КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценочные шкалы MMPI
Как и в любой методике, в методике MMPI существует ряд правил, выход за рамки которых превращает результаты тестирования в недостоверные. Методика MMPI является наиболее защищенной от попыток реципиентов по тем, или иным причинам сознательно исказить результаты (представить себя в ином виде). Функциями оценочных шкал и является, наряду с выявлением факторной значимости ответов реципиента в сравнении со средне нормативными данными (процедура перевода «сырых» баллов в Т-баллы факторных шкал) определение уровня и природы таких искажений. Оценочные шкалы или шкалы достоверности, помимо определения надежности данных, полученных в результате тестирования, определяют установки реципиентов на процесс тестирования, их отношение к методике, к диагносту, к результатам самого процесса. Шкала L: Включает в себя утверждения, которые выявляют тенденцию реципиента представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале «L» (65 Т и выше), то есть более 10 сырых баллов, могут указывать на умышленное стремление украсить себя, показать себя «в лучшем свете», отрицая наличие в своем поведении слабостей, присущих любому человеку. В таких случаях стараются скрыть обязательно проявляющиеся способнос ти хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебречь исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. При этом, профиль личности оказывается сглаженным, заниженным или утопленным. Более всего высокие показатели шкалы L сказываются на занижении 4-й, 6-й, 7-й и 8-й шкал. То есть, из поведения вычленяются компоненты, способные в той или иной степени, по представлению реципиента, снизить негативные имиджевые компоненты личности.
Похожую картину поведения могут демонстрировать и личности, профессионально, либо по иным мотивам, строго следующие конвенциальным нормам поведения. Обычно, скрытие «детских шалостей» является следствием сознательного социального контроля и попытками следования профессионально значимым фор мам поведения. Это, хоть и личностная тенденция, но практически мало искажающая общую структуру поведения. Хуже, если система поведенческих норм укореняется в психике до процессов вытеснения из сознания самих фактов единичного нарушения этих норм даже в ранней юности. Такая форма поведения будет сопровождаться не только тщательным личным следованием этим нормам, но и сопровождаться настойчивыми требованиями соблюдения таких норм всеми окружающими. Такое поведение в производственной деятельности может серьезно усложнить условия деятельности многим сотрудникам, особенно находящимся в непосредственном подчинении у руководителя с такой формой поведения. Повышение шкалы L в пределах 60-65 Т часто встречается у лиц примитивного психического склада с низкими адаптивными возможностями. Умеренное повышение шкалы L до 60 Т отмечается в пожилом возрасте и считается нормальным, как отражение возрастных изменений личности в сторону усиления нормативности поведения. В производственной деятельности, повышение шкалы L может наблюдать ся в ситуациях мотивационной значимости для реципиента результатов тестирования. При профессиональном отборе, аттестации работников или конкурсном выдвижении на должность, стремление следовать нормам и правилам рассматривается реципиентом как предпочтительное и может искажать представление о личности. Для исключения такого эффекта представляется целесообразным в предварительных процедуре тестирования установках обратить внимание реципиента на возможности отображения таких стремлений.
Повышение результатов по шкале L от 70 до 80 Т баллов превращают профиль личности в сомнительный в плане достоверности, превышение 80 Т-баллов — в недостоверный. При высоких (сомнительных) результатах шкалы и существенных повышениях уровня профиля по тем или иным клиническим шкалам, остаются возможности интерпретации данных, но больше, как дополнительный материал к результатам, полученным посредством других методик. При правильном предварительном инструктаже и соблюдении правил проведения методики редко удается посредством совместного с реципиентом анализа вопросов и ретестирования получить достоверные результаты после недостоверных первичных. Это говорит не о невнимательности, как искажающем результаты тестирования факторе, а о стабильности таких поведенческих особенностей, с которыми не может справиться данная методика. Шкала F: Высокие показатели по этой шкале (Т70 баллов и выше) могут поставить под сомнение достоверность результатов тестирования. Шкала состоит из утверждений, касающихся необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов. Выбор таких утверждений может определяться невнимательностью, небрежностью в выборе ответов, стремлением оговорить себя, ошеломить диагноста своеобразием личности, желанием подчеркнуть дефекты своего характера, тенденцией к драматизации сложившихся обстоятельств и своего к ним отношения, попыткой изобразить другое, выдуманное лицо, а не свои особенности. Пониженная работоспособность при переутомлении или при болезненном состоянии может также отразиться высокими показателями по данной шкале. Некоторое повышение может быть результатом избыточной старательности, самокритичности и откровенности. У личностей, в той или иной степени дисгармоничных, находящихся в состоянии дискомфорта, показатели могут находиться на уровне 65-75Т, что отражает эмоциональную неустойчивость. Высокие показатели шкалы F, сопровождающиеся повышением профиля по 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкалам встречаются у лиц, склонных к аффективным реакциям, с низкой конформностью.
Показатели выше 70Т, как правило, отражают высокий уровень эмоциональной напряженности или являются признаком личностной дезинтеграции, что может быть связано как с выраженным стрессом, так и с нервно-психическими нарушениями не психогенного характера. При достоверном результате исследования, относительно высокий уровень профиля на шкале F может отмечаться у различных типов неконформных личностей, поскольку такие личности будут демонстрировать реакции, не характерные для нормативной группы, и, соответственно чаще давать ответы, учитываемые по данной шкале. Повышение профиля на шкале F может отмечаться у очень молодых людей в период формирования личности в тех случаях, когда потребность в самовыражении реализуется через неконформность в поведении и взглядах. Выраженная тревожность и личностная потребность в помощи также обычно проявляются в относительно высоком уровне результата по описываемой шкале. Умеренное повышение на шкале F при отсутствии психопатологической симптоматики обычно отражает внутреннюю напряженность, недовольство ситуацией, плохо организованную активность. По существу, любая поведенческая и характерологическая природа, формирующая высокие показатели по шкале F мало сочетается с возможностями эффективного осуществления производственной деятельности. В большинстве случаев, аггравация как психологическая потребность в сочувствии и внимании и сопровождающий ее поведенческий комплекс рассматривается как несоответствующий эффективному осуществлению деятельности. Однако бывает, что такая поведенческая система свойственна молодым людям, переживающим состояние некоторого напряжения базальных потребностей (16 PF — фактор Q4). Зачастую поведенческие реакции такого рода ситуационны и при снижении напряжения они перестают искажать поведение, оно «нормализуется», что собственно и отразиться на показателях шкалы F и в комплексе — на поведении в целом. На это стоит обратить внимание, особенно в профессионально ориентационных мероприятиях и при отборе молодых специалистов.
Склонность следовать конвенциальным нормам и отсутствие внутренней напряженности отражается низким результатом по шкале F. Шкала К: Шкала состоит из утверждений, которые позволяют дифференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть психопатологические явления, и лиц, чрезмерно открытых. В оригинальном варианте теста MMPI эта шкала первоначально предназначалась только для исследования степени осторожности испытуемых в ситуации тестирования и тенденции (в значительной мере неосознанной) отрицать имеющиеся неприятные ощущения, жизненные затруднения и конфликты. Сцелью коррекции указанной тенденции, результат, полученный по шкале К добавляется к пяти из десяти основных клинических шкал в пропорции, соответствующей ее влиянию на каждую из этих шкал. Однако, шкала К, помимо своей значимости для оценки реакции испытуемого на ситуацию тестирования и коррекции результатов по ряду основных клинических шкал, представляет существенный интерес и для оценки определенных особенностей личности испытуемого. Лица с высокими показателями по шкале К (65Т и выше) обычно формируют свое поведение в зависимости от социального одобрения и озабочены своим социальным статусом. Они склонны отрицать какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения, стремятся к соблюдению принятых норм и воздерживаются от критики окружающих, если их поведение укладывается в рамки принятых норм. Явно неконформное, отклоняющееся от традиций и обычаев, выходящее из конвенциальных рамок поведение зачастую вызывает у них выраженную отрицательную реакцию. В связи с тенденцией отрицать (в значительной мере на перцептивном уровне) информацию, свидетельствующую о межличностных затруднениях и конфликтах, эти лица могут не иметь адекватного представления о том, как их воспринимают окружающие. Основными тенденциями в таком поведении являются стойкие личностные представления о важности следования нормам и правилам в системах социального взаимодействия. Такие лица глубоко убеждены, что истинным критерием соответствия высокому профессиональному статусу является наличие диплома и сертификатов об окончании курсов в системах дополнительного образования, а не уровень развития способностей и знаний и умение их эффективно применять в деятельности (отсюда частое стремление повышать и расширять образование и «коллекционировать» дипломы об окончании учебных заведений). В системе межличностных отношений, по их представлению, все уровни взаимодействия должны осуществляться исключительно в рамках норм и правил. Складывается впечатление, что в системах взаимодействий у них нет оттенков. Любое незначительное отклонение пресекается, или воспринимается как личное оскорбление, что зачастую и приводит их к определенной групповой изоляции. Весьма этому способствует и активная позиция по осуждению и пресечению нарушений норм и правил (в большей степени данные тенденции присущи женщинам). В данном случае мы имеем пример своеобразных поведенческих особенностей, построенных на системе следования нормам и правилам социального взаимодействия зачастую буквально и своеобразно понимаемых и стойко независимых от группового влияния. Примеры таких поведенческих особенностей относительно редки, их обладатели воспринимаются как яркие, чудаковатые личности практически всегда значительно