Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финикийская религия. 2 страница




24) Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае Принимая титул Цинь Шихуана («Первого императора династии Цинь»), Ин Чжэн торжественно объявил в своем высочайшем рескрипте: «Потомки же наши будут именоваться согласно порядку наследования — Эрши («Второй»), Саньши («Третий»), и так вплоть до десятков тысяч поколений будут они наследовать бесконечно». Честолюбивым мечтам Цинь Шихуана не суждено было осуществиться: просуществовав всего лишь 14 лет, созданная им империя пала под ударами народного восстания. И тем не менее полтора десятилетия существования империи Цинь — это целая эпоха в истории Китая. Именно в это время было создано то централизованное деспотическое государство, которое явилось прообразом последующих китайских империй древности и средневековья. Разгром шести царств и объединение территории страны были лишь первым шагом на пути создания единого государства. Не менее важными были в этом отношении мероприятия Цинь Шихуана, направленные на ликвидацию последствий политической и экономической раздробленности. Территория страны была поделена на 36 крупных административных округов. Границы их были проведены таким образом, что они не совпадали с естественно-географическими рубежами и границами прежних царств. Каждый округ состоял из уездов, которые, в свою очередь, делились на волости, включавшие несколько общин. Административная власть в низовых единицах территориального деления страны принадлежала выборным старейшинам. Таким образом, на этом уровне административной системы в империи Цинь продолжало существовать общинное самоуправление. Полновластным наследным правителем страны был император. Только он имел право называть себя «Мы» и декларировать свою волю в высочайших рескриптах. Помощниками императора были два его советника, которые должны были непосредственно отвечать за проведение в жизнь всех императорских указов Одновременно с реформой государственного устройства Цинь Шихуан осуществил некоторые другие мероприятия по укреплению империи. К их числу относится введение единого законодательства. В основе уголовного законодательства циньского времени лежала система поручительства: «Если один человек совершает преступление, то наказанию подвергается вся его семья». Таким наказанием за преступление родственника в империи Цинь обычно было превращение в государственных рабов. Система поручительства распространялась при Цинь Шихуа не только на простолюдинов. Что касается наказаний за преступления, то положения о них в основном были заимствованы из законов Шан Яна и отличались крайней жестокостью. Применялись различные виды смертной казни: четвертование, разрубание пополам, обезглавливание, удушение, закапывание живьем, варка в котле, пробивание темени. Смертная казнь полагалась, например, за кражу лошади. Кроме того, практиковались также и более легкие наказания — вырезание коленных чашечек, отрезание носа, кастрация, битье по пяткам. Наконец, осужденного за преступление могли сослать на каторжные работы. В первые же годы своего правления Цинь Шихуан осуществил унификацию монеты, мер и весов, а также письменности. Введение единой системы мер и весов было необходимо для установления налогового обложения населения. Этой же цели служила и денежная реформа Цинь Шихуана, в результате которой из обращения были изъяты все монеты нециньских образцов. Эти мероприятия Цинь Шихуана окончательно сломали преграды, препятствовавшие налаживанию постоянных экономических связей между отдельными районами страны. Завершив внутренние реформы, Цинь Шихуан начинает военные действия против сюнну. В 215 г. до н. э. 300-тысячная армия нападает на сюнну и одерживает важную победу. Через год циньской армии удается закрепиться на северном берегу Хуанхэ. Результатом походов было восстановление прежней границы вдоль старой стены, построенной царством Чжао. После этого Цинь Шихуан принимает решение строить Великую стену, чтобы обезопасить границы империи от нападения кочевников. Он переселяет на присоединенные территории жителей внутренних районов страны. Вдоль Великой стены было создано в общей сложности 44 новых уезда. Много лет спустя, путешествуя по этим местам, Сыма Цянь побывал на Великой стене. В памяти народа строительство Великой стены осталось как воспоминание о страшной трагедии. После успешного завершения операций против сюнну император решает начать завоевательный поход против племени юэ, населявших юго-восточные приморские районы. Война, начатая в 214 г. до