “Филэллин” (“Друг эллинов”). Захват острова Кипр. Широкие контакты с Элладой. Возвышение Персии во главе с Киром II – главного внешнеполитического соперника Египта. Захват персидским царем Камбисом (Камбизом) Египта в 525 г. до н.э. Включение Египта в состав Персидской державы Ахеменидов (первое персидское владычество в 525-404 годы до н.э.). Правление Амиртея (404-398 гг. до н.э.) – единственного правителя XXVIII-й Саисской династии. Низложение Амиртея и приход к власти XXIX-й династии из города Мендес в дельте Нила (398-380 гг. до новой эры). Государственный переворот правителя города Севеннита Нектанеба I (380-363 гг. до н.э.) и установление в стране последней ХХХ-й династии (по Манефону). Борьба с персидским владычеством в Сирии и Палестине фараона Тахоса (363-361 гг. до н.э.). Новое вторжение персидского царя Артаксеркса III в Египет и установление второго персидского владычества с 343-332 гг. до н.э. Приход войск Александра Македонского в период Восточного похода в Египет в 332 г. до н.э. Вступление “страны пирамид” в эпоху эллинизма.

Культура Древнего Египта. Древнеегипетская письменность. Иероглифика, иератика и демотика. Распространение коптского письма в эпоху Позднего царства. Древнеегипетская литература. Жанры поучений, речений, пророчеств. Сюжетные произведения древнеегипетской литературы. Жанр сказок. Любовная лирика. Мистические и магические мотивы. Военные сюжеты в древнеегипетской литературе.

Древнеегипетские представления о мире. Тема борьба правды (“маат”) и зла (“исефет”). Наличие у живых существ двух спутников: “ка” (“двойник”) и “рен” (“имя”). Древнеегипетские представления о загробной жизни. Религиозные тексты египтян. Культы Осириса и Исиды. Концепция царской власти. Искусство. Памятники архитектуры из камня. Древнеегипетский канон изображения людей. Рельефы и фрески заупокойных комплексов и гробниц. Карнакский и Луксорский храмовые комплексы в Фивах. Храмовые комплексы в Мединет-Абу и Абу-Симбеле. Скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити. Сокровища гробницы Тутанхамона из Долины царей. Скульптурные портреты эпохи “саисского возрождения”.

Источники и историография Древней Месопотамии. Библия – основной исторический источник по истории Древней Месопотамии (Междуречья, Двуречья). Библейские рассказы о походах в Восточное Средиземноморье ассирийских и нововавилонских царей, о взаимоотношениях Месопотамии и Палестины в древности. Начало широких археологических исследований на Ближнем Востоке в XIX столетии. Раскопки французского археолога Ботта и английского ученого Г.А.Лэйярда.

Памятники материальной культуры. Археологические изыскания в Шуруппаке, Уруке, эль-Обейде, в Джемдет-Насре, в долине Джармо в ХХ столетии. Обнаружение городов Ура, Эшнунна и Мари – крупнейших “номовых государств” Месопотамии. Исследования северомесопотамских городских центров – Ниневии, Ашшура и Калаха Раскопки городской крепости на холме Нимруд археологом Маллоуэном в 1949-1959 гг. Месопотамские городские цилиндрические печати.

Письменные памятники. Государственные и храмовые хозяйственные архивы на глиняных табличках из Урука и Джемдет-Насра. Собрания деловых документов торговых домов (“дома Мурашу”, V в. до н.э.). Юридические памятники. Законы лугалей (правителей) Шульги, Ур-Намму, Липит-Иштара, Хаммурапи. Дипломатические документы. Архив царя Мари Зимрилима. Переписка вавилонских правителей с соседними государствами. Телль-Амарнский архив в Египте – ценное собрание дипломатических и деловых документов, касающихся целого ряда стран Передней Азии. Надписи исторического содержания. “Стела коршунов” правителя Лагаша – Эанатума. Надписи правителя Лагаша Уруинимгины. Строительные и посвятительные надписи правителя Лагаша царя Гудеа. Надписи-описания завоевательных походов в Элам аккадских правителей. Литературно-исторические произведения эпохи Саргонидов. Парадные надписи на золоте, мраморе и базальте, драгоценных камнях и пластинках из слоновой кости. “Царские списки” лугалей Киша, Лагаша, Ура, Урука, Уммы. “Шумерский царский список” (ХХI в. до н.э.). Хроники (о падении Ниневии и Вавилона). Открытие англичанином Джорджем Смитом на руинах Ниневии знаменитой царской “библиотеки Ашшурбанапала”, содержащей 20 тысяч глиняных книг на табличках (датирована VII в. до н.э.). Исторический труд жреца Бероса из храма Мардука в Вавилоне (датирован IV-III вв. до н.э.).

