Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЗА ПОКРОВОМ 4 страница




В течение трех лет дервиш выполнял задание мас­тера. По прошествии этого срока, он вернулся к суфию и сказал:

"Птицы и звери, лишь только меня завидят, тут же устремляются ко мне".

Суфий спросил:

"Ты все еще хочешь учиться, чтобы передавать учение другим?"

"Я осознал, что должен учиться всему, чему могу научиться, и что я не должен делать этого ради ка­кой-то цели, до тех пор, пока не узнаю ценность этой цели", - ответил дервиш.

Тогда суфий сказал:

"Теперь ты можешь начать учиться. Пока твое внимание не сосредоточилось на птицах и зверях, твой истинный ум был не в состоянии решить эту пробле­му понимания. Внимание нуждается в объекте, как стрела в мишени. Но когда стрела постоянно торчит в мишени, или все мишени поражены стрелами; ког­да все лучники стреляют одновременно или люди думают, что необходимо стрелять, в то время как есть что-то еще, чем они могут заняться или кем они могут быть, когда такое происходит - это является верным признаком глупости и прямым путем к бессознательности".

 

 

ПИЩА ПАВЛИНА

Суфийский мудрец был спрошен своим учеником о поведении одного дервиша:

"Почему он, когда был жив, так ревностно защи­щал свою репутацию? Ведь мудрецы безразличны к тому, что касается их личного блага".

"Он вел себя так, - ответил суфий, - потому, что хотел установить ход мысли: "Эти люди знают, как себя защитить. Лучше с ними не связываться!"

"Но ему-то зачем такая репутация, если на самом деле он был смиренным человеком?"

"Чтобы в будущем уберечь от гнета других. И именно так все и случилось: многие беззащитные люди были ограждены от нападок разного рода притесни­телей и агрессивных мыслителей, так как эти после­дние, опасались, что если, не имея веских оснований, они начнут их преследовать, те могут внезапно про­явить силу и решимость, подобно тому дервишу, о котором ты спросил".

"И поскольку он не мог объяснить своего поведе­ния без того, чтобы раскрылся его план, люди пред­положили, что он суетный, своенравный и агрессив­ный человек. Так что ли?"

"Совершенно верно. Но у него не было выбора. Ему открылась возможность принести пользу тем, кто придет после него, и он должен был воспользоваться этой возможностью независимо от того, осудят его за это или нет, поймут его или нет.

Избегай легковесно судить о жизни и высказыва­ниях суфия. Вопрос этот настолько глубок, что по­нять его могут только те, кто уже пришел к цели. Запомни поговорку: "Не рассуждай о пище павлина, если у тебя желудок буйвола".

 

 

СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Один ученик проучился у суфия в течение несколь­ких месяцев. Однажды он сказал:

"Мастер, вы самый великий человек на свете, хотя и пребываете в относительной неизвестности. Я чув­ствую себя обязанным обойти страны мира, чтобы всем поведать о вашем величии. Допустимо ли, что­бы бесконечно совершенный человек, оставался не­известным?"

Мастер ответил:

"Если бы я сказал, что являюсь бесконечно совер­шенным человеком, или позволил другим говорить это, ты бы знал, что я таковым не являюсь. Чувство, что ты обязан представлять своего мастера величай­шим человеком на земле, есть признак твоего высокомерия".

* * *

 

Пламя светильника спалило мотылька,

Но и само скоро исчезнет в масле.

(Анвар-и-Сухайли.)

Да, этот мир - иллюзия. Но Истина всегда про­ступает в нем.

(Субхани)

 

НЕ ПОРА ЛИ ТЕБЕ

Алами как-то заметил:

"Однажды я сказал: "Не читайте книг", и все пе­рестали читать книги. Но ведь говоря это, я обра­щался к определенной аудитории. Почему же этому следуют совершенно другие люди?"

Асвад мюрид спросил:

"А мне какую книгу следует изучать?"

Алами велел ему прочитать книгу "Размышления Аламита".

Когда, спустя некоторое время, Асвад возвратился к учителю, Алами тут же спросил его:

"Ты прочитал "Размышления"?

"Да, прочитал", - ответил Асвад.

"Каковы были мои инструкции?"

