Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альберто Латтуада. 1 страница




ПРОЛОГ

Первый раздел сборника охватывает период собирания сил и подспудного формирования идейно-художественных взглядов нового, антифашистского и демократического, направления в итальянском киноискусстве, уже тогда получившего название неореализма. Происходил этот процесс еще в последние годы существования режима Муссолини (1939—1945), и поэтому авторы статей в кинопечати не имели возможности говорить во весь голос. Однако во множестве статей, рецензий, обзоров, различных материалов, принадлежавших перу молодых кинокритиков-нонконформистов и публиковавшихся в киножурналах «Чинема», «Бьянко э неро», «Си джира» и других, несмотря на внешнюю разрозненность и случайность, звучали общие темы, общие мотивы, чувствовалось единомыслие, стремление к общей цели коренного обновления итальянского кино. Так закладывались основы идейной и эстетической платформы неореализма, хотя она так никогда и не была сколько-нибудь стройно и четко сформулирована, и неореализм сохранял многообразие, оставался не какой-то художественной школой, а движением единомышленников, общие воззрения которых выходили далеко за рамки киноискусства.

Помещенные в разделе материалы дают некоторое представление об этих годах полуподпольной кинокритики, являвшейся часто и критикой общества, и существовавших порядков. Особенно это сквозит в статьях авторов — членов подпольной Итальянской коммунистической партии — Марио Аликаты, Джузеппе Де Сантиса, Карло Лидзани, а также Лукино Висконти.

В те годы уже были созданы некоторые фильмы, в известной мере соответствующие если не эстетике неореализма и провозглашенным им принципам, то, во всяком случае, пробившие первую брешь в традиционном и официальном итальянском кино. Поставили их режиссеры по возрасту чуть более старшие, чем молодые бунтари-кинокритики. Это были фильмы «Дети смотрят на нас» Витторио Де Сика, «Прогулка в облаках» Алессанд-ро Блазетти (в создании сценариев обоих фильмов участвовал Чезаре Дзаваттини), «Одержимость» Лукино Висконти (авторы сценария — Вис-


конти, Джузеппе Де Сантис и Антонио Пьетранджели), документально-игровые ленты «Люди на дне» и «Белый корабль», поставленные Франческо Де Робертисом и Роберто Росселлини. Неподалеку от тех мест, где Висконти снимал «Одержимость», в те же дни вел съемки своего документального фильма «Люди по реке По» Микеланджело Антониони.

Все эти произведения, а также и некоторые другие давали возможность для первых оценок, сравнения, критического анализа. Молодая неореалистическая критическая мысль получила «свой» материал.

Каковы темы критических статей, к чему призывают молодые критики-неореалисты? Прежде всего в статьях звучат призывы скорее покончить со старой, лживой и лицемерной, кинематографией, ее условностями и штампами, с фашистскими порядками в кинопроизводстве и прокате — особенно яростно прозвучала короткая статья Висконти «Трупы». Главная же, позитивная часть программы неореалистов охватывает очень широкий круг эстетических и моральных проблем: связь кино и литературы, необходимость равняться на высокие образцы национальной реалистической классики — произведения писателя Джованни Верги, — учитывать и развивать как реалистические традиции итальянского кино, так и опыт европейского и американского реалистического киноискусства. Важное место занимает в рассуждениях многих авторов проблема пейзажа: пейзаж без человека мертв, он неразрывно связан с показом человека-труженика (яркий пример —лента Антониони о реке По), показ пейзажа должен носить функциональный характер, будучи подчинен общей задаче фильма, пейзаж должен быть национальным и т. д. Впервые высказываются мысли о необходимости «новых лиц» в кино, об использовании непрофессиональных актеров. Не меньшее внимание уделяется документализму как новому стилю и манере, стремящимся к максимальной достоверности фильма, к достижению реализма. Некоторые авторы (Лидзани) призывают молодую критику к большей серьезности, предостерегают от чрезмерных восторгов, а также и от излишней резкости и категоричности, указывают на опасность «формализма» — когда критик все внимание сосредоточивает лишь на форме, ее достоинствах и недостатках. Другие (Барбаро) призывают к более высокой морали киноискусства, против пустой, пошлой развлекательности, патетичности, увлечения комедийностью, и противопоставляет подобной коммерческой кинопродукции высокий реализм «Одержимости» Висконти.

