Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины длительного существования французского романтизма, его этапы




Французский романтизм.

Во Франции произошли события, которые положили начало романтизму вообще:

революция 1889 г.

разочарование в ней

Наполеон

из 1 лекции

Романтизм живет очень долго vsАнглии и Германии (романтизм затухает уже в 3 десятилетии, кризис)

Реализм 19 века, натурализм (а романтизм еще существует)

Причины:

сама действительность: смена идеала и разочарования, стремления к нему и разочарования. Революция 1830, 1848, 1871(всплеск общественной в лице Парижской коммуны). Страна находится в постоянном стремлении к преобразованию, неудовлетворенности этими преобразованиями, новое стремление и новая неудовлетворенность.—это и есть историческая причина долголетия фр. романтизма.

еще одна особенность: страна в которой происходят события.VSГермания: романтизм смотрит со стороны, он умозрительные, абстрактно осмысляет: что есть идеал, реальность? А во Фр. все эти процессы проходят через человеческую судьбу. Гораздо менее философичен, более психологичен. Сосредоточен на человеке, у которого эти переживания отражены в личных переживаниях.

Краткий курс истории:

революция 1789- якобинский террор, казнь вождей. Буржуазия добилась своего, хочет какой-то стабильности. Но народные массы взбудоражены. Нужна централизованная властьàвласть Наполеона. Но когда Наполеон свергнут в эпоху Реставрации, перед буржуазной Фр. стоит вопрос: как наладить отношения с победившими её державами? Фр. нуждается в ценрализации: 1830 король из династии Бурбонов: Филипп Эгалите. Становится королем Луи Филиппом.

Фр. для всей Европы—волнующий очаг Несет опасность нового потрясения. Французы чувствовали зыбкость каждой ситуации, чувство неуверенности. Сталкивались интересы разных людей: буржуазия (недовольство нынешним положением), дворяне (верность прежним идеалам), народные массы (постигшие, что такое борьба). Ноосуществимость своего желания.

1 этап романтизма.

внимание к человеку, который является современником всего этого.

появляется психологизм (очень важно).

нет фантастики (потом только, под влиянием Гофмана.)

лишен символики, все очень конкретно, т.к. речь идет о конкретном современном человеке.

до 1814 (до эпохи Реставрации)

появляется человек с конфликтом чисто внутренним, психологическим. Создание психологического романа.

18 век вообще богат романами, но там всегда все, что происходило с человеком, обусловлено внешним воздействием. А тут все, что происходит с человеком – происходит внутри него, причиной является он сам.

Самые яркие и самые замечательные имена.

Жормена де Сталь.

появляется в русской литре Пушкин «россыпях»

продолжение 18 века, 1 ое произведение: переход от 17 к 18.

дочь крупного финансового деятеля, принял участие в революции, свободомыслящий.

Она получала образование по влиянием Просветителей, конечно же их читала, когда было 18 лет –умер Вольтер и Руссо.

Но она ощущала и новое время, был интерес к событиям, всегда в центре большого круга людей, жена шведского посла во Франции, всегда в центре культурной жизни.

у нее было имение в Швейцарии в Копе: там был Шамиссо и обрел равновесие, жил долгие годы А.В.Шлегельк качестве воспитателя.

Писательская судьба:

размышляла о том, какая должна быть литра: 1800 «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями». Хар-р литры зависит от внешних факторов, а также воздействует на дух и нравы народа. Литра лучше развивается там, где есть свобода.

Наполеон был ей недоволен, предложил удалиться из Франции.

1810 – продолжение «О Германии». Общалась со Шлегелем, отчетливо ясны идеи немецкого романтизма. Германия –страна духовных интересов. О университетах, о бюргерстве, о том, что это страна философов: Кант, Шеллинг, Фихте. Погруженность в духовный, внутренний мир. Почтительно отзывается о романтиках.

Роман «Дельфина» 1802

переход от 18 века –эпистолярный роман.

время действия: 1892 год—недавно, революция.

характерная линия для Руссо: религия сердца, сердечная близость, сродство сердечное.

дворянское общество в процессе крушения. Любовь Дельфины и Леонса. Сильная, страстная, избирательная любовь. Брак не состоится, т.к. препятствует мать Леонса(считает, что он должен жениться на благоразумной женщине).

1 концовка: Дельфина кончает жизнь самоубийством.

2 концовка: умирает естественной смертью(это большее соответсвует сильной натуре героини). Сила натуры - новая тенденция,, романтическая.

1807 (время знакомства со Шлегелем: образ человека искусства появляется неслучайно) «Коринна, или Италия»

романтический роман.

место действия – родина искусств (от немцев).

царит идея общества равных. (Неудовольствие Наполеона).

Коринна—женщина-поэт, сильно все переживает. Также и свою любовь. Готова ему подчиниться, но он сам ощущал ее незаурядность. Его смущала «королева в цепях, и он не мог наслаждаться своей властью».

романтический образ исключительной личности.

романтический герой не может обрести свое место в мире

у французских романтиков всегда конфликт: человек / общество.

Франса Рене де Шатобриан

аристократ, эмигрировал

В эпоху Реставрации вернулся.

сделал прозу поэтической

маленькие романы: повести.

размышлял о том, что разрушило Просвещение и революция? христианство.

Активный противник Вольтера.

Идея разрушенного христианства, которое нужно восстанавливать «Гений христианства».

худ.произведение: идея единого романа «Начезы» (индейские племена). НО потом два романа: 1801 «Атала» и 1805 «Рене».

Рене - европеец, гонимый несчастиями и страстями. Появляется в Америке среди индейцев, слушает рассказ индейского мудреца Шоктас.

Здесь появляется новая форма исповеди (вместо эпистолярного жанра).

Различие чувства в сентиментализме и романтизме:

сентиментализм романтизм
соединяет человека с миром и людьми, человек среди людей индивидуальная, внутренняя жизнь человека, родной души нет
эпистолярная форма- обращение к кому-либо исповедь перед смертью.

 

«Атала»: как не состоялась любовь между людьми, т.к. они состоят к разным племенам. Атала кончает жизнь самоубийством. Что должно этому противостоять? Смирение, покорность высший воли. Идеал покоя: вечный покой природы. Такой должна быть человеческая душа.

Это иллюстрация к трактату «Гений христианства».

«Рене»

герой на христианской земле.

пережил чувство потрясения, чувство постоянной изменчивости.

знает, что не найдет покоя, это чувство его гонит- гонение изнутри.

Шатобриан на этом примере выводит иррациональность как закон, который определяет судьбу человека.

Внешне ничего не происходит, потрясения именно внутренние.

С чего начинается гонение изнутри?

чувство вины: вина перед отцом за то, что мать умерла при родах. Обреченность с самого начала, хотя его вины совершенно нет. Затем, когда подрастает, отец умирает, наследство старшему брату, а любимая сестра уходит в монастырь (позже узнаем, что она испытала к нему женскую страсть).

Речь идет о том, как меняется историческая действительность и как она заставляет почувствовать, насколько все в этой жизни обесценено, непрочно, насколько нет ничего значительного, постоянного.

У романтического героя нет антагониста, антагонистом является он сам.

общество само не показано, герой просто погружен в себя àчувство неизбывности одиночества. Герой и у начезов чувствует себя чужим. Это факт человеческого существования.

«Замогильные записки»

мемуары о том общественном, что произошло: отзывы о Наполеоне, о законодательстве.

Уйдя из правительства Луи Филлипа, он остался ни с чем, для заработка перевел «Потерянный рай» Мильтона. Честная бедность.

Этьен де Сенанкур«Оберман»

роман написан под влиянием Рене

эпистолярный: письма одного героя.

постоянное подчеркивание одиночества

стремление уйти от людей.

