Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Романтизм как литературное направление, время его появления в разных странах, основные представители в каждой из стран




Романтизм как мировоззрение. Роль философского учения Фихте (Я - не-Я), диалектики Шеллинга.

Завершение 18 века ознаменовалось философией Канта (категорический императив) — это в Ленском (Ленский как человек 18 века с верой в направляемость всего, что происходит; Онегин как человек 19 века). 19 век — философия Фихте. Он поставил вопрос о значении философии, значении личности. Основополагающее - Я, то есть индивидуальная личность. Причём не внешнее, сословное положение, а дух, духовный мир — и он индивидуален. В немецкой философии —свободен прежде всего дух. А общий фон (от которого и отличается романтический герой) по Фихте «не-Я». Значит, всё духовное, идеальное начало сосредоточено в личности. Любой окружающий мир — «не-Я». Я — сильнее не-Я, растворяет не-Я в себе и не нуждается в не-Я. Духовное, идеальное начало сосредоточено в личности.

Так и романтический герой отличается на общем фоне.

Противоречие идеала и действительности: сначала вычерчивается чётко, потом нисходит.

Цель наша: как в романизме на протяжении первой трети века будут меняться отношения «Я» и «не-Я». С точки зрения Фихте внутренний мир (Я)сильнее не-Я, растворяет в себе внешний. И на первом этапе романтизма так и будет. Но потом начнутся колебания, а потом мы увидим, что Я не так уж от не-Я свободно, а затем Я подчиняется не-Я, и наступает кризис и завершение романтизма.

Философия Просвещения была философией разума. Против этого выступил сентиментализм — «разум подправить чувством», кроме разума существует и сердце. Но разум не отвергается.

В романтизме чувство даётся как мироощущение. Шеллинг — мир не только то, что видно. Мир — то, что можно чувствовать: противоречивость между идеальным и реальным постигается чувством. Шеллинг говорил о единстве идеального и реального и о том, что идеальное постигается чувством.

Природа необъяснима. Иррациональность — особенность романтизма. Вопрос: «Почему?» — остаётся без ответа. Нельзя объяснить человека. У всех авторов 18 века человек рациональный, поступки мотивированы. У романтиков наоборот.

Гегель развил идею диалектики: единство противоположностей, всё двойственно. Всё гораздо более сглажено.

Особенности романтизма:

1) Противоречие между идеалом и действительностью

2) Представление об иррациональности мира и человека как самой выразительной части

3) Масштабность человеческой личности

4 .Романтизм как художественный метод: конфликт произведения (идеал – действительность); специфика образа героя, субъективный принцип его создания; построение сюжета (статичность действия, фрагментарность), смысл «местного колорита».

Говоря об особенностях романтизма, необходимо выделить общие черты романтических произведений:

• Наличие романтического героя.

• Особенность конфликта: конфликт предыдущего века, проявлялся в борьбе между сословиями, в которой побеждает простой человек (просветительский оптимизм) Теперь оптимизм сменяется пессимистическим тоном.

• Если в 18 веке конфликт был сословным, то тут противопоставление «человек – окружающий мир», личность освобождена от всех законов, она сама себе закон, обладает собственным взглядом, который для неё единственно правильный.

=> человек -семья

=>человек - общество

=>человек - мироздание

=>человек – Бог

Возникает противоречие между идеалом и действительностью, представление об иррациональности мира и человека как самой выразительной части этого мира.

Как результат противостояния «человек- окружающий мир» - одиночество.

• Герой всегда выразитель собственной личности, как ее понимает автор. Характер героя субъективный. Социальный характер конфликта классицизма в романтизме исчезает - идея человеческого равенства уже не открытие; существует конфликт личность - окружающий мир. То есть, происходит:

1) замена сословного конфликта личностным

2) личность рассматривается как яркая индивидуальность

Теперь открыта двойственность; она становится признаком человека; выделение красивого и безобразного в природе невозможна; это противоречивость личности. Вопрос«это положительный или отрицательный герой» не встает. Человек в единстве противоположностей, психологическая сложность

На рубеже 18-19 в. делает серьёзные шаги наука психология. Развивается учение "магнетизм" – бессознательность. В романтизме открывается внутренний мир; он всегда предмет изображения. Окружающий мир тоже появляется, но не как социальный; внутренне ему противостоит человек, он изображается через человеческое восприятие.

