Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Тема 1. Принципы романтической эстетики




В повести-сказке Э. Т. А. Гофмана

Тема 1. Принципы романтической эстетики

"Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" (2 часа)

План:

I. Общая характеристика романтизма и творчества Э.Т.А. Гофмана.

1. Социальные, эстетические, философские корни романтизма. Хронологические границы.

2. Периодизация немецкого романтизма. Представители. Ме­сто Гофмана в литературе.

3. Этапы жизни и творчества Гофмана. Основные произведе­ния. Эстетические взгляды писателя.

II. Анализ повести Гофмана "Крошка Цахес".

1. Сюжетная канва повести-сказки.

2. Сатирическая направленность произведения. Аллегориче­ское отражение немецкой действительности в нем.

3. Система образов (принцип двоемирия в повести-сказке, фи­листеры и "музыканты" в ней): а) Бальтазар как тип гофмановского "музыканта"; Фабиан - "снижающий" образ; б) Кандида - идеальная героиня (?); в) Альпанус и Розеншен - роль волшебных сил; особенности гофмановской фантастики; г) Крошка Цахес - центральный образ-символ, смысл этого образа.

4. Ирония Гофмана. Ее роль в композиционном и образном рисунке повести-сказки.

5. Белинский В. Г. о Гофмане. Влияние немецкого романтика на русскую литературу.

Литература

1. История зарубежной литературы XIX века: Учеб.для вузов / А.С.Дмитриев, Н.А.Соловьева, Е.А.Петрова и др.; Под.ред. Н.А.Соловьевой. М.,2000. С.272-285.

2. История зарубежной литературы XIX века: В 2 ч. - Ч.1 / Под ред. Н. П. Михальской. - М., 1991. - С. 34-44, 104-109, 114, 121-134.

3. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. М. Е. Елизаровой. - М-, 1972. - С. 383-384.

4. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - М., 1973. - С. 46, 83-93,506-512.

5. Гофман Э.Т.А. Сочинения // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб.пособие / Сост.: А.С.Дмитриев, Б.И.Колесников, Н.Н.Новикова. – М., 1990. С.94-118.

6. Карельский А.В. Жизненные воззрения Э. Т. А. Гофмана // Э. Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, доку­менты / Сост. К. Гюнцель. - М., 1987. - С. 5-13.

7. Ладыгин М.Б. Романтизм как творческий метод и литератур­ное направление // Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н. П. Михальской и Б. И. Пуришева. - М., 1981. - С. 103-110.

8. Миримский И. В. Э. Т. А. Гофман // Миримский И. В. Статьи о классиках. - М., 1966. - С. 79-132, или История немецкой литературы: В 5 т. - М.. 1966. - Т.З. - С. 209-230; или Э. Т. А. Гофман. Житейские воззрения кота Мурра (Сер. БВЛ). - М., 1967. - С. 5-35.

9. Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум: Учеб.пособие для студентов вузов. – М., 2003. С.39-54.

10. Художественный мир Э.Т.А. Гофмана: Сб. статей. - М., 1982.

11. Шлегель Фр. Фрагменты // Зарубежная литература XIX века. Романтизм: Хрестоматия / Под ред. Я. Н. Засурского. - М., 1976. - С. 18-22.

 

Прежде, чем приступить к рассмотрению творчества Гофмана, следует уяснить, что собой представляет романтизм как метод и на­правление, каковы особенности немецкого романтизма. Обратите внимание на предпосылки его возникновения и романтическую тео­рию бр. Шлегелей. Как вы понимаете, что такое "романтическая ирония"?

Каково место Гофмана в немецком романтизме? В чем прояви­лось его новаторство? Чем отличается пафос первого периода твор­чества Гофмана от второго?

Можно ли считать, что действие повести-сказки развивается в Германии? Почему? Обратите внимание на реалии - имена, названия блюд, вин. Дайте определение жанра повести-сказки.

Размышляя над сатирическим отражением немецкой действи­тельности в повести-сказке, ответьте на вопрос: каким образом поли­тическая ситуация в Германии отразилась в "Крошке Цахес"? Почему образ Цахеса является символическим? Докажите примерами из тек­ста, что присвоение чужих заслуг типично для княжества Керепес. Чьи заслуги присвоил Цахес? В чем заключается суть Просвещения, изображенного в повести-сказке, и почему авторское отношение к нему критически-ироничное? Какие типы ученых высмеивает писа­тель?

Обратившись к рассмотрению системы образов произведения, подумайте, на какие две группы Гофман делит всех героев, по какому признаку в "Крошке Цахес" художник относит их к той или иной группе? Назовите филистеров и музыкантов в повести-сказке. Явля­ется ли грань между ними устойчивой? Подтвердите примерами. К какой группе, но преимуществу, может быть отнесена Кандида?

Как проявляется принцип двоемирия в " Крошке Цахес"? Какие герои живут в двух мирах? Какие герои соприкасаются с тем и другим миром? Может ли Крошка Цахес быть отнесен к волшебному миру или реальному? Почему? В чем разница между волшебством Альпануса и феи Розеншен?

Какой подарок получил Бальтазар на прощание от Проспера Альпануса? Какая черта романтизма проявилась при изображении этого подарка? Чем закончилось произведение? В чем своеобразие художественного метода Гофмана?

Каковы фольклорный и литературный прототипы Крошки Цахеса? В какой ситуации у одного из гоголевских героев проявляется симптом "цахизма"? Найдите этот эпизод в "Ревизоре" и зачитайте на занятии. Подготовьте сообщение о влиянии Э. Т. А. Гофмана на русскую литера­туру.

Тема 2. Поэма Д.Г. Байрона "Паломничество Чайльд-Гарольда"




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.