н. э., потребовала колоссального напряжения сил и ресурсов империи. Начало кампании принесло поражение циньским войскам. Цинь Шихуану пришлось объявить дополнительную мобилизацию. Ценой огромных усилий армия завоевателей совершила переход через горные хребты и захватила территорию государственных образований юэ — Наньюэ (Намвьет) и Аулак. На их землях были созданы новые округа. Однако присоединение этой территории к империи Цинь было лишь номинальным. В 227 г. до н. э., когда будущий Цинь Шихуан только приступал к осуществлению своего плана разгрома шести царств, на него было организовано покушение, и лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств ему удалось остаться в живых. Через три года после объединения страны, в 218 г. до н. э., на него вновь было совершено покушение, также неудачное. На жизнь Шихуана покушались и в 216 г. до н. э. По-видимому, этим объясняется болезненная подозрительность могущественного монарха в последние годы его жизни. Начиная с 212 г. до н. э. он не останавливался надолго в каком-либо одном из своих многочисленных дворцов, постоянно менял резиденции, не предупреждая об этом даже высших сановников. Стремясь стать обладателем даосского эликсира бессмертия, Шихуан в то же время жестоко расправлялся с недовольными. Он, в частности, приказал закопать живьем более 400 конфуцианцев, подозревавшихся в подстрекательстве к смуте. Войны с соседями, грандиозные строительные работы (в том числе сооружение большого количества императорских дворцов) требовали дополнительных поступлений в казну. При Цинь Шихуане резко увеличивается налог на крестьян; так, поземельный налог составлял в это время 2/3 урожая. Рождение мальчика перестало быть радостным событием в жизни крестьянской семьи; будущий кормилец должен был по достижении совершеннолетия идти в армию или на строительство Великой стены. Недовольство народа использовалось представителями старой наследственной знати, не отказавшейся от мысли возродить порядки прошлого. Смерть Цинь Шихуана в 210 г. до н. э. ускорила назревающий кризис империи. Первым толчком, потрясшим Циньскую империю, было восстание бедноты. Повстанцы, уроженцы бывшего царства Чу, выдвинули лозунг. «Великое Чу будет восстановлено!» Захватывая один город за другим, они расправлялись с циньскими чиновниками. На сторону восставших стали переходить целые подразделения правительственных войск. Старейшины местных общин избрали одного из руководителей восстания царем. Этим завершился первый этап народной войны (209—208 гг. до н. э.). На втором ее этапе происходят существенные изменения в социальном составе восставших и их руководстве. Во главе повстанцев становятся примкнувшие к восстанию представители старой знати, стре-мившиеся воспользоваться выступлением масс для того, чтобы восстановить свои права. Один из отрядов антициньской армии возглавил мелкий чиновник Лю Бан. В 207 г. до н. э. его отряд захватил ключевой пункт на пути к столице империи Сяньяну, а затем, разгромив остатки правительственных войск, овладел столицей. Цель антициньского восстания была достигнута. Территория империи оказалась поделенной между наиболее крупными предводителями отдельных повстанческих отрядов. Лю Бан стал именоваться «ваном Хань», а руководитель другой армии становился «ваном Чу». Вскоре между бывшими союзниками вспыхивает ожесточенная борьба за власть. На первых порах Сян Юй располагал несравненно большими силами, чем его основной соперник. Однако затем Лю Бан, стремясь привлечь широкие массы населения на свою сторону, неизменно оказывал знаки уважения представителям местной об-щинной администрации, введя в то же время в своей армии строгую дисциплину и наказывая всякого, кто был замечен в мародерстве или насилии. В противоположность этому его соперник жестоко расправлялся не только с взятыми в плен воинами противника, но и с мирным населением тех городов, которые оказывали ему сопротивление. Постепенное преимущество Лю Бана начинает вырисовываться все более отчетливо, и на его сторону переходят многие из командиров повстанческих отрядов. В январе 202 г. Лю Бан одержал решающую победу. Лю Бан провозгласил начало новой династии Хань и принял титул императора Гао-цзу. В историографии воцарение этой династии датируется двояко — в одних случаях 202 годом, когда Лю Бан одержал победу над «ваном Чу», в других — 206 годом, когда он получил титул «вана Хань». Так или иначе в 202 г. кратковременный период раздробленности страны, последовавший за падением империи Цинь, был завершен. На территории Древнего Китая возникла империя Хань.