Неореалисты пытаются разобраться в генезисе своего направления, ищут его корни как в отечественной культуре и искусстве, так и в истории зарубежного кино. Заключительная статья раздела, написанная Франко Вентурини несколько позже, исследует истоки неореализма, старается установить хронологию этого направления, подвести некоторые предварительные итоги его развития.

Говоря об истоках неореализма и первых — полуподпольных — годах его становления как направления теоретической и критической мысли, необходимо подчеркнуть роль римского Экспериментального киноцентра — подлинной «кузницы» новых кадров итальянского кино — критиков, сценаристов, режиссеров. Трудно переоценить значение для зарождения и развития неореализма деятельности его руководителей, киноведов и эстетиков старшего поколения Луиджи Кьярини и Умберто Барбаро. В частности, Барбаро принадлежит заслуга широкого ознакомления кинематографической молодежи в его стране с теоретическими работами В. Пудовкина, с практикой советского кино. Влияние советской киноклассики 20—30-х годов на формирование взглядов неореалистов широко известно (помимо «Броненосца «Потемкин» С. Эйзенштейна, фильма


Н. Экка «Путевка в жизнь», оказавшего прямое влияние на фильмы

A. Блазетти, на фильм Де Сика — Дзаваттини «Шуша» и т. д.). Но не
менее, а пожалуй, более важным и глубоким было революционизирующее
воздействие теоретических трудов С. Эйзенштейна и В. Пудовкина, особен
но последнего. Подлинным откровением для итальянской киномысли
явился перевод его книги «Кинематографический сюжет», выполненный
Барбаро в 1932 году.

«Эта книжечка Пудовкина, — писал в 1955 году Умберто Барбаро, — была для нас открытием... Самое сильное впечатление выходило за пределы собственно кино. Ибо этот спокойный разговор Пудовкина разбивал, не оставлял камня на камне от всей той культуры, на которой был взращен также и. я сам, хотя я всегда относился к ней нетерпимо... «Идейное искусство», «реалистическое искусство», «монтаж»... Широкая прямая дорога, определенный способ постижения искусства, совершенно иной, противоположный тому, что безраздельно властвовал в Италии... Эта книга настолько не вязалась не только с атмосферой фашизма, но и с установками наиболее авторитетной части итальянской культуры, что я счел ее неактуальной для нас и предсказал ей полный неуспех.

Однако она вызвала волну всеобщего восхищения. Печать посвятила этой короткой работе рецензии, полные громких похвал. И мы все принялись за поиски — весьма трудные — фильмов Пудовкина».

Книга получила название «золотой книжечки». В последующие годы эта работа Пудовкина неоднократно переиздавалась вместе с другими трудами советского режиссера и вскоре стала своего рода учебником для новых поколений итальянских режиссеров, критиков, киноведов. Барбаро пропагандировал и развивал в своих лекциях и трудах взгляды

B. Пудовкина. О глубоком влиянии, оказанном на зарождение неореализма
трудами и фильмами советских мастеров 20—30-х годов, имеется много
высказываний, воспоминаний, статей итальянских кинематографистов и
писателей, в частности, помимо Барбаро, Алессандро Блазетти, Массимо
Миды, писателя и критика Коррадо Альваро и других. Этой теме были
посвящены доклады Гуидо Аристарко и Серджо Чеккини на симпозиуме
в Репино в 1967 году. Библиография работ о влиянии советского кино на
неореализм насчитывает 40 названий.


тельщики улиц» (1948), «Семь тростинок — один костюм» (1950) и др. В игровом кино дебютировал в 1950 г. фильмом «Хроника одной любви», где впервые прозвучала тема человеческого одиночества и бездуховности современного общества, которую режиссер развивал в своих последующих фильмах. Мировую славу Антониони принесла его тетралогия «Приключение» (1960), «Ночь» (1961), «Затмение» (1962), «Красная пустыня» (1964), — созданная в первой половине 60-х годов, проникнутая мотивами человеческого отчуждения и некоммуникабельности, тоски по иной жизни. Проблемам стихийного молодежного бунта конца 60-х годов посвящены снятые за пределами Италии ленты «Фотоувеличение» («Блоу-ап», 1967) и «Забриски пойнт» (1970). Фильм «Профессия: репортер» (1975), сохраняя своеобразную стилистику, подтвердил его приверженность социальной тематике, которую ранее не всегда замечали, и вписался в развивавшееся прогрессивное направление политического кино Италии.

Отход Антониони от неореализма начался еще в 50-е годы, после участия в создании фильма в эпизодах по идее Ч. Дзаваттини «Любовь в городе» (новелла «Попытка самоубийства», 1953): именно в связи с этим фильмом Антониони впервые говорил о том, что его внимание больше привлекает исследование внутреннего мира человека, чем внешних условий его существования (см. в разделе «Дискуссии» статью Антониони «Самоубийства в городе» и письмо Ч. Дзаваттини к Антониони).

О своем первом фильме в декабре 1959 г. Антониони писал: «Когда
я снимал свой первый документальный фильм в конце 1942 года,
Висконти в тех же местах вел съемки «Одержимости». «Люди реки По»
были документальной лентой о рыбной ловле, о перевозках на речных
судах, о рыбаках: то есть о людях, а не о вещах и о местах. Я шел, сам
не зная того, в том же направлении, что и Висконти. Я очень хорошо
помню, что жалел о том, что не могу придать этой теме характер по
вествования, то есть не могу поставить сюжетный фильм».

1 «Река» — фильм (1929) американского режиссера Фрэнка Бор
зеджа.

«Танец слонов» — имеется в виду фильм «Маленький погонщик слонов» (1937) американского режиссера Роберта Флаэрти.

3 «Песнь реки» — имеется в виду фильм «С банджо на колене» (1936) американского режиссера Джона Кромвела.


 


Микеланджело Антониони.

За фильм о реке По

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1939, № 68). В сборнике «Антониони об Антониони» (М., «Радуга», 1986, с. 3134) был опубликован перевод Г. Кремнева. В настоящем издании дается новый перевод.

АНТОНИОНИ, Микеланджело (р. 1912) — итальянский режиссер, сценарист. Работу в кино начал во Франции в 1942 году на съемках фильма «Вечерние посетители» режиссера М. Карне. Возвратившись на родину, сотрудничал в журналах «Bianco e Nero» и «Cinema» и сблизился с молодыми кинематографистами, закладывавшими теоретические основы неореализма. Участвовал в создании сценария фильма Дж. Де Сантиса «Трагическая охота» (1947). Режиссерскую работу начинал как документалист-неореалист— фильмы «Люди реки По» (1943—1947), «Ме-


 

Из тетрадки для ночных записей

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1940, № 90). На русский язык переводится впервые.

Запись из дневника, который Дзаваттини ведет с 1940 г. Часть записей публиковалась в разных итальянских киножурналах («Cinema», «Cinema Nuovo» и др.).