• От раннего романтизма (свобода и счастье) к позднему краски сгущаются: герой начинает страдать.

 

• Герой статичен (главное отличие от реализма): он не меняется на протяжении времени; она была и в Просвещении, но теперь произведение выглядит иначе, чем просветительское в целом: в 18 веке - он такой, потому что он дворянин, или из третьего сословия, и т. д., а в 19 - он такой, потому что он индивидуален.

• Сюжет теперь носит фрагментарный характер: выхвачены моменты. В 18 в - тоже была фрагментарность, но там автор хотел представить ловкость, смелость, порок и т. д.. Сейчас изображаются наиболее яркие моменты внутренней жизни человека. Сюжетная линия должна теперь лишь помогать представить индивидуальность, определить эмоциональное состояние героя.

• Часто возникает либо попытка представить другую действительность; реальный мир - мир, где торжествует буржуазное начало, разумный человек, либо же обратиться к местному колориту.

• Часто обращение к другой действительности, экзотической; там герой пытается найти соответствие душевному состоянию.

• Романтик обращается часто к старине, идеализируя её как противоположность сегодняшнему. Это протест против повседневности буржуазного характера. Изображение старины приобретает и другой смысл: в это время появляется стремление к изображению исторического; интерес к истории, как и интерес к народу, появляется в ходе всех этих событий.История - это движение, постоянная смена одного другим. Чувство историзма появляется в романтическую эпоху

• Идет борьба с прошлыми направлениями, прежде всего с классицизмом. Борьба носит разный характер; лирика, драма. Писатели-романтики обращаются кдоромантическим образцам.

• Каждый жанр теперь несет новую, особую нагрузку. Самый распространенный жанр – лирика, звукопись и музыкальность в ней зачастую передают истинный смысл. Проза позволяет полнее изображать обстановку, которой герой противопоставляется, поэтому она набирает силу. В драматургии ведется особая война против классицизма: связана с переменами в языке литературы, вызванными отчасти с возросшим интересом к народному творчеству. Язык становится простым и образным. В разных странах он возникает по-разному. Лексика становилась менее риторичной, менее возвышенной, более простой, легкой, образной. В какой-то момент для прозаиков встанет вопрос о том, что слово неважно, важно содержание.

• В качестве образца романтизма избрали 2-х, кто творил «неправильно», противоречил классицизму:

1) Шекспир: с его неоднозначностью, драматическим изображением человека

2) Сервантес: описал фигуру, иллюстрирующую неосуществимость идеала. Дон-Кихот – носитель идеала, которому нет места в реальной действительности. Романтизм именно на Сервантеса опирается, когда говорит о том, что предметом искусства должно быть не только прекрасное, но и безобразное.

Общее для романтизма:

1) романтический герой

2) особенность конфликта — в 18 веке конфликт всегда сословный. Романтизм — человек vs окружающий мир (разного масщтаба — семья, общество, мироздание). Оптимистическое настроение сменяется пессимистическим

3) Одиночество человека — частый мотив. Судьба одинокого человека драматичнаю Драматичность возрастает от раннего романтизма к позднему. Герой статичен. Статичный герой, т.к. отрицали влияние среды.

4) Впервые появляется внимание к психологии человека как к иррациональному и индивидуальному началу

5) Фрагментарность — моменты эмоционального состояния человека. Сюжетная линия подчинена тому, чтобы изобразить определённое эмоциональное состояние.

6) Обращение к местному колориту. История — это движение. Ощущение изменчивости, чувство движения жизни вокруг человека. Нестабильность мира вокруг человека

Жанры романтизма:

— лирика (только немногие не писали стихов) — появляется неправильность за счёт музыкальности. Поэзия и музыка особенно соединяются. Лирика — и в прозе.

— Драматургия — война классицизму. Классицистические правила не позволяли изобразить иррационального героя.

Перемена в языке литературы: возрос интерес к народному творчеству. Лексика литературы стала менее риторично, более простой, лёгкой, образной. Слово не важно, важно содержание.

Литературные образцы — Шекспир и Сервантес. Шекспир — невозможно понять, положительный или отрицательный персонаж + драматичность столкновения человека с миром. Сервантес — идеал не может быть осуществлён. Предметом искусства должно быть не только прекрасное, но и безобразное.

