Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уникальность конституционно-правового статуса религиозных организаций в странах Ближнего Востока




Так или иначе, все сказанное доказывает сложность самого процесса клерикализации на Ближнем Востоке. Несмотря на некоторые общие тенденции, роль субъективного фактора, иначе говоря, непредсказуемого фактора, критически велика, что доказывает недопустимость поспешных выводов. Уникальность каждой отдельно взятой модели взаимодействия религиозных организаций с государством в Ближневосточном регионе наглядно подчеркивает это.

Так, например, политический режим Ливана характеризуется не иначе как «конфессионализм». Созданная в процессе обретения независимости от французского колониализма в 1943 году, конфессиональная система смогла привести к консенсусу разделенное по религиозному принципу общество. Относительный мир внутри государства просуществовал чуть больше 10 лет, ведь уже в 1958 году началась первая в истории независимого Ливана гражданская война между христианской и мусульманской общинами. Согласно неписанному «Национальному пакту» 1943 года, президентом страны должен быть представитель христиан-маронитов, премьер-министром — мусульман-суннитов, спикером парламента — мусульман-шиитов, а правительственные портфели должны быть поровну поделены между христианами и мусульманами. Конституция провозглашает Ливан парламентарной республикой. Законодательная властью является Ассамблея представителей, состоящая из 128 депутатов, избираемых прямым голосованием на пятилетний срок. В Ассамблее заседают 64 мусульманина (27 суннитов, 27 шиитов, 8 друзов и 2 алавита) и 64 христианина (32 маронита, 20 армянских православных, 2 армянских католика, 7 греческих православных, 1 греческий католик, 1 протестант, а также ещё 1 по усмотрению). Парламент избирает президента, утверждает состав правительства, утверждает законы и бюджет республики.

Президент (маронит) избирается Ассамблеей представителей на 6-летний срок, причем одно лицо не может дважды занимать этот пост. Между тем, дважды в истории это правило было нарушено: в 1995 на 3 года был продлен срок пребывания у власти Элисауа Храуи, а также в 2004 президентские полномочия до 23 ноября 2007 были продлены для Эмиля Лахуда. Президент по представлению парламента назначает премьер-министра (суннита) и его первого заместителя. После консультаций с президентом и парламентом премьер-министр формирует кабинет министров также по принципу религиозного квотирования[27].

В соответствии с конфессионализмом в Ливане зарождались и политические партии, которые по большей части имеют религиозный характер. Христианские, суннитские, шиитские, друзские партии борются не друг против друга, а за места в пределах заранее определённых конфессиональных квот. В каждой из конфессий исторически сложилось несколько противостоящих друг другу политических сил[28]. Эта уникальная система, по сути, замыкает противоречия внутрь каждой отдельно взятой общины, не давая, стремлению к власти перерасти в межрелигиозный конфликт. Однако, в истории Ливана, как мы уже говорили, были и такие трагические страницы.

Были и примеры политиков, выходивших за рамки сложившихся схем прихода к власти. Например, экс-премьер-министр Рафик Харири стал председателем правительства, не опираясь ни на одну из существующих религиозно-политических партий, исключительно благодаря своему состоянию. Оно же позволило ему осуществить восстановление оказавшейся в многолетней стагнации после ливано-израильской войны страны[29].

Возвращаясь к теме клерикализации региона, Ливанский пример доказывает огромное значение политической конъюнктуры в интерпретации конституционно-правового статуса церкви в регионе. Ведь, фактически, Рафик Харири, не изменяя законодательства, свел институт маронитского президентства в Ливане к формальному статусу с отсутствием реальных полномочий.

Еще одним показательным примером воздействия политической конъюнктуры на процесс клерикализации является пример, казалось бы, совсем европеизированного, Израиля. Большинство исследователей убеждены в клерикальном характере этого государства.[30]

В Израиле все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов, которые действуют на основе талмудического права. Гражданского брака в Израиле не существует. Раввинат играет значительную роль в общественно-политической и культурной жизни страны особенно в области образования. Религиозные учебные заведения составляют примерно 30% всех средних учебных заведений Израиля. В ряде городов (Тель-Авиве, Иерусалиме и др.) в субботу (шаббат) не работают общественный транспорт, ряд аэропортов и т.д.[31]. В Израиле официально запрещены не только браки евреев с не евреями, но и затруднены браки между представителями разных направлений в иудаизме, например, браки представителей восточно-европейского еврейства (ашкенази) с представителями испанского еврейства (сефарды).

Но, несмотря на это, следует подчеркнуть интересную динамику. Интерпретация самих правовых принципов, благодаря которым церковь занимает такую позицию в Израиле, может коррелироваться в зависимости от политической ситуации в стране. Это напоминает ситуацию с конституцией США, которая, как известно, существует больше двухсот лет благодаря гибкому подходу со стороны судейского корпуса. Суд интерпретирует директивы конституции для их адаптации с учетом нужд общества в соответствии с тем, как он видит эти нужды, в рамках традиций и реалий[32]. Так и в Израиле, в периоды, когда у власти находились левые силы, позиции церкви во всех областях явно слабели. При этом в периоды коалиционного правительства национального единства и в периоды, когда у власти находился правый лагерь, некоторые портфели доставались действующим религиозным лидерам нации, раввинам, что позволяло легитимно лоббировать интересы религиозных организаций[33].

Так или иначе, это подтверждает мнение о том, степень клерикализации зависит в большей мере от внутренней социально-политической конъюнктуры общества.

Выводы

Динамика развития глобальных интеграционных процессов с уверенностью позволяет нам считать все, в том числе и периферийные тенденции, результатом серьезных изменений, масштабы которых мы пока еще не в силах адекватно оценить. Количество и многообразие локальных этно-религиозных конфликтов на Ближнем Востоке, в то же время, схожесть некоторых принципов их развития, наталкивают «горячие головы» на неуместные обобщения. Постмодерн, своими ненаучными конспирологическими веяниями, породил десятки квазинаучных теорий, оставляющих за скобками важнейшие факторы развития той или иной проблемы, ее историческую специфику, социальную конъюнктуру. В изучении проблемы клерикализации необходим свежий взгляд, свободный от оков идеологем и установок. Очевидно одно – тенденции клерикализации Ближнего Востока могут иметь серьезные социально-правовые последствия, выходящие далеко за пределы Ближневосточного региона.


[1] Из выступления президента Франции Николя Саркози.10.02.2011




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.