Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Ренессанс и гуманизм в Польше XVI в. Сефарды




Тема 10. Польша как центр еврейской учености

Тема 9. Система еврейского образования в Восточной Европе

Двуязычие еврейской культуры в Восточной Европе: лашон кодеш и лашон ашкеназ. Доступный широким массам язык повседневного общения - л ашон ашкеназ - как объединяющий фактор восточноевропейских евреев, средство обучения, основа внегеографической (супралокальной) культурной общности.

Хедер - обязательное начальное образование для мальчиков. Общинные и частные хедеры. Система обучения. Возникновение местных иешив. Первый галахический авторитет в Польше р.Яаков б.Иосеф Поляк (1460/70-после1522). Прибытие в Краков (после 1492). Указ короля Александра Ягеллончика о назначении р.Яакова Поляка главой малопольских евреев (1503). Р. Яаков Поляк - основатель первой иешивы в Кракове (1509). Метод пилпула, его распространение, значение и оценка современными учеными. Метод хиллуким. Наиболее известный ученик р.Яакова - Шалом Шахна(1495-1558) - первый талмудист, родившийся в Польше и проживший в ней свою жизнь. Р.Шалом Шахна - основатель люблинской ешивы (1518), в которой учились выдающиеся авторитеты следующего поколения (Хаим б.Бецалель и др.) Проблема письменного наследия первых талмидей-хахамим. Литература респонсов как исторический источник. Развитие еврейского книгопечатания. Еврейская типография в Кракове (1534). Издание первой книги на идиш “ Миркевес ха-Мишне ” р. Ашера Анчеля (Краков, 1534).

Расцвет науки в польских иешивах XVI-XVII вв. Мудрецы Талмуда в Польше - р.Шломо Лурия (1510-1573, Махаршал) и р.Моше б.Исраэль Иссерлес (1525-1572, ха-Рама). Их жизнь и труды.

Махаршал-Шул в Люблине (1567). Уравнение в правах люблинской ешивы с академиями на основании Привилегии Сигизмунда II Августа (1567). Полемика по вопросу об отношении к "чужой мудрости" (аристотелизм) между Махаршалом и ха-Рамой. Публикация респонсов Махаршала (Львов, 1574). Деятельность их учеников - р.Иехошуа Фалька, р. Давида б.Соломона Ганса, р.Аврахама б.Шаббтая Горовица. Отстаивание традиции Маймонида по вопросу об отношении к научному знанию в полемических выступлениях Горовица, его стремление к диалогу с христианскими учеными. Знаменитые представители талмудической науки того времени в Восточной Европе - Мордехай б.Абрахам Яффе, Иехошуа Фальк, Элиезер б.Элия Ашкенази, Эфраим Соломон б.Аарон Лунчиц и др. Распространение еврейской учености в Польше по свидетельствам Давида Ганса (" ЦемахДавид ",1592) и Натана Ганновера (" Явейн мецула ",1653).

Сигизмунд I Старый (1506-1548) - сторонник религиозной терпимости. "Золотой век" - ренессансный расцвет польской культуры и еврейской культуры в Польше. Итальянские влияния при дворе - королева Бона Сфорца Д’Арагона (1494-1557), прибытие в Польшу в составе ее свиты значительного числа евреев из Италии. Сефарды в Польше после изгнания из Испании и Португалии. Евреи - придворные врачи польских королей. Соломон б.Мешулам и его конфликт с р.Якубом Поляком. Участие королевы Боны и двора во внутренних делах еврейских общин и их внешних конфликтах.

Предпосылки для установления межкультурного диалога, преодоления изоляционизма. Двор и университет как проводники новых тенденций национального сосуществования. Влияние европейских гуманистов на становление польской гебраистики. Интерес еврейских ученых к светским наукам (свидетельства польского хрониста Мачея из Мехова в “ Tractatus de duabus Sarmatiis ”,1517, о литовских евреях, занимающихся астрономией и медициной и др.) Первое издание Талмуда (“ Шавуот ”) в Польше (Люблин, 1559). Последующие издания: Люблин, 1560-1577, 1611, 1617-1639, 1646-1648; Краков, 1578-1579, 1602-1605,1616-1620,1648.

Выкрест Абрахам Эзофович - литовский дворянин (1507) и казначей княжества (1509), Михаэль Эзофович - единственный дворянин - не христианин (1525). Земские сеймики польского образца в Литве (с 1565) и Сейм (с 1566). Литва XVI в. как центр караимской культуры. Наследие Исаака б.Аврахама из Трок, трактат “ Хиззук эмуна” (1594, лат.пер.1681).

Сигизмунд II Август (1548-1572) - последний представитель династии Ягеллонов на польском троне. Дальнейший расцвет ренессансной культуры, становление литературы на национальном языке (М.Рей, Я.Кохановский), гуманистические тенденции, принципы толерантности.

Еврейская тема в литературе польского Ренессанса.

Первый в истории Речи Посполитой элекционный сейм (1573), вызванный угасанием Ягеллонской династии на польском престоле (1572). Избрание Генриха Валуа польским королем (1573-1574) и принятие “ Генриховых артикулов ”, ограничивавших власть короля в пользу шляхты. Второй элекционный сейм и выборы трансильванского князя Стефана Батория польским королем (1576-1586), чему способствовал его брак с Анной Ягеллонкой (1576-1596). Брестский еврей Шауль Валь (1541 - 1617), "придворный слуга" Стефана Батория и Сигизмунда III Вазы (1587-1632): легендао еврейском короле на одну ночь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.