 

Романтический герой — сильная личность. Философия Фихте. Наполеон — воплотил в себе двойственность человеческой натуры. Человек — что-то большое и сильное. Но! Непонятно: сильная, великая натура — хорошо или плохо?

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности – человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания – все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа (Ф.Купер, А.Виньи, В.Гюго), основоположником которого считается В.Скотт,и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно – и современности.

 

5. Ранний романтизм в Англии: озерная школа. Опровержение классицизма в предисловии к сборнику «Лирические баллады».

Первая страна, где искусство стало вырастать из новой, нефеодальной литературы.

Движение разрушителей машин — т.к. обесценивается эксплуатайия людского труда.

Неравенство не сословное, а экономическое — богатый\бедный.

Эдвард Берк — размышления о французской революции — 1790; Защита прав человека
Томас Пейн — 1792 — Права человека. В литературе переход от просвещения к романтизму.

Уилльям Годвин

Факт сочетания старого и нового - Уильям Годвин; трактат просветительского характера "Политическая справедливость" - добро утверждается под воздействием разума; те же идеи в самом крупном своём романе 1794 "Вещи как они есть, или приключения Калеба Уилльямса».

Это "или" - ещё пока почерк 18 века, и расстановка персонажей привычная - по социальному принципу (благородный - простой); но! Появляется конфликт между богатыми и бедными. иногда называют первым детективным романом - преступление совершил просвещённый дворянин

В романе "Сен Леон" - конфликт другой; не привилегия крови, а привилегия золота; сословное > материальное; получает философский камень, становится человеком богатым, но это не приносит ему счастья; богатство - то, что отнято у бедных; жена, сын не хотят воспользоваться золотом; заканчивается одиночеством (редко было в 18 в), которое он чётко мотивирует - не имел связей с людьми кроме тех, какие доставляют деньги

1805 - роман "Флитвуд. Новый человек чувства" (в 18 в был у Маккензи роман "Человек чувства", сентиментализм)

Продолжает тему чувствительного человека; то, что несёт романтизм; человек представлен страдающим отшельником (в сентиментализме не было); обманутая надежда становится закономерностью жизни

"Мандевиль" (?) - угрюмый, одинокий человек, заканчивается как у романтиков, появляется гротеск; лицо оказывается обезображенным от удара, навсегда гримаса смеха

Жена — Мэри Уолстонкрафт — пишет «Защита прав женщины». Анонимно написал роман «Мария»

Улльям Блейк — священный собз — реакция на революцию, захватнические походы Наполеона. Воспринял восторженно священный союз. Размышлял: если не революция, то что тогда? Появляется взгляд на мир как мироздание, а не вещный. Какова судьба мира?

Пишет цикл «Пророческие книги». Представляет историю мира и человечества: сотворение (начало), грехопадение (начало ошибок), восстановление изначального порядка, которое должно состояться.

Основные свои произведения Блейк создал еще в XVIII в. Это «Песни невинности» (1789) и «Песни опыта» (1794), «Бракосочетание неба и ада» (1790), «Книга Уризена» (1794). В XIX в. им были написаны «Мильтон» (1804), «Иерусалим, или Воплощение Гиганта Альбиона» (1804), «Призрак Авеля» (1821). По жанрам и форме поэзия Блейка также являет собой картину контрастов. Иногда это лирические зарисовки, короткие стихотворения, схватывающие уличную сценку или движение чувства; иногда это грандиозные по размаху поэмы, драматические диалоги, иллюстрированные столь же масштабными авторскими рисунками, на которых — гиганты, боги, могучие человеческие фигуры, символизирующие Любовь, Знание, Счастье, или же нетрадиционные, самим Блейком изобретенные символические существа, вроде Уризена и Лоса, олицетворяющих силы познания и творчества, или, например, Теотормона — воплощенной слабости и сомнения.

Причудливые боги Блейка призваны восполнить пропуски в уже известной мифологии. Это символы тех сил, которые не обозначены ни в античных, ни в библейских мифах, но которые, по мысли поэта, есть в мире и определяют участь человеческую. Например, Уризен: одновременно и всемогущий бог, напоминающий Иегову, и порабощенный человек, сам разум, могучий и — ограниченный, познавательно-разрушительная мощь сознания: человек и пользуется этой мощью, и сопротивляется ей. Без Уризена нельзя, но и Уризен сам по себе ничто, если от срока и до срока не сочетается он с Лосом-воображением и с Лувахом-страстью. Таким образом, своей мифологией Блейк стремился как можно полнее отразить жизненную диалектику. Ведь он и самому Мильтону, перед которым преклонялся, как бы заочно, задним числом разъяснял смысл его собственных поэм. Всюду и во всем Блейк стремился заглянуть глубже, дальше, чем это было принято.

Остаётся по мысли человеком 18 века — для романтизма немыслима утопия.

В отличие от других стран, Англия – страна капиталистическая, страна дымного города. Страна, где число крестьян-хлебопашцев было небольшим. Крестьянство терялось, его как бы не было. С крестьянством связан идеал, появившийся у англ. романтиков. Есть 3 поэта

• Вордсворт Уильям

• Сэмюэль Кольридж

• Роберт Саути

Все трое связаны общим мироощущением. Они поселяются в области Кэмберленд. Это край, где много озер. Он природно-чистый, для них переселение – демонстрация того, что они признают эту изначальную чистоту. Это озерный край, отсюда их называют озерные романтики (лейкисты). Они являются представителями «Озерной школы».

====================================================================

О Вордсворте см. вопрос 7

Сэмюэль Кольридж:

Так же, как и все, он был увлечен идеями ВФР. Он разделял (единственный из 3-х) взгляды Годвина. Отклики его на революцию были разными: у него есть ода, которая называется «Падение Бастилии». Там есть мысли о том, что Англия может последовать примеру Франции, идея победы добра подается как некий закон мироздания (добро должно восторжествовать – «Британия, тебя твой долг зовет, //Ты будешь всех свободней, край родной, // Прекрасней и мудрей всех под луной»). Затем в его творчестве начинаются самого разного рода противоречия. Иначе все выглядит в его трагедии «Падение Робеспьера» (написал совместно с Саути). Во французской революции происходило так, что каждый из ее вождей оказывался недостаточно жестоким и собственно об этом он пишет. Люди, которые будто бы выступают в защиту свободы, названы «похитителями свободы. Якобинцев он называет «новоявленные Бруты». Кто выражает правду?-это хор, но за сценой (безликий хор), он выкрикивает антиякобинские лозунги. Иными словами, это тот самый протест против насилия, который изменил отношение к ВФР.

Если говорить о его творчестве необходимо отметить «Сказание о старом мореходе» (Чавчанидзе надеется, что мы прочтем это). Речь в данном произведении идет о том, как некий старец встречаетпроходящих мимо трех юношей, спешащих на свадебный пир и останавливает одного из них, чтобы рассказать свою историю: как он убил альбатроса на корабле и как на корабль обрушилось страшное бедствие. Это бедствие изображено как воплощение постоянно присутствующего зла, смерти. Дело в том, что это, как бы толчок для того, чтобы сказать, что смерть рождает смерть и смерть присутствует как факт. Этот человек, который явился причиной гибели, единственный остается в живых и это и есть самое страшное наказание, которое ему пришлось пережить. Появляется призрак жизни-смерти: он жив, но собственно говоря, он уже умер. Кругом трупы, море превращается в гниющее болото, мореход оказывается в замкнутом пространстве. В нем просыпается вера и он взывает к Богу. Только тогда вдруг начинает двигаться вода, двигаться корабль. Суть его сказания, рассказа, напомнить человеку о том, что существует смерть и самое страшное – пережить ее в жизни, оставаясь живым.

• Весь романтизм пессимистичен, bytheway

Еще одно мрачное произведение – поэма «Кристабель» (не окончена). Противопоставление 2-х женских образов: доброго (Кристабель) и злого (Джеральдина). Место действия - замок. Тут же страшные демонические существа, которым подчиняется фигура одной из них - Джеральдина. Фабула не закончена. Смысл: присутствие зла.

Чем особенно интересен нам Кольридж? Тем, что у него очень ярко выражен символический характер. Например, в «Кристабели» все детали символической окраски (Серебряный свет лампы и тут же серебряный свет луны, бой часов и как удары крики совы), как будто отдельная замкнутая жизнь вписана в общий страшный закон. Затем, одна эта красавица, у которой под красивой внешностью злое начало (Джерольдина – носительница зла, в отличие от Кристабель). Но зло в ней от того, что она однажды стала жертвой, брошенной на произвол судьбы. Романтизм очень четко ставит вопрос о двойственности человеческой натуры. В этом и заключается такое противопоставление просветительскому: где есть положительное и отрицательное.