"Прочитать книгу, называемую "Размышления Аламита".

"И ты прочитал эту книгу?"

"Я прочитал "Размышления".

"Могу сказать, что ты не прочел всю книгу".

"Я не прочел предисловия книги и заметок, пото­му что мне показалось, что они не имеют отношения к "Размышлениям".

"В таком случае, не пора ли тебе следовать своим собственным указаниям", - сказал Алами.

* * *

Миска горячее супа.

Пословица

 

ТЫСЯЧА ДИНАРОВ

Джунайд прочел лекцию, на которой присутство­вал некий богатый юноша. Этот молодой человек так восхитился услышанным, что, вернувшись домой, раз­дал все свое имущество нуждающимся, все, кроме тысячи динаров.

Затем, взяв эти оставшиеся деньги, он возвратил­ся к Джунайду и предложил их ему в виде подноше­ния.

Джунайд спросил его: "Ты что, хочешь впутать меня в дела этого мира?".

Тогда юноша направился прямо к реке и одну за другой стал бросать монеты в воду, пока все их не выбросил.

Когда он снова вернулся к Джунайду, чтобы по­ступить к нему в ученики, мастер сказал:

"То, что могло бы стать одним действием, ты раз­делил на тысячу действий, тем самым показав, что не можешь быть моим спутником. Почему ты сразу не бросил их в воду?"

 

* * *

Работник - тот, кто завершил свою работу.

Пословица

Взгляни, как мала горошина перца, а какой огром­ный получается от нее чих.

Пословица

 

СУРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ

Хадрат Омар, сын Османа из Мекки, написал Джунайду, Шибли и Харири следующее послание:

"Ужасы, подстерегающие человека на Духовном Пути таковы, что никому не следует отправляться в это странствие, если он не способен преодолеть две тысячи ревущих водопадов и взобраться на две тыся­чи полыхающих пламенем гор. Человек, не готовый вынести эти испытания, не смеет называть себя Ис­кателем".

Джунайд, прочитав послание, заметил:

"Я прошел лишь одно из этих испытаний".

Харири сказал:

"Я сделал лишь несколько робких шагов по это­му пути".

Шибли сказал:

"Я не заметил даже признаков подобных испы­таний".

Тогда раздался голос свыше:

"Те, кто представляет такие испытания как нечто ужасное, а не как необходимое преимущество, те, кто угнездился в своих страданиях, вместо того, что­бы пройти сквозь них, такие люди - не суфии, не люди духа, но люди чувств. Они принадлежат этому миру и воображают, что в мирских чувствах есть не­что грандиозное".

* * *

Когда наступит завтра, тогда и обдумывай мысли завтрашнего дня.

Пословица

 

ЛЮДИ И ВЕРБЛЮДЫ

Бахауддин Накшбанд сидел однажды на террасе своего дома, когда к нему приблизилась большая груп­па искателей, желавших стать его учениками.

Руководитель группы сказал:

"Мы стремимся быть принятыми в Учение и сидеть у ног мастера. Да осуществится наше наме­рение".

Бахауддин сказал:

"Пусть каждый из вас по очереди пройдет передо мной, не произнося ни слова".

Искатели прошлись перед его взором.

Затем мастер сказал:

"Пятый, восемнадцатый и тридцать четвертый приемлемы для Пути".

Руководитель группы спросил:

"Можно поинтересоваться, какие характерные черты свидетельствуют о приемлемости?"

Тогда Бахауддин спросил его:

"Кто ты по профессии?"

Человек ответил, что разводит верблюдов.

"Тогда ты должен уметь определять качества и возможности верблюдов, которых проводят перед тобой. Почему бы не обратиться к собственному опы­ту, это подсказало бы тебе, что духовный человек в своей собственной сфере может пользоваться очень схожим умением".

* * *

Летучие мыши вылетают, когда солнце садится.

Пословица

 

ВОСКЛИЦАНИЕ КАК ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Хазрат Абуль-Хасан Хиркани сказал:

"Как же много у меня недостатков и вместе с тем, как редко я обращаюсь к Богу!"

