Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника, наука и искусство




Социальная структура и институт семьи

Ислам во многом предопределил характер социальных отношений. Все население завоеванных стран разделилось на две категории – принявших ислам (мусульман) и не принявших его (кафир). Исламская община как совокупность мусульман, живущих во всем мире, известна под названием умма.

Богатство рассматривается исламом как испытание и требует социальной ответственности от ее обладателя. Уже в начальный период существования ислама появился закят, который был религиозным налогом, не взимался чиновниками и не имел установленной властями ставки. Закят рассматривается как основной акт служения Богу. Он собирается с некоторых видов имущества и богатства, и под его действие подпадают те, кто зарабатывает сумму, эквивалентную стоимости 96 гр. золота и более. Мусульманин должен ежегодно платить 2,5 % от этих денег, независимо находятся они в наличном или в безналичном виде (в банке, в ценностях, в торговом обороте). Захят собирается в конце года для поддержки различных слоев населения: бедных мусульман, новообращенных, нуждающихся в помощи, чтобы «встать на ноги», для мусульман, по уважительной причине оказавшихся должниками, для мусульман – путников, для освобождения рабов и мусульман-военнопленных, для мусульман, защищающих или пропагандирующих ислам, и для тех, чья работа – собирание закята. Государство несет ответственность за сбор и распределение данного налога.

Ислам изначально допускал высокую социальную мобильность. Мусульманин, даже самого низкого происхождения, мог стать землевладельцем благодаря священной войне. Высоким социальным статусом обладали гвардейцы халифа и султанов – гулямы. Они происходили из числа наемников и пленных; их обращали в ислам, обучали военному искусству и воспитывали преданных султану телохранителей. По такому же образцу строилась гвардия мамлюков в Каирском султанате XIII-XV вв., рекрутировавшаяся из поволжских тюрков и черкесов. Аналогичный смысл имела гвардия янычар у османских султанов. Гвардейцы отличались консолидированностью и организацией. Они стали главной силой, обеспечивавшей преемственность султанской власти; они были непременными участниками дворцовых переворотов и порой сами занимали султанский престол. Гвардейцем был тюрок Бейбарс, основатель Мамлюкской династии в Египте.

Семья была и остается одной из наиболее важных областей, которой в исламской системе жизни придается огромное значение. В обязанность мужа входит обеспечение жены и детей жильем, их полное содержание. Жена не обязана работать. Развод в исламе разрешается, но не поощряется Богом. Процедура развода сложная, т.к. основной целью является примирить разводящихся и дать им шанс тщательно обдумать свое решение. По исламскому законодательству четко определены постразводные обязательства обеих сторон, например, содержание детей.

Мужчина может быть женат на нескольких женщинах одновременно. Каноничным считалось иметь четыре жены в подражание Мухаммеду. Но при этом первая жена может развестись. Никто не вынуждает оставаться ее в браке. В то же время мужу нельзя скрывать факт женитьбы на другой женщине. Полигамия разрешена в исламе в первую очередь с гуманной точки зрения. Особенно она актуальна в период военного времени. Категорически запрещается и сурово наказывается в исламе прелюбодеяние.

В исламе очень четко определены права детей с целью обеспечения для них хорошего воспитания, образования и сохранения их достоинства. Обязанностью опекуна является не только забота о сироте, но и о сохранности его имущества.

Очень подробно описаны в Коране правила и нормы наследования. Наследодатель может свободно распорядиться лишь одной третью своего имущества.

Арабы отличались особой открытостью к усвоению лучших достижений прежних культур. Арабские ученые и инженеры унаследовали ближневосточные технологии обработки железа, получения стали. Они создали новую марку сверхпрочной стали – булат. Арабские алхимики научились получать селитру (азотнокислый калий), выявили ее взрывчатые свойства и намного раньше европейцев пришли к созданию пороха. Известно, что арабы использовали артиллерию во время штурма испанских городов. Само слово «алхимия» арабского происхождения. Арабы раньше европейцев научились изготавливать бумагу, использовать компас и делать компасные карты.

Арабы усвоили технику мореплавания своих предшественников и превратились в один из самых развитых морских народов того времени. Арабские мореходы знали акватории Индийского и Тихого океанов, они доходили до Китая и Японии, знали острова Полинезии, были знакомы с маршрутами плавания вдоль Африки.

Важные открытия были сделаны и в сельском хозяйстве. При Аббасидах была усовершенствована сооруженная в древности сеть колодцев, подземных каналов и водяных мельниц; были введены новые методы разведения крупного рогатого скота; получило развитие хлопководство; у китайцев было заимствовано искусство бумажного производства

В развитии наук исключительная роль принадлежала «Дому мудрости», своеобразной мусульманской академии, созданной в конце VIII в. Здесь были выполнены переводы с греческого языка на арабский лучших античных сочинений по математике, геометрии, астрономии. Арабы восприняли индийское счисление, несколько изменили его и ввели в обиход во всем мусульманском мире от Индии до Пиренеев. В конце VIII-первой половине IX вв. арабские ученые впервые в мире построили обсерваторию и создали астроляб. В сфере медицины они проводили исследования и эксперименты в таких ее областях как диетология, фармакология, хирургия и анатомия. В химии, одной из отраслей существовавшей тогда науки алхимии, они работали над исследованием широкого круга минеральных и сложносоставных веществ.

