Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акварели




Ледоход

Плывут по Лене льдины,

как гусыни, —

величественны белые бока...

Я засыпаю.

Синий воздух стынет,

неся над Леной льдины-облака.

Ах, Лена, Лена!

Вырвалась из плена —

и нет над нею снежного моста.

Брожу по Лене я,

и по колено

мне все её глубокие места.

Но то —во сне...

Как жаль, что всё — во сне.

Я просыпаюсь:

Синий воздух стынет,

плывут по Лене льдины,

как гусыни,

плывут на север птицы по весне.

 

 

Над городом повисли тучи.

В аллеях парка —

дыма просинь:

сгорает в золотистых кучах

с берёз поверженная

осень.

Река волной мостки качала.

И, отвернувшись от реки,

три лодки — словно сосунки —

приткнулись сбоку у причала.

 

Вопросы и задания

Вы прочитали два стихотворения Сергея Иоффе.

1. Предложите свои варианты названия первого и каждой части второго стихотворения. Ваши названия должны быть связаны с основным поэтическим образом лиричес­кого произведения.

2. Какие образы вы увидели в стихотворениях?

3.С помощью какого поэтического тропа создаётся образ ледохода?

4.Как соотносятся мир реальности и мир сна в первом сти­хотворении? Какие образы объединяют два мира? Как соз­даётся художественный образ ледохода? В рассуждениях используйте понятия «лирический герой», «пейзаж».

5.Подумайте и объясните, почему поэт даёт стихотворениям именно такие названия; «Ледоход» и «Акварели»?

 

***

Проникаю несуетным взглядом

в тотИркутск, где не будет меня...

С нестареющей церковью рядом

пробегают трамваи, звеня.

А над ней, в поднебесье взмывая,

как в былые, мои, времена,

мельтешит голубиная стая —

слава богу, сыта и вольна.

Поверну-ка незримо у рынка,

отдохну на подъёме крутом.

Прежде звали — Иерусалимка,

Парк культуры — назвали потом.

Нет в округе удобнее горок:

безмятежность, простор, высота.

Открывается прожитый город целиком —

от моста до моста.

Предугадываю перемены:

подросли дерева и дома, но душа, сердцевина —

нетленны, как нетленна природа сама.

Только я бы едва ли ответил,

в чём она, городская душа...

Этот звон, переменчивый ветер,

что балует, листву вороша,

купола, предзакатное солнце,

яркий блик на ангарской волне,

вековая резьба над оконцем —

всё, как было когда-то, при мне.

Знать, не страшно сокрыться в природе,

коли жил и томясь, и любя.

Ведь с уходом твоим не уходит то,

что в жизни превыше тебя.

Вопросы и задания

1. Попробуйте выразить словами своё первое впечатление от прочитанного.

2. После второго прочтения стихотворения докажите, что речь в нём идёт именно об Иркутске: перечислите приме­ты города, здания, особенности рельефа.

3.От имени кого ведётся повествование? О каком времени говорится в стихотворении? Можем ли мы говорить о на­стоящем и будущем времени, одновременно присутствую­щем в тексте? Подтвердите свою точку зрения с помощью цитат.

4.Поэт говорит о нетленности, вечности души города, но не берётся дать однозначный ответ на вопрос, «в чём она, го­родская душа...» Как вы думаете, возможен ли однознач­ный ответ на такой вопрос? С чем связывается мысль о вечности города в стихотворении?

5.Как соотносятся образы города и лирического героя? Про­читайте последний катрен. Можно ли считать вывод лири­ческого героя основой миропонимания автора? Докажите свою точку зрения толкованием всего стихотворения, опи­раясь на предшествующие размышления и используя ци­таты из текста (устно или письменно).

 

***

Бабье лето сгорело дотла.

В огороде пожухла ботва,

прихватило морозом цветы...

Ставни я затворил на болты,

и повесил на двери замок,

и шагнул из избы за порог.

Не поверив в измену, верна,

трое суток крепилась она,

трое суток хранила тепло...

А потом на дворе замело,

запуржило, и первый мороз

сквозь пустячные щели пронёс

в неприступную крепость,

в жильё, ледяное дыханье своё.

Печь озябла, промёрзли полы,

куржаком затянуло углы,

и со стен, ознобившись,

родня стылым взглядом корила меня...

Только я был далече уже —

на высоком, седьмом, этаже,

а с бесхлопотной той вышины

все напасти не очень страшны.

Без меня зимовала изба —

уж такая ей вышла судьба...

Я сюда возвратился весной,

распечатал замок навесной.

Двери настежь и ставни вразброс —

улетучься, исчезни, мороз!

Леденящая кончилась власть!..

Печь дымила, но вскоре взялась —

загудела голодной трубой,

закурилась дымком над избой...

Начались полюбовные дни.

Подобрели глаза у родни.

Отогрелась изба, отошла —

по ночам не теряет тепла.

Но глухою порой, иногда,

когда стынет над крышей звезда,

пробуждаюсь, и слышится мне

то ли вздох, толи стон в тишине.

Вопросы и задания

1.Как вы думаете, кто главный персонаж стихотворения: ли­рический герой или изба?

2.Почему мы можем говорить об избе как о человеке, назы­вая её персонажем?

3.Какой приём положен автором в основу стихотворения?

4.Найдите детали, свидетельствующие о том, что для лири­ческого героя изба является живым существом.

 

***

Пригляделся к байкальским красотам.

Попривык. Перестал замечать.

Что там горы в багульнике,

что там предосенней тайги позолота —

всё поблекло и стало мельчать.

Ну, скалы нависает громада.

Ну, тропа сквозь кедрач пролегла.

След медведя. Следы камнепада.

Эка невидаль! Так, мол, и надо.

Заурядные, в общем, дела.

Но пожаловал в гости однажды

человек из далёких краёв.

Словно путник, томящийся жаждой,

и к цветку, и к травиночке каждой

жадным взглядом приникнуть готов.

Языка поначалу лишился —

онемело качал головой...

Уезжая, обнял, прослезился

и тирадой в сердцах разразился

умилительной: «Боже ты мой!

Понимаете ли, где живёте?

Чем владеете, цените ли?..»

Теплоход, как и должно на флоте,

дал четыре гудка при отходе

и неспешно растаял вдали.

Я остался стоять на причале.

Как обычно, тугая волна била в брёвна.

И чайки кричали. Но — о, чудо! —

глаза не скучали, будто разом сошла пелена.

И опять я увидел впервые

и несчитанных птиц в вышине,

и Дабана гольцы снеговые,

и в воде облака кучевые —

в неживой, ниже дна, глубине.

На единой, на благостной ноте

пели травы, стрижи и шмели.

И донёс ветерок на подлёте:

«Понимаете ли, где живёте?

Чем владеете, цените ли?..»

Вопросы и задания

1. Ваша задача — дать собственное толкование стихотво­рения. Прежде чем выполнить эту задачу, составьте ци­татный план — основу своего рассуждения. В толковании стихотворения используйте понятия «лирический герой», «пейзаж», «деталь».

2. Вспомните ситуации, когда вам удавалось увидеть при­вычное «новым» взглядом. Напишите небольшой рассказ об этом.

Андрей Румянцев

Андрей Григорьевич Румянцев родился в 1938 году в деревне Шерашово в Бурятии. Автор многих поэтических сборников, кни­ги воспоминаний об А. Вампилове.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.