Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китайская мечта» населения Северо-Востока КНР

ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ

Щедровицкий

Георгий Петрович

 

Менеджер Крюкова Н.Н. Художник Михеева Т.Е. Обложка Каишрин М.С.

Макет Дунаева А.Б.

Корректоры Быстрицкая Я.A., Широкова Н.А., Мифаева Ю.А., Позднятова Л.В.

 

Формат 60Х901/16. Бумага офсет № 1. Усл. печ. л. 50. Тираж 5000 экз. Зак. 352. Цена договорная.

 

 

Издательство Школы Культурной Политики 123056 Москва, а/я 49, E-mail: [email protected]

 

ЛР № 030600 от 18.05.94.

 

АООТ «Ярославский полиграфкомбинат». 150049, г. Ярославль, ул. Свободы, 97.

­ Конец страницы 760 ­


 

В настоящее время, понятие «мечта» занимает одно из первых мест в рейтинге модных мировых тенденций. И эта тенденция обязана столь стремительному успеху тому, что современное общество дает индивиду значительно больше возможностей для самореализации и возлагает большую ответственность, чем когда бы то ни было ранее. Мечта все реже воспринимается как пустые иллюзии, все чаще как основа для жизненных целей. Успешность современного человека зависит в том числе и от того, может ли он осуществлять свои мечты. Тема мечты одна из самых популярных в средствах массовой коммуникации, информации и культуры. На рядового человека ежедневно обрушивается шквал информации и лозунгов: "Следуй своей мечте!", "Мечтай!" и т.д. О мечте говорят знаменитости, психологи-шарлатаны, коучеры, целители, и другие манипуляторы общественного мнения.

Феномены "американской мечты" и "китайской мечты" показывает какое влияние мечты играют в культурной, исторической, социальной и политической жизни общества. Как отмечал П.Е. Бухаркин, исследователь концепта мечта в художественной культуре России "мечта является одним из «фундаментальных понятий, во многом определяющих национальный образ мира»[1].

Предметом данного исследования являются мечты жителей Северо-Востока Китая. В свете роста популярности концепции "китайской мечты", а также соседством России с КНР и развитием российско-китайских отношений, особую важность приобретает исследование мечтаний жителей граничащих с Россией территорий Китая. Цели и рамки настоящего исследования включают вопросы: в какой степени население Северо-Востока КНР подвержены мечтаниям? какую роль играют мечты в жизни современного китайского общества?

Во время посещения китайского государственного музея "Фу син чжи лу" 29 октября 2012 г. генеральный секретарь центрального правительства КНР Си Цзиньпинзаявил, что китайская мечта - это великая идея процветания Китая, которая обязательно сбудется. Китайская мечта - это импульс, засталяющий каждого активного китайца сформировать определенную концепцию, суть которой заключается в том, что посредством приложенных усилий и усердной борьбы можно добиться более лучшей жизни. И когда мы говорим о китайской мечте, мы говорим о надежде и возможности, в той же манере, в какой о них говорят британская и американская мечты[i].

Китайская мечта приходит на смену американской мечте, которая себя в немалой степени дискредитировала. Вступление в брак, машина, квартира, стабильная работа и один ребенок мужского пола, вот что по мнению …… составляет китайскую мечту.

Во многом китайская мечта похожа на американскую мечту. Китайцы хотят того же, что и жители северо-американского континента: владеть большим домом, водить шикарный автомобиль, жить комфортной жизнью. Большинство представителей китайского среднего класса получают около 100000 юаней в год, так что они могут позволить себе дополнительные расходы на люксовые бренды, и даже уехать за границу для покупки предметов роскоши, таких как Gucci, Картер, Prada, Channel, Hermes и др. Среди автомобилей, они предпочитают выбирать BMW, Mercedes-Benz, Porsche, Volkswagen. Высокие цены на жилье пока не позволяют многим надеяться на шикарные личные апартаменты, тем не менее, высшие классы китайского общества всегда владеют более чем одним домом и даже покупают виллы за рубежом, например в США, Канаде, Франции и Австралии.

За последнее десятилетие в Китае было проведено несколько исследований, посвященных мечтам граждан КНР. Общий вывод очевиден: наиболее распространенным объектом мечты является объект материальный. Если в 60-70-е гг пределом мечтаний каждой семьи были швейная машинка и велосипед, то в настоящее время потребительские аппетиты значительно выросли. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного среди жителей китайской столицы пекинской информационной компанией "мэйланьдэ".

Большинство опрошенных пекинцев мечтает приобрести собственное жилье - 60,42 %. 59,45 % хотели бы купить автомобиль, а 41 % - компьютеры. Эти виды товаров длительного пользования стоят на первом месте в желаниях жителей столицы Китая. Чуть ли не на последнее место в корзине потребительских товаров, которые бы китайцы хотели приобрести, занимают телевизоры, кондиционеры, киноустановки и мобильные телефоны, которыми, как отмечают специалисты, китайский рынок уже перенасыщен.