изолированные от группы и не испытывающие от этого состояния дискомфорта. Не было бы и смысла заострять внимание на таких особенностях, если бы не существовала похожая по природе, но более распространенная и замаскированная поведенческая тенденция, имеющая для эффективного осуществления деятельности определяющее значение. Речь идет о личностной тенденции своеобразного понимания и следования нормам и правилам, особенно формам и средствам организации и осуществления деятельности. Лица подобного типа особенно пунктуальны и щепетильны в вопросах нормирования «внешнего» поведения, отличаются «мягкостью» манер и своеобразной изысканностью в одежде. Основные их особенности заключаются в том, что в системе целеобразования и в основных вопросах организации у них, в какие то моменты наступает существенный сдвиг и полная ориентация на ситуацию как «на то, как должно быть» с игнорированием того «как есть на самом деле». Безграничная вера в правильность понимания и осуществления деятельности, отсутствие самокритичности и полное игнорирование и пресечение внешнего влияния всегда приводят к плачевным для деятельности последствиям. Так, безобидные на первый взгляд поведенческие особенности — более тщательная нормализация поведения трансформируется в существенное своеобразие в личностном понимании норм и правил и, еще дальше, в своеобразие личностных представлений о правильности осуществления деятельности, что для последней становиться существенным испытанием. Такая поведенческая тенденция может хорошо коррелировать с полюсом подозрительности фактора L 16 PF, отражая личностные особенности под иным углом восприятия. С этой стороны ведущими поведенческими качествами могут выступать самомнение и отсутствие внимания к другим людям. Невнимание к людям может основываться на различных психических особенностях и иметь широкий спектр проявлений. В нашем случае оно специфично и не является следствием личностного игнорирования или желанием что то доказать, проявлением доминирования или иных аналогичных тенденций. Простое невосприятие, незамечание без всякой значимой эмоциональной окраски. Тенденция «агрессивного нарцисса» следовать своим желаниям и своему пониманию ситуаций. Тенденция «детская», то есть сформированная в раннем онтогенезе и таким образом встроенная в поведенческую стратегию, что не позволяет опираться ни на собственный опыт и знания и, тем более, на мнения других людей. Учитывая вышеизложенное, при выявлении похожих тенденций в диагностике производственной деятельности, особенно учитывая, что они практически не поддаются коррекционному воздействию, необходимо весьма тщательно анализировать и оценивать природу, их сформировавшую. При незначительной выраженности (умеренное повышение профиля на шкале К) описанные тенденции не нарушают личностную социальную адаптацию, а даже облегчают ее, создавая ощущение гармонии с окружением и одобрительную оценку принятых в этом окружении правил. В связи с этим, лица с умеренным повышением профиля на шкале К производят впечатление людей благоразумных, доброжелательных, общительных, имеющих широкий круг интересов. Большой опыт межличностных контактов и отсутствие затруднений при их осуществлении формируют у лиц этого типа более или менее высокую предприимчивость и умение находить правильную линию поведения. Поскольку такие качества улучшают социальную адаптацию, умеренное повышение профиля по шкале К может рассматриваться как прогностически благоприятный признак. Лица с очень низким уровнем профиля по шкале К хорошо сознают свои затруднения, склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать степень межличностных конфликтов, тяжесть отмечающихся у них симптомов и степень личностной неадекватности. Они не скрывают своих слабостей, затруднений и психопатологических расстройств. Склонность критически относиться к себе и окружающим приводит к скептицизму. Неудовлетворенность и склонность преувеличивать существенность конфликтов делают их легко уязвимыми и порождают неловкость в межличностных отношениях. Индекс F-K. (Индекс Уэлша): Поскольку тенденции, измеряемые шкалами F и К, в значительной степени противоположно направлены, разность первичного результата, полученного по этим шкалам (индекс Уэлша) имеет существенное значение для определения установки испытуемого в момент исследования и суждения о достоверности полученного результата. Среднее значение этого индекса в методике MMPI составляет 7 для мужчин и 8 для женщин. Интервалы, при которых полученный результат может считаться достоверным (если ни одна из оценочных шкал не превышает 70 Т-баллов), составляют: — для мужчин от 18 до +4; — для женщин от 23 до +7. Если разность FК составляет от +5 до +7 для мужчин и от +8 до +10 для женщин, то результат представляется сомнительным. Чем больше разность F-К, тем более выражено стремление испытуемого подчеркнуть тяжесть своих симптомов и жизненные трудности, вызвать сочувствие и соболезнование. Высокий уровень индекса F-К может также указывать на аггравацию. Снижение индекса F-К отражает стремление улучшить впечатление о себе, смягчить свою симптоматику и эмоционально насыщенные проблемы или отрицать их наличие. Низкий уровень индекса Уэлша может указывать на диссимуляцию имеющихся психопатологических отклонений.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |