Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние перемещения грузов на посадку и остойчивость судна




Судна

Определение мер начальной остойчивости

 

5.7.1. Посадка судна прямо и на ровный киль. В случаях, когда судно плавает с незначительными углами крена и дифферент, меры начальной остойчивости могут быть определены с помощью метацентрических диаграмм.

При заданной массе судна, определение мер начальной остойчивости сводится к определению аппликат метацентров (или метацентрических радиусов и аппликаты ЦВ) и аппликаты ЦТ.

 

Аппликата ЦВ zc и метацентрические радиусы r, R являются характеристиками погруженного объема судна и зависят от осадки. Эти зависимости представлены на метацентрической диаграмме входящей в состав кривых элементов теоретического чертежа (рис.21). По метацентрической диаграмме (рис.42) можно не только определить zc и r, но при известной аппликате ЦТ, найти поперечную метацентрическую высоту судна.

На рис.42 представлена последовательность расчета поперечной метацентрической высоты судна при приеме груза. Зная массу принятого груза m и аппликату его центра тяжести z, можно определить новую аппликату ЦТ судна zg1 по формуле:

zg1 = zg + (z– zg),

где zg – аппликата ЦТ судна до приема груза.

       
   

5.7.2. Посадка судна с дифферентом. При плавании судна с дифферентом в воду входят более полные участки корпуса, что приводит к увеличению площади ватерлинии (остойчивости формы) и соответственно поперечной метацентрической высоты. У промысловых судов кормовые обводы полнее носовых, поэтому следует ожидать при дифференте на корму увеличение, а при дифференте на нос уменьшение поперечной остойчивости судна.

 

Рис.42. Метацентрическая Рис.43. Диаграмма Фирсова – Гундобина

диаграмма

 

Для вычисления поперечной метацентрической высоты судна с учетом дифферента используют диаграммы Фирсова – Гундобина, начальной остойчивости КТИРПиХ и интерполяционные кривые.

Диаграмма Фирсова – Гундобина (рис.43), отличается от диаграммы Фирсова тем, что содержит кривые zm и zc, значения которых определяются по известным осадкам судна носом и кормой.

Диаграмма начальной остойчивости КТИРПиХ (рис.44) позволяет определить аппликату метацентра судна zm по известной массе Δ и абсциссе его центра тяжести xg.

По диаграмме интерполяционных кривых (рис.45) можно при известных осадках судна носом и кормой найти поперечный метацентрический радиус r и аппликату центра величины судна zc.

Диаграммы, показанные на рис. 43 – 45, позволяют найти zm при любой посадке судна, в том числе и на ровный киль. Следовательно, они дают возможность проанализировать влияние дифферента на начальную поперечную остойчивость судна.

 
 


Рис.44. Диаграмма начальной Рис.45.Диаграмма для определения zc и r

остойчивости траулера типа “Карелия“

 

Для определения посадки и остойчивости судна при произвольном перемещении грузов, необходимо рассмотреть раздельно вертикальное, поперечное горизонтальное и продольное горизонтальное перемещение.

Необходимо помнить, что в начале следует выполнить расчеты, связанные с изменением остойчивости (вертикальное перемещение, подъем груза)

5.8.1. Вертикальное перемещение груза (рис.46) из точки 1 с точку 2 не создает момента, способного наклонить судно, и следовательно, его посадка не меняется (если только остойчивость судна при этом остается положительной). Такое перемещение приводит только к изменению по высоте положения центра тяжести судна. Можно сделать вывод, что данное перемещение приводит к изменению остойчивости нагрузки при неизменной остойчивости формы. Перемещение центра тяжести определяется по известной теореме теоретической механики (§5.3.1.):

δzg = (z2 – z1),

где m – масса перемещаемого груза, Δ - масса судна, z1 и z2 - аппликаты ЦТ груза до и после перемещения.

Приращение метацентрических высот составит:

 

δh = δН = – δzg= – (z2 – z1).

Судно после перемещения груза будет иметь поперечную метацентрическую высоту:

 

h1 = h + δh.

 

Вертикальное перемещение груза не приводит к значительному изменению продольной метацентрической высоты, ввиду малости δН по сравнению с величиной Н.

 

 

 

Рис.46. Вертикальное Рис. 47. Поперечное горизонтальное

перемещение груза перемещение груза

 

5.8.2. Подвешенные грузы появляются на судне в результате подъема груза из трюма на палубу, приемом улова, выборкой сетей с помощью грузовых стрел и т.п. Влияние на остойчивость судна подвешенный груз (рис.46) оказывает аналогично вертикально переме-щенного, только изменение остойчивости происходит мгновенно в момент отрыва его от опоры. При подъеме груза, когда натяжение в шкентеле станет равным весу груза, происходит перемещение центра тяжести груза из точки 1 в точку подвеса (точку 2) и дальнейший подъем не будет оказывать влияние на остойчивость судна. Оценить изменение метацентрической высоты можно по формуле

δh = – l,

где l = (z2 – z1) – первоначальная длина подвеса груза.

На небольших судах, в условиях пониженной остойчивости, подъем груза судовыми стрелами может представлять значительную опасность.

5.8.3. Поперечное горизонтальное перемещение груза массой m (рис.47) приводит к изменению крена судна в результате возникающего момента m кр с плечом (y2 – y1)cosΘ.

m кр = m (y2 – y1) cosΘ = m ly cosΘ,

где y1 и y2– ординаты положения ЦТ груза до и после перемещения.

Учитывая равенство кренящего m кр и восстанавливающего моментов mΘ, используя метацентрическую формулу остойчивости, получим: Δh sinΘ = m ly cosΘ, откуда

tgΘ = m ly /Δh.

 

Учитывая, что углы крена небольшие, можно считать, что

 

tgΘ = Θ = Θ0/57,3,

и формула примет вид

 

Θ0 = 57,3 m ly /Δh.

Если до перемещения груза судно имело крен, то в данной формуле угол следует рассматривать как приращение δΘ0

 

Рис.48.Продольное горизонтальное перемещение груза

5.8.4. Продольное горизонтальное перемещение груза (рис.48) приводит к изменению дифферента судна и поперечной метацентрической высоты. По аналогии с предыдущим случаем при МΨ = Мдиф, получим:

tg Ψ = m lх /ΔН, или

Ψ0 = 57,3 m lх /ΔН.

На практике продольные наклонения чаще оценивают величиной дифферента Df = Ψ0 L /57,3, тогда

Df = m lх L /ΔН,

где L – длина судна.

Используя момент дифференующий судно на 1 см (входящий в состав грузовой шкалы и КЭТЧ)

mД = 0,01 γV Н/ L (кН м/см);

mД = 0,01 ΔН/ L = 0,01 ΔR / L (т м/см),

так как Н» R получим

 

Df = m lх / mД (см).

Изменение осадок при продольном перемещении груза:

δdн = (0,5L – xf) Df/ L,

δdк = – (0,5L + xf) Df/ L.

Тогда новые осадки судна будут:

dн = d + δdн = d + (0,5L – xf) Df/ L,

dк = d + δdк = d – (0,5L + xf) Df/ L;

где xf – абсцисса оси продольных наклонений.

Влияние дифферента на метацентрическую высоту судна подробно рассмотрено в § 5.7.2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.