Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Столпы ислама 5 страница




13-й хадис: Обязательность возвращения доверенного........................... 40

14-й хадис: Запрещение многобожия, непочтительности

по отношению к родителям и лжесвидетельства.................................. 42

15-й хадис: Запрещение обмана..................................................................... 45

16-й хадис: Запрещение распространения сплетен.................................. 47

17-й хадис: Обязательность отмеривания и отвешивания

сполна............................................................................................................... 49

18-й хадис: Запрещение взаимной ненависти и зависти.......................... 52

19-й хадис: Ответственность каждого человека за то,

попечение над чем вверил ему Аллах...................................................... 54

20-й хадис: О правилах приема пищи в исламе......................................... 56

21-й хадис: О том, как следует чихать.......................................................... 58

22-й хадис: Побуждение придерживаться правдивости

и предостережение относительно опасности лжи............................... 60

23-й хадис: Запрещение хулы......................................................................... 62

24-й хадис: Достоинство приветствия и веление

распространять мир...................................................................................... 64

25-й хадис: Достоинство посадки деревьев и возделывания

земли.................................................................................................................. 66

26-й хадис: Об этике удовлетворения естественных

потребностей................................................................................................... 68

27-й хадис: Столпы ислама.............................................................................. 70

28-й хадис: Уделение внимания мечетям в исламе.................................... 72

29-й хадис: Запретность обращения к людям с просьбами

без необходимости........................................................................................ 74

30-й хадис: О правах соседа............................................................................ 76

31-й хадис: Предостережение относительно гнева................................... 79

32-й хадис: Запрещение проявления непочтительности

по отношению к родителям......................................................................... 81

33-й хадис: Порицание занятости тем, что не касается

человека............................................................................................................ 83

34-й хадис: Порицание высокомерия и желательность

украшений........................................................................................................ 85

35-й хадис: Множество путей блага в исламе............................................ 87

36-й хадис: Предостережение относительно оставления

непогашенного огня во время сна............................................................. 89

37-й хадис: Запрещение подвергать мучениям животных...................... 91

38-й хадис: Вера и прямота.............................................................................. 94

39-й хадис: Неверие человека, который не совершает

молитв............................................................................................................... 96

40-й хадис: Стыдливость является ключом к любому благу.................. 98

41-й хадис: Достоинство поминания Аллаха и тех,

кто занимается поминанием..................................................................... 100

42-й хадис: Побуждение к благонравию.................................................... 102

43-й хадис: Обязательность любви к посланнику

Аллаха, ............................................................................................... 104

44-й хадис: Признак лицемера...................................................................... 106

45-й хадис: Исламу свойственны прощение

и снисходительность.................................................................................. 107

46-й хадис: Ислам запрещает порывать отношения

с людьми......................................................................................................... 109

47-й хадис: Достоинство изучения Корана и обучения

ему людей...................................................................................................... 111

48-й хадис: Влияние друзей на человека................................................... 113

49-й хадис: Обязательность проявления почтения

по отношению к родителям...................................................................... 115

50-й хадис: Отказ от причинения мусульманам вреда словом

и делом............................................................................................................ 117

51-й хадис: Обязательность стремления к знанию.................................. 119

52-й хадис: Следует воздавать должное дороге...................................... 121

53-й хадис: Ислам велит быть сильным..................................................... 123

54-й хадис: Ислам о правилах испрашивания

разрешения.................................................................................................... 125

55-й хадис: Сладость веры............................................................................. 127

56-й хадис: Проявление милосердия к людям.......................................... 129

57-й хадис: Мусульманин обязан любить своего

брата в исламе.............................................................................................. 131

 


[1] Буквально: да придаст ему цветущий вид.

[2] “Сахих аль-джами‘”, № 6763.

[3] То есть к Корану.

[4] “Разъяснены”, 42.

[5] “Аль-Хиджр”, 9.

[6] Улемы (калька от мн.ч. “уляма” – ученые) – мусульманские ученые-богословы, знатоки Корана, хадисов и этико-правовых норм ислама.

[7] “Хадис кудси” - хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, передаваемые посланником Аллаха, , и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, мир ему, а иногда - через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает.

[8] Этот хадис приводит Муслим.

[9] “Пчелы”, 44.

[10] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[11] Этот хадис приводит Муслим.

[12] “Шарх ан-Навави ли-Сахих Муслим”.

[13] Здесь имеется в виду то, что желательно делать мусульманам по примеру пророка, .

[14] ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз бин Марван (717 – 720) – один из Омеййадских халифов, отличавшийся особым благочестием.

[15] “Фатх аль-Бари”.

[16] “Сунан” ад-Дарими.

[17] “Иснад” или “санад” – опора.

[18] “Введение” к “Сахиху” Муслима.

[19] Другим лжецом является человек, измысливший такое сообщение.

[20] “Введение” Муслима с комментариями ан-Навави.

[21] Речь идет не только о хиджре - переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще о переселении мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать.

[22] Поводом для этого высказывания пророка, , послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, побуждаемого не религиозными соображениями, а желанием жениться на женщине по имени Катиля, кунья которой была Умм Кайс и которая согласилась выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Впоследствии этого человека стали называть “мухаджир Умм Кайс” (переселенец Умм Кайс). Значение этого и многих других хадисов, где речь также идет о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, согласно которому награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего что-либо, поскольку многие поступки, представляющиеся хорошими со стороны, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.

[23] Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что достанется ему за его дело в земной жизни.

[24] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[25] Содержание данного хадиса не противоречит ни Корану, где сказано: «…а когда наступит срок их, они не смогут ни оттянуть его ни на час, ни опередить»*, ни содержанию другого хадиса, где говорится о том, что через сто двадцать дней после начала формирования человеческого эмбриона к нему является ангел, который вдувает в него дух и среди прочего записывает его удел и срок его жизни. Согласно одному из комментариев, в вышеупомянутом айате речь идет о знании Аллаха, а в хадисе - о том, что известно ангелу, записывающему минимальный срок жизни человека. Таким образом, речь может идти о том, что если человек не станет поддерживать связи с родственниками, то ему будет суждено прожить, скажем, шестьдесят лет, если же он будет делать это, то срок его жизни может быть продлен, например, до восьмидесяти лет. То же самое относится и к уделу человека, а Аллаху Всевышнему изначально известно, каков срок и удел каждого. Кроме того, в Коране сказано: «Стирает Аллах, что пожелает, и утверждает, (что пожелает,) и у Него - мать Книги**». ***

* “Преграды”, 34.

** Имеется в виду либо Хранимая Скрижаль, либо знание Аллаха.

*** “Гром”, 39.

[26] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[27] Садака - добровольная помощь нуждающимся; подаяние; милостыня.

[28] Бояться Аллаха значит неизменно придерживаться благочестия, иначе говоря, выполнять все Его веления и воздерживаться от всего запрещенного Им.

[29] Прежде всего, это означает, что каждый должен обращаться с другими точно так же, как он хотел бы, чтобы другие обращались с ним самим.

[30] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

[31] Мухаджир - переселенец. Мухаджирами называли мусульман, переселившихся из Мекки в Медину из-за преследований со стороны многобожников.

[32] Бадр - название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу от Медины. 15 марта 624 г. в этом месте отряд мусульман под руководством пророка, , одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Участники этого сражения пользовались особым уважением, пророк же, , пообещал, что им будут прощены все грехи.

[33] Шам - старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Палестина и Иордания.

[34] Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, был родом из племени бану гифар.

[35] Этот хадис приводит ат-Табарани.

[36] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[37] Оазис к северу от Медины, население которого составляли иудеи и исповедовавшие иудаизм арабы, враждебно настроенные по отношению к пророку, . В 628 г. отряд мусульман численностью в полторы тысячи человек под его предводительством после полуторамесячной осады захватил этот оазис, населению которого было позволено продолжать обрабатывать земли оазиса на особых условиях.

[38] Этот хадис приводит Муслим.

[39] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[40] Этот хадис приводит Муслим.

[41] Старший внук пророка, , родившийся в 625 г.

[42] Этот хадис приводят ат-Тирмизи и ан-Наса’и.

[43] Этот хадис приводят ат-Тирмизи и Ахмад.

[44] Этот хадис приводит Муслим.

[45] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[46] Ухуд - гора в пяти километрах к северу от Медины. В битве при Ухуде 23 марта 625 г. мусульмане, потерявшие более семидесяти человек убитыми, потерпели чувствительное поражение от мекканцев. Среди прочих погиб и дядя пророка, , Хамза, да будет доволен им Аллах, а сам пророк был ранен.

[47] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[48] Людям стало жалко пророка, , который пришел в сильное волнение, произнося эти слова.

[49] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[50] Таиф подвергся осаде в январе 630 г. после овладения мусульманами Меккой.

[51] То есть не говори с ними сердито и раздражительно.

[52] “Ночное путешествие”, 23 - 24.

[53] Этот человек хотел сказать, что зерно намочил дождь.

[54] Этот хадис приводят Муслим и ат-Тирмизи.

[55] “Аль-‘адх” - ложь; клевета.

[56] Имеется в виду многословие и передача слов одних людей другим, что приводит к раздорам между ними.

[57] Этот хадис приводит Муслим.

[58] “Комнаты”, 6.

[59] Имеется в виду 83-я сура Корана “Обвешивающие”.

[60] Этот хадис приводит Ибн Маджа.

[61] “Обвешивающие”, 1 – 3.

[62] Иначе говоря, нельзя прекращать общаться с ним, если только это не делается в воспитательных целях.

[63] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[64] Джахилийа - букв. “неведение, невежество”. Данное слово в своем узком терминологическом значении служит для обозначения языческой эпохи в истории Аравии до появления пророка Мухаммада, . В широком смысле оно обозначает неисламское состояние всякого общества.

[65] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[66] ‘Умар бин Абу Салама был сыном жены пророка, , Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, от ее первого брака.

[67] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[68] Имеется в виду брат по вере.

[69] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[70] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[71] Этот хадис приводит Муслим.

[72] “Комнаты”, 12.

[73] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[74] Ка‘б бин Лу’айй был дедом прапрадеда посланника Аллаха, .

[75] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[76] Возможно также, что под “хубус” и “хаба’ис” имеются в виду злые духи обоего пола.

[77] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[78] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[79] Речь идет об обязательном совершении в установленное время пяти молитв в течение суток.

[80] Закятом именуются обязательные отчисления в пользу нуждающихся и некоторых других категорий мусульман. Закят является одним из столпов ислама, и выплачивать его должен каждый взрослый и дееспособный мусульманин при том условии, что он владеет определенным минимумом /нисаб/ имущества. Закят выплачивается с денежных средств, золота и серебра, товаров, скота, пшеницы, ячменя, фиников и т.д. В Коране указывается, что материальные ценности, собранные в качестве закята, могут использоваться для оказания помощи следующим категориям людей: бедным /фукара’/, нуждающимся /масакин/, сборщикам закята, тем, кто склоняется к исламу (с целью привлечения их сердец или укрепления их в религии), рабам с целью их выкупа, несостоятельным должникам, участникам священной войны /муджахидуна/ и путникам, не имеющим средств на возвращение домой (см.: Коран, “Покаяние”, 60). В хадисах и литературе по фикху термином “садака” (добровольное даяние, милостыня) часто обозначался обязательный закят.

[81] Обязательное один раз в жизни при наличии возможности паломничество в Мекку.

[82] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[83] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[84] Иначе говоря, не от крайней нужды, когда у человека нет иного выхода.

[85] То есть будет подвергнут за это наказанию огнем.

[86] Таким образом пророк, , как бы предлагает каждому решить для себя, что для него лучше.

[87] Этот хадис приводит Муслим.

[88] Иначе говоря, воздерживается от лжи, сплетен, распространения всевозможных слухов и так далее.

[89] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[90] “Женщины”, 114.

[91] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[92] Таким образом, запретным является не только поношение собственных родителей как таковое, но и любые действия, которые могут привести к тому, что бранить их станет кто-нибудь другой.

[93] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[94] Имеются в виду многобожники.

[95] “Скот”, 108.

[96] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

[97] Согласно одному из комментариев, имеется в виду, что прекрасными являются дела и атрибуты или же имена Аллаха Всевышнего.

[98] Таким образом, пророк, , указывает на то, что само по себе желание иметь красивую одежду и обувь еще не говорит о высокомерии.

[99] Этот хадис приводит Муслим.

[100] То есть к мечети.

[101] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[102] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[103] Имеются в виду насекомые и пресмыкающиеся.

[104] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[105] То есть на священных территориях, где нельзя убивать ни одно живое существо.

[106] Животных, насекомых и птиц, которых можно убивать на территории харама, пророк, , назвал словом “фасик”. Одним из его значений является “отклоняющийся”. В данном контексте это следует понимать как “тот, кто делает что-либо в отличие от других”; здесь - наносит вред в отличие от других живых существ. Такими животными являются вороны, коршуны, скорпионы, мыши и бешеные собаки.

[107] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[108] Придерживаться прямоты /истикама/ значит неуклонно выполнять все веления Аллаха и избегать всего запрещенного Им.

[109] Этот хадис приводит Муслим.

[110] Здесь отказ от молитвы сравнивается с некой чертой. Человек, переступающий через эту черту, иначе говоря, отказывающийся совершать обязательные молитвы, что является нарушением соответствующего установления шариата, впадает в многобожие и неверие.

[111] Этот хадис приводит Муслим.

[112] Хунайн - вади близ Мекки, где 30 января 630 г. мусульмане одержали победу над объединенными силами племен хавазин и сакиф из Таифа и захватили огромную добычу.

[113] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим

[114] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[115] См. “Пещера”, 46.

[116] Имеется в виду, что пророк, , по природе своей был не склонен к употреблению плохих или грубых слов или совершению непристойных поступков.

[117] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим

[118] Этот хадис приводит Ахмад.

[119] В этом и иных подобных случаях имеется в виду, что вера мусульманина не будет совершенной.

[120] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[121] То есть следовать сунне на практике.

[122] Здесь имеется в виду и то, что лицемер не возвращает доверенного ему имущества. Таким образом, речь идет обо всех тех, кто поступает вероломно.

[123] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[124] Другими словами, он применял установленные шариатом наказания в случае совершения людьми определенных грехов.

[125] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[126] Имеется в виду, что в случае совершения преступлений, наказания за которые установлены шариатом, таким наказаниям преступников следует подвергать неукоснительно.

[127] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[128] ‘Акаба - название места, находящегося в долине Мина близ Мекки. В 620 г. в сезон паломничества к пророку, , прибыло двенадцать его последователей из числа представителей племен аус и хазрадж, живших в Медине (Йасриб). Они присягнули ему на верность исламу и поклялись не делать того, о чем говорится в 12-м айате суры “Испытуемая”. В мусульманской историографии это событие получило название “первой ‘Акабы”. “Второй ‘Акабой” называют встречу пророка, , с группой из семидесяти с лишним мединцев, с которыми он окончательно условился о переселении /хиджра/ в Медину, назначив для обеспечения этой акции двенадцать своих представителей или же старшин /нукаба’.

[129] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[130] Здесь имеется в виду лишь один из хадисов, в котором сообщается, что пророк, , порадовал вестью о рае Са‘да бин Абу Ваккаса, Абу Бакра ас-Сиддика, ‘Умара бин аль-Хаттаба, ‘Усмана бин ‘Аффана, ‘Али бин Абу Талиба, Тальху бин ‘Убайдуллаха, аз-Зубайра бин аль-‘Аввама, ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа, Са‘ида Ибн Зайда и Абу ‘Убайду бин аль-Джарраха, да будет доволен всеми ими Аллах. Всего же таких людей насчитывается больше.

[131] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[132] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[133] “Пески”, 15.

[134] “Лукман”, 14.

[135] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[136] Этот хадис приводит Ибн Маджа.

[137] “Создатель”, 28.

[138] Речь идет о человеке, который выполняет только свои религиозные обязанности, а все остальное время посвящает поискам знания.

[139] Здесь подразумевается такой человек, который ограничивается обязательным минимумом религиозного знания, посвящая все свое время поклонению.

[140] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[141] Здесь речь идет о женщинах.

[142] Эти слова в комментариях объясняются по-разному, например: имеется в виду тот, кто благодаря своей внутренней силе не придает значения второстепенным причинам, веруя лишь в Аллаха и полагаясь только на Него как на первопричину. Согласно другому комментарию под сильным верующим подразумевается тот, у кого хватает терпения на поддержание отношений с людьми и перенесение наносимых ими обид.

[143] Имеются в виду всевозможные бедствия.

[144] Этот хадис приводит Муслим.

[145] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[146] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[147] Этот хадис приводит Муслим.

[148] В этом и иных подобных случаях имеется в виду, что вера мусульманина не будет совершенной.

[149] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.