Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О религии




Общество

 

Социальная структура древнейшего Китая поразительно напоминает европейский феодализм. В эпоху Шан-Инь это была иерархия общин: в центре – община «великого города Шан» во главе с ваном (царем-жрецом, позже – просто царем) – Сыном Неба; вокруг нее – общины колонистов, выведенных из города Шан; наконец, на периферии – покоренные варварские племена, платящие регулярную дань. Такова была структура Поднебесной – китайского мира, и ее жители долго верили, что все остальные народы – это демоны и варвары, живущие в тех частях квадратной Земли, которых не покрывает круглое Небо, а дары, привозимые их посольствами в Китай, — «нерегулярная дань», знак признания духовного авторитета Сына Неба.

В VI – V вв. до н.э. начались важные перемены. Древняя община распалась, а с ней умерла и система «колодезных полей». Постепенно одно княжество за другим проводило аграрную реформу: земля была признана собственностью крестьянских семей («дворов»), хотя и ограниченной верховными правами общины и государства: труд на колодезном поле был заменен налогом с земли; население было объединено в новые псевдообщины (пятидворки, десятидворки и т.д.), искусственно созданные с фискально-полицейскими целями и связанные круговой порукой (эта система просуществовала до самой Синьхайской революции, периодически обновляясь). Аристократия дафу понесла большие потери в междоусобицах, а в IV в. до н.э. был изобретен арбалет, который свел на нет значение боевых колесниц. Наконец, быстрое развитие ремесла и торговли, начавшаяся хозяйственная специализация областей остро поставили вопрос об объединении страны.

 

 

Китайцы всегда были весьма практичными, рассудочными людьми и мало беспокоились о вопросах запредельного бытия. Их древнейшая религия состояла в культе духов природы и в поклонении умершим предкам, выше которых стояло Небо со своей волей. Но за многие века они так и не озаботились навести порядок в своем пантеоне или свести свою мифологию в стройную систему. Мифов у них много, и притом нередко взаимоисключающих: так, Хаос они представляли то, как состояние мира до его упорядочения Первочеловеком – Паньгу, то, как некое чудовище, возникающее где-то на последних этапах творения. А рассказывая про свой потоп (совершенно не похожий на библейский), они даже не доискивались его причины. При этом большая часть рассказов на мифологические сюжеты дошла до нас уже от средневековья и, возможно, представляла собой не народные поверья, а плод развитой беллетристики. Своих богов китайцы уважали куда меньше, чем даже греки, и при случае могли притянуть их к суду или высечь. Во всяком случае, за всю историю Китая никто здесь не был ни казнен, ни изгнан за непочитание богов – подобно Сократу, Фидию, Протагору и многим другим в просвещенных Афинах.

Боги и духи в Китае, как и в Элладе и Индии, различались нестрого. Это были духи природы и разных ее явлений, а то и просто выдающиеся люди, обожествленные после смерти. Так, в 1628 г. богом войны был объявлен Гуань Юй – не столько как реальный полководец времен междоусобиц начала III в.н.э., сколько как популярный герой романа Ло Гуаньчжуна «Троецарствие». Богом ремесла считался Лу Бань – гениальный ремесленник времен Сражающихся Царств; богом каллиграфии – Ван Сичжи, поэт, художник и каллиграф времен Шести Династий, а небесным патроном часовщиков стал Бодхисаттва Ли Мадоу – при жизни иезуит Маттео Риччи, живший в Китае в 1583 — 1610 гг. и познакомивший эту страну (образованную элиту которой он поражал блестящим знанием китайской культуры и философии) со многими западными достижениями. Как и у римлян, поклонение таким богам сводилось к магическим обрядам, которые должны были обеспечить человеку их помощь в нужный момент. Каждый китайский дом охраняло 7 божеств – от духа входной двери до духа отхожего места, так что мнение одного западного исследователя, будто богов в Китае было около 4 млн., представляется весьма заниженным: их явно было больше, чем людей. Здесь, впрочем, китайцы опять напоминают римлян, у которых только в столице на 1 млн. жителей приходилось несколько миллионов одних лишь домашних божеств, а входную дверь стерегли целых три духа – отдельно для створки, петель и порога.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.