КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень вопросов к экзаменам
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций Методические указания студентам Литература Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению
Тематика курсовых работ определяется преподавателем индивидуально для каждого студента в соответствии с научными интересами как преподавателя, так и студента и с научной актуальностью проблемы. Требования к курсовым работам возрастают в зависимости от года обучения. На первом курсе курсовая работа носит реферативный характер; главная ее задача – овладеть подходами и алгоритмами написания научной работы, большое внимание уделяется выполнению формальных требований. Объем работы: 1-1,5 п.л. На втором курсе работа также может носить реферативный характер, но обязательно должна содержать элемент новизны, что достигается с помощью оригинальной трактовки материала или с помощью изучения архивных и иных источников. Возможно написание работы, связанной с овладением какими-либо специфическими методами исторических исследований: работа с материалами устной истории и т.п. Объем работы: 1,5-2 п.л. Работы третьего и четвертого года обучения должны в конечном счете ориентироваться на написание ВКР, они, во многом, должны стать ее частью. Эти работы должны основываться на глубоком анализе источников, позволяющих изучить часть проблематики ВКР. Желательно, чтобы на их основе впоследствии были написаны главы ВКР. Объем работы: 2-3 п.л. Структура работы: титульный лист, план, введение, главы с возможным выделением параграфов, заключение, список источников и литературы. Требования к оформлению работы содержатся в специальной методической разработке.
Автор курсовой работы должен показать глубокое и всестороннее знание предмета исследования, что включает в себя свободное владение конкретно-историческим материалом, знание историографии проблемы, изучение и использование основных исторических источников и специальной научной литературы по теме, умение самостоятельно обрабатывать материал и делать из него правильные выводы и обобщения; умение соединять теорию с практикой; умение логически мыслить; последовательно и грамотно излагать материал. Процесс подготовки курсовой работы включает следующие основные этапы: выбор темы; составление списка литературы и источников; изучение литературы по теме; изучение исторических источников; составление плана работы и систематизация собранного материала; написание текста; оформление работы; защита работы.
Основная:
Дополнительная:
Рекомендуемая:
33. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. М., 2001.
При изучении истории Советской России (1917-1945 гг.) необходимо учитывать особенности этого периода, для которого характерно развитие модернизационных процессов в условиях складывающегося тоталитарного режима. Изучение истории Советской России и СССР предполагает не только чтение учебной и теоретической литературы, но и углубленное исследование многообразных источников. Основным предметом анализа на семинарах является исторический документ, который следует осмыслить. Кроме того, практические занятия предполагают столкновение точек зрения по наиболее важным и болезненным проблемам изучаемого периода, вызывающим дискуссии как профессиональных историков, так и широких слоев общества. Это нацеливает на внимательное прочтение документов, на поиск новых и новых фактических и логических обоснований различных позиций и их оценку.
При подготовке к семинарским занятиям следует использовать подготовленные для студентов планы семинарских занятий и литературу к ним. При изучении истории гражданской и Великой Отечественной войн необходимо пользоваться историческими картами, прилагаемых к учебникам для вузов или для школ. При изучении раздела «Революция и гражданская война в России (октябрь 1917 г. - 1921 г.)» можно воспользоваться подготовленными проф. А.Б.Сусловым методическими материалами к семинарским занятиям, включающими в себя наиболее важные документы по изучаемой проблеме, а также некоторые избранные научные и публицистические статьи. Методические материалы находятся в читальном зале библиотеки ПГПУ. Следует обратить внимание, что значительная часть учебного материала должна быть освоена в результате самостоятельной работы по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый в курсе материал.
Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (экзамен). Кроме того, осуществляется текущий контроль (формы: тестирование, опрос, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.).
Требования к итоговой аттестации определяются требованиями к итоговой аттестации, установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности.
Примерные варианты тестов для промежуточного контроля
1. Идея создания однородного социалистического правительства в конце октября 1917 г. заключалась: а) в формировании правительства без большевиков; б) в формировании правительства из представителей большевиков, меньшевиков, эсеров и других социалистических партий; в) в создании правительства из рабочих из крестьян.
2. В числе основных укладов в экономике периода нэпа В.И.Ленин выделял: а) патриархальный; б) матримониальный; в) коммунистический.
3. В чем заключался кризис сбыта осени 1923 г. («ножницы цен»)?
4. Постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. "О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству" предусматривало: а) Сплошную коллективизацию в основных зерновых районах (Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга) не позднее весны 1931 г., в остальных зерновых районах - не позднее весны 1932 г. б) Сплошную коллективизацию в основных зерновых районах (Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга) не позднее весны 1930 г., в остальных зерновых районах - не позднее весны 1931 г. в) Сплошную коллективизацию во всех районах станы - не позднее весны 1930 г.
5.О ком и где говорилось: "Специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанной на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание"? 1. В. Дудинцев 2. И. Эренбург 3. М. Зощенко 4. К. Симонов
6. Соотнесение фактов и дат: 1. Принятие семилетнего плана развития народного хозяйства СССР 2. Запуск в космос первого в мире искусственного спутника Земли 3. Расстрел демонстрации в Новочеркасске 4. Ввод войск стран Организации Варшавского договора в Венгрию 5. Создание Организации Варшавского договора А) 1955 г. Б) 1956 г. В) 4 октября 1957 г. Г) 1959 г. Д) июнь 1962 г.
7. «... От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса опустилась на континент... и все подчиняются... не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. ...Советская Россия... хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин...» Это отрывок из: 1. Речи президента США Г. Трумэна в 1945 г. 2. Воспоминаний В.М. Молотова. 3. Речи У. Черчилля в г. Фултон 5 марта 1946 г. 4. Из интервью И.В. Сталина газете «Правда», 14 марта 1946 г.