ДЗАВАТТИНИ, Чезаре (р. 1902) — итальянский писатель-сатирик, кинодраматург, теоретик кино, а также видный общественный деятель, лауреат Международной премии мира (1955). Работает в кино с 1935 г. Фильмы по его сценариям «Прогулка в облаках» (реж. А. Блазетти,


1942) и «Дети смотрят на нас» (реж. В. Де Сика, 1943), наряду с фильмом Л. Висконти «Одержимость» (1942), противостояли официальному фашистскому кино и подготовили почву для неореализма. Наиболее полное выражение идейно-художественные взгляды Дзаваттини нашли в фильмах режиссера В. Де Сика, тесное сотрудничество с которым продолжалось до 70-х годов. В творческом содружестве они создали фильмы, ставшие классикой неореализма: «Шуша» (1946), «Похитители велосипедов» (1948), «Чудо в Милане» (по повести-сказке Дзаваттини «Добряк Тото», 1950), «Умберто Д.» (1951), «Крыша» (1956). Дзаваттини сотрудничал и с другими режиссерами-неореалистами: Висконти — «Самая красивая» (1951), Дж. Де Сантисом — «Рим, 11 часов» (1952) и «Дайте мужа Анне Дзаккео» (1953, в советском прокате — «Утраченные грезы»). Взгляды Дзаваттини на кино, изложенные во множестве статей, выступлений, интервью, составили эстетическую платформу неореализма в том революционном, «экстремистском» плане, как его понимал Дзаваттини (см. в разделе «Зрелость» его работу «Некоторые мысли о кино», а также материалы в сборнике «Чезаре Дзаваттини. Дневники жизни и кино. Статьи, интервью. «Добряк Тото» (М., «Искусство», 1982).

В 1981 г. поставил по собственному сценарию фильм «Правда-а-а!», в котором исполнил главную роль. Удостоен почетной премии Московского международного кинофестиваля (1979) и почетного приза Международного кинофестиваля в Венеции (1982) за вклад в мировое киноискусство.

1 «Сумеречники» — течение в итальянской поэзии и драматургии,
возникшее в начале XX века как реакция на риторику Габриэле
Д'Аннунцио, а также футуризм Филиппо Томмазо Маринетти и его после
дователей. «Сумеречники» (поэты Г. Гоццано, М. Моретти и другие)
воспевали обыденную жизнь, стремились к безыскусственности, их произ
ведения были проникнуты меланхолией и иронией, но лишены сильных
чувств и глубоких мыслей.

2 Мольнар, Ференц (1872—1953) — венгерский писатель, драматург.
Наиболее известен роман «Мальчишки с улицы Пала» (1907).

Джузеппе Де Сантис. За итальянский пейзаж

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1941, № 116). На русский язык переводится впервые.

ДЕ САНТИС, Джузеппе (р. 1917) — итальянский режиссер и кинокритик, один из виднейших представителей неореализма. В 1940 г. поступил в римский Экспериментальный киноцентр, занимался на актерском и режиссерском отделениях. В 1942—1943 гг. — кинокритик журнала «Cinema». Участвовал в движении Сопротивления, член ИКП. В 1942 был одним из авторов сценария фильма Висконти «Одержимость», в 1946 участвовал в создании антифашистского фильма режиссера А. Вергано «Солнце еще всходит». Вместе с Висконти — автор монтажного документального фильма «Дни славы» о борьбе партизан и подпольщиков (1945). В период неореализма поставил фильмы: «Трагическая охота»


(1947), «Горький рис» (1949), «Нет мира под оливами» (1950), в которых показал жестокую классовую борьбу в итальянской послевоенной деревне. Трагедии безработицы посвящены фильм «Рим, 11 часов» (1952), мелодрама «Дайте мужа Анне Дзаккео» (в сов. прокате — «Утраченные грезы», 1953). В 1954 г. Де Сантис сделал попытку создания неореалистической комедии «Дни любви». Произведения режиссера отличали острая социальность, темпераментность, романтическая приподнятость, некоторый мелодраматизм. Из последующих фильмов Де Сантиса наиболее значителен антифашистский фильм «Итальянцы — славные ребята» (в советском кинопрокате «Они шли на Восток», 1964), снятый в СССР совместно с советскими кинематографистами.

1 «Белые тени Южных морей» — снятый в 1928 г. документальный
фильм американского режиссера Роберта Флаэрти, завершенный ре
жиссером У. Ван Дайком, который по требованию продюсеров ввел в
него игровые сцены.

2 «Табу» — фильм (1931), снятый Флаэрти совместно с Ф. В. Мур
нау.

3 «Да здравствует Мексика!» — незаконченная киноэпопея С. Эйзен
штейна, снятая в 1931 г. в Мексике. В 1979 г. Г. В. Александров, получив
все заснятые кадры, смонтировал фильм по либретто и записям Эйзенштей
на (почетный Золотой приз ММКФ, 1979).

4 «Буря над Азией» — так на Западе иногда называли фильм
В. И. Пудовкина «Потомок Чингисхана» (1928).

5 «Улица» — фильм (1923) немецкого режиссера Карла Грюне
(1890—1962), в котором приемы, характерные для немецкого киноэкс
прессионизма, сочетались с реалистическим показом жизни большого
города.

6 «Толпа» — фильм (1928) режиссера Кинга Видора (1894—1982),
рисующий повседневную жизнь «маленького человека», один из образцов
реалистического направления в американском кино.

7 Ренуар, Жан (1894—1979) — французский кинорежиссер. Са
мая значительная лента — «Великая иллюзия» (1937), проникнутая анти
милитаристскими и антибуржуазными мотивами. «Человек-зверь» (1938) —
фильм по роману Э. Золя.

8 «Сталь» — игровой фильм (1932), снятый в Италии немецким доку
менталистом Вальтером Рутманом (1887—1941), в работе над сценарием,
в основу которого положена одна из его новелл, участвовал Луиджи
Пиранделло.

9 «1860», «Старая гвардия» — фильмы (1933, 1935) итальянского ре
жиссера Алессандро Блазетти.

10 «Старинный мирок» — фильм (1941) итальянского режиссера и
писателя Марио Солдати (р. 1906), поставленный по одноименному
роману писателя Антонио Фогаццаро (1842—1911).

11 Дювивье, Жюльен (1896—1967) —французский режиссер. Один
из лучших его фильмов — «Бальная записная книжка» (1937).

12 «Люди на дне» — фильм режиссера Франческо Де Робертиса
(1902—1959), являвшегося начальником киноотдела фашистского мини
стерства военно-морского флота. Снятый в 1941 г. в документальной
манере, этот фильм о подводниках вошел в историю итальянского кино
благодаря правдивости и трагической силе некоторых сцен.


Марио Аликата, Джузеппе Де Сантис. Правда и поэзия: Верга и итальянское кино

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1941, № 127). На русский язык переводится впервые.

АЛИКАТА, Марио (1918—1966) — политический деятель, критик, публицист. Участник Сопротивления, после падения фашизма — редактор газеты «Унита», член руководства ИКП.

1 Харт, Уильям (1870—1946) —американский актер, режиссер.
Снимался преимущественно в вестернах. В 1925 г. отошел от кино.

2 Гибсон, Хут (р. 1892) — американский актер, в 20-е годы просла
вившийся исполнением ролей ковбоев.

3 Микс, Том (1880—1940) — американский актер, сыгравший в че
тырехстах вестернах.

4 Вине, Роберт (1881 —1938) —немецкий режиссер, поставивший в
1919 г. получивший широкую известность фильм «Кабинет доктора Ка-
лигари», который положил начало направлению экспрессионизма в миро
вом кино.

5 Клер, Рене (1898—1981) — выдающийся французский режиссер,
член Французской Академии. Его короткометражный фильм «Антракт»
(1924) предназначался для дадаистического балетного спектакля «Пред
ставление отменяется» (сценарий Ф. Пикабия, композитор Э. Сати,
балетмейстер Ж. Берлин).

6 Рэй, Ман (1890—1976) — американский фотограф, художник-
дадаист. В 1923 г. первым во Франции перенес на экран принципы
авангарда, поставив абстрактный короткометражный фильм «Возвра
щение к здравому смыслу». В экспериментальном фильме «Морская
звезда» (1928) применил мягкофокусную съемку.

7 Махаты, Густав (1901 —1963) — чехословацкий режиссер, сцена
рист, актер.

8 Китон, Бастер (1896—1966) —знаменитый американский комик,
создавший лучшие свои комедии в 20-е годы («Наше гостеприимство»,
«Генерал» и др.).

9 «Варьете» — поставленный в 1925 г. по роману Ф. Холлендера
фильм немецкого режиссера Эвальда Андреаса Дюпона (1891 —1956).

10 Пабст, Георг Вильгельм (1885—1967) — немецкий режиссер.
В фильме «Кризис» (1928) сказалось влияние 3. Фрейда. Фильм «Соли
дарность» (1931) посвящен братству французских и немецких шахтеров,
недавних солдат враждующих армий.

11 «Святилище» — роман (1931) У. Фолкнера.

12 «Аллилуйя» (1929) и «Хлеб наш насущный» (1934) — фильмы
К. Видора. Первый основан на материале негритянского фольклора и
быта; второй призывал к возвращению к земледельческому труду, един
ству в поисках выхода из кризиса.

13 Мамулян, Рубен (р. 1898) — американский режиссер. Гангстер
ская драма «Городские улицы» (1931) — один из фильмов раннего периода
творчества режиссера.

14 Карне, Марсель (р. 1909) — французский кинорежиссер.

15 «Пепе ле Моко» (1937), «Дружная компания» (1936) — фильмы
французского режиссера Ж. Дювивье.

16 «Кабирия» — поставленный в 1913 году Д. Пастроне итальянский
фильм-«колосс» из эпохи борьбы Рима с Карфагеном. В создании фильма


«Кабирия» участвовал как автор титров поэт, романист и драматург Габриэле Д'Аннунцио (1863—1938).

17 Гионе, Эмилио (1879—1930) — итальянский киноактер, режиссер,
кинодраматург, художник. Снимался в кино с 1912 г. В 1914 г. создал
образ сентиментального и благородного апаша в серии фильмов «Да
здравствует смерть!».

18 «Затерянные во мраке» — фильм (1914) итальянского режиссера
Нино Мартольо (1870—1921) по драме драматурга-вериста Роберто
Бракко (1862—1943). В нем показаны контрасты жизни бедноты и
богачей Неаполя.

19 Камерини, Марио (1895—1981) —итальянский кинорежиссер.
Фильм «Рельсы» (1929) — одна из первых попыток реалистически пока
зать жизнь итальянцев в 20-е годы. «Романтическое приключение»
(1940) —лирическая комедия.

20 Роветта, Джироламо (1851 —1910); Д'Амбра. Лючио; Стено,
Флавия; Оксилья, Нино; Певерелли, Лючана — второстепенные итальян
ские писатели и драматурги первой четверти нашего века, активно сотруд
ничавшие в кино в качестве авторов либретто и сценариев. Нино Оксилья
выступал также в роли режиссера. Из поставленных им фильмов наибо
лее известен «Жанна д'Арк» (1913) с М. Якобини в заглавной роли.

«Святые врата» — двери в собор св. Петра в Риме, которые заложены кирпичом и размуровываются только по случаю «святого года» (так называемого «юбилея»), который праздновался некогда раз в сто лет, потом — каждые пятьдесят, а ныне — каждые двадцать пять лет.

«Обрученные» — исторический роман классика итальянской литературы Алессандро Мандзони (1785—1873), написанный в 1821 году.

Лукино Висконти.

Трупы

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1941, № 119). На русский язык переводится впервые.

Кино человеческого образа

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1943, № 173—174). Перевод публиковался в сборнике «Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Высказывания» (М., «Искусство», 1986, с. 210—212) под названием «Антропоморфическое кино».

ВИСКОНТИ, Лукино (1906—1976) — выдающийся итальянский режиссер кино, драматического и оперного театра, один из основоположников неореализма. Работу в кино начинал во Франции в 1935 г., участвуя в создании фильмов Ренуара. В 1939 г., возвратясь в Италию, сблизился с группой антифашистски настроенных молодых кинематографистов и начал активно выступать на страницах журналов «Bianco e Nero» и «Cinema» против официальной фашистской кинематографии. В 1942 г. по сценарию, написанному в соавторстве с Дж. Де Сантисом и Дж. Пуч-чини, поставил фильм «Одержимость» (по мотивам романа американского писателя Дж. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды»). В 1948 г. поставил фильм «Земля дрожит» — одно из программных произведений неореализма, в котором наиболее последовательно воплотил идейно-художественные принципы этого направления. В 1951 г. поставил


фильм «Самая красивая» (с Анной Маньяни в главной роли) — первую неореалистическую сатирическую комедию. Созданный в 1954 г. исторический фильм «Чувство» из эпохи борьбы за освобождение от австрийцев (по новелле К. Бойто) вызвал широкую полемику: правые подвергли фильм цензурным преследованиям, находя в нем параллели с недавними событиями второй мировой войны, левые же упрекали режиссера за обращение к исторической теме, видя в этом отход от принципов неореализма. Созданный в 1960 г. многоплановый социально-психологический кинороман «Рокко и его братья» завершил неореалистический период творчества Висконти, наметил пути перехода от неореализма к реализму. Из фильмов 60—70-х годов наиболее значительны «Леопард» (1962, по одноименному историческому роману Томази ди Лампедузы), «Гибель богов» (1969) — один из самых глубоких антифашистских фильмов мирового кино, «Смерть в Венеции» (1971, по новелле Т. Манна), «Семейный портрет в интерьере» (1974).

Витторио Де Сика. Новые лица в кино

Впервые опубликовано в журнале «Cinema italiano» (1942, 7). На русский язык переводится впервые.

ДЕ СИКА, Витторио (1901 —1974) — выдающийся итальянский кинорежиссер и актер, один из основоположников неореализма. Начал активно сниматься в кино с 1931 г., снискав широкую популярность в лирических комедиях М. Камерини, создав привлекательные образы молодых жизнерадостных итальянцев из народа. В 1940 г. дебютировал как режиссер лирической комедией «Алые розы». В том же году поставил «Маддалена, ноль за поведение», в 1941 — «Тереза-Пятница», в 1942 — «Гарибальдиец в монастыре». В этих лирических комедиях он выступал также как сценарист и исполнитель главных ролей. Реалистическая семейная драма «Дети смотрят на нас» (1943) явилась одним из фильмов, проложивших дорогу неореализму. С этого фильма началось многолетнее творческое содружество режиссера с кинодраматургом Ч. Дзаваттини. Развивая художественные принципы неореализма, Де Сика и Дзаваттини создали фильмы «Шуша», посвященный теме детской беспризорности, «Похитители велосипедов» — о трагедии безработицы, фильм-сказку «Чудо в Милане» — о миланских бездомных, «Умберто Д.» — о трагедии одинокой старости, «Крыша» — о проблеме молодой семьи, лишенной крова. В последующие годы Де Сика поставил два значительнейших антивоенных и антифашистских фильма-экранизации «Чочара» (1960, по одноименному роману А. Моравиа) и «Затворники Альтоны» (1962, по одноименной пьесе Ж. -П. Сартра). В 60-е годы Де Сика выступил в роли зачинателя (вместе с режиссером Пьетро Джерми) «комедии по-итальянски» — своеобразного жанра народной социально-бытовой комедии, в котором создал ряд фильмов с участием популярного актерского дуэта Софии Лорен и Марчелло Мастроянни («Брак по-итальянски», «Вчера, сегодня, завтра» и др.). В 1969 г. с этими же актерами и в содружестве с советскими кинематографистами поставил антивоенную мелодраму «Подсолнухи». Из фильмов последних лет жизни наиболее значителен «Сад Финци-Контини» (1970, по одноименному роману Дж. Бассани).