115. Древний Китай: империя Хань. Старшая династия Хань. Одной из неотложных проблем, с которыми столкнулся Гао-цзу, была проблема восстановления экономики страны. Войны Цинь Шихуана, восстания и карательные экспедиции циньских властей, наконец, пятилетняя опустошительная война между претендентами на престол нанесли грандиозный ущерб хозяйству. Ирригационные сооружения были заброшены, плодородные земли районов страны катастрофически со-кратились. Сотни тысяч людей погибли, еще больше бежало с насиженных мест и скрывалось от невзгод смутного времени в лесах. Выход из создавшегося положения Гао-цзу видел в политике уступок низам и ослабления налогового бремени. В одном из своих первых рескриптов новый император устанавливал, что воины, пришедшие вместе с ним в столичную область и желающие остаться там, получали наделы земли и на 12 лет освобождались от трудовых повинностей. От повинностей освобождались также семьи, в которых были новорожденные. Жителям, покинувшим ранее родные места, возвращались их поля и жилища. Свободными были объявлены все, кому пришлось продать себя в рабство во время голода. Был значительно снижен поземельный налог — теперь он составлял 1/15 часть урожая. Другой важной проблемой первых десятилетий II в. до н. э. был вопрос о методах управления страной. Мечтая увидеть себя во главе единой империи, Гао-цзу тем не менее не мог не считаться с реальной обстановкой в стране, только что сбросившей с себя гнет ненавистной династии Цинь. Поэтому он не решился полностью восстановить циньскую административную систему. Семь наиболее крупных военачальников, обосновавшихся на территории некоторых бывших царств, были пожалованы титулами ванов, а вслед за этим более 130 соратников Гао-цзу получили наследственные владения и стали именоваться хоу. Таким образом, созданная при Цинь система округов и уездов была восстановлена лишь на части территории империи. Пойдя на компромисс, Гао-цзу сумел смягчить противоречия между военачальниками атициньской коалиции и добиться объединения страны. С одной стороны, был возрожден центральный административный аппарат, существовавший при Цинь; с другой — в каждом из наследственных владений, территория которых в общей сложности составляла в то время не менее половины империи, имелись свои собственные органы власти. После смерти Гао-цзу (195 г. до н. э.) сепаратистские тенденции правителей наследственных владений стали проявляться все заметнее. Среди всех ванов выделялся Лю Би, правитель царства У. В его владениях было более пятидесяти городов, он чеканил собственную монету, на морском берегу у него были богатые соляные копи. Стремясь заручиться поддержкой населения, Лю Би отменил в своем царстве налоги. В 154 г. до н. э., объединившись с шестью другими наследственными владетелями, Лю Би собрал 200-тысячную армию и двинул ее на столицу империи. «Мятеж семи ванов» кончился полным поражением сепаратистов. Воспользовавшись удобным моментом, ханьский император лишил правителей царств права назначать чиновников и запретил им иметь свое собственное войско. Но наиболее решительный шаг к ликвидации двойственности в системе управления страной и укреплению централизованной власти сделал У-ди, время правления которого (140— 87 гг. до н. э.) было периодом наивысшего расцвета Ханьской империи. Стремясь раз и навсегда решить проблему наследственных владений, У-ди ввел новый порядок наследования статуса ванов и хоу. Отныне запрещалось передавать свое владение старшему сыну и предписывалось делить его между всеми сыновьями. Результаты этой реформы очень быстро сказались. Резкое уменьшение размеров наследственных владений привело к тому, что ваны практически лишились реальной власти и существование их царств не представляло более угрозы для империи. Вновь созданная императорская канцелярия позволяла У-ди лично контролировать положение на местах и деятельность различных звеньев административной системы в стране. Принятие конфуцианства в качестве единой государственной идеологии означало отказ от политики первых ханьских императоров, идейным знаменем которых был даосизм с его призывом к «недеянию» правителя. Но и конфуцианство ханьского времени существенно отличалось от провозглашенного основоположником