Также Кольридж пишет фрагмент «Кубла Хан» (перевел Бальмонт). Некий восточный пейзаж вокруг сказочного дворца и там одинокая исключительная наука. Кубла Хан – деспот, окруженный роскошью, но томящийся, скучающий, одинокий. (У человека есть все и нет ничего, богатый внешний мир подчеркивает опустошенность внутреннего).

Ведущая поэтическая мысль Кольриджа — о постоянном присутствии в жизни неизъяснимого, таинственного, с трудом поддающегося умопостижению. Тайна врывается в нормальное течение жизни внезапно, как это происходит в «Сказании о Старом Мореходе»: повествование развертывается не с начала, излагается как бы второпях и к тому же необычным рассказчиком — старым моряком, который остановил шедшего на свадебный пир юношу и «вонзил в него горящий взгляд».

Читателю уготована роль этого юноши: поэма точно так же должна захватить его врасплох, и, судя по реакции современников, Кольриджу в самом деле это удавалось, — под покровом обычного открывается фантастическое, которое, в свою очередь, неожиданно оборачивается обычным, а затем опять фантастическим.

 

Именно Кольридж выступает теоретиком озерной школы. Издает сборники «Лирические баллады». Пишет ко 2му изданию предисловие, которое является такой программой английского романтизма и романтизма вообще. От Вордсворта там только одно – обращение к народу и природе как к атмосфере и предмету творчества. Предмет творчества – простой человек, который и должен быть сегодняшним героем. Что там подчеркивается? – у Вордсворта то, что носит идею смирения, по-своему подчеркивает и Кольридж.

Лейкисты выступили противниками классицизма. Именно в Англии в лирике лучше всего проявился классицизм, поэтому и возник такой протест: отказ от переустройства мира через воспитание (что такое хорошо, что такое плохо). Поэзия, она внушает человеку идею подчинения божественному началу. Эта вера и есть единственная основа существования мира и человека.

Выступая против классицизма, противопоставляют классицистам Шекспира. Ведь именно Шекспир показал сложность и противоречивость человека, неоднозначность ситуации. Шекспир становится совершенно яркой фигурой. Это рассматривается, конечно, как просто теория. Предисловие – теоретическое представление о том, что есть творчество.

+

В “Предисловии” к “Лирическим балладам» впервые в качестве программного утверждения появилось следующее определение поэзии: «Истинная поэзия представляет собой стихийное излияние сильных чувств поэта; она возникает из ярких переживаний, припоминаемых в состоянии покоя…» По Вордсворту, стихи возникают не сами по себе: важную роль в творчестве играют память и созерцание. Это утверждение поэта указывает на его своеобразную близость к медитативной поэзии и даже к поэзии «укрощения чувств», на его принадлежность к традиции, восходящей к Овидию и Петрарке.

+Чтобы профинансировать совместную поездку в Германию, молодые поэты Кольридж и Вордсворт, жившие рядом в графстве Сомерсет и проводившие много времени в обществе друг друга, условились подготовить и анонимно издать сборник стихов, который стал бы отражением их взглядов на литературу. Название объяснялось тем, что согласно предварительной договорённости Вордсворт должен был писать «лирику» на темы из повседневной жизни, а Кольридж — «баллады» на экзотические сюжеты. По разным причинам последний не закончил запланированные поэмы «Кубла Хан» и «Кристабель». Поскольку в сборник вошли только четыре его стихотворения, «лирическая» (то есть вордсвортовская) составляющая в книге заметно преобладает над «балладной», повествовательной.

Завершает сборник написанная стихийно перед самой публикацией элегия Вордсворта «Тинтернское аббатство», со временем ставшая хрестоматийной. Она вошла в историю английской литературы как «образец чуткого и вдумчивого восприятия природы, в котором пейзаж и лирические эмоции сплетаются в неразрывное целое»[2].

Во второе, значительно расширенное издание 1800 года были включены, помимо прочего, написанные Вордсвортом в Германии стихи о загадочной Люси. На русский язык их переводили Георгий Иванов и Самуил Маршак. Если первое издание не содержало каких-либо указаний на авторство, то второе издание поступило в печать как сочинение Вордсворта

Чтобы разъяснить свои намерения, Вордсворт предпослал второму изданию сборника предисловие, которое принято рассматривать в качестве манифеста озёрной школы. В издании 1802 года это предисловие было дополнено очерком о языке поэзии (Poetic Diction). В этих сочинениях Вордсворт определяет свою задачу следующим образом:

…Брать материал для творчества из обыкновенной жизни, оформлять его обыкновенным способом, на обыкновенном языке. Обыкновенная жизнь избрана мной потому, что только в ней все естественно и правдиво; в её условиях простой, ничем не прикрашенный быт не противоречит прекрасным и устойчивым формам природы.

 

Саути.

На фоне 2-х своих друзей не очень выделяется, его живые стихотворения очень привлекали. (Его перевел и Пушкин – «Как старушка ехала на коне…». Ему близка тематика, культура фольклорной загадочности. Тем не менее, он размышляет на тему истории. Момент краха революции и сказывается на появлении размышлений об истории. Он пишет драму «Уолт Тайлер» (в 14 веке крестьянское восстание в Англии), но, надо заметить, что это позиция протеста против революции, потому что восставшее крестьянство – «зверь, сорвавшийся с цепи». Затем пишет поэму «Жанна д’Арк», где пытается выявить концепцию историю, но она больше напоминает концепцию средневековых легенд: необъяснимую, мистическую. Позже он пишет о паломничестве поэта на Ватерлоо. (Связано с падением Наполеона, появляется образ Веллингтона (грандиозный) – английского полководца.

Увлечение теми же идеями выразилось у Саути в ранних драматических поэмах «Жанна д’Арк», «Уот Тайлер», «Падение Робеспьера», но как в творческом, так и в практическом отношении республиканские идеи не обрели у него ни глубокого развития, ни практического воплощения. С 1806 г. Саути уже получал государственную дотацию, в 1813 г. был назначен (задолго до Вордсворта) придворным стихотворцем. Байрон в ироническом посвящении к своей поэме «Дон Жуан» буквально заклеймил Саути за угодничество. Основания для подобной оценки у Байрона, конечно, были, поскольку славословием Саути занимался по должности. Но это характерно для заключительного этапа его творчества. В более ранний период поэт занимал несколько иную позицию. У него намечался тот окрашенный иронией взгляд и на происходящее и на историю, который получил развитие у самого же Байрона и вообще в литературе XIX в.

 

Ирония проистекает из неодносложной оценки событий, из различия в точках зрения: на этом построена баллада Саути «Бленхеймский бой» (1798). На старом поле кровопролитной битвы дети нашли череп, и вот по-детски простодушный вопрос о том, что же представляло собой знаменитое сражение, ставит их деда в тупик. Память старика сохранила ужасные картины: разруха, всеобщее горе, а из молвы он же знает (узнал позднее), что был «прославленный», «победный бой», что многие тогда удостоились почестей и богатства. Старик повествует, пытаясь сочетать свои воспоминания с общей молвой; рассказ «течет» словно по двум руслам сразу, и устойчивое понятие «Бленхэйм», символ национальной славы англичан, утрачивает цельность. Поэтому баллада Саути стоит у истоков дегероизирующей батальной повествовательной традиции, представленной в прошлом столетии рядом классических произведений. (Эта позиция коренным образом отличается от парадного рифмованного летописания, каким Саути занимался затем в поэме «Видение суда» (1821), пытаясь воспеть короля-безумца Георга III, чем и дал повод для убийственно-пародийной поэмы Байрона, тоже названной «Видение суда».)

 

В лучших произведениях Саути проверке подверглись и общеромантические представления о «необычайном», «неизъяснимом», «таинственном». «Уверен ли автор, что у него получилась должная подлинность, и не послужит ли подобная обработка только распространению темных предрассудков?» — ставил Саути острый критический вопрос, имея в виду преклонение Вордсворта перед простодушным мистицизмом народных поверий. И, взявшись за фольклорные и полуфольклорные мотивы, Саути старался то же «мудрое простодушие» и ту же таинственность осветить в свою очередь иронически. «Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди» (1799), «Суд божий над епископом» (1799) — удачные попытки в этом роде, ставшие в свое время популярными и переведенные у нас В. А. Жуковским.

Озерные романтики – первая реакция английского романтизма, отражающая необъяснимость происходящего, иррациональность. Почему мир таков? – загадка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.