Мусульманские мыслители пришли к выдающимся достижениям в сфере гуманитарных наук. Само понятие гуманизм было введено великим персидским поэтом и прозаиком, мыслителем Саади (1203-1292 гг.), творения которого стали первыми мусульманскими произведениями, известными в Европе. Мусульманские ученые подняли целый ряд общемировоззренческих вопросов, вызвавших большие дискуссии. К числу таких вопросов относится один из основных в исламе догмат абсолютного предопределения Богом всех действий человека, его жизни в целом. Естественно, что этот догмат, при его однозначной интерпретации, делает проблематичным ответственность человека за свои поступки, остро ставит проблему свободы воли человека.

Нетрадиционные ответы давали на многие вопросы исмаилиты. На систему их взглядов оказали влияние индийская и иранская культуры. Исмаилиты исходили из представлений о переселении душ после смерти людей в зависимости от их греховности в других людей, животных и даже предметы неорганической природы. Из неоплатонизма они заимствовали идеи о порождении Богом мирового разума, от которого в свою очередь происходит мировая душа, которая в свою очередь порождает и оживотворяет природу и воплощается в пророков.

Суфии также исходили из идеи эманации (т.е. истечения) божественного в материальный, природный мир. По учению суфиев, земным воплощением божественной сущности могут стать души самих верующих. В соответствии с этим суфии разработали концепцию «совершенного человека», которому при соблюдении определенных требований открывается путь к непосредственному общению с Богом. С суфизмом связано и своеобразное монашество ислама – дервиши, проводившие жизнь в бедности, молитвах, странствиях и непрестанном чтении священных текстов.

К числу классиков мусульманской средневековой философии в первую очередь следует отнести аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сину (Авиценна), Ибн Рушда (Аверроэс), аль-Хорезми.

Творчество Ибн Сины (980-1037 гг.) представляет собой вершину средневековой философии. Его литературное наследие огромно, оно насчитывает более 300 работ. Главным философским произведением Ибн Сины является «Книга исцелений», состоящая из 18 томов. Другим фундаментальным трудом стал всемирно известный «Канон врачебной науки» в 5 томах, на многие века ставший одним из главных медицинских пособий, как на Востоке, так и на Западе.

Важнейшим моментом философского учения Ибн Сины является его пересмотр традиционного толкования об исключительно волевой природе сотворения Богом мира (догмат креационизма), выступающего основным постулатом как в исламском, так и в христианском богословии. По учению Авиценны, в сотворенном мире опредмечивается не столько волевая, сколько интеллектуальная потенция Бога, поэтому через познание мира и самого себя открывается путь познания Бога и спасения. Причем, доказывал мыслитель, другого пути у наделенного разумом человека для спасения и нет. Отсюда и название его знаменитого произведения – «Книга спасения», и особая роль, которую он отводит рациональному познанию, науке, логике.

Крупнейшим мыслителем, оказавшим огромное влияние на западную средневековую философию, является Ибн Рушд (1126-1198 гг.). Одной из центральных проблем философских его размышлений стала проблема соотношения знания и веры, философии и теологии. Ибн Рушд выступает против отлучения философии от Богопознания. И у теологии, и у философии, доказывает Ибн Ршуд, Бог выступает высшей сущностью и главной ценностью из всего познаваемого, однако богословие и философия различаются по способам и формам познания. В текстах священных писаний, в догматике существует как внешний, поверхностный, так и внутренний, сокровенный смысл, который недоступен непосредственно. Его правильное понимание очень не простое дело. И здесь, чтобы не уклониться от истины, раскрыть этот сокровенный смысл, необходимы наука, философия, рациональное познание с их логической выучкой, умением отделять истину от заблуждения и т.п. Поэтому богословие и философия, вера в рациональное знание, убеждает Ибн Рушд, не противоречат, а необходимы друг другу. Оба этих пути ведут к истине. Его знаменитая концепция «двойственного пути к истине» первоначально не нашла соответствующего отклика в исламской средневековой духовной культуре, однако эта концепция оказала огромное влияние на западноевропейскую средневековую философию, сыграв в ее истории важнейшую методологическую роль.

Среди выдающихся ученых: Абу-Муса Джабир ибн Хайям (815 г.), открывший методы дистилляции кислот, очищения металлов, технологии крашения тканей и кожи; Мухаммед аль-Баттани (858-929 гг.), создатель обсерватории; Абу Бакра ал-Рази, или Разес (925/934 г.), составитель энциклопедий и др.

