Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронология Месопотамии




1. 4500 – 4000 г. до н.э. - Возникновение цивилизаций Шумера
и Аккада.
2. 24 – 22 вв. до н.э. – Объединение Шумера и Аккада под вла-
стью Аккада при царе Саргономе I. Возникновение Вавилонии
со столицей Вавилон.
3. 22 – 21 вв. до н.э. - Правление горцев гутиев в 22 – 21 вв. до
н.э.
4. 21 - 20 вв. до н.э. Изгнание гутиев шумерами. III династия
Ура.
5. 20 – 18 вв. до н.э. – Завоевание Вавилонии семитским племе-
нем амореев. Старовавилонское царство. Царь Хаммурапи
(1792 – 1750 гг. до н.э.). Законы Хаммурапи.
6. 18 – 12 вв. до н.э. – Завоевание Вавилонии горцами касситами
и правление касситов (до 1155 г. до н.э.).
7. 1595 г. до н.э. – захват Вавилона хеттами.
8. 11 – 8 вв. до н.э. – Завоевание Вавилонии семитскими племе-
нами аромеев. Ассирия и Вавилония.
9. 8 – 7 вв. до н.э. – Завоевание Вавилонии Ассирией. Завоева-
ние царства Израиль Ассирией в 722 г. до н. э при царе Сарго-
не II. Разрушение Вавилона в 689 г. до н.э при царе Синаххе-
рибе. Столица Ассирии – Ниневия. Цари – Ашшурнасирпал I (8
в. до н.э.), Асархадон (8 в. до н.э., завоевание Египта), Ашшур-
банапал (8 в. до н.э., - наивысшее могущество Ассирии).
10. 625 – 539 гг. до н.э. – Нововавилонское царство. 612 г. до н.э. –
разрушение Ниневии царём Набопаласаром совместно с Ми-
дией. Цари – НавуходоносорI, Навуходоносор II, Валтасар
(последний царь Вавилонии, правил вместе с отцом Набони-
дом) и др.
11. 586 г. до н.э. - покорение царство иудеи при Навуходоносоре II,
разрушение храма в Иерусалиме. Порабощение евреев.
12. 539 – 331 гг. до н.э. - Господство в Месопотамии персов. Ца-
ри – Кир II Великий, Дарий I и др. Конец независимости Месо-
потамии.
13. 331 г. до н.э. - Покорение Персидской державы, включающей
Месопотамию, Александром Македонским. Гибель Дария III.
14. 323 г. до н.э. – смерть в Вавилоне Александра Македонского.

10) Кушано-гуптская эпоха

С 1 в.н.э. большая часть территории Индии попадает под власть Кушанской империи. Но это не оказало сильного влияния на их внутреннюю жизнь, скорее, наоборот. Наиболее знаменитый кушанский царь Канишка, при котором держава достигла расцвета (начало II в.н.э.), был покровителем буддизма, распространившегося в эту эпоху в десятках стран и ставшего мировом религией. Впасть кушан была недолговременной — к концу III в. они владели лишь небольшой территорией по среднему течению Инда.

Ядром формирования новой империи из множества мелких государств Индии в начале IV в. стала опять область Магадха. Один из ее царьков стал основателем династии Гуптов. Политической силой государство стало при его внуке Чандрагупте I (320-335 гг.). Самадрагупта (335-380 гг.) в течение 15 лет завоевывает всю долину Ганга. Империя достигает максимальных размеров при Чандрагупте II (380-415 гг.) — открылся выход к Аравийскому морю, а через него — к странам Ближнего Востока. Этот период называют "золотым веком Гупт". Внуку Чандрагупты II Скандагупте (455-467 гг.) пришлось отражать набеги гуннов-эфталитов. После его смерти начались династийные распри и к середине VI в. Индия опять превратилась в мозаику мельчайших государств.

Система управления при Гуптах принципиально не отличалась от системы управления Мауриев. Большая централизация и меньшие размеры империи вели к дальнейшему развитию, бюрократизации государственного аппарата, нивелировке племен и народностей долины Ганга, укреплению экономических и культурных связей между ними.

В сельском хозяйстве продолжал повышаться удельный вес земледелия за счет скотоводства, охоты и рыболовства. Широко распространяются такие сложные для выращивания культуры как сахарный тростник, рис, хлопчатник, пряности, что свидетельствует об улучшении методов обработки почвы. Развивалось и искусственной орошение, хотя по-прежнему не играло ведущей роли — вполне хватало дождей.

Продолжало совершенствоваться и специализироваться ремесло. О достижениях в металлургии говорят медная статуя Будды весом более двух тонн или Делийская железная колонна (415-416 гг.). К рассматриваемому периоду относится широкое строительство пещерных храмов, поражающих своими размерами и резными украшениями. Морская торговля требовала большого и совершенного флота, а следовательно, и развитого судостроения. Вывозили пряности, благовония, лекарства, лаки, рис, сахар, хлопок, драгоценные камни, железо, ткани. Ввозили драгоценные и цветные металлы, лошадей, вино, посуду.

Объединение страны способствовало развитию и внутренней торговли. Об обильном денежном обращении говорят многочисленные клады монет, в том числе античных. Возросло количество городов, явно опережавших в своем развитии деревню. Они были центром политической жизни, культуры, науки, искусств и литературы, сосредоточением ремесла и торговли, могли многие сотни тысяч жителей.

Но уже к VI в. наблюдается упадок городов (продолжавшийся вплоть до мусульманской культуры) и целых областей, что явилось следствием общего застоя и натурализации экономики. Резко сокращается денежное обращение. "Древность начинается и кончается с рождением и смертью древнего города. Важнейшим показателем перехода от древности к средневековью является падение или по крайней мере полная перестройка городов в экономическом и политическом отношении. Даже в тех случаях, когда в средние века сохранились старце города, полностью изменялась их внутренняя структура: исчезало понятно гражданства {оно переносилось теперь на всех жителей страны. — В.М.}. Средневековые города как торгово-ремесленные центры, обладающие самоуправлением и не зависящие от феодала, возникают в последствии на совсем других основах". 1

Практика пожалования деревень крупным государственным служащим ведет к усилению власти крупных землевладельцев. Передача по наследству должностей вела к возникновению наследственных прав на пожалованную землю. Дарения иммунных прав (освобождение от налогов, постоя, право добычи полезных ископаемых и др.) ставили общины уже в зависимость не от царской администрации, а от получателя дарения — ущерб от недоимок ложился теперь только на него.

Происходит дальнейший сдвиг в сословно-кастовых отношениях в сторону превосходства богатства над знатностью. Распространение буддизма и джайнизма снизило авторитет брахманов. Ослабление и падение республик вело к размыванию варны кшатриев — к концу VI в. кшатриями считались только царские династии. С расцветом городов, ремесла и торговли возросло общественное положение вайшьев, занимавшихся ставшей к этому времени престижной торговлей, а также шудр — ремесленников и нередко уже земледельцев. Шудры стали участвовать в некоторых ведийских обрядах, им было разрешено слушать Веды. Увеличивается роль внутриварнового деления на касты (джати), существуют вневарновые, стоящие ниже шудр (неприкасаемые). Джати имели органы управления, общую кассу, систему взаимопомощи, отличались многочисленными обрядами и традициями. Происхождение джати связано с готрой — экзогамным родом.

Развитие производственных отношений, особенно в ремесле и торговле, вело к тому, что практически всякое объединение — этническое, профессиональное пли религиозное — принимало кастовый характер. Это распространялось и на сельские общины — они специализировались по отдельным отраслям земледелия, скотоводства, охоты или ремесла (гончары, кузнецы). Такая кастовая община, основанная на глубокой дифференциации наследственных функций жителей и системе натурального взаимо обеспечения (джаджмани), просуществовала вплоть до нового времени. "Касты и цехи возникают под влиянием такого же естественного закона, какой регулирует образование в животном и растительном мире видов и разновидностей..." — писал в своем "Капитале" К.Маркс. 2

В качестве основной государственной религии династия Гуптов избрала индуизм. Фундаментом объединения его многообразных культов стало учение Бхагавадгиты, провозгласившее политеизм лишь внешней формой поклонения Бхагавату (Абсолюту). Особую роль сыграла идея бхакти (религиозной любви), более доступная пониманию верующих, нежели архаичные ведийские предписания. "Путь любви" был открыт всем верующим, в том числе женщинам и шудрам. (Тем самым была продолжена реформа брахманизма, утверждающая примат догматов над обрядовой, культовой стороной). Д.Косамби так охарактеризовал значение этого учения: "Причиной необычайного успеха "Гиты" явилась изложенная в ней впервые новая теория бхакти, беззаветной преданности богу, которую ничто не может поколебать, даже его порой сомнительная репутация. Эта теория как нельзя лучше соответствовала идеологии феодального строя. Верность крепостного крестьянина и слуги их господину, барона — герцогу, герцога — королю является идеологической основой феодального общества, она связывает всех этих людей крепкой цепью вассальной зависимости, даже если личные качества сюзерена не внушают никакого почтения и делают его недостойным беззаветной преданности". 3

В первые века нашей эры постепенно сложилась одна из двух основных ветвей буддизма — махаяна ("большая колесница"), отличающаяся от хинаяны ("малой колесницы") тем, что не придерживалась идеи "индивидуального спасения", привнесла дух сострадания и религиозной любви, не требовала обязательного ухода в общину. Она в значительной мере способствовала превращению буддизма в подлинно массовую, а в этот период уже и международную, религию. В Индии же менее крупное, но внутренне более единое государство Гуптов не нуждалось в поддержке буддизма. А так как влияние последнего было преимущественным в крупных городах, то с падением их в послегуптский период буддизм растворился в океане индуистских верований.

I-VI вв. — период расцвета древнеиндийской духовной культуры. Индия приобрела славу "страны мудрецов". Многообразие школ и направлений в философии свидетельствуют о высоком уровне ее развития. В математике создана десятичная позиционная система счисления с применением нуля, которую в дальнейшем позаимствовали арабы. Астрономы утверждали, что Земля — шар, вращающийся вокруг своей оси и движущийся в космосе, предполагали наличие земного тяготения. Записаны многие религиозные, политические и художественные произведения. В IV-V вв. писал свои драмы Калидаса. Расцветают живопись и скульптура. Появляются и к концу периода приобретают величественный вид буддийские и индусские храмы.

Индия в кушано-гуптский период (общая характеристика). Первые века новой эры характеризуются политическим преобладанием в Центральной Азии Кушанской державы. По настоящему прочно Кушаны обосновались лишь в северо-западной части Индии, но в некоторые периоды распространяли свою власть и на значительные территории в долине Ганга вплоть до Паталипутры. Многочисленные находки кушанских монет свидетельствуют о широте экономических связей в Кушанский период. Существование этой огромной державы способствовало культурному взаимодействию Индии с восточноиранским и эллиннистическо-римским миром, а также с ханьским Китаем. Власть кушанских правителей в Западной Индии была в значительной мере номинальной. Сакские кшатрапы этого региона нередко именовали себя царями. К первым векам новой эры далеко зашёл процесс культурной ассимиляции саков – на монетах постепенно перестали помещать надписи на каких-либо иных языках, кроме индийских. В послемаурийский период происходило становление независимых государств в областях к югу от Индо-Гангской равнины. Порою они даже опережали страны Севера в своём социальном и политическом развитии. В истории стран Декана центральное место принадлежало династии Сатаваханов. Основана она была вскоре после распада Маурийской державы, а затем какое-то время соперничала с царями Калинги. Средневековые индийские предания о древности (пураны) позволяют отождествить Сатаваханов с династией Андхры, указывая таким образом на их связь с районом Восточного Декана. Однако находки многочисленных надписей Сатаваханов позволяют говорить, что в период расцвета государства во II в. н.э. его основные центры находились в Западном Декане. Уже в III в. держава распалась. Местная ветвь династии сохраняла власть лишь на небольшой территории, а гегемония в регионе перешла к государствам Вахатаков и Паллавов. В IV—V вв. новый подъем переживала Магадха под властью династии Гуптов (все правители этой династии носили имена, оканчивающиеся на -гупта,— очевидно, обозначение всего рода). Один из первых Гуптов в начале IV в. заключил союз с самым могущественным немонархическим объединением Северной Индии (государством личчхавов). Настоящим основателем крупной державы был Самудрагупта, правивший в середине IV в. О его военных подвигах подробно говорится в высеченном на камне панегирике. В нем утверждается, что Самудрагупта «искоренил» в Северной Индии власть девяти правителей, а в Декане — пятнадцати. В своем южном походе царь достиг тамильского города Канчи, на севере зависимость от него признавали пограничные области Непала и Ассама. Следует учитывать, впрочем, что автор составленной по царскому приказу надписи допускает значительные преувеличения. Явно недостоверны, например, сведения о том, что гуптскому царю подчинялись Кушаны и даже Ланка. Видимо, и Декан, несмотря на победоносный поход Самудра-гупты, не вошел в состав его державы. Тем не менее впервые после Маурьев основная территория Северной Индии была объединена, а ядром государства вновь стала Магадха. Расцвет Гуптской державы относится ко времени правления Чандрагупты II (380— 415 гг.), но уже вскоре после смерти этого царя усилилась тенденция к ее распаду. Ослабленное внутренними усобицами государство не могло противостоять внешней опасности. В конце V — начале VI в. страшное разорение было вызвано нашествием так называемых гуннов-эфталитов, пришедших из Центральной Азии. Северная Индия затем распалась на множество мелких государств, в которых правили местные династии (одной из таких династий оставались и Гупты).

11) Распределение земли в шумерских города-государствах раннединастической э. Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям, из которых состояла община. Эта земля могла продаваться и покупаться, а следовательно, могли быть созданы крупные земельные владения у отдельных лиц. Другая составляла фонд храмовой земли. Она в свою очередь делилась на несколько категорий: собственно храмовая земля, доходы с которой поступали на нужды культа и храма; земля, раздававшаяся храмовому персоналу в неотчуждаемое и ненаследственное пользование за выполнение обязанностей; наконец, земля, сдававшаяся в аренду с уплатой определенной доли урожая.

101 Социальные отношения в шумерских городах – государствах раннединастической эпохи. По мере развития классового общества в Шумере формировалось и неразрывно связанное с ним государство как аппарат насилия экономически господствующего класса рабовладельцев, землевладельцев, знати, жречества над классами – производителями материальных благ: рабами, подневольными работниками, угнетаемыми общинниками. Однако рождающееся из недр разлагающегося родового общества шумерское государство сохраняло на первых порах много черт и институтов первобытной демократии. Во главе гос. Стояд «эн» - верховный жрец. Он руководил также храмово – администр аппаратом, сооружениями оросительной сети. Иногда употребляется термин «лугаль», избирался военочальниками как правило. С развитием имущ неравенства и классового общесвта роль нар.СОБРания уменьшается, совета старейшин увеличивается. Главную роль играет деспотия опирающаяся на армию.

1) рабовладельческие отношения:

- основной источник рабства – война

- рабы были храмовыми и частновладельческими

- храмы – 100-200 рабов, частники –1-3 раба, правитель – несколько десятков

2) подневольные работники:

- разорившиеся общинники

- младшие члены бедных семей

- пожертвованные в храмы по обету

- пришельцы из других общин

- преступники

3) верхушка общества – рабовладельцы:

- родовая знать

- высшее жречество

- представители администрации – служилая знать

4) мелкие производители – 50% населения – рядовые общинники, имеющие небольшие наделы и объединенные в территориальные и родовые общины

5) земельный ресурс:

- 50% - собственность территориальной общины, переданная во владение большим семьям, купля-продажа разрешена

- 50% - фонд храмовой земли: храмовая земля, земля храмового персонала, земля в аренду