Услышав это, один человек, желавший стать суфием, пришел к другому мастеру и спросил его:

"Как понимать эти слова? Если Абуль-Хасан, ве­личайший из святых, может сказать, что он совер­шил недостаточно на одном поприще и слишком много на другом, и это в его-то возрасте, то на что надеяться тем, кто желает учиться, но находится на куда более низком уровне?"

Мудрец ответил:

"О, человек с блестящими перспективами! Долго еще ты не сможешь войти в круг избранных. И не потому, что у тебя меньше способностей, чем у Абуль-Хасана, но потому, что ты все еще не заметил, что он имеет в виду не себя, но служит зеркалом для твоего внутреннего я".

* * *

Змея пролезает в нору, когда выпрямляется.

Пословица

 

УСПЕХ В УЧЕНИЧЕСТВЕ

Хамлат Пош сказал:

"Я никогда не отказывался кого бы то ни было учить, но большинство людей, если не явно, то, во всяком случае, по сути не способны к получению пользы из ученичества, как этапа развития, в резуль­тате чего сами устраняют себя из этого процесса.

Ученичество - это метод, а не потенциальная воз­можность. Каждый человек может иметь задатки сверхчеловека, но лишь немногие находят, подход к решению этой проблемы.

Быть учеником, значит быть способным учиться, а не только желать учиться. Никто не обладает врож­денным умением учиться, это умение должно быть передано ему.

Желание учиться не является основой для учени­чества, а вот искренность - является. Основу же ис­кренности составляет прямота и чувство меры.

Желание делать больше, чем можешь и не жела­ние мириться с фактом, что иногда ты должен ос­таться без ответа - по сути, провал в ученичестве'.

* * *

Нельзя поразить одной стрелой две мишени.

Пословица

 

ГРАНАТЫ

Один ученик пришел в дом к некоему суфийскому врачу и попросил обучить его врачебному искусству.

"У тебя не хватит терпения наблюдать за тем, чему следует обучаться в нашем деле", - сказал суфий.

Но юноша умолял суфия, и тот взялся за обуче­ние.

Спустя несколько лет молодой человек почувство­вал, что готов применить на практике кое-что из ус­военного в науке врачевания. Однажды к дому суфия направился какой-то человек. Увидев его еще издали, суфий сказал: "К нам идет больной. Его можно исце­лить гранатами".

"Вы поставили диагноз, - сказал ученик, - по­звольте же мне назначить ему курс лечения, и таким образом сделать половину работы".

"Хорошо, - ответил суфий, - но только помни, что любое действие должно служить также и иллюс­трацией".

Как только пациент подошел к дому, ученик встре­тил его, завел в дом и сказал: "Ты болен. Тебе нужны гранаты".

"Гранаты?! - завопил больной. - Сам ты гра­нат!". И в гневе выбежал вон.

Молодой человек спросил учителя, как понимать этот случай.

"Смысл этого случая я проиллюстрирую, когда представится другой подходящий случай", - ответил суфий.

Вскоре после этого ученик и учитель сидели перед домом, как вдруг мастер поднял голову и увидел при­ближавшегося к ним человека.

"Ну вот, сейчас ты получишь обещанную иллюст­рацию, - сказал суфий, - к нам идет человек, кото­рого можно исцелить гранатами".

Пациента пригласили в дом, и доктор сказал ему:

"Я вижу, у вас очень непростая и редкая болезнь... Вам нужна особая диета. Вам надо есть нечто круг­лое, с маленькими зернышками внутри, что-то такое, что произрастает естественным образом... Может быть, апельсин? Нет, пожалуй, цвет не тот. Лимон? Нет, не подойдет - слишком кислый... А! Нашел - гра­нат!".

Пациент радостно поблагодарил врача и ушел весь­ма удовлетворенный.

"Мастер, но почему вы сразу не сказали, что ему необходимо есть гранаты?" - спросил ученик.

Суфий ответил: "Потому, что он нуждался также во времени, а не только в гранатах",

* * *

Когда в кармане ни гроша, в голове тысяча разных мечтаний.

Но заведись хоть одна монетка, и у тебя останется не более двадцати возможностей.

Поговорка

Будь подобен ястребу - охотнику и кормильцу других, не питайся объедками, подобно выкормышу вороны.

