Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активные процессы в словообразовании




 

Словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы - фонологией, морфологией, синтаксисом и, конечно, лексикой, так как результатом словообразовательных процессов является появление новых слов.

Словообразование служит группировке слов в отдельные лексические разряды, способствует формированию лексических значений. Именно на почве словообразования устанавливаются системные отношения между лексикой и грамматикой.

Обычно словообразование делят на словопроизводство (при использовании аффиксации), словосложение (при участии минимум двух полнозначных единиц), конверсию (при переходе, или транспозиции, слов из одной части речи в другую), аббревиацию (при сокращении исходных слов). Образование новых слов с помощью формальных средств называется деривацией, а сами произведенные слова - дериватами.

На фоне этих общих разновидностей словообразования выделяются отдельные способы словообразования. Например, при использовании аффиксации характерны следующие основные способы: суффиксальный, префиксальный, постфиксальный – и способы смешанные, представляющие собой различные комбинации формальных средств словообразования, например суффиксально-префиксальный, префиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный и др.

Словообразование в высшей степени подвижно, в его системе заложены большие потенции, реализация которых практически не ограничена. Именно поэтому в активные периоды жизни языка они особенно дают о себе знать.

Бурные процессы в современном словообразовании объясняются причинами внеязыковыми и внутриязыковыми, которые чаще всего переплетаются, усиливают друг друга. Например, законы аналогии, экономии речевых средств, законы противоречий, как правило, на уровне словообразования поддерживаются или стимулируются социальными причинами. Так, ускорение темпов жизни усиливает действие закона речевой экономии, а рост эмоциональной напряженности в жизни общества активизирует процессы образования эмоционально-экспрессивных типов словообразовательных моделей.

Наибольшей устойчивостью обладают общие способы словообразования. Более изменчивы и подвижны типы словообразования в рамках стабильных способов. Даже сам тип может использоваться как определенный образец для образования нового слова, например бомжатник по образцу лягушатник; ельцинизм по образцу фрейдизм; тамиздат, самиздат по образцу госиздат, политиздат; читабельный, носибельный, смотрибельный по образцу операбельный (в выступлении Е. Примакова - даже так: политика резонабельна); луноход, марсоход по образцу землеход и др.

Как видим, способы словообразования, типы и даже формальные словообразовательные средства (суффиксы) черпаются в самой словообразовательной системе, собственно новыми оказываются только номинации, единицы наименования, созданные «по образу и подобию. В словообразовательные процессы, таким образом, вовлекаются новые именования. «См.: Н.С. Валгина, Активные процессы в современном русском языке. – М.: Логос, 2003 г., 302 стр.»

Заключение

 

Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика - обладает ими. Первый критерий богатства речи - это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а, прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи.

Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье), другие - уменьшительно-ласкательную (сынишка, бабуля), в третьих отображена оценка (старичок и старикашка, старикан). Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов.

Помимо всего прочего русский язык обогащается за счет появления новых слов, выражений и сочетаний, развития новых значений у слов и устойчивых сочетаний, уже существующих в языке, расширения сферы употребления языковой единицы и т.д. Инновации в языке отражают изменения, которые произошли в реальной действительности, общественной деятельности человека и его миропонимании или являются результатом внутриязыковых процессов. «Все изменения языка, - отмечал Л.В. Щерба, -... куются и накопляются в кузнице разговорной речи». 1 Поэтому в обогащении языка важную роль играет разговорный стиль с его менее строгими, по сравнению с книжными, нормами, с его большей вариативностью речевых единиц. Разговорный стиль, связывая литературный язык с общенародным, способствует обогащению литературного языка новыми словами, их формами и значениями, словосочетаниями, видоизменяющими уже установившуюся семантику, синтаксическими конструкциями и разнообразными интонациями. Не случайно писатели, поэты, публицисты постоянно прибегают к разговорной речи как неиссякаемому источнику обогащения литературного языка. Художники слова вводят в литературную речь наиболее меткие народные слова и выражения, наиболее удачные конструкции, разговорные интонации, способствуя тем самым ее обогащению. Художественная литература играет первостепенную роль в закреплении инноваций в литературном языке. Подлинно художественные произведения учат читателя нешаблонному словесному оформлению мысли, своеобразному использованию средств языка. Они являются основным источником обогащения речи общества и отдельных людей.

III. формы (пласты) богатства речи:

1) лексическое богатство;

2) фразеологическое богатство;

3) семантическое богатство речи;

4) синтаксическое богатство;

5) интонационное богатство;

6) богатство организации и динамики языковых средств речи;

7) информативная насыщенность речи;

8) стилевое и стилистическое богатство;

IV. условия реализации богатства речи:

1) активный запас языковых средств: слов, значений, моделей словосочетаний, предложений, текстов,стилей, запас типовых интонаций;

2) совокупность навыков, нужных для незатрудненного и целесообразного применения средств языка,которые находятся в активном языковом запасе человека;

3) степень активности и самостоятельности работы сознания и мышления людей;

V. особенности функционирования языковых средств в речи:

1) наиболее богат художественный стиль;

2) деловой стиль располагает специфическими особенностями, необходимыми для создания разныхжанров официально-делового стиля;

3) публицистический стиль использует как стандартный язык, так и субстандартные пласты, которые могутсо временем переходить в литературный язык, обогащая его;

4) научный стиль располагает богатым арсеналом языковых средств, характеризующих научное знание;

5) разговорный стиль является той стихией, той питательной средой, откуда языковые средства поступают вкнижные стили, кристаллизуясь в них и обогащая их;

VI. Причины отклонения от богатства речи:

1) слабое владение языковыми средствами, формами построения;

2) пассивность мышления, тусклость эмоций, слабость воли, равнодушие по отношению к людям, к которымобращаешься, неумение ориентироваться в ситуации общения.

Ошибки, нарушающие богатство речи:

1. Бедность интонаций, монотонность высказывания;

2) Ограниченный набор словообразовательных моделей;

3) Бедность словаря;

4) Неумение пользоваться разнообразными формами слова;

5) Идентичность набора синтаксических конструкций;

6) неумение пользоваться стилистическими ресурсами языка и функциональными стилями. Образцыработы над ошибками: У меня есть собака Тузик. Она очень умная, пушистая и красивая. Она за мнойходит на прогулку. Она охраняет наш двор. Она очень умная. (Несколько раз неуместно повторяетсяместоимение "она". Дважды повторяется мысль о том, что собака "умная". Все это делает речьоднообразной, разрушает ее богатство). - Один из возможных вариантов откорректированного текста: У насдома живет собака Тузик. По ночам она охраняет двор, а днем ходит со мной на прогулку. Тузик – умнаясобака и очень красивая. Пугачев отправляется в Оренбург, Пугачева разбивают, но Пугачев убегает. Оннабирает народ в заводах и фабриках. Он опять идет на Оренбург, его на этот раз поймают и казнят. (Казалось бы, в отрывке нет слов, не свойственных русской речи, но возникает некое ощущениенецелесообразности использованных языковых средств. Во-первых, в одном и том же предложении трираза повторяется фамилия Пугачева. Во-вторых, синтаксические конструкции слишком однообразны, темболее, если учесть, что учеником обрисован достаточно продолжительный период. В-третьих, текстпересыщен глаголами, которые стилистически приближают отрывок к разговорной речи. Таким образом,нарушается стилистическая целесообразность речи и разрушается ее богатство). - Один из возможныхвариантов откорректированного текста: Пугачев отправляется в Оренбург, где его разбивают. Ему удаетсябежать, и он снова набирает войско, чтобы идти на Оренбург. В этот раз он терпит поражение. Самого егоотлавливают и отправляют в Москву, чтобы казнить там.

 

Фразеологические сочетания имеют свое, особое значение, которое не выводится из суммы значений составляющих их компонентов, например: «кот наплакал» - мало, «спустя рукава» - небрежно, неаккуратно. Фразеологизмы могут быть многозначными: «вкривь и вкось» - в разных направлениях; плохо; не так, как следует, как надо, как положено и т. п.
Фразеологизмы русского языка многообразны по выражаемым значениям и стилистической роли, они являются важным источником речевого богатства.
Русский язык не имеет равных себе по количеству и разнообразию лексических и фразеологических синонимов, которые благодаря своим семантическим и стилистическим различиям позволяют точно выразить самые тонкие оттенки мыслей и чувств. Вот как, например, М.Ю. Лермонтов в повести "Бэла", используя синонимы, характеризует в зависимости от изменения внутреннего состояния Азамата лошадь Казбича. Вначале употребляется стилистически нейтральное слово лошадь, затем - его идеографический синоним скакун (лошадь, отличающаяся высокими беговыми качествами): - «Славная у тебя лошадь! - говорит Азамат, - если б я был хозяин в доме и имел табун в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!» По мере того, как желание любой ценой приобрести лошадь усиливается, в лексиконе Азамата появляется слово конь, высокая стилистическая окраска которого вполне соответствует настроению юноши: - «В первый раз, как я увидел твоего коня, - продолжал Азамат, - когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри... в моей душе сделалось что-то непонятное...»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.