12) Особенности природных условий древнего Ирана. Иран представляет собой обширное нагорье, центральную часть которого занимают бесплодные пустыни с резко выраженным континентальным климатом. Более благоприятны для развития экономики и культуры оазисы, располагающиеся вдоль окружающих нагорье горных хребтов и орошаемые небольшими речками и ручьями. На севере нагорья возвышается система Эльбруса. К нему примыкают Туркмено-Хорасанские горы, северное ответвление которых проходит уже по территории Средней Азии и носит название Копетдаг. С запада и юго-востока нагорье ограждают Загрос и Южно-Иранские горы. В древности на склонах всех этих гор зеленели богатые леса, дававшие строевую древесину. На возвышенных участках растет ячмень в диком виде и до сих пор водятся горные козлы и бараны. В большинстве районов Ирана земледелие требует искусственного орошения, для этого используются все водные ресурсы — и небольшие речки, и сбегающие с гор ручьи, и даже сезонные водотоки. Сравнительно хорошо обеспечен водой юго-запад Ирана — Хузистан, где протекают реки Карук и Керха, а сухой субтропический климат и плодородная почва дают возможность получать большие урожаи. Из полезных ископаемых кроме нефти, в древности почти не использовавшейся, имеются залежи меди, железа и серебра. Территория Средней Азии в значительной мере состоит из Туранской низменности, по которой протекают реки Амударья и Сырдарья. Однако почти всю низменность занимают две крупные песчаные пустыни — Каракумы и Кызылкумы. На юге между Каракумами и Копетдагом тянется узкая полоска подгорной равнины, орошаемой сбегающими с гор потоками. Далее к востоку текут две довольно крупные реки — Мургаб и Теджен (Ге-рируд), дельты которых затухают в каракумских песках. В междуречье Амударьи и Сырдарьи течет еще одна река — Зе-равшан, по ее берегам расположены наиболее богатые оазисы Средней Азии. Весьма удобны для поливного земледелия и лессовые долины правых притоков Амударьи с характерным для них теплым летом и мягкой зимой. На востоке Средней Азии расположены значительные горные массивы— Тянь-Шань и памирская горная система. В разных местах Средней Азии имеются залежи железа, олова и серебра. К югу от Амударьи в пределах современного Афганистана находится месторождение лазурита — красивого синего камня, высоко ценившегося на всем Древнем Востоке

 

27. Какие народы обитали на территории древнего Ирана. Горные области, расположенные между Месопотамией и Ираном, уже во II тысячелетии до н. э. были заселены касситами, которых греческие писатели называли коссаи, или каспии. Эти племена были близки к эламским племенам, название которых встречается в шумерийских и в аккадских надписях. Эламиты населяли большую горную страну к востоку от Шумера в бассейне рек Карун и Керха (древние реки Улаи и Укну). Севернее, в горных областях, жили племена лулубеев, подвергавшиеся культурному воздействию со стороны шумерийцев и аккадян. Около Сарпула, между Багдадом и Хамаданом, были найдены памятники лулубейской культуры. В юго-западной части Ирана, в Хузистане, а также в восточной части Ирана, в Белуджистане, сохранились остатки древнего темнокожего населения. Возможно, что в древности эти племена жили вдоль Эритрейского побережья, от Элама и до устья Инда, а также отчасти во внутренних областях страны. Геродот упоминает париканиев, которые населяли два округа Персидского царства, и перечисляет их наряду с «азиатскими эфиопами». Очевидно, это были темнокожие племена, которых греческий историк сближал с африканскими эфиопами. Племена мидян и персов, образовавшие большие союзы племен на территории Западного Ирана, впервые упоминаются в ассирийских надписях IX в. до н. э. Ассирийские цари в IX— VII вв. до н. э. неоднократно совершали опустошительные набеги в страны, населенные мидянами и персами, и увозили оттуда добычу: пленников, скот (лошадей, верблюдов, баранов и мулов) и высоко ценившийся тогда драгоценный камень лазурит. Касситы, лулубеи и эламиты принадлежали к исконному населению Передней Азии. Персы, населявшие области Западного, в частности Юго-Западного Ирана, входили в группу западноиранских племен




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.