Высочайшего развития в исламской культуре достигла поэзия (арабская средневековая поэзия и персидская поэтическая школа). К числу наиболее выдающихся представителей арабской поэзии относятся: Ибн аль-Муллавах (умер ок. 700 г.), создавший историю трагической любви, которая стала самой известной любовной историей на Востоке; Абу Нувас (762-813 гг.) создавший столь популярный в дальнейшем жанр «застольной поэзии»; Абу-аль-Атахия (748-825 гг.) создавший новый стихотворный жанр, в основе которого лежала лирика философского и даже аскетического характера. К числу поэтов персидской школы относятся: А. Рудаки (860 – 941гг.), родоначальник поэзии на языке фарси; Фирдоуси (940-1020 гг.), бессмертная поэма которого «Шахнамэ» вобрала в себя эпос персов; Насир Хисров (1004-1072 гг.), знаменитая работа которого «Собрания двух мудростей» представляет собой последовательную и развернутую защиту греческого философского наследия. Выдающимся представителем исламской средневековой культуры являются математик, астроном, философ и поэт Омар Хайям (1048-1131 гг.), Низами Гянджеви (1141-1209 гг.) и узбек Алишер Навои (1441-1501 гг.), чьи произведения по праву стали классикой мировой литературы.

Писатели в эпоху Аббасидов разработали новый литературный жанр – адаб, т.е. благоразумные наставления, иногда в форме басни про животных и т.п. Писатели этого периода также изучали племенные традиции и обычаи и составили первые упорядоченные и систематизированные грамматики арабского языка.

Существенную роль в развитии исламской культуры сыграли ограничения на художественное изображение. Ислам запрещал антропоморфные изображения, отвергал иконы и скульптуры. Отсюда особое значение искусства орнамента и каллиграфии, которые достигли самого высокого развития.

Несомненно значительными представляются и достижения в сфере образования, которое было обязательным для каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина. Первоначально при мечетях возводились дополнительные помещения, специально выделенные под проведение уроков и представлявшие собой аналог современной начальной школы. Затем по соседству с ними начали появляться учебные заведения более высокой ступени, напоминающие современные средние школы. Обучение в них было бесплатным и доступным для всех слоев исламского общества.

В X в. на частные пожертвования стали организовываться высшие школы – медресе, которые получили широкое распространение. Глава медресе – мударрис получал назначение от халифа. В начале XIII в. в Дамаске было уже девяносто два медресе. Содержание преподавателей, служителей и студентов осуществлялось на доходы с вакфной недвижимости учредителей и на частные пожертвования. Методом обучения в медресе было совместное с учителем чтение, разбор, толкование и заучивание книги наизусть. Ученики в этих школах были разделены на два потока, в дословном переводе с арабского на «внешний» и «внутренний». В первом обучались мусульмане из данного города, которые посещали только занятия, а после учебы возвращались к своим семьям. Образование же во внутреннем потоке было организовано по принципу интерната. Здесь обучались приезжие мусульмане, не имевшие жилья и родственников в данном городе, а также те, чьи семьи из-за скромного достатка не могли позволить себе их содержание. Ученики здесь обеспечивались питанием, жильем, отдельными залами для дополнительных занятий и поклонения. Поэтому каждая подобная школа состояла из мечети, учебных классов, жилых комнат, библиотеки, кухни и бани. Некоторые же школы, сверх этого, имели при себе стадионы для физических занятий учеников на открытом воздухе. Причем всем этим ученики обеспечивались совершенно бесплатно. Учителям в данных школах предоставлялась весьма высокая регулярная заработная плата, а также специальная униформа, которая подчеркивала их высокое положение в глазах мусульман, как обладателей знания. Данная одежда состояла из просторной накидки и четырехугольного головного убора с кисточкой. Впоследствии такой покрой одежды полностью переняли западные школы и университеты у учителей школ Андалусии. Сегодня же данная форма известна всему миру как почетная мантия ученых европейских университетов.

В VII-X вв. некоторые медресе при центральных мечетях наряду со своим основным предназначением стали играть роль политических центров и центров высшего судопроизводства. Исламские правители вершили в них суд, обнародовали указы и обращались к мусульманам с пятничными проповедями. Кроме того, в них известные исламские ученые организовывали научные и образовательные кружки во двориках и крытых галереях, проводили лекции и собственные учебные курсы. На эти курсы и уроки со всех мусульманских стран собиралось огромное количество людей, жаждущих знания. Со временем данный образовательный аспект начал преобладать в деятельности центральных мечетей. При этом процесс обучения при мечетях никогда не ограничивался сугубо религиозными науками, а включал в себя естественные и гуманитарные науки: математику, медицину, астрономию, химию, историю, литературу и языкознание. Центральные мечети во всех крупных исламских городах постепенно начали превращаться в учебные, научные и образовательные центры или же, говоря современным языком, университеты. Подобная схема организации образования распространилась по всему исламскому миру и сохранилась до сегодняшнего дня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.