Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формационный подход к изучению истории




Цель и задачи учебного курса

ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Дополнительная

1. Базовые ценности россиян. По результатам исследовательского проекта «Томская инициатива». – М.: Дом интеллектуальной книги, 2009.

2. Гумилев Л.Н. Коней и вновь начало. – М.: Айрис-пресс, 2010.

3. Корицкий Э. Научный менеджмент: российская история. – СПб: «Питер», 2009.

4. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Академический проект, 2008.

5. Мясоедов С., Ангелидис А. Влияние национальной культуры на управление: организационная культура// Управление современной компанией. – М.: Инфра-М, 2011.

6. Прохоров А.П. Русская модель управления. – М.: ЗАО «Журнал эксперт», 2008.


 

 

Учебное издание

 

к.э.н., доцент Сазонова О.М.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Под научной редакцией д.э.н.,проф. В.Н. Некрасова

 

Подписано в печать формат 60х84/16

Бумага офсетная. Объем 2,0 п.л. Уч.-изд. Л. 1,7

Тираж 50 экз. Заказ №

 

 

Издательство Южно-Российского института филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70

 

Ризограф

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70

В условиях международной интеграции и глоболизации важным фактором успешного развития становится формирование целостного представления о мире во всем многообразии его культурно-исторических форм, что позволяет осмысливать и эффективно решать стоящие перед человечеством проблемы в различных культурно-исторических и цивилизационных контекстах. В соответствии с этим одной из главных задач современного социогуманитарного образования является знакомство с историей разных цивилизаций, их сопоставление на основе критериев общечеловеческого развития, например, таких как развитие человеческой личности, научно-технический прогресс или идея социальной справедливости. Такой подход в ознакомлении с иными цивилизациями может способствовать выработке более толирантного отношения к ним, а также преодолению этноцентристских представлений о культурно-исторической исключительности собственной страны или народа.

В данном учебном пособии раскрывается история тех обществ, которые в современной научной литературе, как правило, рассматриваются в качестве основных цивилизационных единиц мировой истории. Это и цивилизации, завершившие свое существование в прошлом (Древний Египет, Междуречье (Месопотамия), Древний Иран, Античный мир), и цивилизации, история которых продолжается по настоящее время (Индия, Китай, Мусульманский мир, Европейский мир).

Курс «История цивилизаций» предназначен для реализации требований «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в качестве дисциплины, относящейся к региональному (вузовскому) компоненту.

В результате изучения «Истории цивилизаций» специалист должен:

- иметь систематизированные представления об основных концептуальных подходах к истории, сущности и особенностях цивилизационного подхода к анализу исторического процесса;

- иметь научное представление об историческом развитии разных цивилизаций, основных периодах их истории, достижениях, особенностях, роли и значении их в мировой истории;

- знать основные факты, даты, события и имена выдающихся личностей, представляющих историю цивилизаций;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся перспектив развития и взаимодействия современных цивилизаций.

Курс «История цивилизаций» предполагает взгляд на мировую историю на основе цивилизационного подхода, который является относительно новым для отечественной исторической науки, пришедшим на смену недавнему господству в ней формационного подхода. В этой связи необходимо кратко рассмотреть основные особенности цивилизационного подхода, его принципиальные отличия от формационного подхода, а также концептуальные различия, существующие в рамках самого цивилизационного подхода.

 

Одной из центральных проблем изучения истории человеческих обществ является формирование систематизированных представлений относительно направления и динамики исторического процесса, факторов, определяющих исторические изменения, и критериев оценки их значимости. Всё это в концентрированном виде выражается, прежде всего, в периодизации исторического процесса – выделении его этапов как принципиально отличающихся друг от друга качественных состояний общества, связанных преемственностью исторического развития.

Наиболее целостную и систематизированную научную картину исторического развития предлагает формационный подход к изучению истории. Его появление связано с теорией общественно-экономических формаций К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Согласно этой теории понятие «общественно-экономическая формация» означает общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, соответствующей определенному уровню развития материального производства.