Естественно, желания опрошенных различаются по возрастным группам. Например, о приобретении квартир мечтают 30-40-летние остепенившиеся горожане. 20-летние отдают предпочтение автомобилю и компьютеру[2].

Предмет, цели и сфера исследования

Прежде чем ответить на этот вопрос, по мнению автора, целесообразно начать с того, как понимается здесь мечта. Мечта принадлежит к числу тех социальных феноменов, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, понятен каждому. Однако подобная ясность обманчива, так как она скрывает сложное, многогранное, часто противоречивое содержание, трудно поддающееся восприятию обыденным сознанием.

В области определения этого понятия были сделаны многочисленные попытки, ни одна из которых не была абсолютно четкой и ясной. Даже небольшой экспертизы, проведенной в этом направлении показывает, что большинство попыток определить понятие мечты похожи друг на друга и повторяют одно и тоже, но другими словами. Поэтому ниже будут приведены несколько определений, которые будут полезны для данного исследования.

В современной науке можно выделить несколько подходов к определению мечты:

1. Как образ желаемого будущего.

Данный подход восходит к изложенной З. Фрейдом во "Вводных лекциях по психоанализу" точке зрения о том, что мечта, в первую очередь, является образом желаемого:

Э. Клингер подразумевает под мечтой "призрачную фантазию, счастливые, приятные мысли, надежды, образ желаемого будущего, сценарии желаемого будущего, яркие, похожие на сон образы, которые часто связаны с определенными эмоциональными переживаниями"[3].

Начиная с советского периода в среде отечественных исследователей мечты рассматриваемый подход встречается наиболее часто. Так в "Общей психологии" 1976 г. под редакцией А.В. Петровского отмечается: "В творческую деятельность включена фантазия, однако, далеко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называются мечтой"[4].

По мнению современного исследователя Т.В. Юрьевой, "мечта – это постоянно создаваемая и совершенствуемая воображением идеальная модель желаемого, относительно удаленного будущего, а также образ себя как успешного участника этого будущего"[5].

2. Как форма воображения.

Трактовка мечты как формы воображения наиболее популярна среди представителей психологических наук. Так, А.Г. Маклаков в "Общей психологии" пишет: "Особой формой воображения является мечта, которая заключается в самостоятельном создании новых образов"[6].

По мнению большинства отечественных психологов, мечта является необходимым условием воплощения в жизнь творческих идей, если образы воображения не могут реализоваться немедленно по объективным или субъективным причинам. В таком случае мечта выступает в роли стимула, мотива деятельности, благодаря которому завершение начатого дела становится возможным.

В труде "Воображение и его роль в познании" Л.С. Коршунова называет мечту "элементом научной интуиции, прогноза и планирования деятельности"[7].

Таким образом, подытоживая перечисленное мы можем сделать вывод, что мечта, как правило свойственна широкому кругу людей, является неотъемлемой частью их жизни, продуктом воображения, и может выступать как цель или воздушный замок.

Однако все основные определения мечты даются с позиций западнолй философии, к которой тяготет и отечественная научная школа, но, что касается изучения мечты в восточных культурах, под сомнение ставится использование западных концепций. Таким образом мечта должна быть конкретизирована с точки зрения предмета.

В китайском толковом словаре существуют три варианта написания слова "мечта"[8]:

1. Мечта как иллюзия, обман чувств. Дается следующее определение: представление нереальных вещей, основанное на общественных или индивидуальных идеалах и надеждах.

Данный тип мечты представлен в поэме Сыма Сян Жу "Там, где длинны ворота".

2. Мечта как сон наяву, пустое. Дается определение – несбыточные мечты. Такую трактовку мы встречаем в стихотворении Су Ши "Монастырь, который дарит прохладу..."

3. Мечта как идеал, представление о том, как оно должно быть, трактуется как что-либо соответствующее надеждам.

Последний вариант один из наиболее распространенных в китайской литературе, достаточно вспомнить стихотворение Хэ Цифана "Я пою для мальчиков и девочек" или заветы педагога Ду Шияна: "мечта дает надежду и придает энтузиазм человеку; мечта придает мужества и решимости, для того, чтобы подняться и бороться; мечты помогают преодолевать сложности; мечта учит нас: "Никогда не сдавайтесь![9]"

В данном исследовании автор попытается выявить особенности мечтаний населения Северо-Востока КНР.

В рамках исследования было опрошено 5000 человек в возрасте с 18 до 64 лет, представляющие население автономного района Внутренняя Монголия и провинции Хэйлунцзян. Опрос был проведен с 1 июля по 1 октября 2012 г. Анкетирование было проведено исследовательской группой, состоящей из студентов кафедры международного права и международных связей ЗабГУ обучающихся по специальностям "Связи с общественностью" и "Международные отношения" под руководством автора.