(Анвар-и-Сухайли)

 

СПЯЩИЙ

Акрам был человеком, посвятившим себя ревнос­тным и неотступным поискам истинного знания. По прошествии многих лет он пришел в дом мудреца, познавшего все тайны жизни.

Акрам, попросил открыть ему тайны, на что муд­рец просто сказал:

"Начинать надо сначала, и всему свое время".

Спустя несколько лет, в течение которых Акрам исполнял малейшие желания учителя, все, что он, как ему казалось, узнал, это то, что "Через несколько сто­летий наступит Золотой Век".

"В таком случае, мне надо попасть в эти будущие столетия", - сказал себе Акрам, потому что не мог представить, чтобы в настоящее время мудрец спосо­бен был сделать для него что-либо большее.

Покинув присутствие знающего человека, он сно­ва отправился на поиски и, странствуя по всему миру, наконец, нашел того, кто был ему больше по вкусу. Им оказался факир-чудотворец, согласившийся по­грузить Акрама в семисотлетний сон.

Когда Акрам пробудился, то обнаружил себя среди развалин могущественной цивилизации: по всему без­людному ландшафту лежали в руинах некогда величе­ственные дворцы; заросшие без присмотра сады, напо­минали о прежнем великолепии; повсюду были разбросаны всевозможные свидетельства удивительных достижений ушедшего мира.

Много дней Акрам бродил в поисках хоть ка­ких-нибудь признаков человеческой жизни. Нако­нец, он заметил вдалеке дымок, указывающий на присутствие человека, и вскоре пришел к костру, у которого сидел одичавший, одинокий дервиш в лох­мотьях.

"Я ищу Золотой Век", - сказал Акрам.

"Ты опоздал, на двести лет", - сказал дервиш.

 

АБДАЛИ

Человек пришел к Абдали и сказал: "Я бедный солдат, пожалуйста, сделайте так, чтобы я стал офи­цером".

Прошел год и он написал Абдали письмо: "Меня повысили в звании, но отправили на границу. Посто­янные стычки с нарушителями делают условия жиз­ни здесь невыносимыми. Пожалуйста, помогите мне выйти в отставку".

Спустя шесть месяцев человек этот прибыл в Теккию к Абдали и сказал: "Ну вот, теперь, я в отставке, и стал купцом. Могу ли рассчитывать на ваше заступ­ничество, чтобы преуспеть в этом деле?".

"Увы, - сказал Абдали, - я не могу подсказать тебе, что делать, ведь ты не способен заглянуть за пределы того, что считаешь своими интересами. По­этому снова и снова ты просишь меня способство­вать изменениям в твоей карьере. Ты приходишь ко мне, шлешь письма, диктуя, что я должен для тебя делать, но все это не приносит никакой пользы".

"В таком случае, - сказал человек, ~ если нет ника­кой пользы в исполнении моих желаний, зачем же вы их исполняете, вы же сделали все, о чем я просил?".

Абдали ответил:

"Все, что делалось для тебя до сих пор, делалось для того, чтобы преподать урок, суть которого в сле­дующем: "Всякий раз, когда ты выбираешь цель, эта цель ничего тебе не приносит".

"Тогда сами выберите для меня цель", - попро­сил человек.

Абдали сказал:

"Я не могу за тебя выбрать цель, которую ты смог бы должным образом осуществить. Твоя беда, что ты не в том состоянии, чтобы пожелать приобрести сред­ства для достижения целей".

 

 

КАМЕШЕК

Кто-то спросил:

"Как может незначительная мысль стать препят­ствием для великой мысли? Если человек развил в себе способности, дающие возможность понимать важные вещи, разве уже само это не поможет ему преодолеть искажающее влияние каких-то мелких мыслей".

Сайд Нимр ответил:

"Пусть каждый из вас наберет с земли мелких камешков. Находясь на расстоянии от глаза, эти ка­мешки не могут заслонить видимость окружающего, потому что слишком малы. А теперь, даже если са­мый маленький камешек поднести близко к глазам, он покажется громадным, так как станет препятстви­ем для зрения".

* * *

Что толку стучать кувалдой по холодному металлу.

Пословица

 

ОСВОБОЖДЕННЫЙ

Будучи спрошенным, кто такой суфий. Великий учитель Хадрат Нури сказал:

"Суфий - это человек, сам будучи освобожден­ным, к рабству других не причастен.