любовь- возможность скучать всместе.

Предуведомление к роману: герой не действия, а чувства. Нет драматического движения, нет искуучной интриги, ничего такого, что бы делало произведение занимательным.

Констант

Связан со Сталь.

«Адольф»- попытка изобразить одну из нравственных болезней века.

1806. написал, 1816 опубликовал. Не хотел, чтобы в содержание произведения увидели отображение его отношений с мадам де Сталь.

1816 – байроновская слава, Байрон раньше всех создал тип, который так и называют байроническим. А у Константа он появился гораздо раньше.

У Шатобриана – страдания человека идут от нарушения норм, положенных Богом.

У Констана: иначе. Герой, который расходится с нормами, созданными не Богом, а обществом.

Анализ собственных чувств, осознание, что они иррациональны и невозможность с этим бороться.

Человек ко всякому равнодушен. Отдал рукописи издателю, тот хочет напечатать, ему все равно. Это исповедь, но не перед Богом, не пред священным лицом, а перед самим собой.

Любовная линия: эгоцентризм героя.

Появляется общество, которого он не приемлет. Оно [общество ] тяготеет над нами, его глухое влияние так велико, что подгоняет нас под свой образец.

Женщина, которую он любит, погибает. Сострадание, смешанное с усталостью. Любовь – живое наслаждение, но она перестала быть целью, она уже связывала меня. Чувство, получив отклик, теряет смысл. Достигнутый идеал – не идеал.

Из-за постоянного самоанализа у героя происходит разлад с самим собой. События, которые происходят, но ничего не меняют. Его женщина умирает, но конфликт остается. Женский образ имеет образ вспомогательный.

Психологическая проза –основное достижение этого этапа. Показать чувств, а не события.

Сталь «События в романе нужны лишь затем, чтобы заставить случай показать страсти человеческого сердца».

2 этап

с начала эпохи Реставрации и захватывает 20, 30 годы, вплоть до 40х.

до момента приближения 3 революции, захватывает революцию 1830 года: напряжение 15 лет, изгнание Наполеона. Французы не наблюдают за революцией, как англич. и немцы, а переживают ее.

Особенности 2 этапа:

1. создание новой драмы

2. развитие историзма

3. богатство лирики.

А. де Мюссе «Исповедь сына века» 1836 г.- после 2 революции.

Название: если у Костана, Шатобриана – роман нес имя героя, подчеркивало его единственность, индивидуальность.

здесь: человек – символ для своего века, типичный для своего поколения: пламенного, бледного, нервного.

Откуда это: от постоянной смены режима.

Герой его размышляет о происходящем, об истории.и видят, что все происходит то же самое в том смысле, что угнетенные поднимались против угнетающих. Только форма борьбы меняется, народы научились улыбаться. Размышление о фигуре Наполеона: двойственное отношение. А что после Наполеона? Священный союз «Царственные пауки разорвали Европу на части».

Степень субъективности достаточно значительная, автор рассказывает о пережитом, о чувствах, а не о фактах. Есть сочувствие в том смысле, что они чувствуют вместе. У Мюссе взгляд более суровый, и время тоже суровое, душа героя мечется и не вызывает сочувствия, очень плохо его направляет, ничего совершить не может, ничего не делает, т.к. хочет независимости, стремление к одиночеству принимает такую форму. Человек, у которого старый дом разрушили, нового не построили. Одиночество мало привлекательное, не вызывающее сочувствия, но тем не менее обусловлено. Жизнь развеяла иллюзии героя (жена и друг предали его, причем не из-за страсти, а из любви к легким отношениям). Рядом есть гедонист, циник: считает, что жить надо наслаждением. Герой понимает, что это так, но приять эту позицию не может. Нет своей позиции.становится недоверчивым. Когда в жизни встречается другая любовь, не доверяет ей. Понимает, что не может быть счастливым. Состояние без вывода, без окончания. Понимает, что его состояние не представляется нисколько привлекательным. Вспоминает Шатобриана: тот водрузил отвратительного идола на мраморный пьедестал. Тип одинокого, мечущегося человека – деградация личности.

Что возникает во втором этапе?

Новая драма.

Фр. родила классицизм, законодатель драматургического творчества. Сам ход фр. истории говорит о невозможности однозначного ответа на вопросы. Классицизм отживает, Шлегель первый сказал, что образец тв-ва–это Шекспир. Французы это практиковали.

Драма- произведение, которое должно передавать жизнь, дейтвительность. А она очень сложна и противоречива, это борьба 2 начал, которые не могут прийти в равновесие. Шекспир – образец. У него него нельзя найти полож. и отриц. героев. Теория о том, что драма должна быть новой.

Фр. академия: романтизм—это чудовище.

Стендаль: «Расин и Шекспир». Он критикует классициста Расина, Шекспир – это и есть романтизм, романтизм – явление вневременное.

Опровержение романтизма: Гюго

кружок «Сенакль» - новое романтическое ис-во.

1 произ-ие драма «Кромвеель»: важно предисловие – серьезный эстетический доумен фр. романтизма.

все жанры соответствуют определенные периоды: античность – ода и гимн, средневековья- эпос и эпопея, новое время- драма. Драма должна быть соответствующей человеку его подлинной сущности. Подлинная сущность – это христианский человек, борьба противоречий: возвышенного и низменного. Состояние тревоги и борьбы. Дрма должна борьбу отразить.

вообще все, что существует, должно быть предметом ис-ва. Великое – это не тольео прекрасное, это и смешное. Прекрасное – не только красивое, но и безобразное. ПОлная противоречивость. Драма – ежедневное противоречие, ежеминутное борьба 2 враждующих начал, кот-ые всегда противостоят друг другу в жизни и спорят за человека от колыбели его до его могилы.

Гротеск- сочетание великого и смешного. Того, что производит впечатление потрясающее и одновременно обезображено-смешное. От великого до смешного один шаг.

драма «Эрнани».

испанский герцог под видом разбойником.

появилась незадолго до революции 1830 года.

настроение массы: отражение всех противоречий, волнений, тревог.

Направлена против классицизма, на премьере были и сторонники классицистов. Потом они подрались, но классицистические произведения сошли со сцены.

Мюссе «Лорезаччо».

развитие историзма. До 48 г. – около 100 истоич. драм и романов.

внутренне неустойчивый герой, противоречивый человек. Не полож. и не отрицательный. Вывод: абсолютного не существует.

С надломленной душой неоднозначный человек.

Образы женские напоминают классицистические: красота (1 образ) и порочность(2 образ).

Другие авторы драмы: А. Дюма старший (Генрих 3).

Историзм:

историзм встал на повестке дня.

Во Фр. разрабатывают теорию истории 2 человека: Гизо (придает особое значение тому, что изучение, показ истории имеет и нравственное значение-защитник новой драмы) и Тьери.

Тьери и Гизо рассматривают историю как нравственное совершенствование, история – это прежде всего борьба, постоянное движение времени, нравственности, человеческих понятий.

Вальтер Скотт - создал истоичсекий роман.

французы взяли у него понятие сути исторической эпохи. У него впервые 17 век/ Средневековье не как фон, а как конкретная эпоха.

Исторические персонажи наряду с вымышленными.

Исторически местный колорит

Сильные характеры.

Отличия французов от Вальтера Скотта:

· история как движение народных масс, а не сильная личность, как у Вальтера Скотта.

А.деВиньи: История – это роман, герой которого народ.

· введение любовной линии, страсти.

Исторические романы:

А. де Виньи «Сен-Мар». -введение: смысл исторического – это утверждение правды истории по праву художественной типизации: писатель, понимая эпоху, описывает сцены, где она отражается наилучшим образом. Совсем необязательно, чтобы они были достоверными. Воспроизводит события так, как считает нужным.