этого учения. Добившись стабилизации внутри страны, У-ди обращает взоры за пределы своего государства. Укрепив свои позиции, У-ди решает покончить с таким положением. Он создает мобильные конные подразделения, которые стали основной силой в борьбе против сюнну. Против кочевников применили их же собственную тактику внезапных нападений. Военные кампании 127—119 гг. до н. э. принесли ханьским войскам первые победы. Используя в качестве военного плацдарма «пограничные округа», У-ди развертывает активные действия против сюнну. Так постепенно меняется характер войны: оборонительная вначале, она становится для Хань средством захвата все новых и новых территорий. С военными действиями против сюнну были связаны и первые контакты Хань со странами «Западного края» (так называли в то время территорию современного Синь-цзяна и Средней Азии). Готовясь к войне с сюнну, У-ди направил в 139 г. до н. э. своего посла Чжан Цяня на поиски племен массагетов, разбитых сюнну и переселившихся на запад. Чжан Цянь вернулся в столицу через 13 лет, не добившись своей главной цели. Но последствия его путешествия были тем не менее весьма существенными. Благодаря Чжан Цяню древние китайцы открыли для себя неведомый дотоле мир: они впервые получили достоверные сведения о Бактрии, Парфии, Фергане и других государствах Средней Азии. После вторичного путешествия Чжан Цяня Ханьская империя установила отношения со многими из этих государств. Эти связи имели не только политическое значение. Они способствовали интенсивному обмену культурными достижениями. Именно в это время в Китай проникают из Средней Азии некоторые не известные там ранее сельскохозяйственные культуры (виноград, бахчевые), музыкальные инструменты, предметы утвари. Позднее через «Западный край» в Китай из Индии проник буддизм. Наконец, еще одним объектом ханьской экспансии становится в период правления У-ди Корейский полуостров. В 109 г. до н. э. Хань наносит удар по государству Чосон с двух сторон: одна армия двигается через Ляодун, другая — через Бохайский залив. На захваченных землях создаются ханьские округа. Так на протяжении второй половины II в. до н. э. Ханьское государство значительно расширило свои границы. Ханьская империя становится одним из могущественных государств древнего мира наряду с Парфией и Римом. Длительные войны с соседями, в особенности с сюнну, существенно сказывались на состоянии экономики страны. Необходимость постоянного пополнения армии отвлекала наиболее активную часть населения от занятий в основной сфере общественного производства — в земледелии. Императорская казна, значительно пополнившаяся к концу II в. до н. э., не могла компенсировать расходы на войну. Для того чтобы получить дополнительный источник доходов, У-ди принимает в 120 г. до н. э. предложение о введении государственной монополии на добычу соли и производство железных орудий. Вскоре после введения монополии против нее начали выступать многие государственные деятели. В 81 г. до н. э. этот вопрос стал предметом ожесточенной дискуссии при дворе. Результатом ее была отмена монополии на производство и продажу вина, введенной до того, в 98 г. до н. э. Одним из проявлений экспансионистской политики У-ди в первые десятилетия его правления было создание на вновь присоединенных землях системы военных поселений. Солдаты, несшие караульную службу на границе, должны были одновременно заниматься земледелием, чтобы обеспечить себя провиантом. В 89 г. до н. э. обсуждалось предложение организовать далеко на западе новые военные поселения. Рескрипт, изданный по этому поводу У-ди, представляет своего рода итог всей деятельности этого императора на протяжении полувека. Отклоняя предложение о выведении военных поселений, У-ди признает, что его завоевательная политика не принесла желаемых результатов, а лишь «утомила Поднебесную». Желая «показать свое намерение дать отдых стране», У-ди провозглашает отказ от дальнейших военных действий против сюнну и «глубоко раскаивается в прошлых действиях». Так закончился «золотой век У-ди», когда Ханьская империя пережила апогей своего политического и экономического могущества и вновь оказалась во второй половине I в. до н. э. в состоянии глубокого внутреннего кризиса.