Суфизм не объяснить ни в терминах доктрин, ни с помощью обрядов.

Доктрины не могут обойтись без формального на­таскивания; в основе ритуала лежит практика повто­ряющихся действий.

Суфизм есть нечто, что сотворяется, а не приме­няется к уже сотворенному".

* * *

Печь нагрелась - пеки хлеб.

Пословица

 

МУСА ИЗ ИСФАХАНА

В течение многих лет Муса не только обучал уче­ников, но и осуществлял весьма сложное управле­ние своим немалым имением. От лица своей общины он спорил с адвокатами, посылал представителей к королю и принимал решения по множеству текущих дел.

После его смерти у двух адвокатов зашел разговор о нем. Первый сказал:

"Вот прекрасный пример того, как человек может быть совершенно практичным, в то же время, оби­тая в возвышенных сферах мысли".

Другой заметил:

"Скорее жизнь Мусы - редкий пример полного учения. Его мирская деятельность была столь же важ­на, как и его духовная деятельность".

"Но что может быть важного в мирской деятель­ности?" - спросил первый.

"Она была важна с двух точек зрения: во-первых, с помощью мирской деятельности Муса поддержи­вал благосостояние своих учеников. Во вторых, с по­мощью этой деятельности он имел возможность каж­дый день воочию показывать им поверхностность обычной жизни".

* * *

Солнечный свет и есть доказательство его суще­ствования.

Пословица

 

САНДАЛИИ

Суфийского учителя Гулам-Шаха спросили, какой моделью он пользовался, когда формулировал курс обучения для своих учеников. Он сказал:

"Не можешь позволить себе сандалии, ходи бо­сиком; ходи в сандалиях, пока не заработаешь на сапоги".

* * *

Одна ложь покроет сорок правд.

Пословица

 

БОРЬБА

Некий человек, пришел однажды, к дервишу и провел с ним столько времени, сколько ему было позволено. Наконец ему показалось, что настал бла­гоприятный момент, и он обратился к дервишу:

"У меня есть желание преуспеть в жизни".

На что дервиш ответил:

"Слоняйся по городским улицам в течение двух лет, выкрикивая время от времени: "Все пропало!", а затем открой небольшую лавку".

Когда человек, последовав этому совету, в конце концов, открыл лавку, большинство горожан его уже знали и избегали иметь с ним дело, считая его город­ским сумасшедшим.

Тем не менее, постепенно этот человек завоевал их доверие, его дела пошли в гору, и он сделался необык­новенно успешным во всех своих предприятиях.

И вот он, богатый и могущественный делец, ра­зыскав дервиша, спросил его:

"Какое волшебство заключалась в словах: "Все пропало? "

Дервиш ответил:

Смысл повторения фразы состоял в том, чтобы возвратить тебя в состояние почти полной беспомощ­ности, когда для преодоления препятствий, прихо­дится приложить столько усилий, что успех стано­вится фактически неизбежным".

Тогда человек спросил:

Но как тебе, божьему человеку, удалось узнать механизм такого чисто мирского процесса?".

По аналогии, - ответил дервиш. - Я просто при­менил для мирской цели метод, который используется на ристалищах духа, и успех был гарантирован".

 

ВОПРОШАЮЩИЙ ИЗ ЙЕМЕНА

О великом Имаме Ал-Газали рассказывают, что од­нажды он молчаливо сидел в компании своих учеников, когда сообщили о прибытии посетителя из Йемена.

И вот, Имам подал знак, что ему можно задавать вопросы, и йеменец сказал:

"Как нам следует понимать Вас, что надо знать о Вас, о Ваших трудах; и в чем смысл Вашей фило­софии?".

Имам распорядился, чтобы принесли пятьдесят различных томов его книг и подарили их посетите­лю. После чего Имам сказал:

"Изучайте эти книги, и вы получите ответ на ваши вопросы".

Когда йеменец ушел, один из учеников спросил:

"Никак не могу понять значение этой встречи. Не захочет ли Имам сказать что-нибудь об этом?".

Ал-Газали сказал:

"Ты узнаешь, когда впитаешь смысл этого события".