Исходя из формационного подхода, всемирная история рассматривается как совокупность историй множества социально-исторических организмов, каждый из которых должен «пройти» ряд общественно-экономических формаций. Таким образом, всё существовавшее в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам – общественно-экономическим формациям, которые последовательно сменяют друг друга. Сложившаяся в рамках формационного подхода отечественная традиция выделяет пять типов формаций:

- первобытнообщинная;

- рабовладельческая;

- феодальная;

- капиталистическая;

- коммунистическая.

Сам К. Маркс говорил о трех общественных формациях: первичной, вторичной и третичной, которые обозначены им как архаическая (первобытная), экономическая и коммунистическая. В экономическую формацию К. Маркс включал азиатский, античный, феодальный и современный ему буржуазный (капиталистический) способ производства.

Таким образом, формация выступает как определенная ступень исторического прогресса общества, его закономерного и поступательного приближения к коммунизму.

Структура и основные элементы формации. В соответствии с формационным подходом, общественные отношения разделяются на материальные и идеологические. Экономическая структура общества, совокупность материальных, или производственных, отношений обозначаются понятием «базис». Материальные, или производственные, отношения, возникают между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Характер производственных отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем и потребностями их материальных, или производительных, сил. Единство производственных отношений и производительных сил образуют специфический для каждой общественно-экономической формации способ производства.

Другой структурный элемент формации обозначается понятием «надстройка», которое включает в себя всю совокупность идеологических (политических, правовых и др.) отношений, связанных с ними взглядов, теорий, представлений, т.е. идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом, а также соответствующие организации и учреждения – государство, политические партии, общественные организации. В структуру надстройки общественно-экономической формации входят и социальные отношения общества, определенные формы быта, семьи, образа жизни.

Формационная теория исходит из того, что производственные отношения являются первичными, выступают в качестве фундамента всех остальных общественных отношений. Другими словами, все надстроечные явления, их конкретная форма и содержание в целом объективно определяется теми реалиями, которые складываются в базисе. В то же время, при анализе объективно-исторических процессов учитывается и влияние надстройки на экономический базис, производственных отношений на производительные силы, а также в целом взаимосвязь и взаимовлияние между отдельными элементами структуры общественно-экономической формации.

Важной частью формационного подхода к истории является концепция развития и смены общественно-экономических формаций. Её центральным моментом является положение о том, что переход от одной формации к другой осуществляется через борьбу классов, а точнее, через её концентрированное выражение – социальную революцию, которая политическими средствами разрешает антагонистические противоречия между базисом и надстройкой, то есть между производительными силами, развившимися на более высокий уровень, и не соответствующими этому уровню, изжившими себя производственными отношениями.

Важной часто критикуемой особенностью формационного подхода является то, что он представляет историю как всеобщий однолинейный процесс. Такой взгляд на историю не соответствует реальности, так как исторический опыт человечества свидетельствует о многообразии и многовариантности развития мира, которые не укладываются в жёсткую формационную схему универсальной периодизации истории (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации). В этой связи в современной науке формационный подход нередко выводится за рамки этой схемы и трактуется более расширительно. В самом широком значении формационный подход означает видение истории человечества как восходящего прогрессивного развития, в основе которого лежит развитие производительных сил, задающее логику исторических изменений во всех остальных сферах человеческого общества. В этом смысле формационный подход выступает не как строго заданная последовательность формаций, а лишь как общий объяснительный принцип в духе экономического детерминизма, в соответствии с которым из уровня развития производительных сил выводятся отношения собственности, из отношений собственности - политико-правовые отношения, из политико-правовых отношений – явления духовного порядка. При этом типы и последовательность формаций могут варьировать применительно к истории разных регионов.

Однако следует признать, что и в этом случае всё же сохраняется другой принципиальный недостаток формационного подхода, вытекающий из самого принципа экономического детерминизма. Из поля зрения полностью выпадает роль человека как субъекта истории, обладающего волей и творческой энергией, ибо в структуре формаций человек выступает лишь как объект воздействия исторических закономерностей. Он рассматривается лишь как подчиненный элемент в системе развития производительных сил, так как основным результатом истории считается не совершенствование человека и человеческого общества, а приращение материальной базы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.