Памятники шумеро-аккадской словесности. Жанр эпических поэм о древнейших правителях месопотамских номовых деспотий. Поэмы об Энмеркаре (Урук), Гильгамеше (борьба за освобождение Урука от гегемонии Киша), легенды об аккадском царе Саргоне Древнем. Источники из соседних стран Передней Азии. Палестинские, сирийские, иранские источники по истории Месопотамии. Труды античных авторов – Геродота Галикарнасского, Диодора Сицилийского, Страбона. Работы Иосифа Флавия (I в. н.э.) и Помпея Трога (I в. н.э.).

Дешифровка древневавилонской клинописи. Немецкий филолог Георг Гротефенд (1802 г.) и датчанин Нибур – пионеры дешифровки клинописного письма. Заслуги английского офицера Роулинсона, скопировавшего знаменитую Бехистунскую надпись (1830-1840 гг.) и расшифровавшего 250 клинописных знаков из 600. Заслуги европейских ориенталистов Ж.Опперта, Э.Хинкса, Г.А.Лэйярда, Х.Рассама в развитии археологических исследований в Месопотамии. Эпохальные успехи европейских исследователей в ХХ столетии: экспедиции немецких археологов Р.Кольдевея, В.Андре (раскопки Ашшура и древнего Вавилона). Изучение французским ученым А.Парро города Мари, английской экспедицией под руководством Л.Вулли древнего Ура. Достижения иракской археологии в собирании и изучении письменных и материальных памятников древней Вавилонии. Вклад российских ученых-востоковедов академиков М.В.Никольского, Б.А.Тураева, профессоров В.С.Голенищева, А.И.Тюменева, В.В.Струве, В.К.Шилейко, И.М.Дьяконова, М.А.Дандамаева, В.М.Массона, А.П.Рифтина, А.А.Ваймана, Н.В.Козыревой, В.К.Афанасьевой и других историков.

Дискуссионные вопросы шумерологии. Критика Б.А.Тураевым концепции “панвавилонизма” немецкого востоковеда Г.Винклера. Обоснованная критика теории “панвавилонизма” Эд.Мейером и Ф.Куглером. Доказательства американского шумеролога С.Н.Крамера о шумерских корнях многих литературных сюжетов и научных открытий вавилонян. Приоритет М.В.Никольского в изучении документов хозяйственной отчетности Шумера и Аккада. Вклад И.М.Волкова в исследования юридических документов Древней Месопотамии.

Возникновение Древней Месопотамии: географическое положение, природные условия, народонаселение. Территория и окружающая среда. Климатические условия.Различия в природных условиях Северной Месопотамии и Южного Двуречья. Роль транспортных артерий Тигра и Евфрата в хозяйственной жизни страны. Ирригационное и мелиоративное земледелие – основа экономики Месопотамии.

Этнический состав Древней Месопотамии. Древние шумеры – основное население Двуречья с IV тыс. до н.э. (пришли с востока, по мнению английских ученых Л.Вулли и Г.Чайлда; северного происхождения, как считал чех Б.Грозный). Проникновение кочевых семитических племен из Сирии в Двуречье в III тыс. до н.э. Хозяйственные и культурные связи шумеров с народами Передней Азии – кутиями, эламитами, хурритами. Контакты Месопотамии с Бахрейном, Индией и Египтом.

Древнейшие поселения в Двуречье. Неолитические культуры Ближнего Востока: палестинская (VIII-VII тыс. до н.э.) – поселение Иерихон, анатолийская (VIII-VI тыс. до н.э.), “культура Джармо” в Курдистане (VII тыс. до н.э.). Хассунская, самаррская и убейдская археологические культуры Нижней Месопотамии. Субареи (шубареи) – предшественники шумеров. Поселения Эль-Обейда (Урук) и Джемдет-Наср (Киш). Раскопки городища Абу-Шахрайн (по-шумерски “Эреду” – “Добрый город”, древнейшего поселения шумеров). Дискуссии вокруг вопроса о прародине шумеров. Отставание в экономическом развитии Верхней Месопотамии (заселенной племенами хурритов) от Нижней (шумерской). Семитизация шумерского и хурритского этносов. Ассирийское влияние на Месопотамию.

Древний Шумер: Протописьменный (3000-2750 гг. до н.э.) период. Качественные изменения в хозяйственном и общественном развитии Шумера к ХХХ веку до н.э. Раскопки городища Варки и его исследования известным шумерологом А.Фалькенштейном. Создание системы искусственного орошения полей и использование плуга для вспашки почвы. Появление храмовых хозяйств вокруг культовых святилищ.

Начало эпохи Урук в Нижней Месопотамии. Ассимиляция шумерского и субарейского этносов. Образование племенного союза с центром в протогороде Ниппуре вокруг храма бога Энлиля. Колонизация шумерами Верхнего и Среднего Евфрата. Социальные сдвиги в шумерском обществе: выделение правящей храмовой верхушки, зарождение рабства и появление протописьменности на основе пиктографии (“рисуночного письма”). Изобретение шумерской иероглифической письменности (“клинописи”) к 2500 году до н.э. и появление письменных источников (глиняных табличек) для ведения учета в храмовых хозяйствах.