Многие годы спустя, после смерти Имама, один из тех, кто слышал этот диалог, спросил того учени­ка, какую же мудрость он извлек из этого.

Ученик ответил:

"Я и в самом деле понял это, хотя собственная лень и поверхностное мышление долго скрывали от меня смысл произошедшего. Имам давал йеменцу возможность ознакомиться со своим учением в пись­менной форме для того, чтобы тот, в конце концов, мог выйти за пределы письменной формы.

По поведению спрашивающего и по тому, как тот подошел к делу, Имам знал, что сначала ему нужно преодолеть свое предубеждение к книгам".

"Ну а что произошло бы, если 6 спрашивающий сделал вывод, что Имам, подарил ему свои книги, в знак особой благосклонности".

"Йеменец потерпел бы неудачу".

"А что случилось бы, если б йеменец посвятил все свое время тому, чтобы выжать какой-то смысл из пятидесяти трудов?"

"Таким людям уже ничем не поможешь".

"А что бы произошло, если бы йеменца обидело, что вместо товарищеского общения ему предложили читать?"

"Это показало бы, что йеменец не готов вступить в товарищеские отношения. Товарищество (непос­редственный контакт) провозглашается принятием указаний товарища".

* * *

Всякая палка о двух концах.

Пословица

 

ПУТЕШЕСТВИЕ МИНАИ

Мохсин Минаи, работая подмастерьем у мастера по эмали, был неудовлетворен своим положением в жизни, и отправился странствовать в поисках удачи.

Он покидал свой город в надежде найти благо­приятные возможности. Только он вышел за городс­кие ворота, как кто-то, кого он едва знал, окликнул его: "Мохсин! Если ты ищешь работу эмальщика, я знаю одну мастерскую. Там нужен мастер".

Минаи ответил: "Нет, спасибо. Такая жизнь боль­ше не по мне. Я ищу чего-нибудь поинтереснее".

Однако если бы он принял это предложение, то вско­ре стал бы знаменитым эмальщиком, всеми уважае­мым художником, ибо именно к этому привела бы его цепь событий, начало которых он отказался принять.

Этот случай еще больше укрепил его в желании идти навстречу судьбе. Он сказал себе: "Если бы я не отправился в путешествие, а продолжал сидеть в лав­ке эмальщика на базаре, прошли бы годы, прежде чем мне представилась возможность стать полноцен­ным мастером. Это лишний раз доказывает, что стран­ствия способствуют встрече с благоприятными об­стоятельствами".

И он продолжил свой путь. Спустя какое-то вре­мя встречает он незнакомца и тот говорит ему;

- Кто ты по профессии?

- Я мастер по эмали, - сказал Мохсин, а сам подумал: "Во всяком случае, я был бы мастером, ос­танься я в своем городе. С какой стати представлять­ся простым подмастерьем?".

Тогда незнакомец сказал: "Моя сестра выходит замуж, и я с удовольствием подарил бы ей несколько уникальных изделий из эмали. Ты справишься с этой работой, если я предоставлю условия и необходимые материалы?".

"Разумеется", - ответил Мохсин.

Итак, он обосновался в деревушке неподалеку и вскоре изготовил необыкновенной красоты эмалевый браслет для новобрачной.

"Ну вот, - рассуждал про себя Минаи, - сбыва­ется; я зарабатываю деньги, уважение и восхищение ценителей, а все благодаря тому, что присвоил себе статус, которого не имел, но который, совершенно очевидно, заслуживаю".

Со своей первой независимой и щедрой выручки он купил лавку, решив на некоторое время обосно­ваться в новом городе.

Но вскоре после этого какой-то человек вошел в его мастерскую и сказал:

- Я мастер по эмали. Хочу переехать в ваш город. Продай мне свое дело.

И предложил Мохсину столь высокую цену за ма­стерскую и за его благорасположение, что сделка вско­ре состоялась, и Минаи снова оказался в пути.

Пройдя день или два по дороге, Минаи был окру­жен разбойниками, которые забрали все его деньги, а его самого, раздетого, избитого и беспомощного, оставили на земле.

Минаи не ведал, что если бы он задержался в том месте, где работал мастером, вышло бы еще хуже, ибо в тот самый день, когда он покинул город, земле­трясение разрушило его дом и лавку, а новый хозя­ин погиб.

