Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Телесно-ориентированная терапия с использованием сыпучих субстанций-холистический метод в комплексном лечении тревожных невротических расстройств




Высокая распространённость среди населения, частота встречаемости в общемедицинской практике, дезадаптивность и высокая коморбидность к психическим и соматическим заболеваниям определяют актуальность терапии тревожных невротических расстройств [4]. Из методов психотерапии тревожных расстройств в настоящее время чаще всего применяются: когнитивно- поведенческая психотерапия[4, 9], релаксационные техники[3], гипнотерапия[4].

Усиливающиеся в последние годы интегративные тенденции в психотерапии заставили нас обратить внимание на холистические (целостностные) методы психотерапии тревожных невротических расстройств.

В настоящее время существует несколько методов, в которых инструментом психотерапевтического взаимодействия в терапевтической диаде «клиент-терапевт» в лечении невротических, в том числе тревожных расстройств, выступает песок, или другой сыпучий материал. Ранее нами [2] был предложен метод телесно-ориентированной психотерапии с использованием сыпучих субстанций - Песочная Семейная Терапия. «Сыпучая» телесно-ориентированная терапия (СТО - терапия) отличается от существовавших до сих пор методов работы с песком и развивает холистический (целостный) подход в психотерапии. Мы отказались от использования в ходе психотерапевтической сессии фигурок и каких-либо других дополнительных игрушек, или предметов. Нами используется сдвоенный песочный поднос, разделенный пополам перегородкой. Обычно мы используем песок различных фракций, а также другие субстанции, опилки, например. В своём методе мы сконцентрировали внимание на телесных ощущениях пациента, возникающих в связи с его тревожными переживаниями. В ходе психотерапевтической сессии на песке возникают образы телесных ощущений пациента, то есть некая единая субстанция, включающая в себя одновременно и сами сыпуче-пластичные образы телесных ощущений, и связанные с ними эмоции и мысли в едином пространственно- временном континууме. Как известно, патологическая тревога, хотя и может провоцироваться внешними обстоятельствами, но обусловлена внутренними психологическими и физиологическими причинами [10]. Соматические проявления тревоги разнообразны и почти всегда включают симптомы, связанные с хроническим мышечным напряжением – головные боли, миалгии, боли в спине и пояснице, мышечные подергивания, а также разнообразные вегетативные симптомы [5]. В СТО - терапии мы придаем центральное значение полной телесной вовлеченности пациента в терапевтический процесс. Для чего мы предлагаем пациенту внимательно соприкоснуться со своими телесными ощущениями, связанными с тревогой и передать эти телесные ощущения через взаимодействие с песком.

Известно, что страх телесных ощущений усиливается в результате избегающего поведения [6]. Мы предлагаем пациенту не «избегать», не отвлекаться от своих связанных с тревогой ощущений, а наоборот, сосредоточиться, направить на них своё внимание, «погрузиться» в них.

Руки пациента с тревожным расстройством в начале сессии, как правило, «хаотично» перемещают песок, меняя направление, силу воздействия на сыпучий материал, часто «вспахивая» его, без создания каких-либо завершенных по форме объектов. Часто глаза пациента закрыты, он погружён в лёгкий кинестетический транс. Пациент может взаимодействовать с песком в одной, или сразу в двух половинах песочницы. Терапевт своими актуализирующими вопросами побуждает пациента по - возможности точно и полно передать свои телесные ощущения на пространстве песочного подноса. Отличительной чертой пациентов с тревогой является то, что им очень тяжело переносить неопределенность [8]. В какой-то момент сессии у пациента появляется ощущение завершенности, как правило, в это время он уже открывает глаза и внимательно рассматривает песочный «рельеф». Внутренние переживания, связанные с тревогой становятся в этот момент «зримыми», «определёнными». Пациенту предлагается «сделать так, чтобы ему нравилось», «гармонизировать» песочное пространство. Пациент, только ему понятным образом, «приводит в порядок», «гармонизирует» пространство песочного подноса. Часто пациенты выравнивают сыпучую поверхность и даже порой её интенсивно утрамбовывают руками. Как правило, это позволяет достичь спокойствия и «ровного» отношения к тревожащей ситуации. На песочный «ландшафт» пациент проецирует все составляющие своей психической целостности: телесные ощущения; эмоции и чувства; ментальные образы и мысли.

Установлено, что для тревожно - фобических расстройств характерна выраженная инверсия по отношению к норме межполушарной асимметрии, отражающая активацию правого полушария[1]. Одним из возможных психофизиологических механизмов нашего метода является синхронизация активности полушарий головного мозга за счёт последовательного, поочередного обращения, через исполненные на песке образы телесных ощущений, в ходе психотерапевтической сессии к правополушарной активности и активности левого полушария - через их интерпретацию. В ходе терапии, по схожим с «соматическим проективным катарсисом» [4] психофизиологическим механизмам повышается осознанность и восстанавливается искаженный ранее, что характерно для тревожных расстройств [11], естественный процесс восприятия и переработки информации.

К настоящему времени накопилось большое количество данных, позволяющих говорить о том, что в патогенезе невротических расстройств важную роль играет синдром дезинтеграции, то есть нарушение деятельности неспецифических систем мозга, обеспечивающих соответствие между соматической, эмоциональной и вегетативной сферами [7]. СТО - терапия через взаимодействие пациента с песком и другими сыпучими субстанциями позволяет мягко, но достаточно глубоко достичь частичного, или полного телесно-образного и эмоционально-логического интеллектуального прояснения (Осознавания), что, в свою очередь, приводит к интеграции личности через включение внутренних, саногенетических механизмов. Мы считаем, что метод СТО - терапии может применяться в комплексном лечении тревожных невротических расстройств.

Список литературы:

1. Гордеев Сергей Александрович. Церебральные механизмы тревожно-фобических расстройств: диссертация... доктора медицинских наук: 03.00.13 / - Москва, 2008. - 390 с.: 36 ил.,

2. Старостин О.А., Нестеренко М.Ю.Целостный (холистический) подход в семейно-центрированной терапии // Холизм и здоровье, №5, 2011,

3.Старостина Е.Г. Генерализованное тревожное расстройство и симптомы тревоги в общемедицинской практике // Рос. мед. журн. 2004. Т.12 №22 С. 2-7,

4.Тукаев Р.Д., Зуева О.П., Кузнецов А.Н., Кузнецов В.Н. и др. Комплексная когнитивно-ориентированная психотерапия тревожных расстройств с приступами паники. Методика и результаты применения // Психотерапия, №5, 2011,

5. Ballenger JC, Davidson JRT, Lecrubier Y, et al. Consensus statement on generalized anxiety disorder from the International Consensus group on Depression and anxiety// J Clin Psychiatry 2001; 62 (suppl. 11): 53–58,

6. Craske MG. Anxiety disorders: Psychological approaches to theory and treatment. Westview Press: Boulder, Co, 1999,

7. Davidson R.J. Anxiety and affective style: role of the prefrontal cortex and amygdala // Biol. Psychiat. – 2002. – V. 51. – P. 68–80,

8. Dugas MJ, Gagnon F, Ladouceur R. et al. Generalized anxiety disorder: a preliminary test of a conceptual model. Behav Res Ther, 1998; 36:215–226,

9. Gorenstein E.E., Papp L.A. Cognitive-behavioral Therapy for Anxiety in the Eldery. — 2007. — Vol. 9(1). — Р. 20—25,

10.Raffety BD, Smith RE, Ptacek JT. Facilitating and debilitating trait anxiety, situational anxiety, and coping with an anticipated stressor: a process analysis // J Pers Soc Psychol. 1997; 72(4):892–906,

11. Roerig JL. Diagnosis and management of generalized anxiety disorder // J Am Pharm Assoc 1999; 39: 811–821,

12. Singh J.S., Hope D.A. Cognitive-behavioral Approaches to the Treatment of Social Anxiety Disorder. — 2009. — Vol. 46(1). — Р. 62—69.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.