Вопросник был протестирован на группе из 50 человек, выявленные в результате пилотажного исследования ошибки были исправлены.

Автономный район Внутренняя Монголия была разделена на 3 аймака (Алашань, Шилин-Гол, Хинган) и 9 городских округов (Баян-Нур, Ухай, Ордос, Баотоу, Хух-Хото, Уланчаб, Чифэн, Тунляо, Хулун-Буир), провинция Хэйлунцзян на 12 округов (Дацин, Хэган, Хэйхэ, Цзямусы, Цзиси, Муданьцзян, Цицикар, Цитайхэ, Шуанъяшань, Суйхуа, Ичунь, Да-Хинган-Лин) и город Харбин. Общее количество анкет было распределено пропорционально населению.

Предложенный инструментарий социологического анализа позволил собрать необходимую первичную информацию, которая стала эмпирической базой исследования.

Анкета была сформирована с учетом получения наиболее полной эмпирической информации и включала в себя следующие 3 блока.

Первый блок вопросов анкеты сфокусирован на выявлении места мечты в жизни респондентов, факторов, оказывающих влияние на формирование мечты.

Второй блок включает вопросы, позволяющие выявить приоритетные объекты мечтаний респондентов.

Третий блок включает открытые вопросы, позволяющие выявить представления респондентов о сущности мечты и о том, какое место и роль занимает мечта в их жизни.

Основываясь на полученных данных о частоте мечтаний (Таблица 1, таблица 2) можно утверждать, что при столь высоких показателях невозможно отрицать того факта, что мечты занимают важное место в жизни среднестатистического жителя Северо-Востока КНР.

 

Таблица 1

 

Частота мечтаний женщин

Категория Значение (%)
Ежедневно  
Почти каждый день  
От случая к случаю  
Н мечтаю -

 

 

Таблица 2

 

Частота мечтаний мужчин

Категория Значение (%)
Ежедневно  
Почти каждый день  
От случая к случаю  
Н мечтаю -

 

Таким образом, ежедневно мечтают 63 % мужчин и лишь 10 % женщин. Столь высокая частота мечтаний у мужчин связанна с пониманием мечты китайским социумом и традиционным распределением гендерных ролей.

Мечта представляется целью, к которой нужно стремиться. Она не иллюзорна, не иррациональна, она всегда достижима. Чтобы идти к этой цели нужно быть активным, стремиться к самореализации и т.д. Перечисленное было в большей степени свойственно мужчин Китая, но не женщинам. По мнению ряда ученых китаистов китайская женщина все еще играет традиционную роль хранительницы домашнего очага, заинтересованную исключительно проблемами быта. Так А.В. Середа отметил: на протяжении года жизни в Китае, мною среди прочих была замечена интересная деталь: в разговорах по телефону, которые можно было услышать на улице, в транспорте, общественных местах, женщины чаще всего говорят о еде. Постоянно слышались фразы: "Что ты поел?", "Где будем обедать?", "Там есть вкусное..." Таким образом, тема еды присутствует как полноправная в отвлеченных контекстах.

Что касается места, где респонденты предпочитают предаваться мечтам, то здесь существенной разницами между ответами мужчин и женщин нет, так чаще всего китайцы мечтают на работе или учеба (таблица 3).

 

Таблица 3

 

Где чаще всего Вы мечтаете

Категория Значение (%)
Дома  
На работе, учебе 30,8
Везде  
Другое 20,2

 

Объектом мечтаний у китайских женщин чаще всего являются любовь, личное счастье, семья (34 %), путешествия (25 %), чуть реже женщины мечтают об успешной карьере (23 %), и о финансовом благополучии (18 % женщин) (Таблица 4). Такой выбор во многом продиктован гендерными особенностями сознания китайских женщин, которые, как правило, больше заинтересованы бытовой сферой, отдавая профессиональные свершения сильной половине человечества.

 

Таблица 4

 

Мечты женщин

Категория Значение (%)
Любовь, личное счастье, семья  
Успешной карьере  
Путешествиях  
Финансовой благополучии  

 

 

Объектом мечтаний у китайских мужчин (таблица 5) чаще всего являются успешная карьера (26,5 %), любовь, личное счастье, семья (25 %), чуть реже женщины мечтают о финансовом благополучии (24,5 %), и о путешествиях (24 %). В принципе все перечисленное в равной степени притягательно для китайских мужчин.