Все годы Де Сика продолжал сниматься, сыграв более чем в полутораста фильмах, главным образом в комедиях. Он создал несколько «масок», кочевавших из фильма в фильм: обаятельного стареющего донжуана, болтуна-адвоката, опустившегося аристократа-игрока. Лучшей ролью Де Сика, однако, была драматическая роль мошенника Бертоне в антифашистском фильме «Генерал Делла Ровере» (1959) режиссера Р. Росселлини: попав в гестаповскую тюрьму, Бертоне отказывается стать предателем и выбирает героическую смерть вместе с другими патриотами. Созданию этого образа, несомненно, помог опыт фильмов эпохи неореализма.

1 «Что за подлецы мужчины!» — фильм (1932) режиссера М. Каме
рини с участием В. Де Сика.

2 Бенетти, Адриана (р. 1919) — итальянская актриса, дебютировав
шая в главной роли в фильме Де Сика «Тереза-Пятница» (1941). Сни
малась также в Испании и Аргентине.

3 Дель Поджо, Карла (р. 1925, настоящие имя и фамилия — Мария
Луиза Аттаназио) — итальянская актриса, одна из новых «звезд» неоре
ализма. Жена режиссера А. Латтуады. Начала сниматься в 1940 г. —
фильм «Маддалена, ноль за поведение». Снималась в фильме «Гарибаль
диец в монастыре» (1942). В годы неореализма снималась у Ф. Феллини
(«Огни варьете»), Дж. Де Сантиса («Трагическая охота», «Рим, 11 ча
сов»), в фильмах А. Латтуады, П. Джерми, Л. Дзампы и других режиссе
ров.

4 Дилиан, Иразема (р. 1924, настоящая фамилия Варшаловска) —
итальянская актриса, дебютировала в кино в роли одной из школьниц
в фильме В. Де Сика «Маддалена, ноль за поведение». Снималась также
в Аргентине.

5 Венерони, Паола (р. 1922) — итальянская актриса.

6 Ла Фратта, Заира — актриса, видимо, не оправдавшая возлагав
шихся на нее надежд, — ее имени нет в итальянских киносправочниках,
и оно впоследствии нигде не упоминается.

Карло Лидзани.

Опасности, угрожающие итальянскому кино. «Формализм»

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1942, № 153). На русский язык переводится впервые.

ЛИДЗАНИ, Карло (р. 1917) — итальянский кинорежиссер, сценарист и киновед. В 1941 —1943 гг. вместе с Л. Висконти и Дж. Де Сантисом представлял наиболее активное, последовательное и решительное крыло кинокритики, закладывавшей теоретические основы неореализма, печатался в журналах «Cinema» и «Bianco e Nero». Коммунист. После падения фашизма снял несколько остросоциальных документальных лент. В 1951 г. поставил антифашистский фильм «Опасно: бандиты!» о борьбе партизан. Лучшим фильмом Лидзани остается экранизация романа писателя-неореалиста Васко Пратолини «Повесть о бедных влюбленных» (1953). Верный антифашистской теме, Лидзани в 60—70-е годы создал несколько значительных фильмов о борьбе с фашизмом («Веронский


процесс», 1963; «Муссолини: последний акт», 1974 и др.), об угрозе неофашизма в Италии («Площадь Сан-Бабила, 20 часов»). Из экранизаций наиболее значительны «Возлюбленная Граминьи» (1968, по Дж. Верге) и «Фонтамара» (1980, по роману И. Силоне). В целом творчество Лидзани идет в русле направления политического кино Италии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.