История – постоянное возвращение, то, что происходит, уже было. История имеет свои закономерность (идея Вико).

Ришелье борется за создание монархии и 1789 г- ее конец. Причина гибели монархии: упадок дворянства. Рождение и гибель одинаковы. Рождение монархии: дворянство подавлено. Монархия должна пасть, так как она без оков, какой сделал ее Ришелье.

Содержание:

заговор феодалов против Ришелье.

Персонажи: исторические деятели, но не все достоверно. Ришелье – хитрый и честолюбивый. Людовик 13 – слабый.

Народ: неуправляемая масса.

исторические фигуры, высказывают свои мнения: Декарт, Корнель, Мильтон.

Сен Мар – свидетель жестокости кардинала, пытается противостоять. Причина противостояния: любовная линия- упор на психологию героя. Влюблен в принцессу, которая потом станет Польской королевой. Это чувство заставляет встать в оппозицию к кардиналу. Но любовь обречена на неудачу. Счастливо любви не бывает. Драматичная фигура. Цепь интриг. Очень напряженная действительность.

Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Исторический роман 31г.

идея гротеска – ср-во передать один из вариантов значительного (Кваземодо).

роман не предполагает благополучного конца, завершения.

Тройное ананке («рок») тяготеет над человечеством: ананке догмы, законов и вещей.

Клод Фроло: ананке Догмы.

Это очень живой средневековый город: Париж. Фигуры разных сословий.

Далекое зарождение буржуазного начала: Людовик 11 в потертом костюме, заигрывающий с 3 сословием.

несоответствие идеала ее идеальной сущности: Эмеральде не дано воплотить любовь, которую на испытала; Квазимодо вего чувствами. Романтический человек, который несет в своей душе то, чего в действительности не обретает.

Образ собора: символическое наполнение образа. Символ вечности. В нем разворачиваются трагедии, он безмолвный свидетель того, что в жизни трагического происходит и будет происходить.

Впервые появляются босяки, нищие в толпе.

последний роман «93 ий год»

пишет в 1874 г.

Перед Гюго урок 3 революции: 1789, 1830, 1848. Гюго активно пытался принимать участие в жизни общественной. Малый республиканец. Для него ход истории – лично ощутимый.

Исход каждой революции- трагические судьбы людей. Революционер, Симортен? ярый якобинец и его ученик Говен и на др. стороне контрреволюционер Маркиз де Лонтенак. Сталкивается идейное и человечное. Говен, который должен схватить Лонтенака, он его отпускает. Лонтенак вернулся в горящий дом, где остаются дети, и только поэтому появилась возможность его поймать. Человеческий шаг вызывает человеческое отношение Говена. Симортен должен казнить Говна, он казнит его, но у него не выдерживает сердце.

Революция ударяет по человеческой судьбе. Человек должен остаться человеком. А это очень сложно в эпоху революции.

Жорж Санд

«Аврора де Тюва»

дилогия: «Консуэла», «Графиня Рудольштат»

исторические источники + воображаемые.

Конкретных исторических героев нет, события есть. Открытых исторических конфликтов нет.

Консуэла – артистка, певица. (от немецкого романтизма)

Атмосфера культуры, которая противостоит страшным событиям действительности.

Фридрих Прусский, Вольтер – исторические лица, он есть, но роли не играют.

Сообщество невидимых (похожи на масонов) – идеи революции 1789 г, кроме одной. Идея бескровного изменения мира, бескровной революции.

Личность героев беспокойная, зыбкая.

картина исторического момента: постоянная борьба.

Лирика

все в кружке Сенакля были лириками.

Стихи переводили русские поэты, 19 века в особенности.

Альфред де Ламартин (не принадлежал к Сенаклю, его любил Лермонтов)

есть стих. –ие «Одиночество»-полное тоска, мрака и уныния.

Гюго «Лунный свет»

ощущение человеческого одиночества.очень живой человек. Неопределенность душевного состояния.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.