25) Новоассирийский период (второе возвышение Ассирии): Ашшурназирапал II, Салманасар III, Шамшиадад V, Шаммурамат. Новоасс. Ц-во (10-7в)- империя. К 10в прекращ. набеги аромеев. Широкое распрост. Железо-совершенс оружия. Междунар. Арена-нет сильных пративников(Вавилон-арамеи, Египет-внутр.неуряд). Правление занимает Ашшурназирапал 2(883-859). Подавляет ряд восст арамейских царьков. Соверш. 9 походов на 4 ст света. в первый год правления (ок. 883 до н. э.) поход в страну Тумме, где занял г.Либе. Жители бежали. последовали за ними. В сражении 200 неприятельских воинов пало, и много в плен. выступило из Ниневии и взяло направление на север в горы Нибур, Пилази и 20 окрестных поселений были захвачены и сожжены. Затем ассирийцы переправились через Тигр и вступили в страну Кадмухе. Кадмухе и страна Мушки принесли дань. Пробивает проход к Средиземному морю. Финикийцы –добровольно дань. Из Тира, Сидона, Библа-серебро, медь, ткань,дерево, лен. 1й предприн форсирование реки – бурдюки. Столкнулся с Дамасским ц-вом, не рискнул пойти на него. Его приемник Салманасар 3(858-824). Походы на все стороны света. Покарил Урарту. В теч 34лет-32 похода.(из анналов). 24 раза форсировал Евфрат. 11 поход-Сирия-92города-10тыс.пленных. 857г Коалиция- севернее Каркемиша, ассирийцы столкнулись с силами Каркемиша, Хаттины, Бит-Адини и Самаля. Но сопротивление было безуспешно. поход своего отца к Средиземному морю и по обычаю омыл оружие в водах, за время похода вывел из Сев Сирии 17тыс арамеев в плен, но ликвидировать очаг волнения так и не смог. в 853 г. до н. э. переправился через Евфрат. На сирийском берегу его с дарами встретили царь Каркемиша, Сангара, царь Куммуха Кудаспи, царь Мелида Лалли, цари Самаля, Хаттины, Гургума и др. заняли Халеб, покорившийся без боя и наступление на юг.У стен г.Каркара (в бассейне среднего течения р. Оронт) произошла решающая битва. войска не двинулись далее, на Дамаск, но вернуться обратно в Ассирию. В 834г н120тыс армии не взял Дамаск. Конец жизни-строительство. Смута. Шамши-Адад 5(823-811) поход на Урарту. Покорил Мидию, Три года подряд Шамши-Адад снаряжал походы в Наири. Во время первого похода (822 г. до н. э.) он получил дань в виде упряжных лошадей. Второй поход был более серьезен. В 821 г. до н. э. ассирийское войско под руководством полководца Мутаррис-Ашшура выступило в поход против Сигриса. Главными противниками ассирийцев во время этого похода были Шарцина и урартский царь Ишпуини. Ассирийцы захватили 300 поселений Шарцины, 11 укрепленных городов и 200 поселений Ишпуини. По-видимому, Шамши-Ададу удалось сломить сопротивление урартского царя Ишпуини, хотя последний и отрицал успехи ассирийцев. Надпись Шамши-Адада сообщает, что Мутаррис-Ашшур дошёл до «моря захода Солнца». В 819 г. до н. э. Шамши-Адад начал боевые действия против Вавилонии и вновь подчинил Вавилонию своей власти. Остался договор Шамши-Адада с вавилонским царём Мардук-закир-шуми I, текст которого сохранился крайне фрагментарно. В течение трех лет Шамши-Адад вел войны с восставшей провинцией Кадмухе. Список эпонимов упоминает под 818, 817 и 816 гг. до н. э. походы ассирийской армии на г. Тилле (тоже что и Тилули) столицу провинции Кадмухе. Шаммурамат(811-805) царица. Вдова, кратковременный упадок, смута. Была регентшей Адад-Нарари. Вела войны против Мидии и Манны.

10. Причины упадка Ассирии в 1.п. VIIIв.до н.э. В конце 9-1п.8 века в Ассирии кризис и упадок. 1). Войны 9 века отвлекали рядовое население,кот.участвовало в походах, от производительного труда и это приводило к упадку экономики и разорению мелкх производителей; 2). Неурожаи; 3). эпидемии; 4). тяжелое внутриполитическое положение 5). восстание низов. 6). Борьба между слоями и политическими группировками; 7). Враждование между жреческими и торгово-ростовщическими кругами.; 8).освобождение своих владений от налогов и повинностей; 9) обострение династических распрей и дворцовые перевороты. 10). Изменившаяся к 8веку международная обстановка. Реформы Тиглатпаласара III: 1) административная: разукрупнение наместничеств, подчинение наместников, которые стали называться областеначальниками. Областеначальники должны были обеспечить поступление в казну податей, выполнение повинностей населения, поставка воинских контингентов и командование ими. Запрещалось давать иммунитетные грамоты. 2)военное дело и армия: создана постоянная армия- «царский полк» - на основе рекрутского набора и которая на царском снабжении.

 

26) В чем специфика письменных источников по истории древней Индии? Письменные. Особенность: очень много всего сохранилось, передаваясь в устной форме с древнейших времён. Устная передача вед во избежание их осквернения (вдруг шудры прочтут!). Однако недостатки: нельзя точно датировать произведения, создававшиеся столетиями + они тенденциозны + мало фактов. В основном – литература и трактаты: Одной из главных трудностей при изучении любого аспекта истории древней Индии является своеобразие источников. До нас не дошло ни одного архивного документа, не известно ни одной древнеиндийской летописи, а надписи немногочисленны и не всегда достаточно информативны.Основные источники — произведения на санскрите, пали и пракритах — традиционны по жанрам и часто тенденциозны по содержанию. В основном это тексты религиозно этического характера, эпическая и художественная литература, философские трактаты. Для большинства их характерна многослойность, а вследствие этого неопределенность даты и места создания. Пожалуй, более всего особенности источников отражаются на реконструкции политической истории древней Индии (и, в частности, истории межгосударственных отношений и дипломатии), ее приходится восстанавливать на основе разрозненных или случайных сообщений источников, датировка которых порою колеблется в пределах двух-трех веков. Поэтому наши знания фактов политической истории древней Индии отрывочны и не всегда достоверны. По меткому выражению А. Бэшема, «ранняя история Индии напоминает головоломный кроссворд со множеством незаполненных клеток» [Бэшем, 1977, с. 53]. Специфика письменных источников по истории древней Индии является причиной того, что первостепенное значение приобретает источниковедческая работа с ними, определение характера используемого памятника, его структуры и цели, истолкование его терминологии. Наиболее достоверны материалы эпиграфики. Но для изучения истории межгосударственных отношений и дипломатии в Древней Индии эпиграфика дает крайне мало: лишь имена и титулы царей, некоторые даты и названия областей; в редких случаях надписи касаются форм взаимоотношений между государствами и содержат сведения о династических браках. Ни одного собственно дипломатического документа нам пока не известно. Описания похода Александра Македонского содержат сведения о взаимоотношениях между государствами Северо-Западной Индии в конце IV в. до н. э. В античной литературе встречаются также упоминания о греческих послах ко двору индийских царей, а позже — об индийских посольствах в Рим. Впро – ^ чем. говорится о них очень мало, и мы даже не всегда можем быть уверены в том, что это были именно индийские посольства. Крайне недостаточное количество источников, так и в особенности надписей, в сильной степени затрудняет изучение истории древней Индии. Большое значение для изучения истории древней Индии имеют религиозные сборники древних индусов, так называемые Веды. Эти священные книги древней Индии, восходящие ко второму тысячелетию до н. э., делятся на четыре больших сборника (самхита), носящих названия Ригведа, Самаведа, Яджурведа.Наиболее древним из этих сборников является Ригведа, состоящий главным образом из религиозных гимнов, посвящённых богам.

Перечислите виды источников по истории древней Индии. Крайне недостаточное количество источников, как памятников материальной культуры, так и в особенности надписей, в сильной степени затрудняет изучение истории древней Индии. Археологические раскопки начаты были в Индии сравнительно недавно и дали ощутительные результаты лишь в северо-западных областях, где были обнаружены развалины городов и поселений, относящихся к периоду от XXV до XV в. до н. э. Однако раскопки, начатые в этих районах, ещё не закончены, а гиероглифические надписи, здесь обнаруженные, всё ещё не дешифрованы. Большое значение для изучения истории древней Индии имеют религиозные сборники древних индусов, так называемые Веды. Эти священные книги древней Индии, восходящие ко второму тысячелетию до н. э., делятся на четыре больших сборника (самхита), носящих названия Ригведа, Самаведа, Яджурведа. Древнейшие тексты Вед, написанные на берёзовой коре и на пальмовых листьях, не сохранились. Ценными источниками по истории древней Индии являются древние сборники обычного права, так называемые Дхармашастра, относящиеся по большей части к концу первого тысячелетия до н. э. Документы, как правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани, или бересты,—в жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться. Вместе с документами пропали, видимо, и многие литературные произведения, не вошедшие в число тех, которые в средние века особо почитали и хранили, постоянно переписывая. Если не учитывать плохо еще читаемые короткие надписи на печатях Индской цивилизации (III—II тысячелетия до н. э.), то первые эпиграфические памятники относятся лишь к эпохе Маурьев (надписи Ашоки III в. до н. э.). Древнеиндийская эпиграфика не отличается ни богатством, ни разнообразием. Надписи на камне, высеченные по приказу правителей, в основном повествуют об их благочестивых деяниях — дарениях жрецам и монастырям, строительстве водоемов или совершении крупных жертвоприношений. Даже о военных походах и победах в них говорится редко. Монеты появились в VI — V вв. до н. э., но долгое время они оставались простыми клеймеными кусочками меди или серебра. Пожалуй, лишь для начала нашей эры нумизматика оказывает существенную помощь в изучении древнеиндийской истории. Длительное использование в качестве строительного материала дерева (а не кирпича или камня), немногочисленность погребений вследствие распространения обычая кремации и сравнительно позднее появление скульптуры из камня и бронзы существенно ограничивают количество археологических памятников. К тому же систематическое изучение индийских древностей началос ь сравнительно поздно, в основном только в XX столетии. До недавнего времени главной задачей индийской археологии являлось выяснение стратиграфии (последовательности археологических слоев на городищах). Лишь очень немногие городские центры, преимущественно древнейшие, такие, как Мохенджо-Даро, Хараппа, раскапывались большими площадями.Таким образом, несмотря на обширность литературного наследия, изучение экономической и политической истории древних народов Южной Азии основывается на довольно узкой базе источников. За немногими исключениями достоверные данные о политических событиях скудны, а социально Экономические отношения можно характеризовать лишь в общих чертах, рассматривая крупные исторические периоды и регионы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.