Начальный этап Протописьменного периода (3000-2850 гг. до н.э.) – появление категорий населения, обозначенных терминами “эн”, “эвен” – вождей-правителей и подневольных лиц (“гора”, т.е. чужеземцев, привезенных из-за гор). Появление войска, вооруженного булавами, топорами, кинжалами, палицами, метательными дротиками.

Второй этап Протописьменного периода (2850-2750 гг. до н.э.) – время оформления отделенной от народа храмовой администрации (эвенов, верховных жрецов и жриц, храмовых прорицателей-шаманов, военачальников, верховных судей при храмах и подневольных лиц, зависимых от храмов, условно именуемых “клиентами” храмов). Зарождение отработочного и продуктового налогов. Появление категории подневольного населения “эре”, “уруд”, т.е. “низведенные с гор”, попавшие в рабскую зависимость. Окончание Протописьменного периода, совпавшее с драматическим событием – Всемирным потопом (возможно, стихийным наводнением, разрушившим местные ирригационные системы). Составление так называемого “Царского списка” в виде перечня царей-лугалей, спустившихся с небес и правивших после Потопа. Складывание системы из четырнадцати “номовых” деспотий-государств, связанных с общешумерским культом верховного бога Энлиля с центром в Ниппуре (Эреду, Ур, Урук, Шуруппак, Лагаш, Умма, Сиппар, Киш, Ларса и других центров).

Древний Шумер: Раннединастический (2750-2315 гг. до н.э.) период. Начальный этап Раннединастического периода (2750-2615 гг. до н.э.). Гегемония северного нома Киш и южных номов Ура и Урука. Усложнение социально-экономической и политической структуры шумерского общества. Сосредоточение огромных богатств в руках шумерской знати. Превращение титула “лугаль” в аналог титула “царь-правитель всех людей”. Формы землевладения и землепользования в номовых городах-государствах. Категории лиц храмовой администрации. Формы эксплуатации и категории подневольного населения. “Гуруши” – основная категория трудового населения Шумера (общинники). Обеднение основной массы населения и втягивание ее в различные формы податной эксплуатации.

Политическая история Раннединастического периода. Нарастание борьбы номовых деспотий между собой за гегемонию. Второй этап Раннединастического периода (2615-2500 гг. до н.э.). Лидерство династии Авана в северном Двуречье и I-й династии Урука на юге. Третий, завершающий этап Раннединастического периода (2500-2315 гг. до н.э.). Рост богатств знати и углубление имущественного и общественного расслоения в номах. Оформление единого общешумерского перечня богов: Энлиля (Ниппур), Ан (Урук), Инана (Урук), Энки (Эреду), Нанна (Ур), Уту (Ларса). Утверждение на юге I-й династии Ура около 2500 г. до новой эры. Основание II-й династии Урука и I-й династии Лагаша. Создание царских и храмовых дружин. Возрастание роли войны в шумерском обществе. Военный конфликт между Лагашем и Уммой за обладание плодородной равниной Гуэден. Правление царя Лагаша Эанатума, его преемников Энанатума и Энметены (Энтемены) в XXIV в. до н.э. Появление сделок купли-продажи земли в конце Раннединастического периода (около 50-ти фактов). “Эпос о Гильгамеше” (правителе Урука, добывавшем траву бессмертия) и “Поэма об Этане” (правителе Киша, летавшем на небо) как источники по истории Раннединастического периода Шумера.

Расширение ирригационной сети на севере Шумера и образование нескольких новых номов на реке Евфрат, в том числе нома Вавилон с культом храмового бога Мардука.

Реформы лугаля Лагаша Уруинимгины (Урукагины) после избрания его советом знати правителем в 2318 г. до н.э. Политическая оценка реформ Уруинимгины и причины их неудачи. Правление лугаля Уммы Лугальзагеси (2336-2312 гг. до н.э.). Захват им Ура, Урука и Ниппура и осада столицы нома Лагаша – города Нгирсу. Подавление номового сепаратизма провинциальной знати. Держава Лугальзагеси от Средиземного моря до Персидского залива (“от Верхнего до Нижнего моря”). Окончание Раннединастического периода и его оценка в историографии.

Древняя Месопотамия: династия Аккада или Саргонидов (2315-2112 гг. до н.э.). Вторжение восточных семитов-аккадцев во главе с Шаррумкеном (Саргоном, правил в 2315-2261 гг. до н.э.) в Месопотамию и основание им новой династии Саргонидов или Аккада (по названию опорной крепости царя в номе Сиппар). Этнические и языковые перемены в стране. Создание массового легковооруженного “народного” войска и опора на людей незнатного происхождения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.