И вот лежит Минаи на дороге, сетует на свою судьбу и ругает себя за неусидчивость, горько сожа­лея, что, поддавшись жадности, продал мастерскую.

Тут, какой-то великодушный человек, проходя той дорогой, видит несчастного эмалировщика, подходит к нему и говорит;

- Идем со мной. Я помогу тебе.

Минаи оказался в доме этого человека, где и про­вел некоторое время, пока не исцелился от ран. Но­вый знакомый предложил Минаи работу садовника в своем саду. Так Минаи прожил три года, боясь пус­каться в новые странствия, где его подстерегают но­вые беды, потому как считал, что удача изменила ему. В то же время Минаи весьма гордился своим смире­нием, ведь ему, мастеру по эмали, удалось подавить самолюбие и довольствоваться скромной работой са­довника. Он мнил себя чуть не праведником, ведь он путем беззаветного служения возвратил долг своему спасителю. И все это за один порыв великодушия, проявленного к нищему страннику!

Что Минаи не знал, однако, так это то, что если бы он оставался там, на дороге еще некоторое время, с ним случилось бы нечто совсем иное.

Разбойники, после того, как их постигли одна за другой ряд неудач, перессорились между собой. Ата­ман был убит своим помощником, который принес назад все деньги, отнятые у Минаи, да еще с избыт­ком, и оставил их на месте, где они бросили Минаи, надеясь тем самым избавиться от "проклятия".

Проработав тысячу дней в саду своего благодете­ля, Минаи попросил разрешения уйти и направился в соседний город. Там он устроился подмастерьем к мастеру по эмали, а затем в положенное время до­бился повышения; его назначили на должность глав­ного эмальщика при ювелире.

- Теперь, - сказал он себе, - я снова вернулся на свою тропу, ибо я опять там, где и начинал и где давно находился бы, не поддайся я соблазну собствен­ного величия и не пустись в это странствие.

Чего, однако, он не знал, так это того, что его фантазии по поводу собственного смирения и его пустая вера, будто все события его жизни образуют некое завершенное целое, были препятствием на пути к подлинному прогрессу.

Когда, в результате какой-то ошибки, Минаи был арестован за кражу на работе, течение его мыслей приняло следующий оборот:

"Конечно, останься я там, где был с самого нача­ла, мне было бы куда лучше. Но несчастия, постиг­шие меня сегодня, только испытание. И мне необхо­димо запастись терпением".

Чего он не осознавал и так никогда и не понял до конца своих дней, так это то, что разные события относятся к разным причинно-следственным нитям человеческой жизни. Всякий, кто пытается увязать их в единую историю и льстит себе предположени­ем, что все это его одна судьба, получит результат, который вовсе не 'испытание' смирения и терпения, но плата за собственную глупость. Люди, постоянно воображающие, что им посланы испытания, хотя на самом деле они расплачиваются, становятся жертва­ми своего тщеславия, которое не позволяет им даже вообразить, что в то или иное время они пожинают плоды того, что сами посеяли.

* * *

Хлеб, мыши и …

Держи хлеб подальше от мышей, а суфийскую работу - подальше от ученых.

Поговорка

 

ПРЕДАНИЕ О СКРЫТОМ ВРАЧЕ

Жил в одной стране врач. Он жил во времена, когда медицинское искусство повсеместно находилось все еще на низком уровне. Чтобы исправить это по­ложение, свои знания он решил сделать доступными на самом крайнем западе материка, где он жил. Там находилась страна, называемая Гарб. Знания меди­цины в этой стране почти отсутствовали, хотя в про­чих отношениях ее жители создали весьма высокую культуру.

Будучи человеком не только ученым, но и муд­рым, наш врач, прежде чем отправиться в Гарб, под­робно разузнал все о жителях страны. В числе про­чего он обнаружил, что гарбияне, стоит им всего лишь услышать о любой полезной вещи, имеют склонность завладевать ею и использовать разруши­тельным способом. Опять таки, как выяснилось, не­которые тираны из их числа овладевали ценными практическими знаниями, но берегли их для соб­ственной пользы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.156 сек.