 

Таблица 5

 

Мечты мужчин

Категория Значение (%)
Любовь, личное счастье, семья  
Успешной карьере 26,5
Путешествиях  
Финансовой благополучии 24,5

 

 

Взгляды мужчин и женщин на то, что оказывает наибольшее влияние на формирование мечты несколько разняца (таблица 6, таблица 7). Если первое место большинство опрашиваемых отдают близкому окружению и семье (60 % женщин, 53 % мужчин), то дальнейшие место распределились так: книги, журналы занимают у женщин и мужчин второе место, однако женщины больше поддерживают (38 %), чем мужчины (26 %), ловажную роль мужчину отводят кинематографу (16 %), который оказался практически незатронутым женщинами.

 

Таблица 6

 

Наибольшее влияние на формирование мечты оказывает (по мнению женщин)

Категория Значение (%)
Кино -
Близкое окружение, семья  
Книги, журналы  
Другое  

 

 

Таблица 7

 

Наибольшее влияние на формирование мечты оказывает (по мнению мужчин)

Категория Значение (%)
Кино  
Близкое окружение, семья  
Книги, журналы  
Другое  

 

Большинство респондентов солидарны в определении того, какое влияние оказывают мечты на реальную жизнь (таблица 8). 74 % населения Северо-Востока КНР отводят мечты позитивную роль, что объясняется восприятием "мечты" в сознании китайцев. Мечта играет позитивную роль, т.к. она является необходимой часть в процессе процветания китайской нации и государства.

 

Таблица 8

 

Какое влияние оказывают мечты на реальную жизнь)

Категория Значение (%)
Негативное -
Скорее негативное -
Скорее позитивное  
Позитивное  

 

 

Анализ ответов на открытые вопросы показал, что для китайских женщин мечта это:

1) получить хорошую работу посредством старания;

2) внутреннее стремление, которое направляет, вдохновляет тебя к активной жизни;

3) мечта - это желание, которое хочешь реализовать больше всего, может помогать личному (собственному прогрессу), вдохновляет тебя борьбе;

4) реализовать жизнь, какую хочешь сам;

5) убеждение и движущая сила, поддерживающая человеческий прогресс. Мечта - это возможность путешествовать с семьей по всему миру. Чтобы достичь мечты нужно ежедневно упорно стоять на своем.

Среди китайских мужчин лидируют следующие представления о мечтах:

1) глубоко спрятанное в человеческой душе, страстное желание, жажда чего-либо, мечта - состояние души;

2) стать успешным человеком, иметь счастливую семью, сделать жизнь родных людей счастливой;

3) счастье членов семьи;

4) личные устремления;

5) устремления всей жизни;

6) заниматься чем-нибудь интересным, получить то, что должен получить;

7) стимул, движущая сила успешности в делах

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) мечта играет важную роль в жизни в жизни современного китайского общества, на что безусловно влияет политика генеральных секретарей КНР, что начало прослеживаться еще во времена Мао Цзедуна. Понятия "мечта" с середины ХХ в. занимает особое положение в политической риторике лидеров КНР. Любой великий народ и государство должны иметь большую мечту. Как отметил известный китайский экономист, профессор Ху Аньган: "У китайской нация и Китая всегда была большая мечта, которую и сейчас преследуют китайский народ и государство"[10].

2) приоритетными объектами своих мечтаний китайское население Севро_Востока КНР выбирает общие человеческие ценности: любовь, семью, благополучие, собственное счастье и счастье близких. Пропагандируемые правительством страны ценности достижения превосходства над Западом, возвышения китайской нации остаются в стороне, население относится к ним довольно отстраненно.

3) мечта оценивается через призму цели, реально достижимого.. В большинстве случаев мечта воспринимается как рационально достижимое. Поэтому большее значение мечты играют в жизни мужчин, нацеленных на достижение высоких социальных статусов и ролей, самореализацию, нежели женщин, предпочитающих решать, как правило, бытовые проблемы.

 


[1] Бухаркин П. Е. Мечта в русской традиции: Историческое и трансисторическое в развитии имени // Имя – сюжет – миф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. С. 178–194.

[2]

[3] Klinger E. The power of daydreams // Psychology Today Vol. 21(10) Oct 1987, Р. 36-44.

[4] Общая психология / под. ред. Петровского А.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976 - 479 с.

[5] Юрьева Т.В. Влияние мечты как модели будущего на личностно-профессиональное развитие студента: автореф.... канд. псих. наук. Тамбов, 2007.

[6] Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: "Питер Пресс", 2008. – 580 с.

[7] Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М.: Изд-во МГУ, 1979. – 145 с.

[8]现代汉语词典(第5版)/中国社会科学院语言研究所词典编辑室编。- 北京:商务印书馆,2005

[9] 梦想 – Режим доступа: http://baike.baidu.com/view/16172.htm, свободный.

[10]胡鞍钢:中国梦——共同富裕与大同世界 http://www.haijiangzx.com/2012/daolu_1208/45012.html


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Геополитическая ситуация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.