История России (1917 – н.вр.)
1. Становление советской государственности после октября 1917 г. 2. Роспуск Учредительного собрания 3. Первые социально-экономические преобразования советской власти (октября 1917 г. – июнь 1918 г.) 4. Брестский мир 5. Причины и характер интервенции (1918-1922 гг.) 6. Гражданская война: причины, периодизация, основные события 7. Политика "военного коммунизма" 8. Социально-экономическая политика белогвардейских и социалистических правительств в годы гражданской войны 9. Укрепление политической диктатуры партии большевиков в годы гражданской войны 10. Красный и белый террор 11. Национально-государственное строительство в первые годы советской власти 12. Кризис политики "военного коммунизма" и причины перехода к нэпу 13. Основные преобразования новой экономической политики 14. Противоречия и кризисы новой экономической политики 15. Последние письма и статьи В.И.Ленина: представления о путях развития социализма 16. Последние письма и статьи В.И.Ленина: представления о реформах партийно-государственного аппарата 17. Усиление коммунистической диктатуры в 20-е гг. ХХ в. 18. Внутрипартийная борьба в РКП(б) в 1921-1927 гг. 19. Внутрипартийная борьба в РКП(б) в 1928-1929 гг. 20. Национально-государственное строительство в 20-е гг. ХХ в. Образование СССР. 21. Советская внешняя политика в 20-е гг. ХХ в. 22. Советская повседневность в 20-е гг. ХХ в. 23. «Год великого перелома»: проблема альтернатив развития СССР 24. Цели и методы проведения коллективизации в СССР 25. «Раскулачивание» и спецпоселение 26. Итоги проведения коллективизации в СССР 27. Форсированная индустриализация в СССР: причины, специфика, темпы экономического развития 28. Основные тенденции социального развития в СССР в 30-е гг. ХХ в. 29. Советская тоталитарная система: происхождение и особенности. 30. ВКП(б) в советской политической системе. 31. Генезис советской номенклатуры в 20-30 гг. ХХ в. 32. Режим личной власти и культ личности Сталина 33. Массовые репрессии в 30-е гг. ХХ в. 34. «Большой террор» 1937-1938 гг. 35. Сопротивление сталинщине 36. Принудительный труд в советской экономике 37. Духовная жизнь советского общества в 30-е гг. ХХ в. 38. Советская повседневность в 30-е гг. ХХ в. 39. Внешняя политика СССР в тридцатые годы ХХ в. 40. Коминтерн - инструмент внешней политики Советского Союза в 20-30-е гг. ХХ в. 41. Пакт о ненападении СССР и Германии: обстановка и причины подписания, основные положения 42. Внешнеполитическая активность Советского Союза на начальном этапе II мировой войны 43. Основные этапы и события Великой Отечественной войны 44. Внешняя политика СССР в годы Второй мировой войны. 45. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. 46. Политические репрессии в годы Великой Отечественной войны. 47. Факторы и цена победы советского народа в Великой отечественной войне.Влияние войны на развитие советского общества. 48. Экономика СССР в послевоенный период (1945-1953 гг). 49. Политическая система в СССР в послевоенный период. Меры по укреплению тоталитарного режима (1945-1953 гг.) 50. Политические репрессии в СССР в послевоенный период: причины, цели, масштабы, особенности (1945-1953 гг.). 51. Идеологические кампании в СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.). 52. Наука и культура в 1945-1953 гг. 53. Внешняя политика СССР после окончания Второй мировой войны. Роль СССР в послевоенном устройстве мира. 54. Борьба за власть после смерти Сталина. «Коллективное руководство» и его социально-экономические и политические инициативы. 55. Критика культа личности Сталина: причины, характер, последствия (1953-1964 гг.). 56. Политические реформы в СССР в 1953-1964 гг. и их итоги. 57. Социально-экономическое развитие в СССР в 1953-1964 гг. 58. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. 59. «Оттепель» в духовной жизни советского общества и ее пределы (1953-1964 гг.). 60. Советская повседневность в середине 1960-х – середине 1980-х гг. 61. Экономическая реформа 1965 г: цель, содержание и результаты. 62. Социально-экономическое развитие СССР в 1964-1985 гг. 63. Эволюция политической системы в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Власть и общество. 64. Диссидентское движение в СССР: причины возникновения, основные направления и этапы 65. Основные формы и принципы правозащитной деятельности. Лидеры и участники диссидентского движения 66. Советская культура в период «застоя» (1964-1985 гг.). 67. Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. 68. Экономические реформы и нарастание экономического кризиса в 1985-1991 гг. 69. Общественно-политическое развитие и духовная жизнь общества в период перестройки (1985-1991 гг.). 70. Перестройка в СССР: замысел, движущие силы и этапы. 71. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. 72. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. 73. Проблема альтернативности исторического развития России (1945 г. – настоящее время). 74. Современное состояние российской культуры: основные черты и тенденции развития. 75. Политический портрет И.В. Сталина. 76. Политический портрет Н.С. Хрущева. 77. Политический портрет Л.И. Брежнева. 78. Политический портрет М.С. Горбачева. 79. Политический портрет Б.Н. Ельцина. 80. Политический портрет В.В. Путина. 81. Распад СССР: причины и последствия. 82. Межнациональные отношения в современной России (1990-е годы – настоящее время). 83. Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг. 84. Социально-экономическое развитие России в начале XXI в. 85. Политическое развитие России в 1990-е гг. 86. Политическое развитие России в начале XXI в. Характеристика современной общественно-политической ситуации. 87. Внешняя политика в России в 1990-е гг. 88. Россия в системе современных международных отношений (с 2000 года).
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |