КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспоминание
Это было в Сибири. Ехал я в середине очень дождливого лета из Якутской области в Иркутскую губернию. Дождями совершенно размыло дороги; лошади на всех станциях были измучены до последней степени; мне пришлось бросить свой экипаж и сесть в перекладную: лошади были не в силах везти тяжёлый, сравнительно с перекладной, тарантас. Но и в перекладной переезды между станциями тянулись бесконечно: бедные кони едва плелись. Во время одного из таких переездов я увидел другую перекладную, которая тащилась ещё медленнее моей. В полуободранной повозке сидела бедно одетая старушка с грустным, Добрым лицом, а рядом с парой совершенно отощалых коней, по липкому месиву грязи, в которой тонули ступицы колёс, шли ямщик, напрасно понукавший лошадей, дёргая вожжи, и человек лет под 30, с умным болезненно-бледным лицом. Мужицкие сапоги по колено, поношенное пальто и засаленная фуражка блином придавали ему вид приказчика, которого сквалыга хозяин не балует жалованьем. Но лицо — мыслящее, задумчивое, скорбно-спокойное — говорило о чём-то ином... Мой ямщик, вероятно, желая щегольнуть перед парой собрата последними силами своей, также достаточно тощей, тройки, ударил её ожесточенно кнутом; кони понеслись судорожными, напряжёнными прыжками, и пара, со старухой в повозке и загадочным субъектом рядом, промелькнула мимо меня, как сон. Когда я доехал до станции, там не оказалось ни одной лошади, способной везти дальше; пришлось ждать до завтра, когда наличные клячи достаточно напитаются, отдышатся, отстоятся... В ожидании я напился чаю, от нечего делать сел на крыльцо станционного дома и стал глядеть, как босоногие мальчишки играли в бабки. Пока я сидел, к этому крыльцу подъехала и отставшая от меня пара, со старушкой в повозке. Человек, с умным, болезненным лицом, шёл по-прежнему рядом, страшно бледный и крайне утомлённый. Но он был спокоен и, проходя мимо мальчиков, игравших в бабки, ласково погладил двоих, троих по головам и спросил, есть ли у них в деревне школа. Они нетерпеливо отмахнулись от его назойливого участия и, занятые бабками, неохотно ответили:
— Нет у нас училища. Он слегка поник головой и пошёл дальше, за повозкой со старухой. У крыльца повозка остановилась. Он бережно высадил старуху, собственноручно вынул и перетаскал немногие скудные пожитки из перекладной в станционный дом, куда уплелась и старуха; потом сам скрылся в этот дом. Делал он всё неторопливо, с усталым, но спокойным лицом. Я продолжал сидеть на крыльце. Я знал, что происходит в станционном доме. Смотритель, конечно, объявил, что лошадей нет, что надо ждать, и новоприезжие принялись вероятно за неизбежный в таких случаях чай. Я не ошибся. Заинтересовавший меня незнакомец вскоре вышел на крыльцо с самоваром, налитым водой, который уже слегка кипел; незнакомец начал на крыльце раздувать самовар. Очевидно, он сам наставил самовар. Когда последний зашумел как следует, он унёс его в комнаты; по виду незнакомец был всё тот же: очень усталый, грустный, но спокойный. Долго просидел я на крыльце, не желая своим присутствием стеснять его и старушку в маленьком помещении станции. Дети кончили играть в бабки. Начало темнеть. На небе выступили звёзды и отразились в огромных лужах улицы тихими, бледными огоньками. На крыльце послышались шаги. Я оглянулся. Мой незнакомец стоял сзади меня, закинув руки назад, и, подняв голову, упорно смотрел на небо. В полумраке лицо его казалось особенно бледным и усталым. Вдруг он, точно невольно, повернулся ко мне и тихо сказал, указывая на одну звезду:
— Если не ошибаюсь, это Арктурус? Мои познания в астрономии были всегда плохи. Я затруднился ответить. Но повод завязать разговор нашёлся. Мой собеседник в астрономии оказался сильнее меня, хотя немного. Впрочем, разговоре названия звёзд перешёл на более общие темы по поводу небесных светил. Незнакомец вспомнил, хотя очень неточно, цитату Канта о том, что, смотря на светила, этот философ всегда находил мир душевный и высокий полёт мысли. Очевидно, незнакомец был хотя отрывочно, но всё-таки начитан. Интересовал он меня всё более. И я уже хотел перейти к вопросам, касающимся его особы, но он вдруг пошёл с крыльца внутрь дома, сказав озабоченно: — Пойду посмотрю: заснула ли матушка? И он скрылся. Ломая голову, кто он такой, я забрался в пустую перекладную, куда уже были уложены мои вещи, и заснул в ней, — объятый душистым запахом сена, набитого в повозку под ковёр, на который я лёг. Я заснул, дыша этим сладко-пьянящим запахом, очень скоро. Проснулся я с солнцем. Оно и разбудило меня, ударив яркими лучами мне в лицо. Я вылез из повозки, почти ослепленный блеском лучей в лужах, в обильной утренней росе. Когда я протёр глаза, я увидел на крыльце станции старушку, мать моего незнакомца. Она сидела и, очевидно, со старческой негой грелась на солнце. Я подошёл к ней. —А ваш сын? — спросил я неожиданно для самого себя. —Убежал цветы рвать ни свет ни заря, — охотно ответила старушка. Мы незаметно разговорились. Понятно, она говорила только о сыне. И вскоре я знал всё. Мой незнакомец был сын нижнеудинского чиновника, умершего уже давно от запоя. Учился он в Иркутской гимназии, содержа в то же время уроками мать. Но доучиться по недостатку средств не мог; сдал экзамен на городского учителя и, после долгих хлопот и мытарств, добился места в Якутске в приходском училище, пробыл на этом месте 7 лет и вдруг был уволен без объяснений. Старушка утверждала, что причина одна: нужно было дать место учителя сыну местного диакона, а оный диакон был родич местного начальства. Теперь они едут в Иркутск на последние крохи. —Что же, места добиваться? — спросил я её. —Какое! Разве дадут ему, гордецу, место? Еду, говорит, не места искать, а сказать начальству, как недостойно, унизительно для людей учёных поступают его ставленники, больше ничего мне не надо, — сокрушаясь, передавала слова сына старушка.
—А дальше что же будет и с ним и с вами? — спросил я участливо. —А бог весть, — совсем поникла головой старушка.— Только вы уж с ним не заводите разговора о беде нашей. Страсть не любит перед посторонними сокрушаться. Ишь, ведь, он какой! Всю дорогу, почитай, пешком идёт, чтобы матери было не тесно да коням полегче. А теперь ни свет ни заря за цветами побежал, мол, мать «пукеты» любит, а на лужке под станцией он видел их много. О-хо-хо! — закончила глубоким вздохом свои речи старушка. В это мгновение сын её подошёл к нам, оживлённый, разрумянившийся, с огромным букетом жарких, растущих в Сибири, полевых ярко-оранжевых цветов... Букет так и сверкал росой, точно алмазами, — алмазами-слезами искрились и глаза старухи, когда она брала букет из рук сына. Вскоре мы расстались. Я уступил им первую отдохнувшую пару лошадей. Я ни о чём не расспрашивал этого «учителя, лишённого без объяснения места», не любившего «сокрушаться при посторонних» и, ввиду голодного прозябания, со старухой матерью на плечах, любовно рвавшего для неё цветы, говорившего об Арктурусе, о Канте, гладившего головки деревенских ребят, заботясь о том, есть ли у них училище.
Вопросы и задания 1.Можно ли рассказ «Учитель» назвать документальным? Докажите свою точку зрения. 2.Как характеризуются персонажи рассказа, их взаимоотношения? 3.Попробуйте выявить конфликт (главное противоречие), который положен в основу воспоминания. 4.Увидели ли вы образ автора-рассказчика? Опишите его. 5.Запишите 5 — 7 прилагательных, наиболее точно характеризующих учителя из рассказа В. Михеева.
Дмитрий Давыдов (1811-1888) Дмитрий Павлович Давыдов родился в городе Ачинске Енисейской губернии, с 15 лет служил канцеляристом в окружном суде. В 1829 году Давыдов был принят в Иркутскую губернскую гимназию «кандидатом учительского звания», а через год, выдержав экзамен, назначен учителем 1-го класса Троицкосавского уездного училища. Дальнейшая его судьба была связана с просвещением: он был смотрителем училищ Якутской области, Верхнеудинского округа. Принимал участие в научных экспедициях. Литературная деятельность Д. Давыдова начинается в Кяхте, расположенной рядом с Троицкосавском, где жил Давыдов. Он был членом литературного кружка местной интеллигенции. Д. Давыдов является автором стихотворения «Думы беглеца на Байкале», которое до сих пор многие считают народной песней.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |